Егише Чаренц. Классик армянской литературы. Армянские писатели: список самых знаменитых и необычных «Золотой век» древнеармянской литературы. V век

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Выбор эксперта

Сегодня у читателей «СтоЛИЧНОСТИ» есть уникальная возможность проследить многовековую историю великой армянской литературы с помощью нескольких томиков, подобранных нашим экспертом Арменом Мартиросяном . По традиции рубрики «лучших книг» всего 10, но зато какие! Начать можно с поэмы Григора Нарекаци. Написанная более 1000 лет назад, она по праву признана шедевром мировой литературы и очень почитаема армянами. Далее выбраны произведения из более поздних эпох - великие имена XIX и XX вв. А завершить первое знакомство с армянской литературой А. Мартиросян предлагает новым романом молодого, но популярного в Армении писателя Грачья Сарибекяна.

Григор Нарекаци. «Книга скорбных песнопений»

О книге : лирико-мистическая поэма, переведённая на многие языки мира, впервые напечатана в 1673 г. в Марселе, до этого распространялась в рукописях.

Даниэл Варужан. «Языческие песни»

О книге : этот сборник стихов - предмет изучения многих поколений литературоведов.

Егише Чаренц. «Страна Наири»

О книге : сатирический роман о жизни армян в городе Карсе в 1915-1918 гг.

Паруйр Севак. «Да будет свет»

О книге : сборник стихов, сначала «забракованный» советскими цензорами, увидел свет в 1969 г.

Левон Хечоян. «Царь Аршак, евнух Драстамат»

О книге : исторический роман, где затрагивается тема геноцида армян, переведён на многие языки.





Историографы армянского народа тоже оставили множество трудов. Например, дивный и проницательный Агатангелос (что в переводе означает посланец добра), который по приказу могущественного и храброго царя Трдата рассказал об обстоятельствах и событиях, имевших место у армян благодаря исповеднику христову святому Григору Партеву, о действиях знамений и вымыслов, о чудодействии, о причинах просвещения нашей страны армянской и завершил [свой труд] прекрасным и лучезарным повествованием. Вслед за ним богатейший знаниями, многомудрый среди других [историков] святой муж божий Мовсес Хоренаци изложил историю Армении наимудрейшим и достохвальным слогом. Начав с краткого повествования, полного пространных мыслей о первом человеке, [рассказывает] он о событиях, делах и поступках многих народов, доводит до дней Трдата и святого Григора, а оттуда - до кончины армянского патриарха святого Саака и плача по стране нашей армянской, и на том кончает. После него святой Егишэ рассказывает о подвиге внука святого Саака, Вардана, и сподвижников его, которые, уповая на Христа, пожертвовали собою и были увенчаны Христом; воспевает доблестную гибель святых Иовсепа и его сподвижников, согласие уповающих на Христа армянских нахараров на добровольное заключение у царя [персидского], страдания и мученичество святых Хорена и Абраама, о которых так достоверно рассказывает сей дивный муж. Затем велеречивый Лазар Парпеци начинает со времени святого Саака и рассказывает в том же духе. А после него - Фавстос Бузанд, который повествует о том, что произошло между страной нашей армянской и персами и из-за них с нами. И повествуемое об Ираклии епископом Себеосом. И «История» дивного мужа Корюна. И Хосров. И «История» иерея Гевонда о том, что сделали Магомет и его наместники со всеми странами, и особенно с нашим народом армянским. И вардапет Товма, историограф дома Арцрунидов. И Шапух Багратуни. И владыка Иованнес, католикос армян. И Мовсес Каганкатваци, историограф Агванка. И епиокоп урфинский Ухтанес, который описал отделение грузин от армян через Кюриона. И вардапет Степанос, по прозвищу Асохик. И вардапет Аристакес, прозванный Ластивертци. И иерей монастырский Матеос Урхаеци. И Самуэл, священник Анийского собора. И затем - проницательный и мудрый вардапет, прозванный Ванаканом.

V век

Страница рукописи «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци

Езник Кохбаци (писал в 440-х годах) - богослов, автор «Книги опровержений» (о добре и зле).

Мамбре Верцанох (первая половина V века) - церковный деятель, автор трактатов

Степанос Сюнеци (середина V века) - поэт

Фавстос Бузанд (писал в 470-х годах) - историк, автор «Истории Армении»

Мовсес Хоренаци (около 410 - около 490) - историк, автор «Истории Армении»

Агатангелос (V век) - историк, автор «Истории Армении»

Лазар Парпеци (около 442 - около 510) - историк, автор «Истории Армении»

VI век

Давид Анахт - философ-неоплатоник

VII век

Мозаика с армянскими надписями, VI -VII века

Давтак Кертог - поэт-лирик

Григор Грзик - гимнограф

Ашот Багратуни - гимнограф

VIII век

Степанос Сюнеци - церковный деятель, гимнограф

Саакдухт - гимнограф

Хосровидухт - гимнограф

IX век

Страница из «Лазаревского Евангелия», 887 год

Амам Аревелци - религиозно-политический деятель, автор трактата «Вопрошения о ответы», духовных гимнов

Аноним - «История св. патриарха Саака и вардапета Маштоца»

Степанос Апаранци - гимнограф

Анонимный Гимнограф - гимнограф

X век

Рукпоись 989 года

Мовсес Дасхуранци - историк, продолжитель «Истории Агванка»

Аноним Арцруни - историк

XI век

Матеос Урхаеци (вторая половина XI века - 1144) - историк, автор «Хронографии»

Григор Магистрос (около 990-1058/59)- писатель

Ованес Саркаваг (1045/50-1129) - церковный деятель, поэт

Акоп Санахнеци (дата рожд. неизв. - 1085) - историк, автор «Хронографии»

Вардан Анеци - поэт

XII век

Нерсес Шнорали (около 1100-1173) - церковный деятель, поэт, автор поэмы «Элегия на взятие Едессы»

Нерсес Ламбронаци (1153-1198) - поэт

Самуел Анеци (около 1100/05-1185/90) - историк, автор «Летописи»

Мхитар Анеци (вторая половина XII века) - историк, автор «Истории»

Григор Ерец - историк

Вардан Айказн - поэт

Григор Марашеци - поэт

Хачатур - поэт

XIII век

Костандин Ерзнкаци. «Песня чистой любви»:

Ты - цветок, чьи лепестки горят.

Я вдали вдыхаю аромат.

Но шипы между тобой и мной:

Не сорвать мне розы неземной…

Ованнес Тавушеци - историк

Фрик - поэт

Вардан Айгекци - баснописец

Костандин Ерзнкаци - поэт

Ованес Ерзнкаци - церковный деятель, поэт

Ованес Аркаехбайр - поэт

Хачатур Кечареци - поэт

XIV век

Ованес Тлкуранци. «Не убей меня любовью»:

Как бабочка, опален я огнем,

Ты солнечный лик, пылаящий днем.

Когда остаюсь с тобой вдовем,

Дрожу, и смятенье в сердце моем.

Любовь, не убей меня,

Не будь палачом!

Григор Татеваци - философ и богослов

Ованес Воротнеци - философ и богослов

Ованес Тлкуранци - поэт[

Аноним Сюнеци - поэт

Киракос Ерзнкаци - поэт

XV век

Мкртич Нагаш. «Суета мира»:

О братья, в мире все дела - сон и обман!

Где господа, князья, цари, султан и хан?

Строй крепость, город, иль дворец, иль бранный стан -

Все ж будет под землей приют навеки дан.

Разумен будь, Нагаш, презри грехов дурман,

Не верь, что сбережешь добро: оно - туман;

Стрелами полный, смерть для всех несет колчан,

Всем будет под землей приют навеки дан.

Мкртич Нагаш - поэт

Григор Хлатеци - поэт

Аракел Багишеци - гимнограф

Григор Арцкеци - гимнограф

Ованес Манук Хлатеци - гусан

Абраам Анкюраци - гимнограф

Акоп Нетраренц - поэт

XVI век

Наапет Кучак. «Идя близ церкви…»:

Идя близ церкви, видел я у гроба ряд зажженных свеч:

То юношу во гроб любовь заставила до срока лечь.

Шептали свечи, воск струя, и грустную я слышал речь:

«Он от любви страдал, а нам - должно то пламя сердце сжечь!»

Наапет Кучак - поэт

Ованисик Цареци - историк

Григорис Ахтамарци - поэт

Акоп Тохатци - гимнограф

Овасап Себастаци - поэт

Мартирос Харасанци - поэт

Минас Тохатци - поэт

Мартирос Харбердци - гимнограф

Закария Гнунеци - гимнограф

Симеон Апаранци - историк, поэт

Тадеос Себастаци - поэт

Карапет Багишеци - гимнограф

Степанос Тохатци - поэт

Вртанес Срнкеци - поэт

XVII век

Нагаш Овнатан. «Моя возлюбленная»:

Осень. Листья дерев желты.

Увядают в садах цветы.

Разве клятвы твои пусты?

Не любишь ты?

Мучаюсь я, фиалка моя, песнь соловья!

Поразил меня образ твой.

Рядом сядь. Говори со мной.

Слух радуй мой.

Радуюсь я, роза моя, песнь соловья!

Акоп Карнеци - историк

Вардан Багишеци - историк

Давид Багишеци - историк

Ованес Каменци - историк

Хачатур Кафаеци - историк

Симеон Джугаеци - философ

Вардан Багишеци - церковный деятель

Вардан Кафаци - гимнограф

Мартирос Кримеци - историк, гимнограф

Нерсес Мокаци - гимнограф

Давид Саладзорци - гимнограф

Акоп Арцкеци - поэт

Аствацатур - поэт

Давид Гегамеци - поэт

Казар Себастаци - поэт

Коса Ерец - поэт

Мартирос Харбердци - поэт

Мурад Хикар - поэт

Нагаш Овнатан - поэт

Ованес Маквеци - поэт

Парсам Тагасац - поэт

Симеон Кафаеци - поэт-пандухт

Степанос Даштеци - поэт

Хаспек Хачатур - поэт

Хачгруз Кафаеци - историк, поэт

XVIII век

Багдасар Дпир. «Не плачь, соловей!»:

…Ты, улетая на срок, к розе вернешься опять.

День возвращенья далек, всё же он должен настать.

Я ж навсегда одинок, мне милой не увидать.

Слез понапрасну не лей, не плачь, печальная птица, -

Зря ты грустишь, соловей, зря ты клянешь весь свет.

Много на свете роз, и каждой прекрасен цвет,

А схожей с милой моей красавицы в мире нет.

Слез горючих не лей, не плачь, печальная птица, -

Твоя беда, соловей, с моей бедой не сравнится!

Акоп Симонян - историк

Акоп Аюбян - историк

Мартирос ди Аракел - историк

Степанос Ерец - историк

Мовсес Баграмян - публицист

Ованес Джугаеци Мргуз - философ

Акоп Нагаш - поэт

Багдасар Дпир - поэт

Геворг Хубов - поэт

Григор Ошаканци - поэт

Ованес Карнеци - поэт

Петрос Капанци - поэт

Петрос Нахиджеванци - поэт

Саркис Апучехци - гимнограф

Саят-Нова - поэт

Тадевос Согинянц - поэт

Шамчи Мелко - поэт

Выбор эксперта Сегодня у читателей «СтоЛИЧНОСТИ» есть уникальная возможность проследить многовековую историю великой армянской литературы с помощью нескольких томиков, подобранных нашим экспертом Арменом Мартиросяном. По традиции рубрики «лучших книг» всего 10, но зато какие! Начать можно с поэмы Григора Нарекаци. Написанная более 1000 лет назад, она по праву признана шедевром мировой литературы и очень почитаема армянами. Далее выбраны произведения из более поздних эпох - великие имена XIX и XX вв. А завершить первое знакомство с армянской литературой А. Мартиросян предлагает новым романом молодого, но популярного в Армении писателя Грачья Сарибекяна. Григор Нарекаци. «Книга скорбных песнопений» Об авторе: поэт, философ, монах, мистик и богослов (ок. 951-1003). О книге: лирико-мистическая поэма, переведённая на многие языки мира, впервые напечатана в 1673 г. в Марселе, до этого распространялась в рукописях. Хачатур Абовян. «Раны Армении» Об авторе: писатель, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, педагог, этнограф (1809-1848). О книге: первый армянский роман на разговорном языке, посвящён Русско-персидской войне. Даниэл Варужан. «Языческие песни» Об авторе: поэт (1884-1915), родился в крестьянской семье в Западной Армении, образование получал в Венеции. О книге: этот сборник стихов - предмет изучения многих поколений литературоведов. Мисак Мецаренц. «Стихи» Об авторе: поэт (1886-1908). О книге: известен как своими любовно-лирическими стихами, так и патриотическими произведениями о судьбе армянского народа, изнывавшего под султанским игом. Егише Чаренц. «Страна Наири» Об авторе: выдающийся поэт, прозаик и переводчик, классик армянской литературы (1897-1937), учился в Москве. О книге: сатирический роман о жизни армян в городе Карсе в 1915-1918 гг. Аксель Бакунц. «Сеятели чёрных пашен» Об авторе: писатель-прозаик, киносценарист, переводчик и активист (1899-1937), расстрелян по обвинению в антисоветчине, спустя 18 лет реабилитирован. О книге: сборник новелл, посвящённых событиям революции и Гражданской войны. Паруйр Севак. «Да будет свет» Об авторе: поэт и литературовед, доктор филологиче­ских наук, лауреат Государственной премии Армян­ской ССР (1924-1971). О книге: сборник стихов, сначала «забракованный» советскими цензорами, увидел свет в 1969 г. Грант Матевосян. «Начало» Об авторе: армянский советский писатель, автор повестей, рассказов и киносценариев (1935-2002), окончил исторический факультет Армянского пединститута и Высшие сценарные курсы в Москве. О книге: рассказ - история взросления героя. Левон Хечоян. «Царь Аршак, евнух Драстамат» Об авторе: писатель, родился в 1955 г., живёт и работает в Армении, с 1994 г. печатается в московской периодике. О книге: исторический роман, где затрагивается тема геноцида армян, переведён на многие языки. Грачья Сарибекян. «Солнце близнецов» Об авторе: молодой лингвист и популярный журналист, печатается с 2003 г., но уже стал лауреатом множества национальных премий. О книге: роман о маленьком мальчике, разыскивающем своего отца. Читайте

Судьба армянской литературы обусловлена своеобразием истории армянского народа на протяжении более чем двух тысяч лет. Оказавшись на скрещении магистральных дорог между Востоком и Западом Армения с древних времен была «яблоком раздора».Могучие государства Азии и Европы, совершая завоевательные походы, стремились завладеть ею как важным стратегическим плацдармом.

Борьба против чужеземных завоевателей сплачивала все племена армянского нагорья, и уже примерно в III веке до нашей эры сложилась единая народность, говорившая на армянском языке.

Долгое время армянский нард находился под игом персидских завоевателей. После выхода из-под ига персидских Ахменидов армяне пережили нашествие А.Македонского, вели упорную борьбу с господством Селевкидов, отстаивали свою независимость от Сасанидов и пережили двух вековое иго арабских поработителей. Арабов сменили сельджуки, затем более трехсот лет они томились под игом монгольских завоевателей.

На протяжении последующих веков на армянских землях шли непрерывные войны между Ираном и Османской империей. Наконец, истерзанную страну поделили между собой эти государства. Так и в начале XVII века образовались Восточная - под властью Ирана и Западная Армения - под властью Османской империи. Угроза польского исчезновения Армении с карты мира возникла неоднократно.

Во время нашествий в надежде мира и спокойствия начались массовое бегство армян в другие страны:

на север - в Крым, в пределы Российской империи,

на восток - в Индию - Калькутта, Мадрас,

на запад - на берег Средиземного моря, в Ливан, Грецию, стран Западной Европы.

Возникновение армянской письменной литературы датируется началом V века, когда был изобретен национальный алфавит, основоположником которого был армянский монах Месроп Мештоц. Литература, существовавшая на армянском языке раньше того времени, не дошла до нас. Она по- видимому погибла при обращении армян в христианство.

Первые книги, на национальном алфавите были посвящены исторической прозы армянской литературы. Это труды Мовсеса Хоренаци, Павстоса Бюзанде, Лазаря Парбеци.

Особое значение литературного наследия заключается в первую очередь, она прославляла идеи национального возрождения. Именно эти идеи составляли лейтмотив прогрессивного течения армянской письменной литературы и фольклора на протяжении многих веков.

В 886 году восстановлением национальной независимости возникли благоприятные условия для подъема культуры и искусства.

Ярким выражением поворота в армянской письменной литературе явилось творчество Григора Нарекаци, который впервые ввел в армянскую поэзию образ земного человека, с его реальным мироощущением.

Он перешагнул рамки церковной поэзии, пошёл навстречу живой жизни, впервые в армянской письменной поэзии прозвучали народные мелодии, мотивы человеческой радости и печали.

IX-X века в истории армянской литературы называется «эпохой раннего армянского возрождения». Именно в этот период в армянскую литературу проникает современная разговорная речь - «ашхарабар» потеснив «грабар» - древнеармянский церковный язык.

В XIII-XVII века армянская литература делает новые шаги. В эту эпоху возникает и развивается своеобразная форма армянской поэзии - творчество ашугов, вступивших в качестве и певцов-сказителей и композиторов. Основной темой ашугской поэзии была пандухтская тема - тема беженцов.

Вершиной армянской поэзии на этой эпохе (средневековья) было творчество Саята Новы. Он обогатил армянскую поэзию новыми мотивами, расширил и углубил её общечеловеческое звучание, умножил эмоциональную силу, воздействие её на человека.

Эпоха «новой армянской литературы» начинается с последней четверти XVIII века, охватывает весь XIX век и начало XX века. Именно в этот исторический период характеризуется бурным ростом за рубежом армянских культурно-просветительских учреждений - школ, типографии, журналов, благотворительных обществ.

Это обстоятельство накладывало определенный отпечаток на развитие армянской общественной мысли и благоприятствовало росту в литературе демократических тенденций. В 40-80 годах XIXвека были переведены в армянский язык и изданы произведения Пушкина, Шекспира, Гёте, Байрона, Крылова и многих других писателей. Однако достижения национальной художественной мысли оставались в основном в узком кругу образованных армян Москвы, Петербурга, Мадраса, Калькутты, Марселя, Бейрута, Рио де-Жанейро и других культурных центров.

В письменной литературе пока господствовал малодоступный для широких читательских кругов «грабар» - древнеармянский церковный язык.

Становление и развитие армянского литературного языка встретило на своем пути много трудностей. Помимо упорного противодействия консервативной верхушки духовенства и иных элементов, на пути формирования нового литературного языка стоял ряд объективных трудностей. Большую роль в решении этих вопросов сыграл прогрессивный журнал «Юсисапайл» - «Северное сияние», редактором которого был талантливый поэт и учёный М.Налбандян.

Создание нового литературного практически решалось с творчеством выдающегося писателя Хачатура Абовяна. Х.Абовян писал на диалекте араратской долины, откуда он был родом. Этот диалект затем и лег на основу литературного языка Армении. Роль Абовяна как родоначальника нового этапа развития национальной культуры определилась появлением его романа «Раны Армении».Сохранив все окраски и мелодии многовековой духовной культуры армянского народа этот роман представляло собой новое слово в развитии армянской художественной литературы. В романе Х.Абовяна мы слышим голос и страстного проповедника и нежного лирика, и острого сатирика, и занимательного рассказчика. В нем были изображены новые реалистические образы, выхваченные из потока жизни. Роман «Раны Армении» сразу же с появлением завоевал общенациональное признание. Армянская печать в разных конах мира с воодушевлением заговорила о нем.

Х.Абовян оставил неизгладимый след в истории армянской литературной и духовной жизни. Найденные им приемы повествования - экскурсы в прошлое, обрисовка героев красками народных эпических сказаний, ашугская манера лирического обращения к читателю, вместе с тем упругое и многопластовое построение сюжета повествования, своеобразное переплетение реализма и романтизма.

Именно в этот период развития в армянской литературе формировался новый литературный вид - драматургия, в развитии которой с своим творчеством большую роль сыграл Г.Сундукян. Он очень красочно изображал противоречия действительности в драматических произведениях «Пепо», «Разбитый дом», «Ещё одна жертва», «Хачбала»и другие.

В XX веке армянская литература развивается под влиянием русской литературы. Появляется жанр романистики, повести, ряд поэтических направлений. В 20-30 годы XX века один за другим начинают выходит в свет литературно-художественные и общественно-политические журналы:

«Норк» (Новь) -1922г

«Дробноц» (Кузница)- 1923г

«Мурч» (Молот)- 1923г

«Гракай диркерум» (На литературном пути)- 1934

«Верацнунд» - (Возрождение)- 1934

В эти годы очень плодотворно работали такие поэты, как Егише Чаренц, Азат Вштуни, Гурген Мари, Атабек Хнкоян, писатели Ширванзаде, Нар-Дос, Д.Демирчян, Ованес Туманян, Наири Зарьян, Аветик Исаакян и многие другие.

Параллельно с письменной литературой развивалось устное народное творчество. На протяжении многих веков был создан богатейший фольклор во всех жанрах: легенды, предания, сказки, притчи, сказы, эпические песни, пословицы и поговорки.

Венцом устного творчества является героический эпос «Давид Сасунский», вобравший в себя наилучшие элементы творений народного гения. Он стоит в ряду выдающихся эпических памятников мирового фольклора.

Армянский эпос сказывается нараспев, ритмической речью, некоторые же эпизоды, созданные рифмованными стихами, поются.

Хотя историческим ядром эпоса являются события середины IX века, а сложения эпоса относится к IX-XIII веков, это монументальное произведения - своеобразная летопись, многовековой героической освободительной борьбы армянского народа. Эпос передавался изустно из поколения в поколение и дошел до наших дней. В нем ярко воплотились подлинно народные идеи и устремления, свободолюбие и патриотизм, мужества и отвага, непоколебимая вера народа в счастливое будущее, его глубокая убежденность в победе добра и справедливости.

Владели особыми «жреческими письменами», на основе которых создавались «храмовые книги» и летописи. Авторы первых источников, также как и археологические артефакты, свидетельствуют о наличии у армян письменности на основе персидского и греческого языков уже во II веке до н. э..

Летописец, ученый Мовсес Хоренаци сообщает о жреце Олюмпе, историке, жившем примерно в I-II вв. и создавшем «Храмовые истории», однако, неизвестно, на каком именно языке был написан этот труд. В III веке сирийский ученый Вардесан перевел его на сирийский и греческий языки, благодаря чему, вероятно, ему приписывается авторство «Истории Армении». К сожалению, ни одна из этих памятных рукописей не сохранилась. В то же время, согласно свидетельствам Плутарха, литература в Армении создавалась на других языках, в частности – греческом, на котором в I веке до н. э. царь Великой Армении Артавазд II писал драмы.

Фольклор

Богатая устная литература в Армении развивалась задолго до формирования письменности и была тесно связана с мифологией. Древнеармянские легенды и эпические песни зафиксированы уже в V столетии. Древнейшие из них - мифические сказания о легендарном прародителе армян Айке, Ара Прекрасном и Ваагне. В основе эпоса об Айке лежит идея борьбы против тирании, воплощенной в образе титана-полубога Бэла – правителя Вавилона.

ПРЕДЫСТОРИЯ

До V в. н. э. в Великой Армении в качестве официальной письменности использовались греческий, сирийский и древнеперсидский алфавиты.

На протяжении столетия после принятия христианства армяне использовали греческую и сирийскую основы Библии и других религиозных книг. В 404 г., по инициативе ученого-лингвиста, педагога и литератора Месропа Маштоца в Армению из Северной Месопотамии были доставлены так называемые «данииловы письмена» с целью перевода Священного Писания и богослужебных текстов. Через некоторое время оказалось, что этот алфавит не способен приладиться к армянской речи, и в этом смысле неполноценен. В 406 году, после однолетней экспедиции в Северную Месопотамию, Месроп Маштоц создал уникальный армянский алфавит, который используется армянами – почти без реформирования - вот уже более 1600 лет.

Литературный язык в Армении V-XI вв. называется грабар, то есть «письменный». Язык XII-XVI вв.- среднеармянский литературный язык, а с XVII века начал формироваться новоармянский литературный язык - ашхарабар.

Литература V-IX веков

Созревшая к V в. армянская литература довольно быстро стала развиваться как оригинальная и многожанровая, о чем свидетельствуют сохранившиеся литературные памятники. Для раннесредневековой эпохи характерны произведения как светского, так и религиозного содержания (трактаты, речи). Доминирует историография или жанр исторической прозы, которой свойственны масштабность и широкое освещение реалий, рассмотрение истории Армении параллельно с историей других народов и государств, благодаря чему эти труды приобретают особую ценность и выходят за рамки национального значения.

Хронологически первым литературным памятником исторической прозы считается «Житие Маштоца » Корюна, написанное в 440-х годах. Знаменательна также «История обращения армян» Агатангелоса, которая повествует о событиях начала IV века и посвящена принятию Арменией христианства как государственной религии. Эта работа оказала огромное влияние на историческую и художественную литературу последующих веков. Ко второй половине V столетия относится труд «О Вардане и войне армянской» Егише, посвященный антиперсидскому восстанию армян в 449-451 гг. Помимо достоверности фактов в книге, как источника, она сыграла исключительную роль в становлении жанра исторической прозы и развитии армянского художественного мышления. Характерны также тексты Фавстоса, где впервые в армянской литературе отмечается сатирическое изображение отрицательных персонажей, и которые, к тому же, имеют значительную эпическую ценность.

Вершиной армянской литературы эпохи ее становления является труд «История Армении» Мовсеса Хоренаци. Он первым среди армянских авторов изложил полномасштабную историю Армении с древнейших времен. Труд написан в 480 годах и насыщен глубоким чувством национального самосознания.

Древнеармянская литература тесно связана с церковью и искусством богословия. Ценнейшим памятником этого направления V столетия является работа Езника Кохбаци «Опровержение лжеучений» - один из шедевров древнеармянской литературы, созданный между 441-449 гг. А в конце века католикос Иоанн Мандакуни пишет «Речи», содержащие неоценимые сведения об общественно-культурных представлениях и устоях того времени.

Развитие армянской литературы дает начало также искусству поэзии, разумеется - в основном, с религиозным окрасом (духовные гимны и оды), что характерно для периода зарождения всех христианских культур. Наиболее видными представителями творчества шаракан (древнейших духовных стихов Армении) становятся Месроп Маштоц, Иоанн Мандакуни, Степанос Сюнеци и другие, творчество которых ложится в основу армянской поэзии следующих поколений.

В том же - V веке берет начало и древнеармянская переводная литература. Благодаря переводам, представители разных профессий, в частности, науки, обретают возможность обмениваться опытом и сведениями, письменные памятники которых в настоящее время утрачены.

В VI веке наблюдается некоторый спад в развитии исторической прозы. Наиболее примечательным из всех трудов являются «Хронография» Атанаса Таронаци, также – Петроса Сюнеци, приверженца традиций церковной поэзии. Взамен традициям приходит философия. Так Давид Анахт, обучавшийся в Афинах и Александрии и получивший прозвище «Непобедимый» благодаря победам в философских спорах, в своей работе «Определения философии» затрагивает широкий круг вопросов о человеке, природе и познании мира.

В VII веке отмечается развитие художественной литературы. Конец столетия ознаменован знаменитой элегией поэта-лирика Давтага Кертога «Плач на смерть великого князя Дживаншира». Это первое произведение древнеармянской светской поэзии, представляющее собой акростих из 36 строк по числу букв в армянском алфавите. А капитальный исторический труд Себеоса «Истории императора Иракла» возрождает традиции армянской историографии.

В период до IX века наблюдается расцвет полемической прозы и церковной поэзии. В догматической литературе важное место занимает сборник «Корень веры», созданный в 620 годах Иоанном Майраванеци. В него вошли антихалкидонистские произведения и религиозные песни. Неоценимое наследие из множества сочинений в разных областях науки и философии оставил Анания Ширакаци.

В ту же эпоху VI-IX вв. формируется жанр жития, выступая в своих классических формах. В Мученичествах Йездибузида, Давида Двинеци, Амазаспа и Саака заметна тенденция к абстрактному и риторическому повествовательному стилю.

Наиболее значимый исторический труд VIII века - «История Халифов» Гевонда, завершен около 790 г. Историографические труды этого периода являются важными источниками для изучения истории как собственно Армении, так и сопредельных стран и регионов.

Духовную лирику поднимают на новый уровень Саак Дзорапореци, Иоанн Одзнеци и другие поэты VIII века, среди которых встречаются также женщины - Саакдухт, Хосровидухт. Последняя - автор стихотворения, посвящённого князю Ваану Гохтнеци.

В конце IX-начале X веков Товма Арцруни создает свою знаменитую «Историю дома Арцруни», где развернута история самой Армении.

X-XII вв.

Начиная с X века, армянская литература переживает новый подъём, обусловленный политическими, экономическими и общественными изменениями в Армении, в первую очередь - восстановлением Армянского царства. Армянские цари Багратиды покровительствовали развитию культуры, в том числе - письменной. Наряду с исторической прозой, которая на протяжении раннего средневековья являлась основным жанром литературы, своё стойкое место занимает новое поэтическое слово. Древние литературные жанры ощутимо обновляются с точки зрения форм, содержания и направлений. Декларируются гуманистические идеи. Период от X до XIV вв. историки и культуроведы часто называют Армянским возрождением.

Подъём поэзии, в первую очередь, ознаменован произведениями Григора Нарекаци. С его творчеством зарождается тема любви и природы в армянской лирике. Он окончательно отделяет светскую поэзию от богословских текстов. В 1002 году Нарекаци завершает свою знаменитую поэму «Книга скорбных песнопений», которая входит в число шедевров мировой средневековой литературы. Под его влиянием развивается поэзия Вардана Анеции целой плеяды поэтов, таких как Григор Магистрос, усовершенствовавший метрику и обогативший армянскую литературу эпистолярным жанром.

На рубеже X-XI веков, в эпоху усиления Армянского царства Багратидов, в армянской исторической литературе отмечаются тенденции создания новой - после Хоренаци - всеобщей истории Армении и соседних регионов.

XI-XII вв. ознаменовались расцветом армянской житейской литературы. Примечательна «История святого Нерсеса Партева, армянского патриарха» написанная Месропом Вайоцдзореци в 967 году.

Начиная с XII века на смену грабару - древнеармянскому литературному языку, приходит среднеармянский литературный язык.

Новым словом - как с точки зрения общего содержания, так и поэтической формы - становится творчество Нерсеса Шнорали, крупнейшего поэта своего времени, автора множества стихов и основателя жанра армянской эпоса. В 1145 году Шнорали пишет поэму «Элегия на взятие Эдессы», ставшую одной из первых произведений политической литературы в Армении. В 1149 году также Григор Марашеци, под влиянием творчества Нарекаци, создает поэму «Плач», посвященную взятию Мараша сельджуками.

Трудно переоценить влияние на развитие культуры той эпохи творчества Мхитара Гоша – баснописца, одного из родоначальников армянской художественной и светской прозы. Кроме его фундаментального канонического собрания «Судебник», сохранились также 190 уникальных басен.

XIII-XVI вв.

В Армении, как и во всем мире, XIII век отличается бурным расцветом светской литературы. Наряду с расцветом любовной лирики все больше внимания уделяется социальным вопросов, выраженным в описании чувств и интересов простого народа.

В творчестве Фрика, оставившего около 50 поэтических произведений, ключевое место занимает художественное отражение монгольского ига и проблема социального неравенства. Лирика Костандина Ерзнкаци прославляет жизнь, пробуждение весны в природе, любовь и человека.

Одной из вершин средневековой армянской поэзии являются айрены - четверостишия (иногда - пятистишия), как правило, со сквозной рифмой. Чаще всего темой для айренов служат любовь и разлука.

В историографии XIII века особое место занимает «История Армении» Киракоса Гандзакеци. Труд написан между 1241-1266гг. и охватывает тысячелетний период. В 1270-х заканчивает свою «Летопись» Смбат Спарапет, изложив исторические события в Армении и Киликии , начиная с середины X в. Ярким представителем армянской письменности XIII столетия является Ованнес Тавушеци – историк и богослов, ученик Мхитара Гоша, автор эротематического (в виде вопросов и ответов) энциклопедического сборника, повествующего об истории армянской культуры до XIII века.

Творчество Ованеса Тлкуранци, воспевающего женскую красоту и природу, оставило заметный след в литературе XIV века, как и сочинения Тертера Ереванци – автора поэмы «Спор винограда, вина и мудреца» с театральными элементами, созданного на основе народных преданий.

Наиболее крупным из трудов трудом жанра армянской историографии XV века является «История Тимура и его преемников» Товма Мецопеци(завершил в 1440 г.) Акоп Нетраренц, Григор Арцкеци развивают традиции гимнографии. Процветают также жанры жития и мученичеств.

XVI век не уступал предыдущему в разнообразии литературных направлений. Среди историографических работ примечательна безымянная хроника Ованнисика Цареци, содержащая важные сведения о событиях в период между 1572 и 1600 гг., свидетелем которых был он сам. Наиболее яркими представителями поэзии стали Григорис Ахтамарци, Овасап Себастаци, Акоп Тохатци, Минас Тохатци, Тадеос Себастаци. Любовная лирика достигает своих вершин в стихах Наапета Кучака, традиционно относящиеся к айренам. Появляются ипервые сатирические стихотворения.

Крупнейшим культурным достижением эпохи становится армянское книгопечатание.

Новое время, XVII-XVIII века

В XVII веке намечаются признаки некоторого культурного упадка и попыток его преодоления. Вплоть до следующего столетия лидирующей литературой остается лирика, которая развивается по трем основным направлениям: светское произведение тагов, религиозно-патриотическая поэзия, народные песни гусанов. Своими характерными чертами они фундаментально не разделялись друг от друга, часто представляясь как взаимные литературные влиянияна фоне единого художественного мышления.

Жанр историографии тоже дает свои плоды в XVII веке. Создаются значительные исторические труды, такие как «История» Аракела Даврижеци (завершил в 1662 г.), «Хроника» Закарии Канакерци, «Хронография» Григора Даранагеци (написан между 1634-1640). Примечательна историческая поэма Мартироса Крымеци «Порядок и даты армянских царей».

Тогда же сформировался отдельный вид исторической хронографии- путевые заметки, в чем особенно отличились Закарий Агулеци, Еремия Кеомурчян, Минас Амдеци.

В рукописях XVII-XVIII веков сохранились и некоторые драматические произведения, старейшая из которых - первая армянская пьеса «Гибель святой Рипсимэ», которая была поставлена в армянской католической школе Львова в 1668 г.

XIX век

Основным направлением армянской литературы конца XVIII-начала XIX веков становится классицизм. Его известные представители: философ, гуманист, духовный лидер армянской общины в Венеции Хачатур Эрзрумци (арм.) русск.; публицист, драматург, актер, основатель армянского театра в Измире Саркис Ванандеци; армяновед, лингвист, педагог, автор героических поэм Арсен Багратуни (арм.) русск.; филолог, член братства мхитаристов, переводчик Гомера и Плутарха с оригинала на армянский язык Егия Товмачян; теоретик классицизма Петрос Минасян и другие деятели культуры пробуждали человеческое и национальное самосознание, делали значительный акцент на идее освобождения Армении от иноземного ига.

Грабар - древнеармянский язык, уже не был доступен для широких кругов читателей, а литературу на понятном для простого народа языке представляла в основном ашугская поэзия. Она получила особую популярность уже в первой половине XIX столетия.

С 1820-х в армянской литературе начинается борьба между сторонниками использования древнеармянского и новоармянского языков в качестве основного - так называемый грапайкар (битва за письменность). Среди главных идеологов новоармянского литературного языка следует отметить поэта, общественного деятеля Арутюна Аламдаряна и педагога, антиклерикала и приверженца буржуазного воспитания Месропа Тагиадяна. Армянские писатели в поисках литературной модели и идеалов смотрели в сторону Европы.

Дорогу армянской новой литературе в XIX в. проложил Хачатур Абовян, написав роман на западно-армянском языке - «Раны Армении» (1841-1843, изд., 1858), где рассказываетсяо том, как на территории Восточной Армении велись войны между Персией и Россией. Роман становится аналогом выражения социальных и политических устремлений армян. С именем Абовяна связано утверждение прогрессивного романтизма в литературе Армении, который пережил новое развитие во второй половинеXIX века, когда прогрессивная армянская интеллигенция сгруппировалась вокруг журнала «Юсисапайл» («Северное сияние»), издававшегося в Москве.

Основоположником армянской реалистической драматургии считается Габриел Сундукян («Пэпо», пост. 1871, изд. 1876). Его творчество оказало значительное влияние на дальнейшее развитие национального театра.

Романисты Раффи, Церенц, публицист и редактор газеты «Мшак» (Труженик) ГригорАрцруни становятся главными выразителями идей национально-освободительной борьбы 1870-1880-гг.Самый известный из них, Раффи – автор романов «Хент» (1880), «Кайцер» (1878, опубл. т. 1-3, 1883-1890), призывал к борьбе за освобождение от османского ига путем вооруженного восстания, в надежде на помощь Российской Империи. А его романы «Давид-бек», (1881-1882) и «Самвел», (1886) сыграли важнейшую роль в развитии национальной прозы, в частности - исторического романа.

Ведущим направлением армянской литературы 1880-1890-гг. становится критический реализм. Крупнейшие прозаики времени - Нар-Дос, Мурацан, Григор Зохраби Александр Ширванзаде, который в романе «Хаос» как и в лучших своих драматургических произведенияхкасается процессов утверждения буржуазных отношений в Закавказье.

Синтезом традиций армянской литературы эпохи становится творчество Ованеса Туманяна.Он создал ряд реалистических поэм («Ануш», опубл. 1892, и т. д.), где посредством совершенного слога отразил картины родной природы, показал быт народа, социальные противоречия и высказался о необходимости национально-освободительной борьбы. Перу Туманяна принадлежит одна из лучших обработок армянского эпоса «Давид Сасунский» (1902), а также многочисленные сказки.

Крупнейшим поэтом конца XIX и первой половины XX вв. является Аветик Исаакян, в произведениях которого отражается трагическая судьба армянского народа, индивидуалистическая борьба человека-одиночки и протест против царизма и деспотизма. Не менее значительны его лирические стихи, рассказы и мемуары.

XX век

В армянской поэзии начала XX века особое место занимает Ваан Терьян– его первый сборник стихов «Грёзы сумерек» (1908) сразу приобретает большую популярность и хорошие отзывы от таких мэтров литературы, как Туманян и Исаакян. В 1915 г. он пишет патриотический сборник об Армении «Страна Наири». Творчество талантливого поэта прерывается ранней кончиной, как и у наиболее крупных писателей в Западной Армении того же периода - Мисака Мецаренца, а также - погибших во время геноцида армян в Османской Турции Даниела Варужана, Сиаманто и Рубена Севака. Сохранившиеся издания и рукописи свидетельствуют о том, что оставаясь верными традициям армянской классической литературы, они в той или иной степени испытали влияние западноевропейского и особенно французского символизма.

В конце 1920 г. в Армении была установлена советская власть. Это привело к обострению идейно-политической борьбы, что не могло не отразиться на литературе и культуре в целом. Ярчайший представитель эпохи – поэт, прозаик, переводчик Егише Чаренц, принявший революцию и вступивший в Красную Армию, был впоследствии обвинен в контрреволюционной деятельности и терроризме. Умер в тюремной больнице. Его лучшие поэмы («Неистовые толпы», 1919 и т. д.) и сборники («Книга пути» 1933, и т. д.) создали традиции, которые нашли своё продолжение в произведениях последующих поколений армянских поэтов.

Литературу в Армении второй половины XXв. характеризует стремление писателей к разнообразию направлений, что давалось нелегко в условиях советской цензуры. Романисты военных и послевоенных лет обращались к фронтовым темам и трагическим событиям 1915 г. Наиболее знаковыми писателями этого периода являются: РачияКочар – прозаик, публицист, общественный деятель, автор сборников рассказов и повестей о войне и геноциде, самым известным произведением которого стал роман «Наапет», удостоенный Государственной премии; ГарегинСевунц – автор романа «Тегеран» о коммунистическом движении в Иране; ХачикДаштенц – писатель, переводчик Шекспира и Лонгфелло, создатель романа «Зов пахарей» о трагедии западных армян в годы Первой мировой войны, а также исторической драмы «Тигран Великий»; Вахтанг Ананян–автор фронтовых очерков, приключенческих романов «Пленники барсова ущелья», «На берегу Севана», переведенных на многие языки, и многотомного научно-популярного труда «Животный мир Армении»; Серо Ханзадян – педагог, писатель, автор книги «МхитарСпарапет» и других исторических романов.

Поэзия Армении послевоенной эпохи и второй половины XXв. представлена целой плеядой известных имен: Амо Сагиян – классик армянской литературы; Геворг Эмин – писатель, поэт, публицист, автор сборников стихов и эссе; Ованес Шираз – классик армянской поэзии, обращался к темам патриотизма, любви и материнства; Сильва Капутикян – жена Ованеса Шираза, автор лирических и патриотических сборников; Паруйр Севак –создатель нового стиля в поэзии, переводчик, автор любовной и городской лирики, сборников стихов и поэм, самой известной из которых стала «Несмолкающая колокольня» о судьбе Комитаса; Агаси Айвазян – писатель, режиссер, сценарист, резчик по дереву, автор романа «Американский аджабсандал», рассказов, сценариев к фильмам «Треугольник», «Хатабала», «Айрик».

С 1950-1960-х годов на литературную арену пришло новое поколение писателей – более свободных в выборе жанров и направлений, синтезирующих традиции национальной культуры с новым мышлением. Рубен Овсепян – писатель, публицист, политический деятель, первый переводчик Маркеса на армянский язык, автор сборников лирических рассказов и повестей, романов «ВорданКармир» и «Под абрикосовыми деревьями», сценариев к известным кинофильмам «Терпкий виноград», «Тоска», «Яблоневый сад» и пьес; Размик Давоян–поэт, общественный деятель, автор многих сборников стихов, переведенных на разные языки мира; Грант Матевосян – писатель, драматург, автор известных рассказов и повестей «Мы и наши горы», «Буйволица», киносценариев к фильмам «Осеннее солнце», «Этот зеленый красный мир»; Перч Зейтунцян – писатель, драматург, общественный деятель, публицист, автор книг «Голоса нашего квартала», «Самый грустный человек», пьес «Зов Богов», «Великое безмолвие», «Встать, суд идет».

Подпишитесь на сайт, поставив лайк на официальной странице в Facebook (

Рассказать друзьям