Факультатив по географии. «Рабочая программа факультативного курса по географии «Занимательная география»(7 класс). Учащиеся будут иметь представление

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Факультатив по географии, 6 класс: Программа. Удивительная планета земля

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные факультативы.

Факультативы по географии позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявлять талантливых, ориентированных на изучение географии детей.
Работа над факультативными заданиями помогает ребятам не только закрепить учебные навыки, но и выработать критический подход к информации.
Основная цель курса: повышение интереса к изучению географии, расширение и углубление знаний по предмету, целенаправленная и качественная подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.
Задачи курса:
- повысить предметную компетентность учеников;
- формировать и развивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому осознанию мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе Земли, повышать их научные знания.
- вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные характеристики.
- способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов.

Курс рассчитан на углубление знаний. Он расширяет знания учащихся об оболочках Земли, об особенностях материков и океанов, о природе России, дает возможность получить более полные знания о картах и способах работы с ними, применять полученные знания на практике.
Содержание программы включает теоретические знания по наиболее сложным темам курса географии (географические координаты, рельеф и тектоническое строение территории, погода и климат) и практическую часть.
Программа данного курса является актуальной, т.к. вооружает обучающихся элементарными знаниями по физической географии, познакомит с необычайным и загадочным в природе нашей планеты. Вместе с тем пополнит знания учащихся об исследователях и географических открытиях нашего времени, о чудесах природы, растительного и животного мира,а также о пока еще не разгаданных тайнах, оставленных древними цивилизациями, а в процессе проведения практических занятий у учащихся сформируются и разовьются такие важные, необходимые каждому человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе, использование плана местности.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации.
На занятиях предполагается использование различных видов учебно-познавательной деятельности:
- работа со статистическими материалами,
- построение и анализ графиков, диаграмм, профилей,
- составление плана местности и работа с ним,
- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ).
Рабочая программа курса ориентирована на основные положения и содержание федеральной программы «Одарённые дети».
Данная программа раскрывает содержание основных теоретических понятий и положений системы подготовки к предмету, а также содержание базовых методических практик, способствующих повышению эффективности учебного процесса, развитию интеллектуальных способностей школьников.
Программа курса рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
В настоящее время логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия – к мысли. Реальное значение имеет не само знание, а то личностное развитие, которое ребенок получает в процессе его изучения.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включающих организацию усвоения, т.е. умения учиться.
При прохождении курса будут использоваться следующие методы:
тестирование и самотестирование;
тренинги;
групповая и парная работа;
мозговой штурм;
анализ материалов олимпиад
Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с детьми:
1. Учесть степень и меру самораскрытия учащихся;

2. Удовлетворить их потребности в получении информации.
Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:
создание тематически презентаций;
обобщающие вопросы и задания;
тесты, решение задач.
Выполнение практических работ.
Изучение школьниками факультативного курса «Удивительная планета Земля» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетенций:
Учебно-познавательная:
- умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов;
- умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само - и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Информационная:
- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу.
Социально - коммуникативная:
- умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;
- умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.
Введение (1 час)
Цели и задачи курса . Особенности заданий. Оборудование для занятий.
1 раздел Географические открытия и «закрытия»(4часа)
Открытия в тиши кабинетов. В дебрях острова Новая Гвинея, «Последние из Могикан» каменного века. Остров, воспетый Александром Дюма. Географические закрытия.
2 раздел Загадки земного шара. (10 часов)
Этот известный неизвестный Христофор Колумб. Светящиеся круги в Индийском океане. Таинственные скитальцы Мирового океана. Тунгусское диво. «Затерянные миры» Амазонской сельвы. Атлантида: легенды или действительность?. О чем молчат гиганты острова Рапануи.? Феномен племени Догонов. Незнакомка с пылающей горы. Загадочные природные холодильники.
3 раздел Чудеса природы. (5 часов)
Море без берегов. Пресноводные колодцы океанов. Удивительные кратеры гиганты. Жизнь удивительных озер. Страна наоборот. Работа с контурной картой. Определение указанных территорий, обозначение географических объектов на контурной карте.

4 раздел «В мире удивительных растений и животных» (5 часов)
Зеленные небоскребы. Растения - парадоксы. «Конфетное» и «пирожное» деревья, Деревья - «хлебозаводы». «Молочные» леса и «масляные» рощи. Ядовитые обитатели океанов. Пернатые «архитекторы».Знакомый незнакомец. Птица с руками
5 О чем рассказывают географические названия.(5 часов).
Имя на карте. Географические названия-гулливеры и лилипуты. Названия предупреждают и предостерегают. Географические названия - рекламы и подарки Геогафические названия вокруг нас.
6. Ошибки и недоразумения на географической карте.(5 часов). «Я вас не понимаю».Названия - недоразумения.Географические названия, которые «подсказывают»и «обманывают», «Масло масляное» на географической карте. История с географией. Атлас загадочных, удивительных и несуществующих земель.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать/понимать:
- основные законы и положения в области географии;
- методы решения географических задач.
При работе с программой отрабатываются умения:
- во время мозгового штурма - конструктивно обсуждать проблему в группе, слушать и слышать друг друга, пользоваться алгоритмом, правильно распределять роли в команде, а также самостоятельно организовать поиск решения проблемы;
- при выступлении - ясно и конструктивно излагать свою мысль;
- при обсуждении задачи – оценивать свою работу в группе, воспринимать новую информацию, вести диалог, развивать культуру спора.
Учащиеся должны уметь:
- уметь устанавливать причинно - следственные связи и характеризовать с научных позиций основные объекты (факты, явления, процессы);
- осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- высказывать свою точку зрения на географические проблемы и предлагать пути решения этих проблем;
- уметь быстро принимать коллективные решения;
- работать в группе.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Скарлото Г.П. Занимательная география для детей и взрослых.Киев. «Альтерпрес» 1996г.
2) Безруков А. Занимательная география.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
3) География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах/ Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: учитель, 2004.
4) Крылова О.В. Интересный урок географии: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2000.
5) Скарлато Г.П. Георафия: тайны и открытия. Москва 1997г.
6) Максимов Н.А. За страницами учебника географии. М: Просвещение 1988г.
7) Резько И.Е. Энциклопедия тайн и сенсаций. Минск.Литература,1997г.
8) Шнырев В.В. и др. Двести вопросов и триста ответов по географии Самара 2011г
9) Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии.Просвещение 1999г.
10) Акимушкин И.В. Причуды природы. М.: Мысль,1991г.
11) Гангус А.Н. Тайны земных катастроф. М.: Мысль 1995г.
12) Литенецкий И.Б. Изобретатель - природа. М.: Знание, 1985г.
13) Чекуров М.В. Загадочные экспедиции. М.: Мысль 1985г.
14) Сайт Русского географического общества
15) Сайт старейшего в России журнала о путешествиях и приключениях.
16) Сайт Всемирная география.

Рабочая программа факультатива

«Занимательная география».

6 класс.

Пояснительная записка

к рабочей программе факультатива «Занимательная география»

Программа факультатива «Занимательная география» направлена на формирование интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности, т.к. в настоящее время снижен интерес к предмету В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому даже выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формируется потребность применять знания в повседневной жизни.

Новизна предлагаемой программы :

Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго поколения. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров, которая обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий.

Педагогическая целесообразность:

Состоит в том, что в её содержание внесены темы, которые не изучается учащимися в рамках образовательной программы, или идут в разделе «А теперь более сложные вопросы»

Эффективным, для развития детей, является введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями социализации обучающихся.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

Формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии);

Принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

Методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).

Средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.)

Цели:

Освоение знаний об основных географических понятиях,

Овладение умением решения заданий повышенной сложности.

Развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний;

Воспитание любви к предмету, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Задачи: :

1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.

2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;

3.Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;

4.Воспитание географической культуры школьников.

Программа «Занимательная география» рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 6-го класса.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива являются:

Формировать у учащихся навыки решения заданий повышенной сложности;

Обеспечить условия для раскрытия творческих способностей учащихся, повышения качества подготовки учащихся по предмету.

Отрабатывать у обучающихся понимание общественной потребности в географических знаниях;

Формировать у них отношение к географии как возможной области будущей практической деятельности;

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является содержательный аспект: на занятиях кружка обучающиеся имеют возможность в полном объеме получать знания, которые им необходимы для жизни и деятельности.

Эта программа объединила в себе теоретические сведения из области географии, биологии, истории, демографии, агроклиматологии. Данная интеграция помогает сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающего мира, выработать собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни

Направленность предлагаемого курса:

По функциональному предназначению: учебно-познавательная

По форме организации: факультативная

По времени реализации: годичная

Программа факультатива предусмотрена на один год обучения. По расписанию занятия проводятся по 45 минут. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.

Ожидаемые результаты:

Предметным результатом освоения программы «Занимательная география» является:

- умение работать с разными источниками географической информации;

Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- картографическая грамотность;

Умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;

Умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

Умение составлять географический прогноз.

Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей учебной деятельностью.

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;

Умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Личностным результатом обучающихся по программе факультатива «Занимательная география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;

Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность.

Образовательные результаты предусматривают:-овладение системой географических знаний и умений практической направленности; навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Место учебного курса в учебном плане гимназии.

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная география» для учащихся 6 класса рассчитан на 35 ч. в год (1 час в неделю).В программе предусмотрены как теоретические занятия, так и практические работы в том числе на местности. В процессе изучения курса формируются знания и умения работы с картой, умения сравнивать и анализировать материалы, расширяет кругозор, прививает любовь к родному краю.

Планируемые результаты изучения раздела.

Источники географической информации. Карта-величайшее творение человечества.

Знать и объяснять понятия «географический объект».Применять изображения из космоса для определения географических объектов.Уметь определять направления по карте и на местности. Различать географические карты, различные по содержанию и масштабу. Определять значение карт для людей разных профессий. Знать и объяснять роль и вклад выдающихся ученых-географов в развитие науки географии.

Путешествие по родному краю.

История заселения Симбирского Поволжья. Регионы нашего края.

Составления визитных карточек регионов области. Обычаи, традиции, и праздники народов. Необычные памятники нашего края(«Блинная столица», родина Колобка).

Проектная деятельность учащихся.

Защита проектов.

Знать историю своего края, его заселение, формирование обычаев, традиций.

Знать отечественных географов-исследователей Симбирского Поволжья, их вклад в изучение природы. Уметь давать характеристику регионов области. Приводить примеры событий и явлений, значимых для нашего края. Использовать полученные знания в повседневной жизни, для самостоятельного поиска информации об истории и заселении края и занимательного материала.

Удивительное разнообразие оболочек Земли.Литосфера- каменная оболочка Земли.. Геологическое прошлое планеты. Неразгаданные тайны глубин земли.Уникальные памятники созданные природой.

Загадки атмосферы. Живые барометры.. Загадки атмосферы. Аномальные зоны. Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека.

Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас). «Зеленая аптека». Лекарственные растения Красная книга. Скверы и парки. Природные парки и заповедники. Экскурсия.

Знать и иметь представления о взаимосвязи процессов происходящих на Земле, о величии природных явлений, о значимости природы в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Прогнозировать изменение окружающей среды под влиянием хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры действий во время стихийных явлений на территории края.

Отбирать источники для поиска занимательной и научной информации. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции лекарственных трав.

Страны мира.

Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Материальная и духовная культура народов мира. Памятники всемирного культурного наследия. Обычаи и традиции народов мира. Страны, которых нет

Знать и объяснять причины разнообразия народов на Земле. Устанавливать зависимость человека, его хозяйственной деятельности, видов жилищ, пищи, обычаев и традиций от природных условий. Понимать причины неравномерного размещения людей на земле. Знакомство с основными религиями мира.

6 класс.

Название темы

Введение. Программа факультатива.

1 час

Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.

6 часа

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Названия –близнецы.Приключения с географией (история географических названий)

Пособия: атлас, географические карты, портреты учёных – географов.

Путешествие по родному краю.

6 часов

Занимательный материал по родному краю.Рекорды в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек регионов области(«блинная столица», родина колобка). Необычные памятники нашего края. Обычаи, традиции, и праздники. Проектная деятельность учащихся.Защита проектов.

«И жизни след оставили свой…»

Оборудование : презентации видеоматериала

Загадки географических оболочек Земли.

15 часов

Удивительное разнообразие оболочек Земли. Литосфера- каменная оболочка Земли. Неразгаданные тайны глубин земли. Геологическое прошлое планеты.

Загадки атмосферы. Живые барометры. Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека.

Загадки Мирового океана. Рекорды океанов «Самая, самое, самый». Атлас несуществующих земель.

Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас).Красная книга.

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.

Оборудование и пособия : видеоматериал «История развития жизни на планете Земля» энциклопедии, справочники, хрестоматии.

Страны мира

5 часов

Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Страны, которых нет. Обычаи народов мира.

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.

Оборудование и пособия: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.

Итоговое занятие

2ч.

Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива.

35ч.

Распределение часов факультатива

«Занимательная география».

п.п.

Перечень тем и разделов

Количество часов

Теория

Практика

Виды и формы деятельности

Введение. Программа факультатива

1 ч

Беседа

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества

6 ч.

Лекция Практикум.

Путешествие по родному краю

6 ч.

Лекция. Практическум. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов

Загадки географических оболочек Земли.

15 ч.

Практикум

Страны мира

5 ч.

Практикум

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов

Итоговое занятие

2 ч.

Итоговое тестирование .

Защита проектов.

Итого

Календарно-тематическое планирование.

«Занимательная география»

Тема внеурочной деятельности

Цель работы

Результаты обучения

Методы

Оборудование

Виды

деятельности

Введение. 1час

Этот загадочный мир природы.

Пробудить познавательный интерес к миру природы

Предметные :-представление о природных условиях, о растительном и животном мире,умение надлюдать за окружающей природой.

Универсальные: умение постановки цели и задач, развитие познавательного интереса.

Личностные: осознание значения знаний о природе и применение их в жизни, осознание целостности мира природы.

Наблюдения

Спревочники, учебник географииатласы.

Источники географической информации. 6 час.

Основные источники географической информации.

Найти необходимую информацию с помощью географических источников.

Раскрыть историю создания карт, их значение для людей различных профессий.Познакомить с интересными фактами возникновения названий на карте.

Предметные :-представление о способах изображения местности на карте; умение работать с источниками информации.представление об ориентировании на местности, умение определять направление на карте,представление о картах городов и военных картах, о значении карт для людей разных профессий.

Универсальные : умение сравнивать, анализировать, сличать, вносить коррекцию,развитие навыков

Работы с различными источниками знаний.

Личностные: формирование целостного восприятия мира, основ экологической культуры.

Методы анализа и сравнения

Атлас, глобус,географические карты. Портреты путешественников

Практикум

Практикум

Карта- величайшее творение чаловечества.

Типы географических карт.Географическая карта в профессиях.

История географической карты и глобуса. Их имена на географической карте

По следам великих географических открытий.Географические закрытия.

Приключения с географией.(История с географическими названиями)

Путешествие по родному краю. 6 часов.

История заселения Симбирского края.

История заселения края древними племенами (буртасы, ильменьковские племена, формирование народностей Поволжья).Знакомство с народной культурой, выдающимися земляками,их вклад в историю края.

Предметные:

умение овладевать картографическими знаниями

Универсальные: формирование устойчивого познавательного интереса к истории своего края.

Личностные :осознание своей этнической принадлежности.

Методы исследования.

Метод проектирования.

Карта Ульяновской области

Практикум

Практикум

Составление визитной

карточки Ульяновска.

Регионы нашего края. (блинная столица)

Обычаи и традиции Симбирского края.

«И жизни след оставили свой…»

Загадки географических оболочек Земли.15 часов.

Неразгаданные тайны глубин Земли.

Особенности

Рельефа Земли.

Изучить памятники природы Выявить роль рельефа, климата, и мирового океана в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Формировать потребность в бережном отношении к окружающей природе. Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым

географическим объектам.

Предметные: представление о геологическом прошлом Земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору , и силах формирующих рельеф планеты,умение сопоставлять метеорологические карты и прогнозировать изменение погоды, выявлять причины изменения состояния вод мирового океана,сходство и различие географических объектов.

Умение доказывать необходимость охраны природы.

Универсальные :анализировать необходимую информацию из различных источников(карты, дневник наблюдения, диаграммы).

Личностные: формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию.

Метод исследования и проектов.

Физические карты мира, России.

Практикум

Практикум

Практикум

Защита проек

тов

Практикум

Защита проек

Тов

Экскурсия

Земли.Геологическое прошлое планеты.

Уникальные памятники,созданные природой.

Уникальные памятники,созданные природой

Загадки атмосферы.

Живые барометры.

Защита проектов по темам.

Аномальные зоны океанов.

Атлас несуществующих земель.Топонимика.

Биосфера.

Эти удивительные растения. «Зеленая аптека».

Защита проектов по теме «Лекарственные растения»

Природные парки и заповедники.

Парки и скверы города Ульяновска. Ландшафтный дизайн.

Экскурсия по парку «Приволжский»

Страны мира.5 часов.

Путешествие по странам мира.

Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам.

Знакомство с обычаями и традициями народов мира.

Предметные: формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей и изменения в пространстве и времени. Универсальные : умение организовать свою деятельность по описанию народов разных материков.

Личностные : уважение к другим народам; осознание своей этнической принадлежности.

Исследовательский.

Политическая карта мира и отдельных стран.

Защита проек

тов

Защита проек

тов

Различие стран по площади, положению на карте.

Люди такие разные. Народы мира.

Обычаи и традиции народов мира.

Защита проектов. Презентации.

34-35

Литература для учащихся

Литература и пособия для учителя

Медиаресурсы

«Занимательная география».

6 класс

География.Начальный курс.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.А.А.Летягин.\\Вентана граф//;-М. 2015.

Географическое краеведение. г.Ульяновск.2010г

Энцеклопедический справочник «Страны и народы» ;-М.2014

В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год

В.Н. Иванова «География. Активизация познавательной деятельности учащихся». Волгоград., «Учитель»., 2009 год.

Ресурсы Интернета

Диск «География. Планета Земля», линия «Сфера»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

факультатива по географии

«Современные методы изучения географии России»

9 класс

на 33 часа

на 2016 - 2017 учебный год

Предполагаемый результат:

  • формирование углубленного интереса к географии.
  • усвоение общего в картине современного мира, его взаимозависимость,
  • выработка умения и навыки извлечения информации из различных источников: справочников, энциклопедий, учебников, атласов, Интернета, газет и журналов.
  • развитие способностей учащихся не только усваивать предлагаемые постулаты из учебников, а, применяя деятельностный подход, извлекать для себя новое, неизведанное в мире давно знакомых вещей и явлений.
  • формирование интереса к изучению географии, умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.
  • развитие коммуникативных навыков: умение работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения приобретаются следующие конкретные умения:

  • наблюдать и описывать явления, анализируя данные различных карт;
  • выдвигать гипотезы и доказывать (или опровергать) их;
  • выполнять необходимые измерения и использовать методы работы с картой;
  • делать выводы.

Тематическое планирование

Разделы программы

Количество часов

Тема 1. Введение

Тема 2. Россия на карте мира

Тема 3. Место России в мировом хозяйстве

Тема 4. Внешнеэкономические связи России

Тема 5. Хозяйство России

Тема 6. Особенности населения

Тема 7. Обобщающее повторение

Календарно-тематическое планирование

Тема 1. Введение (1 час)

Введение

Тема 2. Россия на карте мира (3 часа)

Россия на политической карте мира

Проблемы, связанные с географическим положением

Проблемы, связанные с площадью РФ

Тема 3. Место России в мировом хозяйстве (7 часов)

Объекты мирового и культурного наследия

Народные промыслы России

Природно-ресурсный потенциал России

Проблемы ресурсной основы экономики России

Россия в мировом хозяйстве и МГРТ

География отраслей её международной специализации

Тема 4. Внешнеэкономические связи России (6 часов)

Особенности и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнёры России.

Структура внешнеторгового баланса

Основные формы внешнеэкономических связей

Участие России в международных отраслевых и региональных организациях

Россия и СНГ

Участие России в международных социально-экономических и геоэкологических проектах

Тема 5. Хозяйство России (8 часов)

АПК. Обеспеченность продуктами питания

Научны комплекс - вершина экономики России

Состояние современной науки

ВПК России

Сфера обслуживания. Транспорт, связь

Социальные услуги в сравнении с другими странами

Рекреационные ресурсы России

Экологическая обстановка в стране

Тема 6. Особенности населения (5 часов)

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ

Численность населения. Проблема естественного и механического движения населения

Россия - многонациональная страна

Культура народов России

Обычаи народов России

Тема 7. Обобщающее повторение (3 часа)

Военные конфликты в России

Перспективы развития России

Обобщение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 24» города Смоленска
РАССМОТРЕНА
Руководитель ШМО
Скоробогатова В.М. /_______/
Протокол
от «__» ________201 г.
№ ______ СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
Анисимова А.В. /______/
«__» ________201 г. РАССМОТРЕНА на
педагогическом советеПротокол
от «__» ________201 г.
№ ______ УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СШ №24»
Ботулева Е.В. /__________/
Приказ № ______ -ОД
от «__» ________201 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Занимательная география»
в 7 а,б,в классах
на 2016/2017 учебный год
Составила учитель географии
Деменкова Елена Викторовна
Смоленск

Пояснительная записка
Нормативно-правовая документация
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основногообщего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (в ред. Приказа от 31.12.2015г. №1577)
3. Примерная программа основного общего образования по географии
4. Программа Л.Н. Хомутовой «Мир географии»
5. Основная образовательная программа основногообщего образования МБОУ «СШ № 24».
6. Учебный план МБОУ «СШ № 24» на 2016/2017 учебный год.
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся.Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневнойжизни.
Цель курса:
Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи курса:
1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;
3.Формирование навыкаисследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
4.Воспитаниегеографической культуры школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Структура данной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии.
Факультатив позволяет всем участникам образовательного процесса возможность получить яркие мысленные образы географических объектов, явлений, изучаемой территории, заинтересовать их географией и тем самым способствовать более глубокому пониманию и усвоению программного материала.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Данная программа предполагает более углубленное знакомство с географией Африки, Австралии и Океании, Антарктиды, Южной и Северной Америки, Евразии, Мирового океана и отдельных его частей.
На протяжении тысячелетий природа нашей планеты испытывает влияние деятельности человека, причем влияние это распространилось на большую часть суши и настолько усилилось, что при изучении материков это необходимо учитывать. В то же время охрана природы теперь – одна из глобальных проблем. Во многих странах решение этой проблемы – дело государственное. Поэтому в данной программе предусмотрено рассмотрение таких вопросов, как решение экологических проблем в некоторых странах, какие попытки предпринимаются в этом направлении, какие трудности возникают при решении вопросов охраны природы. Педагогический синтез общеземлеведческихи страноведческих основ предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирование в статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Основной формой организации факультативных занятий является классно – урочная. На занятиях учащиеся выполняют практические задания на контурных картах, изучают дополнительную литературу, просматривают видеофильмы и презентации. Занятия проводятся в виде географической игры, викторины.В ходе работы по реализации программы факультатива запланированы индивидуальные консультации с учащимися.
Для реализации задач программы факультатива «Занимательная география», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично – поисковый, исследовательский, репродуктивный.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа «Занимательная география» рассчитана на 34 часа(1 час в неделю) вместо 35 часов в авторской программе, что связано с 34-мя учебными неделями в соответствии с действующим базисным учебным планом.
Личностные, предметные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
понимание смысла своей деятельности.
Метапредметные результаты:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
Предметные результаты:
Знать:
вклад Великих учёных в развитие науки;
основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
природные рекорды на материках и океанах;
особенности стран мира и народонаселения;
приёмы работы с источниками географической информации;
географическая терминология.
знать о картографии, науке о географических картах: методах их создания и работы с ними, о плане местности и его отличиях от карты, о масштабе, видах масштабов, об основных топогеодезических приборах (теодолит, нивелир),об азимуте, о математической основе карт, способах и знаках картографического изображения, легенде карт, о типах карт.
уметь использовать разнообразные источники географической информации: карту, статистические материалы, дополнительную литературу, геоинформационные системы ПК;
уметь пользоваться приборами для определения азимута и расстояния, а также составлять географическую характеристику разных территорий;
уметь применять свои знания на практике;
уметь измерять расстояния, пользуясь разными видами масштабов, ходить по азимуту, анализировать и описывать карты, делать выводы и обобщения, обсуждать результаты.
Содержание учебного предмета
Тема 1.Введение. Программа факультатива
Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива
Демонстрации: программа факультатива «Занимательная география»
Тема 2.Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества
Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.
Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов.
Тема 3.Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты
Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.
Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии
Тема 4. Природа Земли
Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. Демонстрации:видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии.
Тема 5.Страны мира
Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны.
Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.
Тема 6. Итоговое занятие)Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива
Тематическое планирование с определением УУД
Учебно-тематическое планирование
№ п/п Наименования разделов и тем Количество часов
1. Введение. Программа факультатива 1
2. Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества 5
3. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты 5
4. Природа Земли 15
5. Страны мира 7
6. Итоговое занятие 1
Итого: 34
Календарное планирование
№п/п Тема урока
Дата проведения
план факт
1 Введение. Программа факультатива. 2 Источники географической информации. 3 Карта – величайшее творение человечества. 4 Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. 5 Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. 6 Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. 7 Путешествие по материкам и океанам. 8 Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». 9 Материки и океаны Земли 10 Визитные карточки материков 11 Профили материков 12 Удивительное разнообразие природы Земли. 13 Удивительное разнообразие природы Земли. 14 Научное объяснение разнообразия климатов Земли. 15 Научное объяснение разнообразия климатов Земли. 16 Геологическое прошлое планеты. 17 Геологическое прошлое планеты. 18 История развития жизни на планете Земля 19 История развития жизни на планете Земля 20 Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. 21 Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. 22 Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. 23 Разнообразие природных зон и комплексов Земли. 24 Разнообразие природных зон и комплексов Земли. 25 Евразия, как пример полной картины природы Земли. 26 Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. 27 Разнообразие стран мира 28 Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности 29 История формирования политической карты мира. 30 Изменения на карте мира. 31 Спорные территории. 32 Рекорды стран «Самая, самое, самый». 33 Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны. 34 Итоговый урок Описание материально-технического обеспечения
Для учащихся
1.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.Материки и океаны: в 2 ч.: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций-М.: «Русское слово»,2015.
2.Атлас. «География. Материки и океаны. 7 класс», авторы-составители С.В.Банников, Е.М. Домогацких–М.: «Русское слово».
3.Контурные карты«География. Материки и океаны. 7 класс»,авторы-составители С.В.Банников, Е.М. Домогацких –М.: «Русское слово».
4. Куприн А.М. Занимательная топография. М.: Просвещение, 1990
5.Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для учащихся по факультативному курсу. – М.: Просвещение, 1982
6. География: справочные материалы: книга для учащихся среднего и старшего возраста. Под ред. Максаковского В.П. – М.: Просвещение, 1989.
7. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 7 класс.
8.Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 7 класс.
Для учителя
1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.Материки и океаны: в 2 ч: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2013. - 224с.: ил. - (ФГОС.Инновационная школа).
2. Аксакалова Г.П. И др. Факультативные занятия по географии. М.: Просвещение, 1985
3. Болотникова Н.В. Сборник программ элективных курсов. География 9 класс. Предпрофильная подготовка. Волгоград: Учитель, 2007
4. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год5. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии. – М.: Просвещение, 1990.
6. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998
Интернет-ресурсыПеречень сайтов
http://www.prosv.ru- сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)
http://www.center.fio.ru/som- методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru– Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru- сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет- уроки по географии, включают подготовку к сдаче ЕГЭ.
http://www.intellectcentre.ru– сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.
Технические средства обучения:
1.Портативный компьютер учителя (ноутбук) RAYbookSi 152 с предустановленным дополнительным антивирусным программным обеспечением ESET SmartSecuriti и MS OfficeStandart 2010 RUS.
2.Проектор мультимедийный Hitachi CP-A222NM.
3. Топографические и географические карты
4.Барометр, компасы
5.Глобусы, атласы.
Планируемые результаты изучения предмета
Обучающиеся научатся:
- использовать разнообразные географические источники информации - карту, статистические материалы, дополнительную литературу, геоинформационные системы ПК;
-пользоваться приборами для определения азимута и расстояния, а также составлять географическую характеристику разных территорий;
- описывать и объяснять явления природы, анализируя данные различных карт;
-приводить примеры;
-использовать разнообразные географические источники информации - карту, статистические материалы, дополнительную литературу, геоинформационные системы ПК;
составлять географическую характеристику разных территорий Земли;
-применять свои знания на практике, делать выводы.
- применять свои знания на практике;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ориентирования в потоке географической информации;
Умения решать географические задачи
Повышения собственной географической культуры.

Рассказать друзьям