Леонтий (Стасевич), православный святой. Святитель леонтий ростовский - первый святой мерянской земли Леонтий ростовский чудотворец

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Уроженец Киева или близлежащего города . Крещен был еще во младенчестве ("освяще́н от пеле́н, от млады́х ногте́й "), и с молодости начал постигать "науче́ние кни́жное ". Как сказано о нем, "росси́йский и гре́ческий язы́к до́бре разуме́яше, кни́гам же росси́йским и гре́ческим ве́льми хитрослове́сен и сказа́тель от ю́ности бы́сть " . Будущий святитель с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Нужно думать, что монашество он принял в Константинополе, а оттуда прибыл в Киев, где, вероятно, стал первым игуменом Зверинецкой пещерной обители . Из этого монастыря он был призван на Ростовскую кафедру и рукоположен во епископа "как первый престольник" из иноков печерских, не позднее года .

Мощи и почитание

Останки святителя Леонтия погребены были в соборном Успенском храме Ростова . Во время пожара в году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в году на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия а также гроб святителя Исаии . Обретенные мощи святого Леонтия переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. Когда было закончено строительство каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были снова в церковь Иоанна Богослова, которая с того времени стала собором. Они пребывали в ней до года. В этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя.

У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (+ 1214), который написал и канон святителю Леонтию. При владыке Иоанне, в году, было впервые совершено в Ростове празднование памяти святого Леонтия 23 мая , в день обретения его мощей. Таким образом епископ Леонтий стал первым русским святителем , которому было устанавлено на Руси почитание.

До года мощи святителя открыто находились в Успенском соборе, но после того как в Смутное время поляки похитили золотую раку и драгоценную икону святителя, мощи были положены под спудом в том же храме, у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени. На прежнем месте мощей была помещена рака с иконой. В году усердием ростовских граждан была устроена серебряная рака святителю, украшенная затем бронзовым изящным золоченым балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в году "Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия ".

Также в Ростовском Успенском соборе находилась небольшая икона Спаса на Убрусе , древнего византийского письма. Народное предание почитает ее келейной иконой святого Леонтия. В древних рукописных житиях святителя описано много чудотворений.

Молитвословия

Тропарь, глас 4:

Апо́столом соприча́стник/ и к Бо́гу моле́бник ве́рен,/ доброде́тельми возше́д на Небе́сная,/ и любо́вь возложи́л еси́ к Лю́бящему тя́,/ и неве́рныя лю́ди обрати́л еси́ в ве́ру./ Те́м ны́не, со А́нгелы лику́я,/ предстои́ши престо́лу сла́вы все́х Царя́ Христа́ Бо́га:/ моли́ся, святи́телю Лео́нтие,// да спасе́т ду́ши на́ша .

Кондак, глас 4:

Жития́ ра́ди чистоты́,/ Всеви́дец Госпо́дь, све́т Сво́й насади́ в души́ твое́й,/ вразуми́ти лю́ди мно́гия/ твои́ми уче́нии,// Лео́нтие преподо́бне .

Сочинения

В дошедшем до нас в двух рукописях поучении святителя Леонтия говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.

  • "Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец," Памятники древнерусского канонического права [Под ред. А. С. Павлова] СПб., 1908, ч. 1 (Памятники XI-XV вв.).
    • Изд. также: "Московские Епарх. Ведомости," 1878, №№ 24, 25; "Ярославские Епарх. Ведомости" 1878, № 12; "Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т.", СПб.-Л., 1872-1927; 1908, т. 6, стб. 111-116.

Литература

  • Ключевский, В. О., Древнерусские жития святых, как исторический источник , М., 1871, 3-22.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 12 т. , СПб., 1864-1886, т. 2, 23-24, 315-317.
  • Титов, А. А., Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского , М., 1893.
  • Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники , М., 1896, 141.
  • Срезневский, И. И., Древние памятники русского письма и языка (X-XIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями , 2-е изд., СПб., 1882, 120, 142.
  • Никольский, Н. К., Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X- XI вв) , СПб., 1906, 210-211.
  • Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых [Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев_], 1-е изд., СПб., 1836, 167-168.
  • Барсуков, Н. П., Источники русской агиографии , СПб., 1882, 323-329.
  • Голубинский, Е. Е., История Русской Церкви: в 2 т. , М., 1900-1911, т. 1, первая половина, 201, 202, 757-758; вторая половина, 433.
  • Каманин, И. М., Зверинецкие пещеры в Киеве, их древность и святость , Киев, 1914, 40-42, 133, 137, 139.
  • Архангельский, Н. В., Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве , Киев, 1915, 15.
  • Димитрий (Самбикин), архиеп., Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. , Каменец-Подольск, Тверь, 1892-1902, вып. 9, ч. 2, май, 123-129.
  • Едлинский, М. Е., свящ., Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен , 1-е изд., СПб., 1895, 143-145; 4-е изд., СПб., 1901-1903, т. 1, 148-151.
  • Толстой, М. В., Древние святыни Ростова Великого , 2-е изд., М., 1860, 25, 33, 34, 35, прим. 13.
  • Толстой, М. В., Рассказы из истории Русской Церкви , М., 1873, 47-49.
  • Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810-1880): Биографический очерк , М., 1881, 335 (прим.).
  • Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей , Киев, 1913, 1417.
  • Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви , СПб., 1877, 329.
  • Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения , СПб., 1899, 391.
  • Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь , СПб., 1891, № 615.
  • Ярославские епархиальные ведомости , 1892, № 33; 1888, № 41, 641-656; № 42, 657-660; № 43, 673-686; № 45, 715; 1889, № 29.
  • Душеполезное чтение , М., 1885, май, 44-66.
  • Православный собеседник , Казань, 1858, март, 420-431; февраль, 297, 318; 1898, октябрь, 484; 1901, май, 302-303.
  • Исторический вестник , СПб., 1886, т. 23, 76.
  • Известия по Казанской епархии , 1885, № 7, 144.
  • Русский паломник , 1911, № 22, 347.
  • Каманин, И. М., Зверинецкия пещеры в Киеве (их древность и святость) , Киев, Киево-Печерская Лавра, 1914, 39-42.
  • Леонид (Поляков), архиеп., "Святитель Леонтий, епископ Ростовский," Журнал Московской Патриархии , М., 1964, № 6, 66-68.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2, 1519.
  • Русский биографический словарь: в 25 т. , СПб.; М., 1896-1913, т. 10, 221-223.
  • Н. Д[урново]., Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи , М., 1888, 22.
  • Минея май , М., 1987, ч. 3, с. 20-21:
  • Творогов, О. В., "Леонтий," Словарь книжников и книжности Древней Руси , Л., 1987, вып. 1, 229-230.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т. , М., 1994-1997, т. 2, с. 137-138.
  • Андроник (Трубачёв), игум., Святая Русь. Хронологический список канонизированых святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (ІХ - сер ХІІІ в.) дополнение к книге Митрополита Макария (Булгакова) История Русской Церкви , М., 1995, т. 2, 650.

Свя-тые му-че-ни-ки Леон-тий, Ипа-тий и Фе-о-дул бы-ли рим-ски-ми во-и-на-ми. Свя-той му-че-ник Леон-тий, грек по про-ис-хож-де-нию, в прав-ле-ние Вес-па-си-а-на (70-79) слу-жил во-е-на-чаль-ни-ком в им-пе-ра-тор-ских вой-сках в фини-кий-ском го-ро-де Три-по-ли. Хри-сти-а-нин Леон-тий от-ли-чал-ся храб-ро-стью и бла-го-ра-зу-ми-ем, к нему с глу-бо-ким ува-же-ни-ем от-но-си-лись во-и-ны и граж-дане Три-по-ли за его доб-ро-де-те-ли.

Им-пе-ра-тор на-зна-чил рим-ско-го се-на-то-ра Адри-а-на пра-ви-те-лем Фини-кий-ской об-ла-сти с пол-но-мо-чи-я-ми пре-сле-до-вать хри-сти-ан и в слу-чае от-ка-за при-не-сти жерт-вы рим-ским бо-же-ствам пре-да-вать их му-че-нию и смер-ти. По до-ро-ге в Фини-кию Адри-а-ну до-нес-ли, что свя-той Леон-тий от-вра-тил мно-гих от по-кло-не-ния язы-че-ским бо-гам. Пра-ви-тель по-слал три-бу-на Ипа-тия с от-ря-дом во-и-нов в Три-по-ли, чтобы най-ти и за-дер-жать хри-сти-а-ни-на Леон-тия. По до-ро-ге три-бун Ипа-тий силь-но за-бо-лел и, на-хо-дясь при смер-ти, уви-дел во сне Ан-ге-ла, ко-то-рый ска-зал: "Ес-ли хо-чешь быть здо-ро-вым, воз-зо-ви три-жды вме-сте со сво-и-ми во-и-на-ми: „Бог Леон-тия, по-мо-ги мне“". От-крыв гла-за, Ипа-тий уви-дел Ан-ге-ла и ска-зал: "Я по-слан за-дер-жать Леон-тия, как же я при-зо-ву его Бо-га?" В это вре-мя Ан-гел стал неви-дим. Ипа-тий рас-ска-зал во-и-нам, в чис-ле ко-то-рых был и его друг Фе-о-дул, о сво-ем сне, все они вме-сте три-жды при-зва-ли на по-мощь Бо-га, Имя Ко-то-ро-го ис-по-ве-дал свя-той Леон-тий. Ипа-тий сра-зу ис-це-лил-ся ко все-об-щей ра-до-сти во-и-нов, и толь-ко Фе-о-дул си-дел в сто-роне, раз-мыш-ляя о чу-де. Ду-ша его про-ник-лась лю-бо-вью к Бо-гу, и он уго-во-рил Ипа-тия немед-лен-но пой-ти вдво-ем в го-род на по-ис-ки свя-то-го Леон-тия.

При вхо-де в го-род их встре-тил неиз-вест-ный че-ло-век и при-гла-сил к се-бе в дом, где щед-ро уго-стил пут-ни-ков. Узнав, что го-сте-при-им-ный хо-зя-ин и есть свя-той Леон-тий, они упа-ли на ко-ле-ни и про-си-ли его про-све-тить их ве-рой в Ис-тин-но-го Бо-га. Здесь же со-вер-ши-лось Кре-ще-ние, а ко-гда свя-той Леон-тий про-из-нес над ни-ми мо-лит-вен-ное при-зы-ва-ние во Имя Пре-свя-той Тро-и-цы, но-во-кре-ще-ных осе-ни-ло свет-лое об-ла-ко и про-лил-ся бла-го-дат-ный дождь. Осталь-ные во-и-ны в по-ис-ках сво-е-го на-чаль-ни-ка при-шли в Три-по-ли, ку-да при-был и пра-ви-тель Адри-ан. Узнав о про-ис-шед-шем, он при-ка-зал при-ве-сти к се-бе свя-то-го Леон-тия, три-бу-на Ипа-тия и Фе-о-ду-ла и, угро-жая им му-че-ни-я-ми и смер-тью, по-тре-бо-вал от-ре-че-ния от Хри-ста и жерт-во-при-но-ше-ния рим-ским бо-гам. Все му-че-ни-ки твер-до ис-по-ве-да-ли ве-ру во Хри-ста. Свя-то-го Ипа-тия под-ве-си-ли на стол-пе и стро-га-ли же-лез-ны-ми ког-тя-ми, а свя-то-го Фе-о-ду-ла бес-по-щад-но би-ли пал-ка-ми. Ви-дя непо-ко-ле-би-мость му-че-ни-ков, им от-ру-би-ли го-ло-вы ме-чом. Свя-то-го Леон-тия по-сле ис-тя-за-ний от-пра-ви-ли в тем-ни-цу. Утром он пред-стал пе-ред пра-ви-те-лем. Адри-ан пы-тал-ся пре-льстить свя-то-го ис-по-вед-ни-ка по-че-стя-ми и на-гра-да-ми и, ни-че-го не до-стиг-нув, пре-дал ис-тя-за-ни-ям: свя-той му-че-ник це-лый день ви-сел вниз го-ло-вой на стол-пе с тя-же-лым кам-нем на шее, но ни-что не мог-ло за-ста-вить его от-речь-ся от Хри-ста. Пра-ви-тель при-ка-зал бить пал-ка-ми стра-даль-ца до тех пор, по-ка он не умрет. Те-ло свя-то-го му-че-ни-ка Леон-тия вы-бро-си-ли за го-род, но хри-сти-ане с че-стью пре-да-ли его по-гре-бе-нию вбли-зи Три-по-ли. Кон-чи-на свя-тых му-че-ни-ков по-сле-до-ва-ла око-ло 70-79 гг.

До-прос свя-то-го Леон-тия, его стра-да-ния и смерть за-пи-сал на оло-вян-ных до-щеч-ках при-сут-ство-вав-ший на су-де пи-сец (ком-мен-та-ри-сий). Эти до-щеч-ки бы-ли по-ло-же-ны в гроб свя-то-го му-че-ни-ка.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был пострижеником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония (+ 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия (+ 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Бого­родицы, - пишет святой Симон, - мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша».

Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возве­дении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростов­скую кафедру.

В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшест­венников - епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К свя­тителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипас­тырю и также принимало святое крещение.

  • Prev
  • Next

Помощь Храму

Дорогие Братия и Сестры!
В нашем храме началась реконструкция предела, освященного в честь свт. Леонтия(Ростовского).
Предстоит огромная работа – демонтаж старой штукатурка до кирпичной кладки, устройство заделанного в советские времена окна, обработка кирпичной кладки растворами против образования плесени и грибков, прокладка новых электролиний и слаботочных линий для устройства систем сигнализации и видеонаблюдения, устройство дополнительных светильников, подоконников, нанесение штукатурки со специальными добавками против образования микротрещин. Одновременно с этим будет выверена вся геометрия стен и углов, и оборудована вентиляция Леонтьевского предела, включая алтарную часть.
После окончания этих работ начнется следующий этап реконструкции – роспись стен.
Мы продолжаем сбор средств на реконструкцию Леонтьевского предела нашего храма.
Восстановим храм вместе!

Только мы сможем сделать наш храм еще краше и уютней!

Восстановим вместе главный храм городского поселения Кубинка!

Храм примет в дар корпусную и мягкую мебель и дизельный генератор от 10 кВт.

Информация о храмовых и престольных Праздниках

(8) 21ноября Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – храмовый Праздник;

(25) 8 декабря память священномученика пресвитера Григория Воинова- храмовый Праздник;

(6) 19 сентября Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех – престольный Праздник;

(13) 26 октября Иверской иконы Божией Матери- престольный Праздник;


Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был постриженником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Про-мыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростов-ской земли проходил послушание под духовным руководст-вом основателей русского монашества преподобных Анто-ния († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Рус-ской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, — пишет святой Симон, — мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша».

Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру.

В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встре-тил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников — епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасе-ние врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостоль-ским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение.

Закоренелые язычники взволновались, их неприязнь к просветителю росла, и, наконец, собравшись огромной толпой, одни с дубинками, другие с оружием в руках, отправились они к собору, чтобы убить или выгнать Леонтия. Причт собор-ный испугался, но святитель был покоен и укреплял бывших с ним, говоря: «Не бойтесь, дети, без Божией воли ничего они не сделают нам». Святой епископ Леон-тий облачился в святительские одежды и приказал то же сделать клирикам храма. С крестом в руках он вышел навстречу язычникам. Апостольская твердость и спокойствие святителя Леонтия перед грозившей смертью остановили возбужден-ную толпу, а исполненное благодати его слово произвело на людей еще большее воздействие, и многие из них приняли святое крещение. С того момента святитель Леонтий стал более успешно утверждать свет Христовой веры в земле Ростовской. «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», — говорит древнее ростовское слово в память Леонтия. С проповедью о Христе Спа-сителе он обходил окрестную землю, и путь его отмечался утверждением Правосла-вия в местах прежнего идолослужения.

Апостольский подвиг святителя Леонтия увенчался мученической кончиной. В 1073 году он был убит закоренелыми язычниками по указанию волхвов.

Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богороди-цы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. «23 мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, — сказано в его житии Никоном летописцем, — покрытый двумя досками, в недоумении открыли и увидели лице (Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были как бы вчера надетые, сколько лет минуло и не изменилось священное тело его». В руках у него лежал свиток с именами просвещенных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе.

В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвя-той Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены.

Святой Леонтий, почти неизвестный при жизни, после смерти сделался таким славным и популярным, что кафедра Ростовская называлась «кафедрою Леонтия чудотвор-ца»; при избрании новых епископов Ростову, летописцы замечают, что «поставлен молитвами св. чудотворца Леонтия» такой-то епископ. С молитвой ростовцы прибегали к св. Леонтию. У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епи-скопа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (1190—1214). По благословению митрополита Фе-одора было установлено совершать празднование памяти святителя Леонтия 23 мая/ 5 июня, в день обретения мощей. Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того, как в смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени.

Святой Леонтий — один из самых великих святителей земли Ростовской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края; он велик и на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую. Святитель Леонтий стоит в ряду первых приемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15/28 июля).

  • Окончил церковно-приходскую школу
  • 1899-1909 гг. - писарь в Тарноградском суде
  • 1 января 1910 года он поступил в Яблочинский Свято-Онуфриевский первого класса необщежительный мужской монастырь, расположенный в двух верстах от села Яблочна Бельского уезда Седлецкой губернии.
  • 1911 г. - принял постриг с именем Леонтий в честь Леонтия, Святителя Ростовского
  • В 1914 году началась 2-я Отечественная война, и братия Яблочинского монастыря, ввиду близости линии фронта, была эвакуирована в глубь России. Отец Леонтий был определён в Московский Богоявленский монастырь.
  • 1916 г. - во время пребывания в Москве окончил Духовное училище и был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха.
  • 1919 г. - окончил Духовную Семинария
  • 1922 г. - Патриарх Тихон назначил святого Леонтия наместником Суздальского Спасо-Евфимьевского мужского монастыря с возведением в сан архимандрита.
  • Когда отец Леонтий прибыл в монастырь, он обнаружил, что жизнь в нём пришла в совершеннейшее расстройство: должным чином не совершались богослужения, требовали неотложного решения запущенные хозяйственные дела, многие из братии сочувствовали обновленческому расколу, терзавшему в те годы Церковь и поддерживавшемуся властями. Новый наместник принялся за наведение порядка, но столкнулся с враждебным отношением братии. Отца Леонтия всячески поносили, обзывали, злословили. Некоторые из монахов даже поднимали на своего настоятеля руку, жестоко избивая его и пытаясь заставить покинуть монастырь. Но простые люди - паломники и жители Суздаля полюбили отца Леонтия за его кротость, доброту и искреннюю веру. Отец Леонтий сохранял верность Патриарху Тихону.
  • За время своего служения в Суздале святой, несмотря на сложные условия, привлёк к Церкви многих людей. Его имя стало широко известным среди верующих. И в 1930 году отец Леонтий был арестован. Он вызвал озлобление местных властей тем, что препятствовал антирелигиозной пропаганде ежедневным совершением богослужения и своими проповедями. Поводом же к аресту послужили любовь отца Леонтия к колокольному звону. Позже он вспоминал об этом так: «...звон тогда был запрещён. А мне... так захотелось Господа прославить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками». Заключение отец Леонтий отбывал в Коми АССР. Он работал фельдшером при дорожно-строительном участке.
  • 1933 г. святой возвращается из лагеря и начинает служить в селе Бородино Гаврилово-Посадкого района Ивановской области. Но пребывание его на новом месте было недолгим - 19 октября 1935 года он был опять арестован.
  • Святой Леонтий рассказывал: «Когда я проходил в Москве по улице, там сидел один блаженный, он предсказал мне: "Придёт время, тебя поведут по улице и прикладами будут погонять"». Это сбылось в Гавриловом Посаде. Скудное имущество отца Леонтия было конфисковано и погружено на телегу. Сам же он со связанными руками был за шею привязан к этой телеге, как бессловесное животное. Под издевательства и насмешки советских людей святого в таком виде отправили в районный отдел Н.К.В.Д. В ходе допросов святой Леонтий виновным себя в предъявленных преступлениях не признал, и был приговорён к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года. К тому времени у святого была обнаружена болезнь сердца, но комиссия признала его годным к физическому труду. Заключение святой Леонтий отбывал в Карагандинских лагерях, работая при санчасти печником.
  • Зимой 1935 года на перроне железнодорожного вокзала города Иваново был собран целый этап заключённых, среди них находилось много священников; все были обриты и острижены. Несмотря на это отцы узнавали друг друга и прямо здесь на перроне, запели громко, во весь голос молитву «Царю Небесный». Они пели так вдохновенно и красиво, что народ вокруг плакал. Охрана грубо прекратила пение, и в наказание вагоны с заключёнными были загнаны в тупик. Стоял сильный мороз, от которого в несколько дней погибли многие ссыльные. Только в одном вагоне, в котором находился святой Леонтий, все остались живы. Он призвал всех заключённых ночью класть земные поклоны с Иисусовой молитвой и потому никто из них не замёрз.
  • В лагере святого Леонтия, как священника, пытались «перевоспитать». Однажды в пасхальную ночь охранники потребовали, чтобы святой отрёкся от Бога. Он отказался это сделать. Тогда коммунисты привязали его к верёвке и с головой опустили в уборную. Через некоторое время поднимают его и кричат: «Отрекаешься?», а он им - «Христос воскресе, ребята». Так долго издавались над ним, но отречься от Бога заставить не смогли.
  • Святой как-то рассказывал: «...часто нам не давали по целым ночам спать. Только ляжешь, - кричать: "Подъём, на улицу строиться", - а на улице холодно и дождь. Начинают мучить: "лечь, встать, лечь, встать", - а падаешь прямо в грязь, в лужу. Скомандуют отбой, только начнёшь согреваться и опять кричать: "Подъём, строиться" И такая процедура до утра, а утром на тяжёлую работу».
  • Когда святому Леонтию жаловались на скорби, то он говорил: «Это не скорби, а мы, бывало, в тюрьме откушаем, а нас выведут, поставят в ряд и говорят: "Сейчас будем расстреливать". Прицелятся уже, попугают, а потом опять в казарму гонять».
  • В конце 1938 г. - освобождён и вернулся в Суздаль , где жил в домике по улице Ленина , 139. В храмах, насколько известно, он не служил, но часто ходил по деревням Суздальского и Гаврилово-Посадского районов, совершая требы. Иногда он приезжал в посёлок Нерль Тейковского района, где на дому у своих духовных чад совершал богослужения.
  • После окончания Великой Отечественной войны святому Леонтию было предложено вернуться к службе, и он согласился.
  • 23 июня 1947 года епископ Ивановский и Кинешемский Михаил вручил отцу Леонтию указ о назначении его настоятелем храма Живоначальной Троицы села Воронцово. 2 Мая 1950 года, в 11 часов, после Литургии, батюшка был арестован в третий раз. За три дня до ареста он внезапно начал раздавать духовным чадам и своим прихожанам всё своё имущество, включая келейные иконы. Деньги отец Леонтий раздавал и наличными и отправлял почтовыми переводами. Во время допросов он говорил: «...в своих проповедях при богослужении я призывал верующих, посещающих храм Божий, преданно верить Богу, исполнять все заповеди, регулярно посещать храм». Один из свидетелей по делу показывал при допрос: «Сам Стасевич... служит по монастырскому уставу, старается хранить веру в чистоте и прививать её путём церковных служб и проповедей. Он всегда требует исполнения всех духовных заповедей».
  • Обвинительное заключение гласило: «...Обвиняемый Стасевич в течение 47-50 годов, проводя богослужения в церкви в своих проповедях распространял антисоветские измышления о якобы приближающихся "Страшном Суде" и "Кончине мира", истолковывая религиозные писания в антисоветском духе» (сохранена орфография подлинника). Следователь ходатайствовал о том, чтобы отец Леонтий и три его духовных дочери были приговорены к 10 годам лагерей.
  • Особым совещанием при Министре Госбезопасности С.С.С.Р. это ходатайство было удовлетворено в отношении 66-летнего отца Леонтия. Его же духовные чада, как выходцы из рабоче-крестьянской среды, получили по 8 лет лагерей. Отец Леонтий был отправлен в лагерь Озёрный в Коми А.С.С.Р.
  • В лагере святому, бывшему в преклонных годах, приходилось трудно, но заключённые, видя святость его жизни и силу веры, уважали старца. Святой был посажен в камеру с вором рецидивистом; зайдя в камеру, он сделал земной поклон, а когда пришло начальство с осмотром, то увидели, что вор стоит на коленях и плачет, а святой утешает его. Заключённые охотно длились едой и тёплой одеждой со святым, а когда начальство обижало его, то заключённые грозились поднять бунт в лагере.
  • Чудо изгнания беса. У начальника лагеря тяжело заболела дочь. Семьи офицеров жили, видимо, при лагере, в глуши, а лагерный врач даже не мог определить, что это за болезнь. Святой Леонтий увидел девочку и сказал, что в неё вселился бес. Отчаявшиеся родители обратились к нему за помощью. Святой Леонтий стал усердно молиться за эту девочку, и бес вышел из неё. В благодарность за это начальник лагеря дал ему какие-то послабления в режиме и возможность на Пасху отслужить Литургию.
  • Вскоре святой Леонтий получил освобождение по амнистии.

  • По возвращении святого из заключения новый настоятель села Воронцово встретил его крайне недоброжелательно и даже угрожал устроить ему ещё один арест.
  • И святому опять пришлось искать другое место службы. Около месяца он проживал в Иваново, а 20 июля 1955 года был назначен архиепископом Венедиктом настоятелем храма Михаила Архангела села Михайловского Середского (ныне Фурмановского) района.
  • В 1960 году отец Леонтий был награждён правом служения Божественной Литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни. Летом 1962 года два местных священника в корыстных целях оклеветали святого, обвинив его в небрежном отношении к святыням. Владыка, не разобравшись в сути дела, запретил отца Леонтия в служении на месяц. Святой много плакал об этом: «Плачу и рыдаю, - говорил он. - Шило в мешке не утаится, всё выйдет наружу, все улетят».
  • Так оно и получилось. Священник, оклеветавший отца Леонтия, на приходе долго не задержался и вынужден был покинуть его по причине нелюбви к нему прихожан. А через год Владыку Илариона перевели в дальнюю епархии. Покидать Иваново ему пришлось на самолёте. Действительно, «все улетели». СвятомуЛеонтию было уже 78 лет.
  • В 1963 году новый владыка Ивановской епархии Леонид (Лобачев), ознакомившись с положением в епархии, вернул святого на прежнее место службы, в село Михайловское.

Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич)


  • К Пасхе 1969 года отец Леонтий Святейшим Патриархом Алексием I был награждён вторым наперсным крестом с украшениями
  • Последнюю Литургию святой Леонтий отслужил 7 февраля 1972 г.
  • Умер 9 февраля 1972 г. Похоронен на общем сельском кладбище, недалеко от села Михайловское. На могиле святого совершаются многочисленные чудеса
  • Канонизован в 1999-м году как местночтимый святой Ивановской епархии Русской Православной Церкви.
  • Август 2000 г. - причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Преподобне отче Леонтие, моли Бога о нас!
Рассказать друзьям