Как назывался вид одежды шугая без рукавов. Русская народная одежда на примере Нижегородской губернии. выкройки. Для простоты мы сохранили эскизы иллюстраций обложек. По ссылкам ниже скачивается тематический ZIP архив с Яндекс-диска

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Советы и выкройки взяты из книги об изготовлении костюмов для спектаклей и прочих театральных постановок. Несмотря на это материал очень ценный и информативный. Проведен серьезный анализ костюма 15-17 веков. Ну немножко и 13 век.

Все размеры в раскройках указанны по старорусским меркам, это 1/52 от половины объёма груди. То есть если взять человека с объёмом груди 104 см размер получается равным 1 см. А если к примеру объем 130 см то размеры в раскройках умножаем на 1,25.

Трафарет – работа чрезвычайно проста и при некотором навыке может был выполнена в театре своими силами. Плотную бумагу, александрийскую или полу ватман (можно и картон), надо предварительно хорошо протереть олифой или машинным маслом, чтобы она стала прозрачной, и дать ей просохнуть в течении 2-3 дней. Если трафарет нужен спешно, то бумагу можно натереть парафином, проводя по ней горячим утюгом так, чтобы парафин впитался в бумагу. Но самый прочный трафарет получается все же при обработке бумаги олифой.

На высохшую бумагу наносится рисунок, который вырезается острым ножом или бритвой по внутреннему контуру. Ткань натягивают на доску, подложив лист промокательной (можно газетной) бумаги, кладут на нее трафарет в прикрепляют кнопками. Для трафаретных работ употребляют, главным образом анилиновые краски, растворяя их в кипятке. Но если на темный фон надо нанести светлый рисунок, то анилиновые краски вследствие своей прозрачности не годятся, и их заменяют масляными красками. Чтобы анилиновая краска не растекалась на ткан, в нее добавляют трагантовый клей. Этот клей состоит из небольших отдельных лепестков, которые растворяют в холодной, некипяченой воде (8-10 лепестков на стакан воды). Клей бывает готов приблизительно через сутки. Если в стакане останутся нерастворившнеся частицы клея, то, слив готовую жидкость, их можно снова налить водой. На две части краски берут одну часть трагантового клея. Трагант можно, заменить Желатином, растворив 2-3 листка желатина в стакане кипятку и добавляя его в краску так же, как и трагантовый клей. Масляная краска растворяется скипидаром или сиккативом. Можно употреблять и бензин, но он быстро испаряется.

Приготовив таким образом ткань, трафарет и краски, начинают работу. Для трафаретных работ употребляются особые трафаретные кисти, круглые, с коротким ворсом, тупые и довольно большие: Краски на кисть надо набирать не слишком много, кисть держать вертикально и как бы вбивать краску в ткань, слегка ударяя кистью. При работе масляной краской кисть должна быть почти сухая.

Из тканей, изготовляемых в настоящее время, в XV-XVII веках употреблялись атлас и бархат. В театре их имитировать, конечно, нельзя. Хотя в крайних случаях атлас и заменяется хорошим сатином.

Иногда приходится, по замыслу художника, делать все костюмы не из настоящей, а из имитированной ткани, особенно в тех случаях; когда нужна ткань с оригинальным, стилизованным орнаментом (в сказках, комических операх и пр.). В таких случаях парча имитируется следующим образом: на обыкновенном холсте делают орнамент трафаретом; если орнамент в несколько цветов, то для каждого цвета вырезается отдельный трафарет. Фон закрывается желтой краской (намного темнее золота), и на нем накладываются штрихи бронзой описанным выше, способом.

II Отделка

Отделка имеет важное значение в работе костюмера, так как она придает костюм законченность и живописность. Часто на эскизах, даваемых художником, отделка указана лишь несколькими красочными пятнами. Тогда ответственность за разработку деталей всецело ложится на костюмера. При больших постановах бывает также, что количество эскизов далеко не соответствует количеству требуемых костюмов. По одному эскизу приходятся делать целый ряд однородных по форме вещей, которые костюмер должен уже сам разнообразить не только цветом но и фактурой, но и главным образом отделкой. В зависимости от пьесы и от характера персонажа отделка костюма может быть богаче или скромнее. Опера допускает больше вольности в этом отношении, драма требует большей строгости. Но как бы то ни было перегружать костюм отделкой не рекомендуется.

К числу отделок русского костюма XV-XVII веков надо отнести главным образом воротники, нашивки и петлицы. Их вполне достаточно, чтобы придать костюму красивый и богатый вид. Воротники отделываются различными видами вышивки, из которых самыми эффектными для театра являются вышивка машинная и аплнкационная. Если встретится необходимость сделать несколько ферязей или охабней, то разнообразить их следует рисунком и вышивками воротника.

Особого внимания требуют нашивки и петлицы. Они больше всякой другой отделки воспринимаются зрителем. В домашнем быту нашивки были большей частью торчковые, то есть вышитые шелками различными узорами в виде трав, розеток и т. д. Золотые нашивки украшались жемчугов и каменьями. Самые нарядные нашивки состояли из образцов – золотых блях различной формы, кованых или литых, иногда с камнями и жемчугом.

Для театра нашивки изготовляются из различного рода тесьмы, или галуна, или из парчи. Их можно делать также на шнура.

Самой дорогой и значительной отделкой боярского костюма XVII века были аламы – золотые бляхи, почти то же, что и образцы, только более крупных размеров. Аламами назывались также вышивки на груди, плечах, подоле и т. д. Аламы отличались исключительным богатством; и поэтому их нельзя употреблять на большом числе костюмов, хотя бы и боярских. Кроме того, в большом употреблении было круживо , род ажурного галуна, золотого или серебряного, и вообще всевозможные галуны. Застежка кафтанов была также очень разнообразна. Часто она состояла просто из завязок – шнура с кистью на конце. Кисти делались нитяные, шелковые, золотые, даже жемчужные; около начала кисти делали ворворку – крупный шарик, часто богато украшенный. При завязках кисти пришивались также и к наружным концам нашивок, но на сцене обилие кистей может придать костюму маскарадный вид.

Пуговицы следует предпочитать всякому другому виду застежки, так как они довершают отделку костюма и в смысле общего впечатления лучше, чем завязки. Так как пуговицы употреблялись не плоские, а круглые или яйцевидные (иногда довольно крупных размеров), то их приходится специально изготовлять из папье-маше или вытачивать из дерева. Застежку кафтана (или другого вида одежды) надо делать замаскированную, а пуговицы нашивать только как украшение, так как от частого употребления они могут испортиться. Некоторые виды одежды, например польские шубы, вместо пуговиц или завязок скреплялись впереди запонами – более или менее богато украшенными пряжками. Запоны были либо в виде двойной пуговицы, вдеваемой в петли, либо в виде золотой или серебряной бляхи разнообразной формы. Запоны служили и просто украшением. Так, например, у Бориса Годунова на шапке была «запона кораблем с раковиной». На царском облачении Федора Алексеевича было «на полах до 10 запои с яхонты и изумруды, на подоле 16 запои с яхонты червчатыми, на. полах поверх кружнва 2 запоны круглых с алмазы и с яхонты червчатыми; на рукавах и на запясгьн по 23 запоны с яхонты червчатыми».

Еще один вид застежек – кляпыши – представлял собой, по словам Савваитова, «костыльки вроде оливок у гусарских венгерок и употреблялись вместо пуговиц и запон на вороту, прорехах и полах платен, кафтанов, зипунов, чуг, шуб и других одежд. Кляпыши делались серебряные, позолоченные, саженые жемчугом с канителью, обшитые или обвитые золотом я шелками». На зипуне царя Алексея Михайловича «20 кляпышей обшиты золотом волоченым». К кляпышам привешивались кисти с ворворками .

Различные виды расположения отделок

Резюмируя сказанное об отделке старинных – русских костюмов, предназначаемых для сценического зрелища, повторяем, что костюм на сцене не должен копировать с рабской точностью одежду того или иного века. Беря за исходную точку историческую правду, следует, однако постоянно иметь в виду, с одной стороны, те подчас совершенно неожиданные эффекты, которые дают сценическая коробка, освещение, расстояние от глаза зрителя и пр., а с другой стороны – вкус и культурный уровень современного зрителя, на которого многие вещи могут произвести совсем не то впечатление, которое они производили на наших предков. Следует всегда обращать особое внимание на цвет и фактуру материала, из которого делается костюм. На костюм из богатой материи достаточно скромной отделки чтобы сделать его вполне жизненным и правдивым. Богаты украшениями могут быть только несколько костюмов во всей пьесе, например царское коронационное облачение, костюм царевича и т. п. Еще меньше мишурных украшений советуем делать на шубах; достаточно несколько петлиц, большого мехового воротника и опушки по полам, подолу и рукавам. Орнамент ткани на шубах должен быть значительно крупнее орнамента на ферязи или кафтане. Вообще порядок расположения орнамента на тканях такое; чем короче вещь, тем мельче орнамент; чем вещь длиннее, тем крупнее орнамент; таким образом на всех верхних вещах орнамент значительно крупнее, чем на нижних. То же правило применимо и к относительной величине пуговиц.

Н. В. ВОРОБЬЕВ

Выкройки и определения

Корзно – плащ, надевавшийся на левое плечо и застегивавшнйся на правом пряжкой. Если корзно кроилось из тяжелой ткани, например парчи, то для левой руки делался вырез.

Шуба новгородская . С перевесом общеполитической жизни давней Руси на север корзно заменилось шубой, кроившейся с подрезанной передней полой и длинными величными прямыми рукавами, могла носиться внакидку, как плащ.

Рубаха и порты . Основными частями русской одежды с древнейших времён были рубаха и порты, сохранившиеся почти без изменений до наших дней. После татарского нашествия разрез ворота, находившийся в древнерусской, сорочке посреди груди, переходит на левый бок (косоворотка), а рубаха, доходившая прежде до колен, укорачивается.

Рубахи шили из самых разнообразных материалов: из домотканого холста, набойки, пестряди; такая же подоплека (подкладка) на груди и на спине пришивалась к.рубахе красными нитками. У рукава подмышкой делались ластовицы, обычно красного цвета. Вообще Красный цвет был издавна излюбленным цветом русского народа.

Рубаха и порты, бывшие у крестьян основной одеждой, у высших классов появляются уже в качестве нижнего белья. Такую рубаху шили из тонкого полотна, отделывали красной тафтой, которая шла на кайму понизу, на ластовицы, заделку швов и обтяжку пуговиц; по швам клали золотую тесьму или золотой плетешок. Рубаху выпускали, поверх штанов а, подпоясывали узеньким поясом или цветных шнуром. В домашней обстановке такие рубахи могли быть и верхними, то есть надевались поверх белья. В этих случаях рубахи расшивали красным шелком и золотой, украшали разнообразными отделками. Богато расшитые ожерелья, или низанные жемчугом воротники, делали пристяжными, то есть пристегивали к рубахе небольшими пуговками или крючками. Воротники были прямые, в 2-3 пальца шириной, застегивались обычно обтянутой шелком или металлической пуговкой, в которую иногда вставлялся драгоценный камень или жемчуг. Для сцены рубаху следует делать богато украшенной и из цветного шелка.

Порты, или штаны, делали из того же материала, что я рубахи, а иногда из бумажной материн; низы портов заправляли в сапоги или онучи. Употребляемые в качестве белья порты шили из тонкого полотна.

Поверх полотняных портов состоятельные люди носили еще верхние штаны – шелковые, суконные и камчатные. У бояр штаны были из золотной или алтабасной ткани на тафтяной подкладке и с такой же опушкой сверху. Верхние штаны делали и теплые (на меху или стеганые иа вате).

Для малолетних шили штаники с чулками.

В театре принято делать штаны в виде шаровар, но это неверно: они имели свой особый покрой. Если штаны шьются из парчи или шелка, то низы их, заправляющиеся в сапоги, надо делать из бумажной ткани во избежание быстрого изнашивания.



Древнерусская рубаха и выкройка рубахи
Портки. Выкройка портков
Выкройка шаровар

Зипун – узкий, почти в обтяжку кафтан, надевавшийся поверх сорочки. Рукава узкие, обыкновенной длины, застегивались на 4–8 пуговиц. Зипуны шили также с рукавами из другой материи или безрукавные. Зипуны доходили обычно до колен, иногда были короче. Ширина подола была 210 см. Бояре употребляли зипуны в качестве нижней одежды. Зипуны делали на тафтяной подкладке с камчатной подпушкой, теплые зипуны подбивали мехом. У зипуна было ожерелье –стоячий воротник, пришивавшийся или пристегивавшийся к вороту, так что к одному зипуну можно было надевать разные ожерелья. Иногда ожерелья унизывались жемчугом. Переда застегивали на «втышные» пуговицы, то есть втыкаемые в прорезные петли (такие петли появились лишь с XVII веха).

Возможно, что зипуны носили без пояса.

Крестьянские зипуны делали из грубого сукна. Их носили и женщины. По чертежу знпуна кроятся еще две крестьянские одежды азям и сермяга .

Зипун. Азям и сермяга

Кафтан , один из распространенных видов русской одежды, имел много фасонов. Кафтан носили поверх зипуна, на который он был похож покроем, но имел более длинные рукава; излишек набирался на руке сборками. Длина кафтана была различна. Некоторые кафтаны (начиная с XVII века) имели сзади стоячие воротники, закрывавшие весь затылок и называвшиеся козырями . Наружную сторону козыря, атласную, бархатную или парчовую расшивали шелком, золотом или серебром, украшали жемчугом и драгоценными камнями.

Кафтаны шили из самых разнообразных тканей: посадские люди преимущественно употребляли хлопчатобумажную ткань, купцы – сукно, бояре и дворяне – шелк, парчу и бархат.

Кафтаны обшивали кругом разноцветной тесьмой, золотом или галуном, который назывался кружнвом. Спереди кафтан застегивался на пуговицы и петлицы, часто длинные и украшенные кистями. Рукава у запястья стягивались зарукавьями. Карманов не было. Их заменяли привесные сумки – калиты.

Бояре носили кафтаны в качестве домашней одежды. На улицу а кафтане выходили лишь молодые люди, пожилые поверх кафтана надевали ферязи, охабни или шубы.

Кафтаны были разных видов. Приводим образцы:

Кафтан с воротником - козырем (кроится по чертежу зипуна). До постановок Московского Художественного театра был обычным типом русского кафтана, употреблявшимся на сцене и ставшем шаблонным.

Кафтан «богатый, зеленый бархатный с серебряными петлицами, употреблялся в домашней обстановке.

Одежда, надеваемая под доспех

Кафтан богатый и кафтан домашний
воротник-козырь на кафтане и выкройкаtd
Русская шуба. Охабень

Охобень, охабень . Летом поверх ферязи надевали еще одну длинную, до пят одежду, схожую по покрою с ферязью, но шире и с прореха ни под рукаванн идя продевания рук, причем самые руша свисали с боков, как украшение. У охабня был большой четырехугольный откидной воротник, который свешивался сзади почто до половины спины, а иногда и ниже, и украшался, подобно козырю. Охобнн делались и объярн, атласа, бархата, парчи; носили их в рукава внакидку.

В зимнее время крестьяне носили овчинные нагольные шубы и тулупы. В ненастную погоду их надевши мехом вверх. Состоятельные люди носили шубы из супа, камки, атласа, бархата или парчи на заячьем, песцовом, лисьем, куньем, собольем и других мехах.

Русские шубы , были широкого покроя, с отложными воротниками, начинавшими от груди. Они либо застегивались на пуговицы, либо заказывались длинными шнурами с кистями.

Спереди, от проймы до локтя, были прорехи для продевания рук, отделанные так же, как и борта, галуном или мехом.

Турские шубы . Представители высшего сословия носили чаще всего шубы турские, или турецкие, того же покроя, что и русские, но с другими рукавами. Эти рукава были либо широкие до кистей рук, либо двойные: в одни продевались руки, а другие свисали сзади как украшение.

В царской шубе ожерелье (воротник) ставилось бобровое или соболье, длиной в 52 см. Опушка по полам, подолу и на рукавах (в запястьях) делалась также бобровая, шириной около 9 см. Рукава, подол и полы, большей частью отделывались еще круживом или нашивкой.. Обычно полы царской шубы не запахивались, а застегивались впереди роскошными застежками с петлями и пуговицами. Прекрасным образцом царской шубы являются две шубы, подаренные царем Герберштейну.

Шубы получали разные названия: столовая делалась или нагольной (при этом нашивались пуговицы и кисти) или же ее покрывали белой тафтой на более легком беличьем меху, санная , или ездовая , шуба, отличавшаяся стоячим ожерельем, станововая , вероятно, названная так, подобно становому кафтану, от перехвата в талии.

Для свадебного обряда царю подавали парчевое облачение на меху – кожух и русскую шубу внакидку, причем полы замётывались назад.

Когда царь шел В" домовую церковь по переходам, не выходя из -пределов своего дворца, шуба вдевалась им прямо на зипун.

Турская шуба. Царь в русской шубе.

Шубы русская и турская Спорок с шубы царя Алексея Михайловича.
Первая половина XVII в. Москва, Царицины мастерские палаты. Ткань – турецкий атлас золотной. 1620-е гг. Пуговицы – серебро, чеканка. Спина и передние полы одежды из прямых полотнищ ткани, к низу вставлены клинья, рукава вшиты по прямой линии, у проймы широкие, суживающиеся к низу, значительно длиннее руки. На груди поперёк нашиты восемь парных полос тесьмы из тонкого шёлкового шнура, сложенного в четыре раза. По сохранившимся сведениям, шуба была на беличьем меху – «испод белий». Верх шубы из золотного атласа с растительным узором в виде изогнутых побегов с листьями и цветами.
Шуба сталовая

Ткани, краткий исторический очерк

Обычные бытовые ткани почти не сохранились от прежних времен.

Простые ткани, которые носит большинство населения, быстро изнашиваются, шерстяные ткани обычно уничтожаются молью, и потому в древнехранилища и музейные собрания попадают лишь исключительные образцы, выдающиеся по своим художественным качествам (например, венецианские бархаты, персидская парча и т.- п.).

Мы чрезвычайно мало знаем о тканях древнейших финских и славянских племен, которые бытовали на территории России. Тем драгоценнее для нас немногие остатки, найденные при раскопках, в курганах. Сохранившиеся образцы позволяют сказать что славянские племена носили прекрасно обработанные многоцветные шерстяные шелковые ткани местного: происхождения. Ткани были гладкие, с геометрическим узором, набивным черной краской или исполненным очень яркой оранжевой нитью на синем или зеленоватом фоне, и т. д. Выделывались также различные рисунки.

Византийская ткань 10 век Византийская ткань 11-12 век Испанская ткань 15 век
Венецианская ткань 15 век Восточная ткань 16 век Турецкая ткань XVI век
Итальянская ткань XVI век Итальянская ткань XVI век Итальянская ткань XVI век

17Фев

Повойник, шугай, понёва. Старорусский look Элины Глушковой

Оренбургский платок, шугай, понёва — это вещи не из кино «Иван Васильевич меняет профессию», а из шкафа Элины Глушковой. Она их носит, вызывая у прохожих культурный шок.

Фото из личного архива Элины Глушковой

Элина Юрьевна Глушкова — великолепный знаток русского костюма. О ней я написала несколько статей в «Волгоградской правде» (http://www.vpravda.ru/News/FamilyClub/21983, http://www.vpravda.ru/News/Society/38447). Мы не теряем друг друга, переписываемся в соцсетях. Время от времени опять я пристаю к ней с вопросами. Она всегда открыта.

Недавно целый текст для «Волгоградки» — не текст, а поэму!) — посвятили павловопосадскому платку. С чем носить, его история. Да ещё Элина дала мастер-класс — какими способами платок завязывать, как его выбирать. http://vpravda.ru/News/FamilyClub/40269?utm_source=dlvr.it&utm_medium=facebook

Многое из наших диалогов, стихи Элины и её книга остаётся за рамками публикаций. Пусть побудет здесь. А фотографии её «образов» могу бесконечно рассматривать.

— Элина, мир меняется, жизнь идёт вперед. Зачем сейчас, в 21 веке, носить хоть и русскую, но экзотику?

— Просто нравится до мурашек, шью, ношу, и мне от этого хорошо. И окружающим интересно. Это мое уважение к своей истории и к самой себе. Корни, которые привязывают к родной земле.

— Вот вы всегда так отвечаете… А я хочу понять, с чего всё началось?

— Русский костюм входил в мою жизнь с самого детства, но постепенно. В детском саду мама мне шила модную одежду по журналу «Рижская мода для детей», но я ещё любила носить платочки «как Алёнушка»… Вокруг была минималистическая мода 60-х, но были русские сказки в книжках и на экране. Может быть, поэтому русский костюм для меня сказочно хорош? Не знаю.

Всё получилось не вдруг. Даже не знаю, как… Но, когда в моду начали входить удлинённые юбки и платья, у меня были длиннее всех. Бабушки на лавочках меня хвалили: «Молодец, срамотой не мелькаешь!»

— То, что вы носите, — это копии старинной русской одежды или авторские вариации?

— Традиционный народный костюм мне очень нравится! Он – НАСТОЯЩИЙ! Но как ни пытаюсь сделать точно, сползаю в современные технологии и рационализм. Профессия портного сказывается…

На фото Элина в шугае из полусукна костюмно-платьевого, архаичной юбке.

Возможно и потому, что копировать – это скучно. Возможно, что профессия архитектора повлияла – хочется улучшить композицию, убрать что-то или добавить. Ну, распирает меня сделать на свой вкус! Думаю, что ищу современный русский костюм. Иногда изменений получается очень много, но я честно называю такой костюм стилизованным или авторским. Некоторые любители этнографии клеймят позором отступления от народных образцов, но копировать веками эти образцы – разве нормально?

— Вот-вот…

— Костюм строится по таким же «золотым» сочетаниям, как и в архитектуре. Расстояния и ритм между полосками, вышитыми узорами, пропорциями костюма — совершенно точно вписывается в эти пропорции. Занимаясь творчеством, я стараюсь почаще «отключать голову». Я стараюсь жить как чувствую. В интернете большинство отзывов о моём творчестве – положительные. Спасибо всем добрым людям на добром слове!

— На вашей странице есть и видео по шитью…

— Я специально делаю учебные фильмы по традиционному и современному русскому костюму предельно компактными, в режиме ознакомления, а кому нужно поподробнее — делают «стоп» или смотрят многократно. Можно записать заголовки и получится инструкционная карта. Я сама не смотрю фильмы по рукоделию, если более 10 минут, некогда.

Хочу рассказать короткую свежую историю. Одноклассник (не рукодельник!) наткнулся на мой фильм по вышивке борушки и, узнав фамилию, посмотрел. Пишет: «Я смотрел и покрывался мурашками! Это русское так за душу берёт или мастерство?..» Какая неожиданная и приятная оценка!

— Действительно, приятно.

— Я очень благодарна всем, кто смотрит мои фильмы. На YouTube уже почти 240 тыс просмотров. В самом начале публикаций я сказала знакомой, что желаю 1млн просмотров. А она мне: «А хохо не охохо?!»

А вот четверть желаемого уже есть! Я не честолюбива. Но хочу, чтоб русское продолжало жить и развивалось, потому что то, что не развивается — канонизируется, покрывается пылью на полках музеев и постепенно исчезает.

— Стало быть, у вас современный подход к русскому костюму…

— Да, меня порой за это упрекают… Я глубоко чту старину, но желание привнести современные черты идут из глубины сердца, потому что именно современный русский костюм органичен на улицах городов, приемлем на современной скорости.

Порой меня называют «популяризатором». Для некоторых это бранное слово… Но много женщин, посмотрев фильмы, сшили себе длинные пышные юбки и порадовались, что они вообще это смогли осилить. Купив павловопосадский платок, задумались о повойнике. Это маленькая однослойная шапочка, которая не дает платку соскальзывать. А сшив повойник, оценили его удобство под платком. Пусть это маленькие шаги, но он сделаны в сторону русской традиции. Потом людям хочется больше смотреть литературу о народном костюме и они даже присылают мне интересные ссылки. Вот это моя радость!

— Что так нравится - удобный крой?

— ВСЁ- и его удобный крой, и красота, и то, что я в нём ни на кого не похожа. Мне просто в нём хорошо и радостно! Просто уютно, потому что он родной!

Казачья парочка с казачком, ткань — тафта полушёлковая

— Из чего состоит ваш зимний комплект?

— Мой зимний комплект состоит из чёрного мехового жакета (каракульча, сама шила!), бордового тёплого повойника, посадской шали, орнебургского платка, замшевых сапог на меху приглушённого красного цвета, шерстяных массивных юбок. Конечно, есть и спортивные ботинки, и тёплый трикотаж. Но когда в них долго ходишь, начинает давить обыденность…

— А весенне-осенний?

— Весенне-осенний – кафтан, бархатная кичка и куча повойников, платки, безрукавки, шугай, лёгкие шерстяные и плотные шёлковые юбки, русские сапоги на небольшом каблуке. Есть и навершник с клетчатой понёвой (прямая юбка на верёвочке). Хотя и плащ обычный есть, и курточки, и ветровочки, и несколько спортивных костюмов.

Кафтан — это свободная верхняя одежда из домотканой толстой шерстяной ткани, на подкладке. На фото Элина надела свой кафтан по мотивам восемнадцатого века.

— Русские сапожки… Это какие?

— Средние по объёму, т. е. не тугие в голенище, потому что надеваются без застёжки, каблук средний или низкий, нос средний и может быть немного загнут. У меня есть сценические красные сапоги такого типа. А уличные сапоги — на молнии для удобства.

А ещё русские сапоги бывали с кожаными аппликациями (у татар переняли!).

— Что народ вокруг говорит?

— Прохожие глазеют, но без вызова. Бывает, подходят и говорят комплименты. Бывает, в транспорте подходят пообщаться.

Бывают иногда казусы. Села я однажды в маршрутку. Сижу лицом к салону. Один из пассажиров, молодой человек лет до 30, как уставился на меня, так и глазел всю дорогу. Когда ему позвонили по сотовому, всё косил на меня вытаращенными глазами, бубнил в трубу и громко приговаривал «Обалдеть! Обалдеть…» Ну что ж, запомнил меня на всю жизнь… Хоть я и ехала на выступление нашего ансамбля «Волжский хуторок», но на мне было всё то же, будничное: кафтан, кичка с шалью, широкая удлинённая юбка. Ради выступления я только надела юбку понаряднее и накрасилась. А так, всё как обычно…

— Много ли у вас единомышленников и подражателей?

— Единомышленников много, в основном — в интернете. Конечно, мы с «Сарафанным клубом» — одна шайка чудачек! Может быть и подражатели есть, но я всех призываю не копировать, а выбирать приемлемое, добавляя своё.

— К джинсам и брюкам как относитесь?

— К джинсам и брюкам отношусь хорошо, имею в своём гардеробе в избытке. Это же практичная и недорогая рабочая одежда, удобная. Как же без неё?

— А валенки носите?

— Валенки не имею и не ношу, потому что погода у нас тёплая. Хотя нравятся.

— Какие украшения предпочитаете, какие серьги и бусы, может, что-то ещё?

— Серьги и бусы предпочитаю из натуральных камней (обожаю своё янтарное ожерелье в три ряда!), но ношу и имитацию (пластмасса, прессованые камни и кораллы, стекло). Деревянные бусы имею разные. Несколько ниток жемчуга разного калибра.

— Принимаете ли заказы на исполнение русских моделей?

— Заказы на исполнение русских моделей не принимаю, но иногда продаю излишки через интернет. Почти всё уже продала.

— А если шить самим, где брать ткани подходящие?

— А если шить самим, то ткани вполне можно купить в магазине и через интернет. Есть богатые отделы льняных тканей прямо в центре города, люблю магазин итальянских тканей «Брависсимо». А в интернете продают даже ткани ручного ткачества и с ручной набойкой. В большом ассортименте ткани из Кореи, выполненные по нашим этнообразцам (грамотно осваивают наш бездонный рынок!).

— Ваши кумиры? Ваши любимые образцы русского костюма?

— Кумиров не имею, но с большим почтением отношусь к центру «Русские начала», современным собирателям (например, Сергей Глебушкин) и мастерам по русскому костюму, которые не только изучают, умеют, но и продают. Да они всю Россию оденут, только купите! Нравится сценический образ Надежды Бабкиной, Кубанского казачьего хора.

Я рада, что всё русское было, есть и будет. При этом меня не распирает от гордости. Я ничего не проповедую. Просто я так живу и хочу помочь другим более чётко увидеть их путь и открыть новые возможности. Я вижу, что это всё будут носить. Отдаваясь творческому потоку, мы открываемся для безусловной любви. Будьте художниками!

Верхнее фото. Кичка под костюм с вологодским кружевом. Внизу тамбурная вышивка «Древо жизни» на кумачовой рубахе.

Элина Глушкова

БАЛЛАДА О ЖИВОМ УЗОРЕ

Я люблю вышивать и шить

С погружённым в раздумья взором

И кладу аккуратно нить,

Покрывая судьбу узором.

Освещает лучина ночь.

Не дождутся меня полати.

Я крестьянская чья-то дочь

И привычно снимаю лапти.

Утром взглянет на строчку мать

И, забыв о вечерней брани:

«Ей на ярмарке надо взять

Дорогущей узорной ткани.

Пожалела бы дочь глаза.

Да не станет сидеть без дела».

Покрестяся на образа,

Разукрашенный плат надела.

Тот платок вышивала я,

Бисер тонкой иглой низала,

Вспоминая струю ручья,

Бахрому по краям вязала.

Я не знаю, что в этом есть,

Но мой труд так похож на отдых,

Почитаю его за честь,

Надевая на нитку звёзды.

Прикасался к моей душе

Тот, кто трогал такие вещи.

Ярким шёлком, как дождь в траве,

Растекаются цветом песни.

В каждой ниточке – звук любви.

Заплетаю лучи в косицы.

Родниковый глоток водицы.

Я пришла в эту жизнь учить.

Моя школа – прекрасный повод.

Продолжаю в искусстве жить,

Но за стенкой не лес, а город.

Я во сне вижу чей-то двор

И резные, старые ставни,

Всё вплетаю живой узор

В рукотворные нити ткани.

Кто идёт по пути творца,

Будет вечен в своих твореньях

И не будет ему конца

В тех божественных отраженьях.

Непрерывная жизнь течёт

Через все человечьи судьбы.

Дочь крестьянская ночью ткёт

И улыбкой играют губы.

Воспевает влюблённый бард

Живоносный узор поляны.

Бог-отец всем счастливым рад.

Не просите набить карманы.

Сотворите свою мечту,

Посадите с друзьями рощу.

Я во сне свою нить пряду,

Не считая тот труд за ношу.

Всё свиваю живую нить,

Напоённую светом солнца.

Продолжает в холстине жить

Вкус кристальной воды колодца.

Вышивая кайму крестом,

Спрячу символы Дня и Ночи.

Как в письме, лишь на вид простом,

Прочитает их, кто захочет.

Много жизней в моей груди

Бьётся сердце ткацкого стана.

Не просите, друзья мои,

Торговать красотой не стану.

Ангел водит моей рукой,

Выплетает узор цепочкой,

Где написано мне судьбой

Рукодельничать вместе с дочкой.

Мы посмотрим на мир вокруг,

Нарисуем узоры сердцем

И из наших умелых рук

Выйдет образ тот полотенцем.

Мы с любовью сажаем сад,

Строим дом своими руками.

Светлый духом сильней стократ.

Созидаем наш мир сердцами.

…Несколько слов о моих стихах. Книга «За мной летите, открываю двери» появилась независимо от моего логического ума. Я просто записывала то, что само собой рифмовалось в моём мозгу. Никакого сочинительства не происходило. Я воспринимаю эти стихи как Божий дар, который через меня был послан людям.

2 августа 2003 года я в компании знакомых приехала на Кавказ посетить дольмены в районе Лазаревского и на реке Пшада и провела там две недели. Перед посещением первого дольмена, утром, я плавала в море и молилась: «Господи, ну почему мы так по-дурацки живём?! Как быть? Что делать? Дай мне информацию, и я поделюсь ею с людьми». После возвращения домой, эзотерик из нашей компании начала мне звонить и настойчиво предлагать заняться писательством. Я отмахивалась, говоря, что графоманством не страдаю, но через месяц после поездки всё-таки поддалась на уговоры и села на диван с блокнотом и карандашом.

Моей целью было опровержение предчувствий знакомой дамы, но вдруг я испытала шок – мысли начали рифмоваться сами собой! Первым ощущением было, что я сошла с ума, так необычно всё происходил о, но стихи записала. В течение небольшого промежутка времени я посетила трёх ясновидящих с одним и тем же вопросом «всё ли в порядке с моей головой» и получила одинаковые ответы, что всё в полном порядке, что это моё «Высшее Я», которое всё знает, даёт информацию. (Позже знакомая невролог сказала, что я правильно сделала, что не обратилась к официальной медицине – полечили бы радикально…).

Я понимаю не всё, что пишу, но чувствую, что эта книга даёт возможность мне и вам двигаться в правильном направлении, осмысливать и изменять свою жизнь.

.

По эстетическим представлениям древней Руси женщина должна была иметь высокую статную фигуру, белое лицо с ярким румянцем и соболиными бровями. Все женские одежды того времени были подчинены этому идеалу и зрительно создавали величественный и статичный образ. Верхние одежды никогда не подпоясывались и застегивались сверху донизу. Почти все одежды были неприталекными, длинными, сшитыми из тяжелых тканей на подкладке. Иногда костюм боярыни весил 15 - 20 килограммов. Такая одежда делала фигуру малоподвижной, придавала гордую осанку, плавность походке.

Основой женского костюма была длинная рубаха, которую шили из полотна, украшали оторочкой или вышивкой. Иногда рубаху расшивали жемчугом. У знатных женщин была еще верхняя рубаха - горничная, сшитая из яркой шелковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. В XVII веке наряду с узкими рукавами появился пышный, собранный у запястья рукав на пришивном манжете. Рубахи подпоясывали, а над поясом делали напуск. Носили их в помещении, но не при гостях.

В отличие от костюмов домонгольского периода, которые в основном были накладными, в период Московской Руси женские одежды имели зачастую спереди сверху донизу разрез, т. е. были распашными.
Наиболее характерной одеждой был так называемый шушун длинный, почти до полу сарафан, сравнительно узкий, не имевший сборок, расклешенный в подоле за счет боковых клиньев. Шушун имел широкие плечики и неглубокий вырез на груди и спине. К нему обычно сзади пришивали фальшивые висячие рукава: руки и них никогда не продевали.

До XVI века шушуны были распашными и застегивались сверху донизу на пуговицы. Позже спереди иногда просто нашивались полосы из дорогой ткани с декоративными («фальшивыми») петлями.

С XVII века и моду пошел другой вид одежды - упрямый сарафан. Этот сарафан и был широким, так как состоял из нескольких сшитых кусков ткани, собранных в мелкую сборку под узкую подшивку. Он имел узкие короткие лямки и облегал грудь. Этот сарафан вместо центральной декоративной полосы обычно имел декоративную обшивку по низу подола.

Сарафаны шили из различных тканей — холста, шелка, парчи и т. д. Девушки могли носить вместо сарафана так называемый передник—одежду, состоящую из двух несшитых полотнищ ткани, собранных на шнурок выше груди.

Верхних одежд на Руси было много. Одновременно она служила и парадной одеждой. Одной из характерных верхних одежд был летник. Летник длиной до пят - накладная одежда. Книзу он сильно расширялся за счет вшитых боковых клиньев, имел очень широкие колоколообразные рукава, срезанные углом. Так как рукава были очень длинными, обычно женщина, носившая летник, держала руки согнутыми в локте, чтобы концы рукавов не волочилась по земле.

Летник шили из однотонных и узорных тканей, обычно из камки на тафтяной подкладке, и сверху еще богато украшали шитьем, а иногда даже каменьями, К летнику мог пристегиваться небольшой круглый меховой воротник.

Одной из излюбленных одежд знатных женщин были шубки. Шубка по внешнему виду очень напоминала летник (была длинной накладной одеждой), но отличалась от него формой рукавов. Рукава шубки были длинными и откидными. Обычно они играли чисто декоративную роль, так как руки продевали в прорези, сделанные в полах шубки выше талии. Если шубку надевали в рукава, то рукава собирали на руке во множество поперечных сборок. К шубке обычно пристегивали круглый моховой воротник.

Самобытной русской одеждой была также душегрея. Душегрею носили женщины всех слоев населения, даже крестьянки, но для них она являлась праздничной одеждой. Надевали ее сверх сарафанов. Душегрею шили из дорогих нарядных тканой, вышивали узорами либо обшивали по краю декоративной полосой. Душегрея обычно была короткой, лишь немного прикрывала талию. Длина ее могла колебаться, но она не была длиннее середины бедра. Душегрея - свободная одежда, державшаяся на широких коротких бретелях, сзади сходившихся к центру спины. Спереди душегрея застегивалась и была довольно узкой, слегка расширенной в боках, но на спине она расширялась за счет крупных трубчатых складок, сильно расходящихся к низу.

Короткой верхней одеждой являлся также шугай. Он имел вид кофты с отрезной по талии спинкой. Это единственная приталенная одежда русских женщин. Шугай, как и душегрея, имел прямой, сравнительно узкий перед с разрезом. Причем разрез был не прямым, а шел по диагонали. Сзади нижняя часть шугая (баска) от талии была собрана в пышные сборки. Шугай доходил до бедер и имел длинные сужающиеся рукава, собиравшиеся от кисти руки до локтя в мелкие складки. Он мог иметь также моховой воротник пли меховую опушку. Носили его и внакидку, и в рукава, причем часто надевали только в один левый рукав, далее накидывали на правое плечо и придерживали правой рукой. Разновидностью шугая являлся бугай — шугай без рукавов.

Иногда женщины носили верхние одежды, одинаковые по крою с мужскими, — однорядки, шубы,— но внакидку.

Обувью служили онучи с лаптями, сапоги и позже башмаки. Сапоги отличались богатством отделки, яркостью цвета, высоким каблуком (он мог достигать 10 см).

Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками.
Женские прически на Руси были довольно простыми. Девушки расчесывали волосы на прямой пробор, прикрывали по возможности уши и низко на затылке заплетали одну косу. Замужние женщины заплетали две косы и укладывали их вокруг головы. По этическим требованиям они полностью скрывали свои волосы под головным убором. Снимать головной убор женщины не могли даже при близких родственниках.
Женские головные уборы на Руси отличались необыкновенным многообразием. Они различались как формой, так и украшениями. В каждой части страны были свои традиционные головные уборы.

Отличались между собой головные уборы замужних женщин и девушек. Женщины носили головные уборы, из которых наиболее типичными были следующие:

Повойник - головной убор, похожий на чепчик и имевший множество типов; повойник плотно закрывал полосы. Его надевали под парадный головной убор, под платок, но могли носить и самостоятельно — дома, на полевых работах и т. д.

Кика нарядный головной убор, состоявший из трех частей. Первая часть — сама кика (пли чело), сделанная из жесткого материала (бересты, кожи) и покрытая дорогой тканью. Чело возвышалось над лицом и сзади стягивалось завязками. Сверху кики (в виде дна) находилась так называемая сорока - чехол из дорогой ткани. А сзади прикреплялся небольшой позатыльпик. (Вспомним «рогатую» кику Бобылихи из «Снегурочки» Л. Н. Островского.)

По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника — убрус. Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками - каптуры. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому — надевать под шапку.

Парадным головным убором замужних женщин являлся кокошник - головной убор, сделанный из твердого материала, обгянутый золотой тканью и богато расшитый., обычно жемчугом.

Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями - соткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Девушки обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос. Косу они украшали, вплетая в нее нити жемчуга, ленты, появившиеся в XVII веке. Вместо лент косу могли украшать накосником - обтянутым дорогой тканью, кусочком бересты или кожи. Часто вокруг головы повязывали ленту или мягкую повязку из ткани, а иногда надевали жесткий венец, напоминающий кокошник, но не имевший дна.

Венец мог иметь высокое чело. К венцу также пришивали поднизи, а над ушами - колты пли рясна. Зимние головные уборы девушек были похожи на женские.

Дополнением женского костюма служили ширинка (шелковый платок), рукавки (муфты на меху) и большое количество ювелирных украшений — колты, серьги, перстни, ожерелья.

А.П. Рябушкин, "Русские женщины XVII столетия в церкви"

А.П. Рябушкин, "Московская девушка XVII века (В праздничный день)"

Женская одежда (из альбома А. Мейерберга, 17 век):
а - женщина в телогрее; б — в накалдной шубке; в - опашне; г - девушка в короткой шубе

Пожалуй, наиболее характерной женской верхней одеждой был летник - свободный, не слишком долгополый (так, что видны были стопы), с широкими рукавами, которые назывались накапками и украшались дополнительными специальными нашивками - вошвами - из другого материала: «Летник камчат червчат вошвы бархат с золотом зелен». Вошвы, по-видимому, хранились отдельно и могли нашиваться па разные летники. Летник был по большей части накладным, но делались и распашные летники, которые назывались «опашница». В самом деле, при описании летников почти никогда не упоминаются пуговицы. Летник надевали поверх сорочки и сарафана. Это была наряду с головным убором специфическая женская одежда, которую никогда не надевали мужчины. Теплый летник с такими же накапками и вошвами, но подбитый мехом назывался кортель, кортли или торлоп.

Охабень - верхняя женская одежда. Первая половина XVII в. Москва.

Ткань - объярь струйчатая, шёлковый итальянский атлас. Галун из прядёных золото-серебряных нитей.
Верхняя распашная длинная одежда, сшитая из прямых полотнищ ткани с боковыми клиньями. Рукава длинные, закрывающие кисть руки, вшиты по прямой. Украшена узким золото-серебряным галуном по краям рукавов и по всем разрезам одежды.
Ранее хранился в ризнице Саввино-Сторожевского монастыря. приписывался царевне Софье Алексеевне. Однако текстильный анализ позволяет отнести данную одеждку к первой половине XVII века и прийти к выводу о том, что охабень происходит из гардероба царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, жены царя Михаила Федоровича.

Женская одежда. XVII в. Россия.

Одежда прямого покроя с удлинёнными рукавами, вшитыми в пройму по прямой линии. Вырез ворота округлой формы. Ткань - персидская камка. Одежда не имеет нашивного декора и подкладки. Полы соединены между собой лёгким швом «вперёд иголку». В музейных описях значится как «рубашка». Однако её правильнее было бы относить к другому типу одежд - распашным, бытовавшим на Руси в XVI-XVII веках.
Одежда поступила из Звенигородского музея. Есть документальные свидетельства, что она была подарена в 1628 году боярином Львовым царю Михаилу Фёдоровичу, первому из династии Романовых.

Одежда переходного типа от телогреи к сарафану. Вторая половина XVII века.

Одежда была найдена в 1935 году в каменной кладке Китайгородской стены. Ткань от долгого пребывания в земле утратила свой цвет. Прошла реставрацию в мастерских ГИМ.
Одежда длинная, с косыми клиньями по бокам, распашная, застёжка на пуговицах из узелков шнура и на воздушных петлях из того же шнура, вырез высокий, округлой формы, на плечах - разрезы овальной формы, напоминающие о незашитых проймах телогреи, но руки в них продеть невозможно. Рукава настолько узкие, что носят чисто декоративный характер.

Прически

«Коса — девичья краса» являлась главной причёской для незамужних девушек со времён наших предков славян. Плели её плоско, низко на затылке из 3—4 и более прядей; украшали лентами, бахромой, цветами, нитками жемчуга и бисера, простыми проволочными украшениями, например височными кольцами. Волосы заплетали в одну или две косы, которые спадали сзади по спине или к плечам. У особ знатного происхождения бытовала и такая причёска: две косы заплетались сзади, а по сторонам оставались распущенные волосы. В кончик косы вплетали кисть или подвеску, называемую косник (накосник), который состоял из шёлковой или золотой нити. В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос.

Смена причёски в жизни женщины играла огромную роль, это был целый обряд, происходивший на её свадьбе, — она становилась замужней. Под плач и пение волосы девушки заплетали в две косы и укладывали венком вокруг головы, покрывая сверху головным убором. Этот обряд «окручивания» являлся своеобразным актом регистрации брака, а женщина получала документ — новую причёску. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор. Если же это произошло, женщина могла подать в суд, и обидчику грозил солидный штраф. Отныне и навсегда женщина была обязана прятать свои волосы. Прежде чем заняться домашним хозяйством — растопить печь, подойти к скотине, выйти на улицу, женщина тщательно закрывала свои волосы. Выставить их напоказ, открыть, т.е. «опростоволоситься», считалось позором.

Головные уборы


До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы. С детства девочки носили на голове простые тесёмки, сделанные из материи.

Взрослея, девушка получала повязку (перевязку), называемую в некоторых районах увяслом, которая обхватывала лоб и скреплялась на затылке узлом. Эту повязку делали из шёлковой ленты, берёсты, а в богатых семьях из византийской парчи. Её украшали вышивкой, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями.

В переписи имущества дочери царя Алексея Михайловича — Анны упомянута «перевязочка, низанная жемчугом». Иногда налобная часть повязки имела особое украшение в виде какого-либо узорчатого узла или фигуры и называлась чело (начёлка).

Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вёл своё происхождение от венка, составленного из луговых цветов, и по верованиям предков являлся оберегом от нечистой силы. Венец делали из тонкой (около 1 мм) металлической ленты, ширина которой составляла не более 2,5 см. Для его изготовления использовали серебро и бронзу. По своей форме венец напоминал повязку, с той лишь разницей, что на концах мастер делал крючки для шнурка или ленты, которая завязывалась на затылке. Часто венец покрывался каким-либо узором с зубцами наверху. Девичий венец, унизанный жемчугом вдоль щёк, девушка надевала на большой праздник или свадьбу, и тогда он уже назывался рясочник. Такой головной убор украшал на свадьбе голову царицы Евдокии Лопухиной, жены Петра I — «венец с каменьи и с жемчуги».

Зимой девицы покрывали голову шапкой, называемой столбунец. Из-под него выпадала на спину коса, в которую вплеталась красная лента.

После замужества убор женщины резко менялся, ведь её красота теперь принадлежала только мужу. Иностранцы, посетившие русских, оставили описание такого свадебного обычая: во время праздника жених набрасывал своей избраннице на голову платок и становился таким образом её мужем.

Одним из самых древних женских головных уборов является платок - убрус.

В разных областях России он получил разные названия: полотенце, ширинка, намётка, подширье, фата и т.д. Убрус состоял из тонкого прямоугольного полотнища длиной до 2 м и шириной 40—50 см, один конец его украшался шитьём, вышивкой из шёлка, золота, серебра и свисал на плечо, а другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. В X—XI вв. поверх убруса помещали ювелирный набор, состоящий из висячих колец и различных украшений. Позднее убрус приобрёл треугольную форму, тогда оба конца скалывались под подбородком или повязывались на голове красивым узлом, для чего требовалось особое умение. Концы платка спускались на плечи и спину и также богато расшивались. Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию лишь в XVIII—XIX вв. из Германии, до этого же платок обхватывал шею, а узел помещался высоко на макушке, так, как будто болят зубы. Этот способ назывался «головка». Выразительность женского платка, как писал в XVIII в. один современник, служила цели «придать большую цветность и возвысить красоту» женских лиц.

Составляя свой головной убор в будние дни, женщина надевала подубрусник или повойник (волосник), представлявший собой небольшую шапочку-сетку из тонкой ткани, он состоял из дна и околыша со шнуровкой вокруг головы, с помощью которой шапочка туго завязывалась сзади. Повойник украшали жемчугом, камнями, нашивая их на область лба, эту нашивку берегли и передавали от матери к дочери, перешивая на новый головной убор. Главной задачей повойника было прятать волосы женщины от окружающих, но многие усердствовали, стягивая его так, что не могли моргать. Поверх повойника женщина надевала платок или шапку.

После замужества вместе с убрусом и повойником женщина получала кику (кичку).Кику носили поверх повойника, и состояла она из обруча, незамкнутого сзади, сверху обшитого тканью. Обруч имел форму полумесяца или подковы. Высота рогов для кики могла достигать 30 см, делали их из дерева или плотно скрученного холста. Задняя часть из дорогой материи или меха называлась подзатыльник, украшали его особенно нарядно, ведь именно он заменял косу, которой женщина лишилась. Здесь помещалась богатая вышивка или широкая декоративная подвеска с длинными цепочками из бляшек. Сверху на кику прикреплялся чехол-покрывало, называемый сорока, впоследствии он даст название этому составному головному убору. В таком облачении женщине следовало ходить, высоко подняв голову, красивой и мягкой поступью, что и породило выражение «кичиться», т.е. возноситься над другими людьми.

Кику носили поверх повойника, и состояла она из обруча, незамкнутого сзади, сверху обшитого тканью. Обруч имел форму полумесяца или подковы. Высота рогов для кики могла достигать 30 см, делали их из дерева или плотно скрученного холста. Задняя часть из дорогой материи или меха называлась подзатыльник, украшали его особенно нарядно, ведь именно он заменял косу, которой женщина лишилась. Здесь помещалась богатая вышивка или широкая декоративная подвеска с длинными цепочками из бляшек. Сверху на кику прикреплялся чехол-покрывало, называемый сорока, впоследствии он даст название этому составному головному убору. В таком облачении женщине следовало ходить, высоко подняв голову, красивой и мягкой поступью, что и породило выражение «кичиться», т.е. возноситься над другими людьми.

Разновидностью кики для особ княжеского и царского рода была коруна. Она отличалась своей формой — короной, богато украшенной, под которую надевали убрус. К убору добавляли ряски, жемчужную поднизь на лоб, колты, внутрь которых вкладывали кусочки тканей, пропитанные «ароматами», т.е. духами.

Ещё одним головным убором наших прабабушек был кокошник (от древнеславянского кокош — курица, наседка, петух). Отличительной особенностью кокошника являлся гребень — его передняя часть. Делался гребень на твёрдой основе и был высоко поднят надо лбом, сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Он был затянут тканью. Позднее кокошники станут носить и незамужние девушки, у них верх убора останется открытым. Высокие и плоские, обтянутые материей или у богатых — кожей, кокошники украшались металлической нитью, жемчугом, бусинками, стеклярусом. К кокошнику прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани, поверх носили фату или платок, сложенный треугольником. У простого народа кокошник появился примерно в XVI—XVII вв., заменив собой кику. Духовенство боролось с «рогатой», запрещало в ней ходить в церковь и приветствовало замену на более «безопасный» головной убор.

Белила и румяна

Флетчер:
«Женщины, стараясь скрыть дурной цвет лица, белятся и румянятся так много, что каждый может заметить. Однако, там никто не обращает на это внимания, потому что таков у них обычай, который не только вполне нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим женам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица и радуются, что из страшных женщин они превращаются в красивые куклы. От краски морщится кожа, и они становятся еще безобразнее, когда ее смоют».

Адам Олеарий:
«Женщины среднего роста, в общем красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет, брови и ресницы.

Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна), — чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной. Нечто подобное произошло в наше время. Знатнейшего вельможи и боярина князя Ивана Борисовича Черкасского супруга, очень красивая лицом, сначала не хотела румяниться. Однако, ее стали донимать жены других бояр, зачем она желает относиться с презрением к обычаям и привычкам их страны и позорить других женщин своим образом действий. При помощи мужей своих они добились того, что и этой от природы прекрасной женщине пришлось белиться и румяниться и, так сказать, при ясном солнечном дне зажигать свечу.

Так как беление и румяненье происходят открыто, то жених обыкновенно накануне свадьбы, между другими подарками, присылает своей невесте и ящик с румянами».

Но это беление и румянение было, надо полагать, лишь городской и, главным образом, столичной модой.

Украшения

Флетчер:
"В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами или другими драгоценными каменьями... Без серег серебряных или из другого металла и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины, ни замужней, ни девицы... На шее носят ожерелье, в три и четыре пальца шириною, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными камнями."

Рассказать друзьям