Мархи - московский архитектурный институт (государственная академия). Градостроитель – самая интегрированная профессия Профессия градостроитель

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза

Способность охватывать целый комплекс задач, мыслить пространственно и применять на практике знания из совершенно разных областей науки - всему этому обучает специальность 07.03.04 «Градостроительство». Фактически профессией можно было овладеть только в процессе работы в исследовательских и проектных организациях градостроительного профиля.

Это чрезвычайно увлекательная и не менее сложная специальность, корни которой уходят в древность. Вместе с появлением первых городов возникли и определенные сложности с организацией территорий, а от градостроителей всегда требовалось решение противоречивых задач.

Условия поступления

Главная задача курса - воспитать всесторонне развитого специалиста, который в своей деятельности сможет оперировать знаниями в социологии и политологии, экономике и архитектуре, строительстве и экологии. Он сумеет взвесить каждое решение и прийти к компромиссному варианту, опираясь на опыт прошлых поколений. Однако градостроителю отталкиваться приходится от точных наук при всей творческой составляющей профессии. Поэтому предметы, которые необходимо сдать при поступлении на это направление, следующие:

  • математика (профильный экзамен),
  • русский язык,
  • история.

В качестве дополнительного испытания может проводиться экзамен по рисунку.

Будущая профессия

Градостроительство предполагает работу в сфере организации территории посредством выполнения пространственного проектирования. В процессе своей деятельности бывший студент сможет выполнять территориальное и градостроительное планирование. Также в его компетенцию входит осуществление зонирования и оценка строительства во всех смыслах: в плане расходов, прибыльности и воздействие на окружающую среду. Работа включает также расчеты на случай аварийных ситуаций, стихийных бедствий. Не обходится специалист без использования юридических знаний, так как ему предстоит трудиться с официальными документами - картами, чертежами, схемами.

Куда поступать

Сегодня освоить специальность можно в вузах Москвы и в других регионах:

Срок обучения

Диплом бакалавра можно получить спустя пять лет обучения на очном отделении. На заочном или вечернем отделении, как и при смешанной форме, предстоит учиться в течение 6 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

В программе бакалавриата обязательными к изучению являются такие предметы:

  • проектирование - архитектурное и строительное;
  • градостроительная политика, проектирование и анализ;
  • инженерные сети;
  • компьютерные средства проектирования;
  • мультимедийные технологии;
  • ландшафтно-визуальный анализ.

Приобретаемые навыки

В процессе освоения курса студент научится:

Перспективы трудоустройства по профессии

Это достаточно редкая специальность, поэтому молодые специалисты, обладающие богатым багажом знаний, востребованы в любом регионе. Если они умеют учитывать экономические и экологические факторы в своей работе, проводят анализ социальных условий и оценивают воздействие своего решения на среду в целом, то смогут найти себя в работе по созданию благоприятной городской среды. Это бюро, мастерские, проектные и научные организации, которые занимаются архитектурой и градостроительством.

Выпускник направления 07.03.04 «Градостроительство» может работать:

  • архитектором,
  • проектировщиком,
  • реставратором,
  • градостроителем,
  • строителем,
  • техником по строительству,
  • экспертом-консультантом по градостроительству,
  • специалистом или руководителем в сфере управления градостроительством.

Уровень зарплаты зависит от выбранного направления и места трудоустройства. Студент, получивший диплом бакалавра, сможет получать от 20 тысяч рублей на стартовой позиции помощника проектировщика либо специалиста первой категории.

Преимущества обучения в магистратуре

В магистратуре студент сможет лучше развиться в культурном и интеллектуальном смысле, научится применять новые методы исследования. Также он приобретет ценный практический опыт, который заключается как в проектировании, так и в организации либо управлении коллективом.

В процессе прохождения курса предстоит познакомиться с подземной урбанистикой и узнать специфику экологии конкретного города. На лекциях преподают стратегии развития территорий любого типа, а также реконструкции исторических объектов. Впоследствии выпускник сможет работать в профильных государственных учреждениях, частных бюро и проектных организациях, а также вести преподавательскую либо исследовательскую работу.

Сравнительно недавно по прямому указанию Президента Российской Федерации Д.А.Медведева официально была введена в перечень профессий новая специальность – градостроительство. Минздравсоцразвития утвердил стандарты этой профессии. Какие принципы лежат в основе и как формулируется миссия деятельности специалистов данного профиля, корреспонденту журнала ТОЧКА ОПОРЫ рассказал начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, лауреат государственной премии РФ, заслуженный архитектор РФ Александр Евгеньевич ФРОЛОВ.

– Александр Евгеньевич, как специалист своего дела, вы всегда в курсе тенденций градостроительства и освоения территорий: как можете охарактеризовать активный курс на высотное строительство?

– Действительно, если раньше застройка по этажности шла по принципу «не более чем», то теперь это девиз «не менее чем». В качестве ответа на ваш вопрос могу привести пример из жизни. Много лет назад германские коллеги-архитекторы организовали для нас деловую поездку, целью которой, в частности, как они сами выразились, было показать нам ошибки, допущенные ими при реализации проектов. Начали с Кёльна, точнее с одного из его микрорайонов, в нашем понимании. Приехали на объект. Перед нами высотные здания, качественно и профессионально отделанные, оснащённые комплексом подземных гаражей. Мы спрашиваем: «Когда же ошибки будете показывать?». Нам отвечают: «Да вот, смотрите!». Всё, что вокруг нас было, и то, на чём мы стояли (на крыше подземного гаража), и было одной сплошной ошибкой. Аргументы достаточно просты и понятны: во-первых, установлено, что психика человека не может воспринимать без деформации более, чем девять этажей; во-вторых, эксплуатация высотных зданий гораздо менее эффективна, чем сооружений обычной этажности. Представьте себе, 25 этажей. Да, с экономической точки зрения, но только на первый взгляд, этот проект выгоден и целесообразен, а кто будет эксплуатировать эти 25 этажей и, самое главное, как? Ведь на 25-й этаж нужно подать воду и тепло, обеспечить возможность эвакуации в случае чрезвычайной ситуации, не говоря уже о лифтовом хозяйстве, которое является отдельной системой, требующей специального обслуживания. Подземный паркинг тоже не всегда является благом, особенно если не обеспечить соответствующий уровень безопасности. Всё перечисленное – дополнительные капитальные вложения и немалые, что, само собой, отражается на уровне коммунальных платежей.

В советских нормах было прописано: если ведётся строительство высотного здания, то в пожарной части этого района должен быть автомобиль с пожарной лестницей, которая достаёт до крыши этого здания (ведь люди в панике могут выбежать и на крышу). Вертолётами снимать рискованно, т.к. неизвестно, какие условия будут для эвакуации, вероятно, придётся спускать на крышу пожарных, чтобы они координировали действия пострадавших и т.д. Необходимо также учитывать и то, что не в каждом городе есть спасательный вертолёт и специальная пожарная машина с лестницей, достающей хотя бы до 25-го этажа, а стало быть, оснащённой кабиной-лифтом для эвакуации людей. Вот в чём вопрос: во что выльется безопасная эксплуатация такого здания?

Возвращаясь к разговору о Кёльне, замечу, что с оглядкой на собственные ошибки наши германские коллеги считают нормой 3,5 этажа. Не 25, а 3,5! И мы с вами тоже, в общем-то, можем понять, что это правильно, естественно, разумно. Но ведь людей, которые так долго либо стоят в очереди, либо ждут возможность приобретения собственного жилья, тоже понять можно: они рады и 25-му этажу. А через месяц-два эти же жильцы начинают писать жалобы, подавать судебные иски. А на кого? На того, кто строил? Того уже и след простыл. На муниципалитет? Тот в свою очередь справедливо спросит: «А мы-то тут причём?». Хотя согласно ФЗ основные полномочия по организации пространства того или иного поселения переданы именно муниципалитету, т.е. именно они должны всё предусматривать согласно государственным нормам в проекте планировки.

– А в каком порядке возможно посредством корректировки генерального плана решить задачу рекультивирования или перепланировки территорий?

– Как-то я задал вопрос зарубежным коллегам: сколько у них занимает времени и средств корректировка генеральных планов? Посредником нашей беседы был великолепный переводчик, профессионал своего дела. Однако он пытался перевести мой вопрос в течение 30 с лишним минут. Они не могли понять смысла того, что я спрашиваю. Дело в том, что территориальное планирование за границей заключается в следующем: существует город, существует пригород и существует команда, которая следит за их нормальным функционированием и делает это постоянно в режиме реального времени. Каждый член общины, будь то городской или поселковой, т.к. он заинтересован жить комфортно, принимает участие в обсуждении того, как они хотят и будут жить, какие производства они пустят, а какие нет, что будут развивать, а что нет. И когда община достигает консенсуса, тогда это совместное решение принимается законодательно. И ни одна бабушка уже под бульдозер не ляжет: её мнение учли. Поэтому иностранные коллеги и не могли понять, что значит «корректировать», когда они ведут генеральный план каждый день, это их работа. Аналогия очевидна: каждый человек, если он дорожит своим здоровьем и жизнью, постоянно наблюдается у врача, семейного доктора. Этот врач-специалист ведёт семью, следит за питанием, даёт советы по здоровому образу жизни, режимам отдыха и работы, рекомендует соответствующие процедуры и пр. То же самое и с городом, который имеет свою социологию, историю, инженерные и транспортные системы и многое-многое другое, говоря другими словами: город это чрезвычайно сложный «организм».

– Как можете оценить вклад Управления архитектуры и руководства области в развитие Подмосковья с учётом существующих реалий?

Что такое градостроительство? Л. Корбюзье – великий архитектор и градостроитель, говорил, что градостроительство – высшая степень архитектуры. В своё время Н.С.Хрущёв узнал, что в Англии есть такое понятие как «свободная планировка» и что с этим сможет справиться любой инженер. Исходя из этого, он разогнал все архитектурные вузы в Советском Союзе, оставил только один – Московский. Один тогда на 220 млн жителей! Эти плоды мы пожинаем сегодня. Специалистов катастрофическим образом не хватает. И всё-таки государственные проектные институты, подведомственные Главархитектуре, устойчиво работают уже на протяжении более десятка лет, это: ГУП МО «НИиПИ градостроительства», ГУП МО «НИИПРОЕКТ», ГП МО «МосГражданПроект», ГП МО «АПУ Московской области» – специальная организация, занимающаяся в основном предпроектной подготовкой и имеющая около 30 филиалов в области, и ГП МО «Мособлгеотрест».

Борис Всеволодович Громов – Губернатор Московской области очень чётко оценил значение территориального планирования, и уже в 2000 году было принято решение о разработке областной целевой программы генерального плана развития области, разработанная на базе Ганноверского документа устойчивого территориального развития Европейского континента по линии совета Европы. Программа – это весь комплекс, включая генеральный план, который затрагивает и культуру, и транспорт, и социологию, и здоровье. В России принято, что срок действия генерального плана составляет 20-25 лет, то такие сроки и были озвучены для данной Программы. Позднее мы трансформировали программу до 30-го года. На самом деле медленно, но верно мы придём к тому, что сопровождение будет производиться в режиме реального времени, как в передовых странах Европы. Правительством утверждена схема территориального планирования (СТП) Московской области. Также разработана схема транспорта. Чрезвычайно важный вопрос здесь – центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), и к концу 2012 года мы должны «покрыть» документами территориального планирования всю область.

– Почему Москва «задыхается» в плотном кольце пробок? Каков ваш прогноз относительно транспортного коллапса?

Потому что на Москву фактически накинута транспортная удавка, сдавливающая её со всех сторон. Причём удавка не только транспорта автомобильного, но и железнодорожного, и воздушного. И всё в центр, в центр. Это сложилось исторически, когда крепости строили так, чтобы все дороги вели к цитадели и враг не прошел. Но сегодня это ведёт к транспортным проблемам. Мы, в своё время, озаботившись решением этой задачи, предложили губернатору Московской области проект ЦКАД. Объясню, что это такое? Ранее были созданы так называемые рокады, образующие сеть автодорог вокруг Москвы, но они узкие, их нужно расширить и весь транзитный транспорт пустить в объезд Москвы. На границе ЦКАД будут выстраиваться и уже строятся логистические комплексы, работающие с большегрузным транспортом, сортируя и распределяя груз по малотоннажным транспортным средствам. Немалое значение в решении транспортных проблем призван решать тот факт, что на территории МО пересекаются два панъевропейских коридора (имеются в виду только автодороги) – второй и девятый. Второй коридор – Лондон – Париж – Берлин – Варшава – Минск – Москва Нижний Новгород и далее на восток. А девятый коридор – Чёрное море – Балтийское море от Одессы до Хельсинки, одна часть которого идёт через Москву и МО, а вторая – через Киев. Наш проект был рассмотрен Б.В.Громовым совместно с И.Е.Левитиным. Затем представлен В.В.Путину, тогда Президенту РФ, который отметил этот проект как приоритетный для России, т.к. он позволит разрядить, а впоследствии, возможно, даже и снять угрозу транспортного коллапса. Далее проект трансформировался из областного в федеральный, а позже он стал учитывать и железнодорожный, и воздушный, и водный транспорт.

Оценку будут давать другие (это в том числе это индивидуальное право каждого гражданина), но я с гордостью могу сказать, что благодаря такому отношению к территориальному планированию Губернатора и руководства области, разработка генерального плана сопровождается специальной межведомственной правительственной комиссией (МВК), которую возглавляют три заместителя Председателя Правительства Московской области: В.Ф. Жидкин, П.Д. Кацыв и В.В. Громов, и заместитель Председателя Московской областной Думы В.П.Куликов. МВК заседает один раз в месяц, в первый понедельник, и обеспечивает сопровождение разработки всего комплекса документов территориального планирования. Это реализуется без перерывов с 2002 года. В составе МВК есть постоянные члены, а есть те, кого приглашают в зависимости от поставленной на обсуждение задачи. Я уверен, что это является большим преимуществом для развития МО и Москвы, потому что здесь мы имеем системный подход к развитию субъекта. Например, СТП мы согласовывали со всеми нашими соседями, включая Москву, чтобы не только не навредить, но и наладить взаимодействие и кооперацию.

– Какое влияние оказывает реализация Генерального плана на экологию осваиваемых и развиваемых территорий?

В связи с реализацией Генерального плана развития тем или иным образом затрагивается только 1,2% окружающей природы. Учитывается масса мероприятий, направленных на её оздоровление и регенерацию, создание природоохранных комплексов, вплоть до учёта тропинок, по которым происходят сезонные миграции животных.

Я не знаю более интегрированной профессии, чем градостроитель, потому что надо учитывать огромное количество факторов, начиная с учета мнения населения, истории, социально-экономического развития, транспортных коридоров и мультимодальных пересадочных узлов и заканчивая тропинками для зайцев. Сегодня прилагается огромные усилия для того чтобы проекты не нарушали экологию и облагораживали окружающую среду, поэтому надеюсь, что реализация Генерального плана по максимуму внесет изменения в экологию осваиваемых территорий в части её оздоровления.

– Александр Евгеньевич, спасибо за открытый диалог и действительно актуальную и нужную информацию для наших читателей.

Главное управление архитекторы и градостроительства

Московской области

Архитектура всегда шла рука об руку с искусством. Творения Антонио Гауди, Осипа Бове, Карла Росси и других величайших архитекторов вдохновляют не меньше, чем творения живописцев и симфонии композиторов. Речь не только о старейших памятниках, дворцах и башнях, но и о современных зданиях и сооружениях, которые поражают эстетикой и величием. Архитектор может увековечить свое имя в потрясающих проектах, а может допустить ошибку, в результате которой облик целого города будет безнадежно испорчен. Не боитесь сложной работы и колоссальной ответственности? Тогда эта работа для вас.

Кто такой архитектор? Описание профессии

Архитектор – специалист, осуществляющий проектирование зданий, планировочных и интерьерных решений, а также организацию архитектурной среды. Он отвечает не только за внешний облик сооружений, но и за их функциональные, эксплуатационные характеристики.

При всей сложности профессии и необходимости руководствоваться нормативами, правилами и техническими параметрами, специальность является творческой.

Только от внутреннего мира профессионала и его представлений об эстетике, гармонии и рациональности зависит облик сооружения.

Специалистами могут быть не только архитекторы, разрабатывающие эскизные проекты, документацию и рабочие чертежи, но и организаторы процесса разработки (главные архитекторы), разработчики генеральных планов городов и поселков (градостроители), создатели ландшафтных решений по благоустройству территории (ландшафтные архитекторы). К специальности также относят дизайнеров (разработчиков планировки и интерьеров), реставраторов, экспертов и теоретиков, занимающихся научной и преподавательской деятельностью.

Что входит в обязанности специалиста

С развитием технологий работа архитектора существенно видоизменилась. Причиной тому – усложнение строительных технологий.

Необходимо владеть специальными компьютерными программами (в частности, программами для 3D-проектирования и моделирования зданий), проводить экспертизу документации на соответствие множеству норм. Круг деятельности специалиста при этом не столько ограничивает, сколько направляет вид его деятельности:

  • Архитектурное проектирование . Специалист разрабатывает проект, координирует создание строительной документации, осуществляет авторский надзор.
  • Градостроительство . По сути это «объемное проектирование», в основе которого лежит разработка генеральных архитектурных планов населенных пунктов.
  • Ландшафт . Ландшафтная архитектура включает в себя озеленение – проектирование садов, парков, зеленых насаждений, приусадебных участков и даже заповедных зон.
  • Дизайн интерьера . Специалисты специализируются на разработке функциональной и одновременно эстетичной планировки, на проектировании интерьеров.

Круг обязанностей сотрудника также зависит от его опыта, квалификации и организации, в которой он работает. В проекте нуждаются не только грандиозные концертные залы и небоскребы, но и каждый торговый павильон (за исключением быстровозводимых конструкций), каждая поликлиника и каждый жилой дом. Опыт и портфолио играют ключевые роли – очень важно стремится получать действительно важные и сложные проекты, чтобы продвигаться вверх по карьерной лестнице.

Рейтинг ТОП-7 лучших онлайн школ


Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Как получить профессию архитектора, где учиться

Эта профессия требует высшего образования, объемных теоретических знаний и успешно выполненной практической работы. Лучше всего поступать в профильный ВУЗ, и чем более авторитетным он будет – тем лучше для вашей будущей карьеры. Выпускников лучших учебных заведений страны с распростертыми объятьями принимают не только российские, но и зарубежные работодатели. Потому подойдите к выбору места обучения ответственно и постарайтесь поступить (или хотя бы попытаться сделать это) в лучшее образовательное учреждение из возможных.

ТОП-5 российских ВУЗов, готовящих архитекторов:

  1. Московский архитектурный институт.
  2. Московский строительный государственный университет.
  3. Архитектурно-строительный университет в Санкт-Петербурге.
  4. Архитектурно-строительный университет в Нижнем Новгороде.
  5. Архитектурно-строительный университет в Самаре.

Как сдавать предметы при поступлении? Прием абитуриентов обычно проводится в 2 этапа: первая часть – это анализ (обычно математика, русский язык и история, реже – литература), вторая часть – творческий конкурс, проводимый образовательным учреждением самостоятельно. Кандидаты должны будут подготовить рисунок, композицию и чертеж.

Учебные заведения почти всегда проводят консультацию – здесь преподаватели рассказывают, что именно хотят увидеть в рамках творческого конкурса. Презентация проводится в 1 день, либо отсутствует – результаты проверки работ могут оглашаться и дистанционно. Обязательно сходите на нее. Также заблаговременно уточните перечень экзаменов – он устанавливается каждым ВУЗом индивидуально и может отличаться от приведенного списка.

Какими качествами нужно обладать

  • Усидчивость. Каждый чертеж и каждый проект требует длительной, скрупулезной работы, где важны детали и нюансы.
  • Творческая натура. Каждый специалист – это творец. Именно в его голове рождается внешний облик зданий, которые могут стать культовыми достопримечательностями
  • Развитый интеллект. Необходимо не только обладать опытом и практическими навыками, но и держать в голове огромный объем теории, знать нормативную базу.
  • Перфекционизм. Малейшая ошибка в проекте может привести к катастрофе или, как минимум, к не допуску проекта. Важно постоянно стремиться к совершенству.
  • Собранность. Умение концентрироваться на работе – это залог успешно выполненного проекта. Архитектура не терпит рассеянности и не прощает ошибок.

Где может работать специалист

Строительная компания . Преимущественно здесь требуются архитекторы-проектировщики, так как большинство компаний занимается возведением рядовых зданий и конструкцией. Типичность работы не делает ее более простой – каждый проект требует многоэтапного согласования и прохождения экспертизы. Часто приходится выполнять разноплановые задачи, так как штат архитекторов почти всегда сжат или урезан.

Архитектурное бюро . Ключевое отличие бюро от строительной компании – направление деятельности. Организация занимается исключительно архитектурным проектированием, экспертизой и разработкой документации. Здесь присутствует четкая градация персонала, и его нехватки не наблюдается. В бюро можно прийти уже в первые годы обучения, получить должность техника, создавать несложные чертежи и набираться опыта, продвигаясь по карьерной лестнице.

Государственные учреждения . Это муниципальные и федеральные организации, которые готовят генеральные планы населенных пунктов, проводят архитектурную экспертизу, составляют профильную документацию, занимаются согласованием проектов и выдачей разрешения на строительство. Лучший вариант для специалистов, которые ищут стабильную работу и хотят пользоваться всеми льготами, положенными государственным служащим.

Плюсы и минусы профессии архитектор

Если в школе вы писали сочинение на тему «Моя будущая профессия – архитектор», то наверняка углублялись в суть специальности. Ее ключевые достоинства – это возможность творить и перспективы высокого дохода. Главный недостаток – практическая сложность. Отметим другие преимущества и недостатки для детального сравнения.

Плюсы профессии архитектор:

  • Интересная, творческая работа.
  • Высокая оплата труда квалифицированных специалистов.
  • Перспективная профессия для иммиграции.
  • Высокий социальный статус и признание специальности.
  • Реальные перспективы карьерного роста.

Минусы профессии:

  • Сложная и крайне ответственная работа.
  • Необходимость долго учиться и постоянно развиваться самостоятельно.
  • Регулярные переработки, масса стрессов.
  • Низкие зарплаты на старте карьеры.
  • Частая невозможность самореализации.

Невозможность самореализации заключается в необходимости работать по заказу. Пример: вы хотите реализовать грандиозный проект, который давно живет в вашей голове, но не можете из-за отсутствия спонсора. Либо ваше видение функциональности и эстетики здания не совпадает с мнением руководителя или клиента.

Сколько получают архитекторы в России

Средняя зарплата специалистов по России – 25 тысяч рублей. Больше коллег получают архитекторы из Москвы (в среднем 36 тыс. рублей) и Санкт-Петербурга (29 тыс. рублей). Зарплаты в отдаленных регионах ниже. Не приходится рассчитывать на высокий доход и специалистам без опыта работы – обычно они занимают должность техника и получают по 15-17 тыс. рублей в месяц. Зато можно трудоустроиться уже во время первых лет обучения.

К тому же существуют реальные перспективы карьерного роста. Для него лучше работать в офисе, в коллективе. Фрилансеру добиться высот без должного опыта реальной практической работы почти невозможно. При постоянном трудоустройстве и целенаправленном развитии уже через 7-8 лет работы вы сможете претендовать на должность главного архитектора компании. Зарплаты этих специалистов часто превышают отметку в 100-125 тыс. рублей.

Резюме

Архитектор – по-настоящему интересная, творческая профессия. Она идеально подойдет развитым, целеустремленным и ответственным людям, которые умеют концентрироваться на поставленной задаче. Вы должны быть готовы к сложностям, которые обязательно настигнут вас уже в ходе обучения. Если вы не боитесь бессонных ночей, постоянных переработок и колоссальной ответственности, если хотите увековечить свое имя в уникальных архитектурных сооружениях – эта работа для вас.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ«ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО»9-12 СЕМЕСТРЫ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

«ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО»

9-12 СЕМЕСТРЫ

Примерная программа дисциплины «Градостроительство» федерального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению - 630100 - АРХИТЕКТУРА, Специальность - ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, Квалификация специалиста - АРХИТЕКТОР-

I . ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса.

Цель курса - завершение подготовки архитектора-специалиста широкого профиля, теоретически и практически всесторонне подготовленного к работе со всеми градо­ строительными объектами в современных условиях.

2. Задачи курса.

В задачи курса входит:

1) общее знакомство и последующее детальное изучение специфики объектов проекти­ рования;

2) усвоение состава предпроектных исследований в области градостроительного анали­ за и градорегулирующих документов во всех областях градостроительной деятельности;

3) изучение и освоение основных принципов и методов решения социально-экономиче-
ских, функциональных, инженерных и художественно-композиционных задач во всём
разнообразии условий формирования новых городских территорий на базе территорий
иного назначения и различной степени освоения, реконструкции и развития сложившихся
городских территорий, преобразования и развития городских агломераций и других видов
систем расселения;

4) формирование практических навыков в разработке и оформлении проектной
документации по всем видам изучаемых объектов проектирования, с использованием всех
современных технических средств получения и обработки научной, историко-градострои-
тельной и нормативной информации и изготовления проектной документации на совре менном уровне.

3. Место курса в профессиональной подготовке архитектора- градостроителя.

Данный курс является базовым в подготовке архитектора-специалиста в области проектирования городских территорий, генеральных планов городов и районной плани ровки, прививая необходимые ему в этой сфере проектно-методические навыки и умения.

Состав и содержание выполняемых заданий. курсовых и дипломных проектов нацелено на формирование чётких представлений и достаточно детальных знаний об объектах проектирования, задачах, методах и приёмах проектирования как исторически сложившихся, так и вновь формируемых городских территорий, генеральных планов городов и районной планировки, практических навыков разработки сложных градостро­ительных и районно-планировочных проектов.


4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Результатом изучения материала курса должно быть профессиональное представление о специфике объекта проектирования, владение принципами и методами решения всего многообразия градостроительных задач. Архитектор-градостроитель должен знать прин­ ципы и приёмы разработки планировочной композиции городских образований; планиро­ вочные, социальные, экономические и экологические задачи и методы формирования городской среды; основной состав предпроектных исследований в области градостро­ ительного анализа и градорегулирующих документов во всех областях градостроительной деятельности и уметь постоянно пополнять свои знания в этой области. Архитектору- градостроителю необходимо детальное понимание механизма действия этих документов на жизнь и формирование городского организма и городской среды.

Успешно освоившие курс архитекторы должны уметь разрабатывать архитектурно- планировочную организацию территории города на топографических подосновах в мас­ штабе от 1:10 000 до 1:2 000 и детальные объёмно-пространственные решения по форми­рованию локальных городских пространств в масштабе от 1:500 до 1:200.

II . СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса

Курс состоит из 4 разделов, для прохождения и освоения каждого из которых отводится по 1 семестру:

Раздел 1. Планировка и застройка городской территории и городского центра (2 про­ екта в 9 семестре 5 курса);

Раздел 2. Реконструкция исторически сложившейся городской территории (2 проекта в 10 семестре 5 курса);

Раздел 3. Преддипломное исследование и преддипломная практика в 11 семестре 6 курса;

Раздел 4. Дипломное проектирование в рамках комплексной тематики развития системы расселения, реконструкции и развития сложившихся и вновь осваиваемых городских территорий - в 12 семестре 6 курса.

Графическое представление проектов 5 курса, как правило, ограничивается графичес­ кими материалами объёмом от 3 - 4 кв. м, представленными на планшетах 1x1 м или 0,7 (1,4)х1 м. Графическое представление преддипломного проекта- эскизное представление предполагаемой экспозиции будущего дипломного проекта в масштабе 1:2 и реферат; объ­ ём дипломного проекта - от 8 кв.м экспозиционной площади на стандартных планшетах.

В разработке учебных курсовых проектов предусматривается три основных проектных этапа или стадии:

1) аналитическая стадия - включает сбор необходимых данных для проектирования,
их обработку, систематизацию и анализ, с целью формирования полноценной информационно - аналитической базы проекта, а также в случае необходимости уточнение и индивиду­ ализацию задания на проектирование;

2) проектно-аналитическая стадия - на основе проведённого градостроительного
анализа выявление планировочных ограничений, создание опорного плана территории, и
как результат - формирование планировочной и объёмно-пространственной идеи, выра­женной графическими и макетными средствами;

3) проектная стадия - разработка и графическое оформление структурных и территори ально-планировочных схем развития объекта проектирования, проектных чертежей и
других материалов, отражающих разработанные в проекте функционально-планировочные
и объёмно-пространственные решения.


2. Темы и краткое содержание.

Раздел 1. Планировка и застройка городской территории и городского центра.

Тема 1. Развитие системы расселения и городских агломераций. Работа с масштабами 1:100000-1:50000.

Тема 2. Градостроительный анализ территории, выбор территории для проектирования градостроительных объектов. Переход к масштабам 1:20 000 - 1:10 000.

Тема 3. Опорный план территорий, выбранных для развития городских образований.

Тема 4. Проектирование функционально-планировочной структуры городских образо­ваний. Зонирование градостроительных объектов: общегородской центр, районные и специализированные центры, зоны высокоплотной и низкоплотной жилой застройки, производственная и коммунально-складская зоны, зоны внешнего транспорта, зоны природного комплекса, рекреационные и спортивные. Формирование систем транспортного и пешеходного движения. Переход к масштабам 1:10 000 - 1:5 000.

Тема 5. Методы, средства и приёмы графического представления функционально- планировочной структуры городских образований. Градостроительные схемы.

Тема 6. Проектирование функционально-планировочной структуры центрального района большого города или крупного городского района численностью до 100 тыс. жителей. Переход к масштабам 1:5 000 - 1:2 000.

Тема 7. Объёмно-пространственная структура центрального района.

Тема 8. Разработка детальных архитектурно-планировочных и объёмно-пространст­ венных решений общегородского центра. Методы формирования функциональной, транспортной и инженерной инфраструктуры в трёх измерениях. Проектирование открытых и перекрытых пешеходных пространств с разработкой «вскрытых планов», благоустройства, малых архитектурных форм в масштабах 1:500 - 1:200.

Раздел 2. Реконструкция исторически сложившейся городской территории.

Тема 1. Исторически сложившиеся городские территории, их типология, проблемы реконструкции в современных условиях градостроительного развития.

Тема 2. Градостроительный анализ исторически сложившихся городских территорий, выбор территории для проектирования. Работа с масштабами 1:5 000 - 1:2 000.

Тема 3. Историко-архитектурный опорный план.

Тема 4. Составление проектного опорного плана на основе предпроектных исследо­ ваний исторически сложившейся городской территории. Работа с масштабом 1:2000.

Тема 5. Особенности преобразования исторически сложившейся функционально-планировочной и объёмно-пространственной структуры. Методика реконструкции в условиях различных морфотипов застройки. Составление эскиза застройки и проектных схем. Работа с масштабом 1:2000.

Тема 6. Разработка детальных архитектурно-планировочных и объёмно-пространст­ венных решений фрагмента реконструируемой территории. Методы обновления и преобра­ зования функциональной, транспортной и инженерной инфраструктуры в условиях актив­ной и адаптивной, в т.ч. «скрытой» реконструкции. Методы использования подземного пространства в условиях сохраняемой, реконструируемой и заменяемой застройки. Проек­тирование открытых и перекрытых пешеходных пространств с разработкой «вскрытых планов», благоустройства, малых архитектурных форм в масштабах 1:500 - 1:200.

Раздел 3. Преддипломное исследование и преддипломная практика.

Тематика преддипломных исследований и практики либо выбирается дипломником из состава предлагаемых ведущей проектной организацией либо формулируется индивидуа­льно по согласованию или предложению руководителя диплома и утверждается кафедрой. В процессе преддипломного проектирования дипломант изучает следующие темы:

Тема 1. Проблемы развития системы расселения и городских агломераций в соответст­ вующем регионе.


Тема 2. Градостроительный анализ городской территории, генеральный план города, выбор территории для проектирования новых градостроительных объектов и реконструк­ ции существующих.

Тема 3. Составление проектной концепции развития и реконструкции городских терри­ торий по результатам предпроектных исследований.

Раздел 4. Комплексный дипломный проект развития системы расселения, районной планировки, реконструкции и развития сложившихся и вновь осваиваемых городских территорий.

Дипломный проект интегрирует навыки и знания, полученные студентом за весь период обучения в институте, и осуществляется в соответствии с ГОС «архитектор- специалист». В качестве объекта проектирования могут выступать следующие градост­роительные объекты:

1) Городской район - часть крупного или крупнейшего города с охватом
территории до 3000 га;

2) Городской район - часть большого города с охватом территории до 2000 га и
проектными предложениями по развитию города в целом;

3) Жилой район на территории сложившейся застройки в крупнейшем, крупном
или большом городе с проектными предложениями по развитию прилегающих
территорий с охватом площадей до 500 га;

4) Средний город и (или) его центральный район с охватом территории до 3000 га;

5) Малый город с прилегающими территориями с охватом площадей до 500 га.
Общая тема диплома окончательно формулируется по результатам преддипломных

исследований и практики и утверждается кафедрой. В процессе дипломного проектирова­ния дипломант изучает следующие темы:

Тема 1. Детальная проработка проектных предложений в рамках проектов районной планировки и генерального плана города. Работа с масштабами 1:20 000 - 1:5 000.

Тема 2. Составление проектных опорных планов на основе предпроектных исследова­ ний проектируемых городских территорий. Работа с масштабами 1:5 000 -1:2 000.

Тема 3. Проработка функционально-планировочной и объёмно-пространственной стру­ктуры центрального или крупного городского района, общегородского центра на новых или исторически сложившихся городских территориях. Работа с масштабами 1:5 000 -1:2 000.

Тема 4. Детальные архитектурно-планировочные и объёмно-пространственные реше­ ния фрагмента проектируемой (реконструируемой) территории. Работа с масштабами 1:500 -1:200.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для

самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы формируются в рамках тем практических занятий и включают сбор исходных материалов для проектирования, подготовку рефератов, эскизных макетных и графических предложений по предложенной теме, подготовку докладов по результатам проделанной работы, включая доклады для защиты курсовых и дипломных работ я отчёт по пройденной преддипломной практике.

4.Примерная тематика рефератов и курсовых работ.

Курсовые работы (проекты) данного курса выполняются в 9 - 11 семестрах. Темы курсовых проектов 9 семестра: 1.Планировка городской территории.


2. Планировка и застройка центрального района города.

3. Фрагмент центра города.

Темы курсовых проектов 10 семестра:

1. Реконструкция исторически сложившейся городской территории.

2. Реконструкция локального участка территории.

В 11 семестре в качестве курсового проекта выполняется преддипломный проект, тема которого для каждого студента является индивидуальной в соответствии со спецификой выбранного для дипломного проектирования градостроительного объекта и с задачами преддипломной практики, и в общем может быть сформулирована как «Проектные предложения по комплексному развитию и реконструкции градостроительных объектов».

По теме каждого курсового проекта выполняется реферат с пояснительной запиской. Реферат, выполняемый по результатам преддипломной практики параллельно с преддип­ломным проектом, является основой дипломного реферата.

5. Примерный перечень вопросов к зачёту по всему курсу.

1. Системы расселения, районная планировка и городские агломерации. Современные
тенденции и проблемы развития.

2. Градостроительныйанализтерритории,критериивыборатерриториидля
градостроительных объектов. Природные и антропогенные факторы градообразования.

3. Опорныйплантерриторий,предназначенныхдляформированияиразвития
городских образований. Система планировочных ограничений.

4. Проблемы реконструкции исторических городов. Морфотипы исторической застройки.

Историко-архитектурный опорный план и проблемы сохранения

5. историко-архитек турного наследия в условиях реконструкции.

6. Функционально-планировочная структура городских образований. Общегородской
центр, районные и специализированные центры, зоны высокоплотной и низкоплотной
жилойзастройки,производственнаяикоммунально-складскаязоны,зонывнешнего
транспорта, зоны природного комплекса, рекреационные и спортивные.

7. Центральный район и общегородской центр большого и крупного города.

8. Формирование систем транспортного и пешеходного движения в городе и централь­
ном районе.

9. Проблемы реконструкции исторически сложившейся

функционально-планировоч ной структуры городской среды.

10. Средства и приёмы преобразования объёмно-пространственной структуры истории-
чески сложившейся городской среды.

11. Методика реконструкции в условиях различных морфотипов застройки.

12. Методы реконструкции функциональной, транспортной и инженерной

инфраструктуры локальных городских пространств.

13. Благоустройство территории в условиях реконструкции.

14. Типология открытых и перекрытых пешеходных пространств. Проблемы и методы
проектирования.

15. Методыиспользованияподземногопространствавусловияхсохраняемой,
реконструируемой и заменяемой застройки.

III . РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

№№ п\п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час)

Самосто­ ятельная работа

лекции

семинары

Планировка городской территории





Планировка и застройка центрального района

Фрагмент центра города

Реконструкция городской территории

Реконструкция локального участка территории

Преддипломная практика, преддипломное проектирование

Дипломное проектирование

итого

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Форма итогового контроля - комплексный зачёт с защитой выполненных курсовых проектов в конце 9 и 10 семестров перед кафедральной комиссией, выставляемый по ито­гам средней успеваемости студента в течение семестра и по результатам защиты курсовых проектов. В конце 11 семестра выставляется комплексный зачёт по итогам преддипломной практики и преддипломного проектирования. Государственный экзамен с защитой диплом­ ного проекта перед Государственной Аттестационной комиссией (ГАК) на степень архи­тектора-специалиста проводится в конце 12 семестра.

V . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА. Рекомендуемая литература (основная)

Наименование

Наличие грифа МО

Год из­ дания

Обеспечивает ли полностью соде­ ржание дисцип­лины

Авдотьин Л.Н., Лежава И.Г., Смоляр И.М.

Градостроительное проектирование

учебник

нет

Градостроительный кодекс РФ

2005

нет

Кострикин Н. Д.

Новый город как элемент расселения. Учебно-методическое пособие

2003

нет

Кострикин Н. Д.

Реконструкция исторически ценных территорий города. Учебно-методическое пособие

2001

нет

Мошков А.В.

Методические указания на разработку курсового проекта «Планировка городских территорий»

1998

нет

Чучмарёва Е.З.

Планировка общественного центра города

2004

нет



Шубенков М.В., профессор, канд. арх. Гандельсман Б.В., доцент, канд. арх. Московский архитектурный институт (Государственная академия)

Рассказать друзьям