Домашнее обучение как перейти алгоритм. Домашнее обучение в России: как всё устроено. Правовые нормы подготовки учащихся по очно-заочной форме

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Несмотря на то, что , довольно быстро энтузиазм угас и всё пошло совсем не так, как ожидалось. На протяжении нескольких недель я постепенно поняла, что мои ожидания относительно домашнего образования не оправдываются.
Тем временем, ситуация ухудшалась, наступил настоящий кризис, и я начала сомневаться в правильности принятого решения. Когда я остыла и проанализировала наше домашнее обучение с холодной головой, я пришла к выводу, что в целом нету ничего критичного. Есть проблемы, которые необходимо решить.

Итак, я определила следующие проблемы :

1. Нам не подходят "рецепты" домашних детей начальной школы , где у всех всё легко и учеба занимает совсем мало времени.
Этому есть три причины.
Во-первых, объемы программы и изучаемого материала.
Во-вторых, проучившись в школьных стенах 4,5 года дочка уже приобрела вредные школьные привычки и утратила способность учиться самостоятельно с интересом, которая имелась до школы и сохраняется у домашних детей. Потеряно время и многое упущено.
В-третьих, в средней школе отдельный учитель по каждому предмету и у каждого свои требования.

2. Слабые навыки самостоятельной учебы
Моя дочь за время обучения в школе привыкла работать по заданию и разучилась работать самостоятельно.
Здесь можно выделить три момента


  • Нет задания - непонятно, что делать (в школе дают задания). Решается планированием.

  • Непонятно, что делать, если непонятно (в школе объясняет учитель). Нужно понять, что необходимо разобраться.

  • Нежелание разобраться, если непонятно (в школе учитель объясняет в любом случае). Для этого нужна мотивация.

3. Желание дочки учиться полностью самостоятельно, чтобы я не вмешивалась, но невозможность ввиду наличия п.2.

4. Планирование своего времени оставляет желать лучшего.
В школе время планируется администрацией - дети не участвуют в составлении расписания.

5. Сложности с концентрацией и отсутствие мотивации делать быстро. Как результат - уроками занята большая половина дня, хотя по факту их можно сделать за несколько часов.
Тут есть два нюанса. С одной стороны, трудно концентрироваться на том, что неинтересно.
С другой стороны, за 4,5 года она научилась "отсиживать" уроки.

У меня оставался вопрос с гаджетами: оставлять в зоне доступа на время учебы или убирать?
Гаджеты могут быть очень полезны для учебы, но также и сильно отвлекают...

Кроме этого, я пересмотрела свою роль как организатора. Я посчитала, что на данном этапе моя роль должна быть более активной.

На календаре подходила к концу третья четверть и несмотря на трудности с организацией, дочка хорошо сдавала контроли. Вопрос заключался в том, чтобы уменьшить затраты времени и сил на учебу до минимального уровня, а также минимизировать количество походов в школу. Чтобы заняться тем, чем действительно хочется и интересно.
Наступившие каникулы стали своего рода "перезагрузкой" для нашего обучения. Мы обе отдохнули.

Перечисленные проблемы мы обсудили с дочкой.
Пришлось смириться, что самостоятельно учиться нужно научиться, поэтому пока полностью сама она учиться не будет, это придет со временем, по мере приобретения необходимых навыков. Также мы поговорили о возможности новых кружков, но в том случае, если она научится всё успевать, чего пока не было. Мы пришли к выводу, что наилучшее время для учебы является первая половина дня, она же и свободна от кружков/секций. На несколько подходов в течение дня разбивать учебу она не захотела, поэтому учеба должна была быть вся до обеда.

Первую неделю новой четверти мы с ней каждый день планировали вместе, она писала карандашом. Но уже буквально через 5-7 дней, она нашла какие-то интересные ей видео на Youtube на эту тему и стала планировать сама. Еще неделю мне показывала результат, потом это перешло полностью в ее ведение. Вечером она составляет план на завтра.

2. Я скачала в интернете учебные планы по предметам. В них дочка проставила дни - чтобы ориентироваться, как материал распределен в течение четверти. До этого момента она учились по темам учебников.

3. Получив график аттестации на второй неделе четверти, я составила форму расписания и сделала две копии - себе и дочке.

В столбик "Школа" записывались контроли по учебному плану, в столбик "План" можно было записать индивидуальный план сдачи или когда она хочет закончить какую-то тему. Таким образом, сначала составлялся общий план, а потом на его основе планировалась учеба на каждый день.

4. Мы измерили, сколько уходит времени на отдельные предметы. Что-то было легче, что-то сложнее. На разные предметы нужно было разное количество времени. Зная это, план на день получался более реалистичным.

5. Я стала планировать контрольные сдачи так, как нам удобно, минимально подстравиваясь под план класса. Учителя нас уже знали и понимали, что мы можем учиться самостоятельно, и по мере возможности они шли нам навстречу.
Здесь стоит сказать, что поскольку в Беларуси нет четких инструкций или методических указаний о способах или частоте аттестации - всё остается на усмотрение школы. В итоге в каждой школе получается по-разному: от написания всех итоговых и промежуточных контролей чуть ли не с классом до аттестации по всем предметам раз в полгода или даже раз в год.
Наша школа посчитала, что нужны все контроли. Я не стала спорить, т.к. когда всё только начиналось нам самим было непонятно, как будет лучше для нас. Но по итогам четверти я сделала вывод, что это очень неудобно - слишком много времени уходит на походы в школу и в принципе, такая система обучения неудобна для усвоения материала (какая удобна - я напишу ниже).
Поэтому в четвертой четверти мы ходили в школу меньше, чем в третьей - я соединяла несколько контролей в один или на один день планировала несколько предметов.
Дальше я планирую решить вопрос с аттестацией один раз в четверть.

Но самое сложное ждало впереди : чтобы всё это работало, нужны усилия самого человека. Учиться должна была моя дочка. Именно ей предстояло найти мотивацию и научиться концентрироваться, чтобы осуществлять то, что она планирует.
Ей предстояло научиться учиться самостоятельно не формально - под страхом плохих оценок или школьных унижений от невыученных уроков, - а реально - потому что ей лично это надо.

Надо ли ей лично школа в этом объеме вопрос конечно спорный.
Но в любом случае, у нее был выбор: школа или учеба дома. Ходить каждый день в школу она больше не хотела, она хочет учиться сама, а для этого необходимо суметь организовать свою учебу дома.

Таким образом, сложился примерно такой распорядок дня:
1. Утренняя рутина
2. Уроки с перерывами. Каждый предмет длится разное количество времени
3. Обед
4. Английский
5. Отдых, прогулки, кружки, перекусы и т.п.
6. Планирование следующего дня
7. Вечерняя рутина

Сами предметы первоначально изучались по учебнику на основе плана.
Но по школьному плану идет один параграф на один урок, а дома проходится 2-4 параграфа за один урок в зависимости от предмета. В день получается 3-4 разных урока, вместо 6-7 школьных.
Большинство предметов дочка учит без моего вмешательства и контроля.
Что касается английского - каждый день я провожу урок как у репетитора и она получает домашнее задание. Всего получается английский 2 раза в день.
Некоторые предметы я иногда проверяю - перед очередным контролем.
Для некоторых предметов я сделала обязательным тематический просмотр видео-урока. Раньше это было по желанию которого никогда не было. Видео-уроки лучше, чем мои объяснения, т.к. оставляют дочке долю самостоятельности.

Результат не заставил себя долго ждать. Через пару недель от начала четвертой четверти учиться стало намного легче. Ожидания стали ближе к реальности. Наше домашнее обучение развернулось в правильном направлении и я почувствовала его реальные плюсы, помимо отсутствия необходимости ходить каждый день в школу.
Одним из самых главных и важных является чувство свободы.
Когда нет зависимости от школы, находясь дома, мы можем строить свои дни и нашу жизнь так, как будет лучше для нашей семьи. Да, всё равно есть какой-то план и расписание - но это личный выбор каждого из нас. Мы сами так решили, а не кто-то решил за нас. Мы можем менять этот план так, как нам будет лучшеи удобнее.
Дочка получила желаемую самостоятельность, благодаря самоличному планированию и видео-урокам. Она постепенно сама учится планировать и распределять свое время, определять срочные, важные дела и т.д., что несомненно пригодится ей в жизни куда больше, чем способность отсиживать 6 уроков по 45 минут и идеально оформлять свои письменные работы, не считая "особого умения терпеть давление и подчинятся". Кстати, дома я ей разрешила писать карандашом.
Я немного освободилась от необходимости быть учителем. Я продолжаю проводить уроки английского и иногда дочка приходит ко мне по поводу тем, которые не даются.
Через пару недель начала четвертой четверти, когда учеба стабилизировалась и появилось больше времени, дочке надоело проводить так много времени дома и она сама стала интересоваться возможностью дополнительных занятий, рассуждать, чего она хочет, зачем ей это нужно. Об этом можно написать отдельно.

Конечно, очень часто всё неидеально, периодически мы обе бываем в плохом настроении, и болезнь "отсиживания" еще не вылечена. Часто уроки всё так же размазываются на целый день. Чем больше времени проходит, тем чаще всплывает эта болезнь. Частично я это связываю с усталостью к концу года.
Но в целом, я чувствую что лед тронулся, самое сложное позади и ситуация развивается в положительном направлении.

Выводы:

1. Доверяем своей интуиции. Особенно подкрепленной информацией. Терпение - и всё будет хорошо.
2. Для организации домашнего обучения нужен взрослый как минимум на первое время
3. Одновременно учить лучше небольшое количество предметов - не более 3-4. Это самый лучший вариант.
4. Сдавать лучше всего по принципу: освоил один предмет - сдал, освоил следующий - сдал и т.д. Существующий вариант с параллельным изучением 10-12 предметов - мягко говоря не самый лучший. Толком невозможно углубиться в предмет и "почувствовать вкус", как уже пора переключаться на следующий.
По этой причине я планирую решить вопрос с аттестацией, пока один раз в четверть. А в идеале - по порядку сдавать предметы до конца года. У нас это невозможно. Но если для кого-то актуально - имейте ввиду.
5. Если есть вариант дать ребенку отдых, пока сам не захочет учиться (это может быть полгода, год) - это хороший вариант и его можно использовать.

Возможно, кому-то всё это покажется слишком много и энергозатратно. Не стоит вложенных усилий. И вообще, зачем изобретать велосипед, когда есть школа???

Я с этим не согласна. Да, мне пришлось вложиться эмоционально и вложить свое время, и не последний раз.
Но для меня выигрыш для дочки, для меня и для нашей семьи в целом значительно перевешивает вложенные усилия. Полученные результаты вдохновляют уже сегодня:)
Думаю, позиция родителей относительно образования зависит от общих целей, которые каждый родитель так или иначе имеет относительно своих детей.
Нужно ли ребенку быть отличником учебы, чтобы хорошо устроиться в жизни? Или он должен быть гармоничной личностью прежде всего? Должен ли он искать свой путь сам? Или его нужно научить и направить?
Таких вопросов очень много.
На мой взгляд, домашнее образование ближе для тех, что прислушивается к своим детям и доверяет их интуиции.
Кто считает, что ребенок сам интуитивно понимает, что ему нужно, и способен это получить без внешнего давления в виде школы.

Глядя на современные тенденции, я хочу помочь вырасти своим детям свободными и мобильными. Чтобы они знали как и где добыть знания и понимали, какие именно знания им нужны. Чтобы они находились в гармонии с собой, умели думать и рассуждать, комфортно себя чувствовали среди детей и взрослых, близких и чужих, могли спокойно, без страха высказывать свое мнение, и были терпимыми к разным людям.

Я не знаю, что из этого получится, но на мой взгляд образование вне школьных стен хорошо отвечает моим целям.

ps в следующем посте я расскажу о плюсах и минусах обучения ребенка дома

Ближайшая школа по прописке или любимая школа, в которой ребенок учился до этого, − всегда лотерея. Очень многое зависит от личного отношения директора и учителей. Нас в школе по прописке сразу очень обнадежили: «У нас были семейники, но все провалились в зимнюю сессию и вышли в школу». Куда провалились несчастные детишки, я уточнять не стала, и мы продолжили обучение в нашей любимой школе с дистанционными контрольными. Если вы для всех в школе как родные, можно попробовать. А для тех, кто хочет поменьше контактировать со школой или помочь ребенку наладить самостоятельные занятия через интернет, существуют другие варианты.

Удобство таких дистанционных школ и порталов не только в том, что вы можете заниматься хоть посреди джунглей, лишь бы был доступ к интернету, но и в том, что значительную часть освоения материала постепенно можно делегировать ребенку, подарив ему бесценное умение работать самостоятельно.

Экстерн-офис Александра Битнера

Стоимость от 23000 руб. в год – в зависимости от класса.

Система приближена к принципу обучения в вузе. Аттестации проходят в форме онлайн-экзаменов, сдавать материал можно блоками, поэтапно. Вы изучаете и сдаете по одному предмету в год, график составляя с учетом своих планов и возможностей. Тренажеры помогут отработать нужный материал. Для подготовки к экзамену у вас есть все варианты вопросов и задач, что исключает неприятные сюрпризы и пробелы в знаниях. Есть вариант прикрепления в Новосибирске и в Москве через школу «Наши Пенаты». Вариант с Новосибирским – удобнее, так как очно писать работу ездить не придется. Можно также приобрести доступ к базе без сдачи экзаменов. Существует тестовый бесплатный режим, в котором вы можете ознакомиться с базой и решить, подходит ли вам такой вариант.

Международная школа завтрашнего дня

Без прописки стоимость от 4000 руб. в месяц.

В которой видны оценки, есть электронная библиотека, а также возможность связи с куратором. Можно пользоваться дистанционными интернет-уроками. Раз в месяц вы отправляете в базу контрольные работы по основным предметам. Школа работает по системе Дональда Ховарда, поэтому есть возможность получить американский аттестат, занимаясь по американской программе. Так же действует дистанционная школа русского языка Ольги Соболевой.

Если вы прописаны в Москве, обучение бесплатное, разовый взнос на все время обучения, плюс тренинги для родителей (10000 руб. в год). Доброжелательное отношение, разумный уровень сложности контрольных работ.

Частная школа «Наши Пенаты»

С пропиской – бесплатно, платное обучение стоит 7000 руб. в месяц.

Очень приятный вариант для учеников с московской пропиской. Для них обучение бесплатное, за исключением сбора на обработку документов – 2500 руб. в год. Три раза в год нужно будет написать дистанционные контрольные работы, один раз привезти их лично в школу. При необходимости раз в месяц можно посещать консультации, на итоговые работы в 4-м и 7-м классе нужно будет приехать очно в конце года.

ЦОДИВ

Стоимость обучения – от 6500 руб. в год, в зависимости от класса

Находится в Санкт-Петербурге, обеспечивает учащимся доступ к образовательному порталу «Виртуальная школа». Поступить туда может любой желающий, вне зависимости от места проживания. Можно дополнительно оплатить консультации учителя. Промежуточная аттестация проходит на портале в режиме онлайн и состоит в прохождении теста по каждому предмету один раз в год. Также есть тренировочная база для подготовки к аттестации и образовательные ресурсы по всем предметам.

Домашняя Школа портала «Интернет урок»

Это , в котором есть разные режимы и возможности. Если вы сдаете аттестации в своей школе, вы можете оплатить формат «Самостоятельный» или формат «С учителем», и ребенок будет осваивать материал с вашим минимальным участием. Он смотрит видеоурок по школьной программе, выполняет тесты и отрабатывает полученные знания на тренажерах. А в режиме «С учителем» к этим опциям добавляется консультация куратора. Это хороший вариант для работающих родителей или семьи с несколькими детьми, требующими внимания. Вы можете прикрепиться к одной из Школ-партнеров для прохождения аттестаций, а также записаться в Домашнюю школу за 3300 руб. вместе с ведением документации.

Центр домашнего обучения «School4you»

Хороший для тех, кто не готов отправиться в серьезное плавание и хочет идти четко по программе. Вполне реально оставить ребенка с няней или бабушкой, обеспечив наличие компьютера с интернетом. Онлайн-уроки, индивидуальные и групповые по всем предметам, от одного до трех раз в месяц можно приехать на очные групповые занятия и встречу с куратором, чтобы понять нет ли пробелов в знаниях. Ученику открыт доступ к дистанционной базе с тестами и дополнительными материалами. За отдельную плату помогут прикрепиться к одной из московских школ.

Центр интенсивной подготовки «Экстернаты Москвы»

Детей на домашнем обучении с 1 по 8 класс. Ребенок пользуется интернет-школой, в пакет которой входят онлайн-уроки, тестирование, доступ к электронным ресурсам и куратор. Дважды в год нужно пройти аттестацию в школе. Дистанционное обучение – от 5000 до 15000 руб. в месяц. Стоимость программ с очными консультациями раз в месяц по всем предметам – от 10000 до 17000 руб.

Центр Игоря Чапковского

Стоимость – от 10 000 руб.

Игорь Моисеевич Чапковский, один из ведущих специалистов семейного образования, занимается обучением детей в семье с 80-х годов 20 века. Обучаясь в его , ребенок раз или два в неделю приезжает на очное занятие, где взаимодействует с куратором.

Лицей «Ковчег-XXI»

Очно-заочный под крылом Рустама Курбатова. Прикрепление к Лицею, сдача там же аттестаций и «Школа одного дня» по субботам стоит 7750 руб. в месяц. В «Школе одного дня» каждую неделю изучают математику, русский и английский, через неделю – остальные предметы. Проводятся и творческие занятия.

Образовательный центр «Радуга знаний»

Предлагает дистанционную форму и семейную форму обучения. Прием в экстернат – с 1 по 11 класс.

Стоимость – 4400 руб. в месяц за аттестации по математике и русскому языку, 5000 руб. – вступительный разовый взнос. Раз в месяц ребенок выполняет контрольные работы по русскому языку и математике, в конце года проходит бесплатные аттестации по остальным предметам.

«Телешкола», или интернет-школа «Просвещение»

Первая в России с аккредитацией. Доступ к образовательному ресурсу, который включает лекции, тесты, тренажеры, консультации учителя. Стоимость – от 55000 руб. в год.

Есть также возможность прикрепиться на заочное обучение в вальдорфской школе «Путь Зерна» http://www.putzerna.ru/, они сотрудничают со школой №1816.

Возможно, вам пригодятся также по домашнему обучению, которыми мы с вами поделились в предыдущей статье.

Понятие хоумскулинг (в переводе с английского, “домашнее обучение”, становится все более популярным в последнее время. Для того, чтобы понять что это такое, я предлагаю для начала обратиться к Википедии :

«Термином homeschooling обозначают образование детей дома, обычно силами родителей, хотя не исключено и привлечение других преподавателей, в противоположность обучению детей в государственных или частных школах».

При этом понятие не ограничивается лишь тем, что дети учатся дома. У хоумскулинга есть несколько видов:

Анскулинг — это обучение детей без заранее продуманной и четко расписанной программы. Также нет у анскулинга и заранее предопределенных целей и задач. Но при этом, метод не означает, что детей ничему не учат. Это метод, который предполагает отсутствие заранее спланированной программы обучения.

Термин анскулинг в 1977 году ввёл в оборот Джон Холт в журнале «Растём без школы». Холт говорил о том, что дети лучше всего учатся на своём опыте в соответствии со своими интересами. Он предлагал родителям отказаться от искусственных условий обучения, а использовать для этого реальную жизнь. Джон Холт критиковал школьную систему и писал, что обязательное школьное обучение вредит здоровью и психике детей. В итоге он предложил избавиться от школ и от систематического образования вообще. Адепты теории считают такое обучение естественным, отталкивающимся от потребностей самого ребенка.

Какие формы домашнего обучения бывают?

Семейное обучение

Родители заключают договор со школой, в котором указаны формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Ребенок может ходить на занятия, которые ему нравятся.

Экстернат

Ребенок самостоятельно изучает школьную программу в удобном для него темпе и затем сдает промежуточные экзамены. Можно изучить два года школьной программы за полгода.

Надомное обучение

Договориться о надомном обучении можно, если у вас есть медицинские рекомендации. Тогда домой приходят школьные учителя и проводят занятия — от 8 до 12 часов в неделю в зависимости от возраста ребенка.

Нонскулинг — вот здесь ребенка действительно специально ничему не учат, ничего ему не запрещают. Все, что он хочет делать сам, рассматривается, как естественная потребность в получении новых знаний.

Домашнее обучение преимущества и недостатки

Аргументы хоумскулеров

— Школа отбивает естественное стремление человека к знаниям (любознательность), подменяя его дисциплиной и стремлением получать хорошие отметки.

— В школе не происходит нормальная социализация, так как школьное сообщество не построено так, как построено нормальное сообщество. Социализация подменяется «социальным дарвинизмом» («выживает сильнейший») либо дисциплиной учителей. Также школьники не могут дозировать количества общения, так как постоянно находятся в обществе других детей.

— Постоянное принуждение к учебе отбивает не только желание, но и умение самостоятельно учиться, ставить себе задачи и решать их, даже при желании это делать.

— Школа унифицирует детей, сглаживает индивидуальность.

— Школа ограничивает познавательный интерес ребенка в ситуации «здесь и сейчас», заменяя его необходимостью следовать школьной программе.

Критика домашнего обучения

— Без школы дети не социализируются, не учатся общаться и работать в команде.

— Без школы дети не получат системных фундаментальных знаний, не научатся думать. Школа все же учит мыслить.

— Не все родители могут сидеть с детьми дома. И не все родители могут эффективно организовать обучение детей вне школы.

— В будущем могут возникнуть сложности с адаптацией к учебе в университете и поиском работы

Марина Озерова, руководитель дистанционного семейного центра, педагог-психолог, Израиль

Я выбираю домашнее образование в первую очередь потому, что хочу обеспечить ребенку индивидуальный подход в обучении. Хочется свободы выбора — чему и как учить, когда и сколько. А, главное, чтобы обучение не было оторвано от практической деятельности и активной жизни семьи.
Степень общительности (которую часто путают с социализацией) зависит не от домашнего обучения, а от характера и темперамента человека. Кроме домашнего (или школьного обучения) умение быть в социуме зависит от множества факторов.

Вот уже в течение ряда лет набирает популярность тенденция отказа от школьного образования в пользу обучения ребенка на дому с последующей сдачей экзаменов в форме экстерната. У обеих систем, как школьной, так и надомной, есть свои сторонники и противники, которые приводят аргументы как в защиту, так и против каждой из систем. Давайте подробнее остановимся на каждой из них.

Уровень знаний

В том или ином случае необходимо проверить уровень знаний через какие-либо контрольные мероприятия (экзамены, зачеты и так далее). Согласно ФГОС, надомное обучение выбивается из традиционной структуры, что существенно осложняет подгонку ребенка под определенный стандарт.

Каким образом проходят контрольные мероприятия в школе? Если ребенок не может справиться с поставленной задачей, то есть не аттестуется, то, несомненно, это накладывает отпечаток на его судьбу и судьбу учебного заведения в дальнейшем. Таким образом, школы никогда не будут заинтересованы в большом количестве неуспевающих учеников. Поэтому любая аттестация в первую очередь проводится для школы, а не для учеников. Разумеется, даже при наличии огромного количества неуспевающих учеников аттестация будет пройдена. В случае же надомного образования такой заинтересованности нет. Что, безусловно, повышает спрос с ребенка, отказавшегося от обучения в системе. На экзамене такому ребенку могут устроить допрос с пристрастием. Ведь то, что выделяется, то и привлекает внимание окружающих. Стоит только вспомнить эксперимент с обезьяной: перед ней ставят несколько кубиков и шар, и она выбирает, конечно же, шар, но, когда перед ней ставят только кубики, причем все, кроме одного (красного), желтые, она выбирает красный.

В свете этих факторов аттестация надомников становится более жестким испытанием для детей. Однако благодаря этому знания обучающегося дома будут в разы превосходить знания обычного школьника. Кто-то может выступить против выборочного изучения предметов на дому, но разве в школе дети не выбирают любимые предметы, к которым у них больше способностей? Поэтому ничуть не уступает школьной программе домашнее обучение. Русский язык или математика будет в приоритете - это уже покажет время.

Школьная социализация

В во-первых, общение с преподавателем, а во-вторых, общение с ровесниками (коллективом). К сожалению, в школах четко проявляется доминирование преподавателя над учеником, что придает общению приказно-испольнительный тон. Еще Черчилль утверждал, что в руках школьного учителя есть власть, которая премьер-министру даже и не снилась. Такое общение вырабатывает сразу несколько сторон характера у ребенка. Тут и умение выкручиваться, и унижаться, подчиняться. Такая социализация делает людей психическими инвалидами, ведь они не умеют общаться на равных. Это прямая дорога в госслужащие. Такие люди чрезвычайно изворотливы, хитры, но их приходится ставить на место, как в волчьей стае, иначе, почувствовав хоть малую толику превосходства над другими, они начинают хамить.

Необходимость перевода

Теперь поговорим о том, каких детей переводят на домашнее обучение. Иногда действительно не стоит насиловать личность. Лучше дать ей гармонично развиться через семейное образование. Есть множество причин, по которым родители не отдают своих детей в учебные заведения.

Основания для перевода ребенка на домашнее обучение:

1. В случае, когда умственно ребенок на порядок опережает своих сверстников. К примеру, он уже умеет читать и писать, освоил самостоятельно программу Такой ребенок, попав в среду, где ему уже все понятно и известно, резко может потерять интерес к учебе вообще. Для таких детей есть и запасной вариант - пойти в школу, перепрыгнув несколько классов. Но такой подход не гарантирует полную адаптацию ребенка под окружающие условия, учитывая развитие психическое и физиологическое.

2. Если ваш ребенок серьезно увлекается каким-то делом, которое может стать его будущей профессией. Например, музыкант, художник и так далее. Сложно и непродуктивно смешивать эту деятельность с учебой в школе.

3. Если работа родителей требует постоянных переездов, что отнюдь не положительно сказывается на состоянии ребенка. Смена окружения - уже достаточный стресс, что уж говорить о социальной адаптации в каждой новой школе.

4. Когда родители отказываются отдавать ребенка в общеобразовательное учреждение по моральным, идеологическим или иным причинам.

5. Часто бывает так, что, если у чада серьезные проблемы со здоровьем, родители задумываются о том, как перевести ребенка-инвалида на домашнее обучение. Обычно родители договариваются с учителями, чтобы те приходили обучать их сына или дочь дома.

Как перевести ребенка на домашнее обучение

Для начала необходимо разузнать обстановку в выбранном учебном заведении. В его уставе должен быть прописан пункт о домашнем обучении, в противном случае ждите отказа. Тогда придется обращаться в другие места или непосредственно в департамент образования местной администрации, чтобы они предоставили вам список школ с включенным в устав домашним образованием.

Совсем немного документов потребуется для того, чтобы обеспечить обучение ребенка на дому. Потребуется следующее: свидетельство о рождении ребенка или его паспорт, заявление о переходе на домашнее обучение, а также медицинские справки в случае, если причиной перевода стало состояние здоровья ребенка.

Если родители сами решили дать своему ребенку семейное образование, им понадобится выполнить бесхитростные действия. А именно: собрать документы, написать заявление, если ребенок переходит на данный тип обучения по состоянию здоровья, то родителям необходимо обратиться к участковому врачу за направлением на психолого-медико-педагогический консилиум, где будет решено, стоит ли переводить ребенка на домашнее образование.

Заявление о переходе на домашнее обучение пишется на имя директора школы, но также есть вероятность, что он не захочет брать на себя такую ответственность и перенаправит заявление в отдел образования. Как вариант - написать заявление сразу в администрацию.

Это заявление должно отображать количество предметов и часов, установленное для обучения на дому.

Как перевести ребенка на домашнее обучение? Необходимо согласовать составленный график занятий с администрацией школы. Планирование домашнего обучения можно предоставить школьным педагогам, а можно самостоятельно выработать свою методику, исходя из увлечений ребенка.

Существует несколько разновидностей образования на дому:

1) Надомное обучение. При таком подходе ребенку составляют индивидуальный план обучения школьные приходят на дом и читают предметы согласно графику. Этот вид образования обычно назначается при наличии медицинских показаний.

2) Экстернат. Ребенок изучает школьную программу либо самостоятельно, либо с помощью родителей. Обучение происходит в удобном для него темпе и режиме. Такая методика предполагает самостоятельный контроль над сдачей экзаменов, к примеру ребенок может освоить двухлетнюю программу за один год и вырваться вперед своих сверстников по развитию.

3) Самостоятельное обучение. В данном случае ребенок сам выбирает стиль обучения, родители не принимают в этом никакого участия. Тем не менее все виды домашнего обучения подразумевают обязательное посещение ребенком школы два раза в год для сдачи экзаменов. Ведь только так ему удастся получить аттестат о получении среднего образования. Поэтому родителям необходимо взвесить все за и против, перед тем как отправлять ребенка в школу или обучать на дому.

Шаг вперед или обратно?

Сейчас в мире цифровых технологий, интернет-общения и всплеска соцсетей реальным стало даже обучаться не только на дому, но и виртуально. К примеру, в Германии даже открыли первую виртуальную школу.

Сейчас школа - это не место для воспитания ребенка. Всего 20-30 лет назад знания получались только из книг, сейчас же диапазон источников в интернете просто массивный. Это существенно облегчит родителям и ребенку задачу создать правильное направление домашнего обучения.

Школа больше не является оплотом нравственного или морального образца. Дома вы можете подобрать индивидуальные занятия для собственного ребенка, основываясь на его интересах, увлечениях, хобби. Так он со временем научится самостоятельно распределять свое свободное время, чтобы извлекать максимум пользы. Конечно, у ребенка появляется больше свободного времени после перехода на домашнее обучение, но этим не следует злоупотреблять, ведь время - наш строитель. Предлагайте ребенку различные занятия, хвалите за попытки и вдохновляйте на новые свершения.

Заменить школу интернет-академией!

Безусловно, многие родители вряд ли могут выделить достаточно времени своему ребенку. В таком случае на помощь приходит онлайн-обучение. В интернете есть целые академии для юных специалистов, наполненные видео различных тематик и уровней. Стоит отметить, что такие академии предоставляют свои услуги на совершенно безвозмездной основе.

Сегодня многие университеты мира стали проводить онлайн-лекции. Единственным препятствием может стать знание языка, но это же не мешает вам заняться изучением английского, немецкого и других языков дома посредством интернет-ресурсов, репетиторов и так далее. Все решаемо.

Знания или навыки?

Школа требует оценки, а в жизни детям пригодятся навыки. К примеру, работоспособность. «Хочу - не хочу» здесь не котируется. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно оперировать навыками изо дня в день. Такой навык вырабатывается не только в учебном заведении, а в занятиях интересным и полезным делом, вроде спорта, конструировании моделей, создании компьютерных игр. Очень важным еще является навык достижения результата. Такой навык сложно формировать в школьных условиях из-за того, что временной график не позволяет ребенку с головой погрузиться в знания и применить их на практике. Только ребенок начинает вникать, 45 минут учебного времени заканчиваются, и ему приходится срочно перенастраиваться. Этот метод изжил себя, так как память не успевает отложить полученные знания в отдельный «файл» в мозге ученика. В итоге школьные уроки превращаются во время, которое нужно просто «пережить». Обучение, как и любой процесс, должно приносить результат. Начал - закончил - получил результат. Такая схема научит не только терпению, трудоспособности, но и взрастит волевые качества ребенка.

Коммуникация

Миф о том, что в школе живое общение, давно устарел. Всем известно, что в школе ученик должен молчать, меньше привлекать внимание и вообще быть тише воды, ниже травы. Только на мероприятиях в неформальной обстановке реально выстроить полноценную коммуникацию.

Как показывает практика, дети с уймой интересов, которые посещают различные кружки и секции, наиболее социально адаптированы, чем те, что молчат в тряпочку на протяжении всего урока. Есть ли смысл насиловать своих детей только потому, что система прописала? Дайте своим детям общение, уверенность, и тогда все дороги перед ними будут открыты!

Оценки

Оценки - это всего лишь субъективное видение определенных людей. Они никак не должны влиять на ваши отношения с ребенком. Многие знаменитые люди вообще не заморачивались по поводу оценок и контрольных работ, потому что вовремя поняли, что в школе они теряли свое драгоценное время, которое могли потратить на совершенствование своих навыков и способностей.

Культивация интереса у ребенка

Поощряйте всячески любое проявление интереса у ребенка. Любое увлечение - это уже прекрасно, даже если вам что-то кажется несерьезным. Дайте детям быть детьми. Период для распознания - это возраст от 9 до 13 лет. Нужно внимательно прислушиваться ко всем мечтам своего ребенка и давать ему возможность реализовать свои стремления. Пока у него есть дело, которое он может делать без передышки, пока готов вкладывать силы, у него формируются важные жизненные навыки.

Защита от непрофессионалов

Далеко не каждый педагог является истинным учителем, которого стоит слушать. Есть такие учителя, что могут применять рукоприкладство или нецензурную брань во время урока. Если такое происходит с кем-то, об этом нельзя умалчивать. Только через реформы можно добиться развития и совершенствования.

Поверьте в своего ребенка

Только вы можете встать на его сторону, вы его опора и защита. Целый мир против вашего ребенка, встаньте на его сторону и поддержите его увлечения и интересы.

Решение о переводе ребенка на домашнее образование, или хоум-скулинг, как это принято называть сейчас, ложится полностью на плечи родителей, им придется взять на себя ответственность за будущее своего чада. И если так посмотреть, разве не их это прерогатива? С какой стати судьбу ваших детей должны решать чужие дяди-тети, учителя, чиновники и иже с ними?

Перед тем как перевести ребенка на домашнее обучение, его сперва нужно показать опытному психологу. Только сложив воедино пазл из особенностей характера, типа мышления, можно определить темперамент отпрыска. Именно эта процедура поможет выявить, готов ли он к хоум-скулингу.

Итак, мы рассказали вам, как перевести ребенка на домашнее обучение и в каких случаях это стоит делать. Теперь вы сможете принять правильное решение.

Тенденция отказа от школьного образования с каждым годом набирает популярность. Ребенок проходит домашнее обучение, а затем сдает экзамены экстерном. Чтобы школьник учился дома, государству необходимо предоставить определенные основания.

Причины перевода ребенка на домашнее обучение

Под термином индивидуальное обучение понимаются разные виды учебы без посещения школы. Они отличаются между собой в зависимости от причин:

  • Семейное – организация учебы родителями, которые выступают в роли учителей.
  • Надомная учеба с частичным посещением школьных занятий по медицинским показаниям.
  • Индивидуальное обучение в школе по состоянию здоровья – учителя приходят на дом по предварительному договору. Разработано для детей-инвалидов.
  • Экстернат. Подходит для школьников с высоким уровнем знаний.
  • Дистанционная учеба. Удобна для желающих получать знания от более квалифицированных педагогов. Общение с ними происходит дистанционно по интернету.

Как перейти на домашнее обучение

Перевод ребенка на домашнее обучение в России возможен с разрешения от органа управления образованием. Примут положительное решение в следующих ситуациях:

  • школьник умственно опережает своих сверстников;
  • работа родителей связана с постоянными переездами;
  • ребенок занимается каким-либо делом, которое впоследствии станет его профессией (художник, спортсмен, музыкант и прочее);
  • идеологические или моральные принципы родителей;
  • из-за серьезных проблем со здоровьем ученик не успевает за школьной программой (онкология, эпилепсия и другие).

По состоянию здоровья

В этом случае основанием для домашней учебы являются медицинские показания. Среди них наличие у школьника заболеваний хронической формы, длительное амбулаторное лечение или затяжной характер болезни. Действия родителей для перехода на домашнее образование:

  1. Через КЭК (контрольно-экспертную комиссию) надо оформить медицинскую справку. Нужно обратиться к лечащему врачу для получения письменных рекомендаций. После их предоставления в КЭК будет вынесено заключение. В медицинской справке фиксируется диагноз и длительность рекомендуемой учебы дома (от 1 месяца до 1 года), ставятся подписи врачей и круглая печать поликлиники.
  2. На имя руководителя учебного заведения, в котором проходил обучение ребенок, необходимо составить письменное заявление с просьбой о переводе школьника на индивидуальную учебную программу. К нему прилагается справка КЭК.
  3. На основании полученных документов школьная администрация не вправе отказать родителям в просьбе. Руководство обязано организовать индивидуальное расписание уроков и промежуточные тестирования.

На семейную форму обучения

Если индивидуальная форма обучения в школе обходится для родителей дорого, то учить ребенка они имеют право самостоятельно. Согласно Закону об образовании РФ сделать это можно в любой период учебного года. Шаги, которые необходимо предпринять родителям:

  1. На имя директора написать заявление с просьбой об отчислении своего ребенка из школы, указать причину.
  2. Написать уведомление о своем решении для Департамента образования.
  3. Также на имя директора написать другое заявление с просьбой о зачислении школьника в данное общеобразовательное учреждение для прохождения аттестации экстерном.

Дистанционное образование

Важно! Учебное учреждение обязательно должно иметь лицензию на право ведения дистанционной формы обучения.

Выбирается по желанию или по острой необходимости. Для перевода ученика необходимо:

  1. На имя директора школы, где учился ребенок, написать заявление об отчислении.
  2. Забрать его личное дело.
  3. Уведомить об этом муниципальный комитет по образованию (позвонить или письменно).
  4. Выбрать заведение, которое будет обучать дистанционно.

Переходят на дистанционное образование по нескольким причинам. Среди них:

  • обучение для ребенка-инвалида;
  • индивидуальное взаимодействие ученика и преподавателя;
  • образование во время болезни;
  • одаренный ученик;
  • дополнительное образование для учеников художественной, спортивной и других профессиональных школ.

Видео

Рассказать друзьям