Образ весны в творчестве плещеева. Анализ стихотворения плещеева весна. Анализ стихотворения "Весна"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Весенняя тематика очень распространена в мировой литературе. Поэты разных эпох описывали это время года, не остался в стороне и А. Плещеев. Стихотворение «Весна» относится к позднему периоду творчества поэта. В нем автор мастерски переплел пейзажные и психологические зарисовки.

Тема анализируемого стихотворения – весеннее пробуждение природы, радость людей, вызванная весенними переменами. Автор показывает, что все в природе циклично: после холодов обязательно наступают теплые деньки, а горе и уныние сменяется радостью. А. Плещеев утверждает, что человеку нужно научиться разделять радость, царящую в природе, чтобы быть счастливым.

В начальных строфах поэт описывает наступление теплого времени года. В пейзажах важную роль играют не только визуальные образы, но и звуковые, помогая выразительно передать весеннюю атмосферу. За переменами в природе с восторгом наблюдает лирический герой. Первые вестники весны – теплый ветерок и веселые ручейки. Они подсказывают, что лес скоро облачится в новый наряд и наполнится свистом соловья. Герой радуется чистому, высокому небу и яркому солнышку, ведь «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала».

После пейзажной зарисовки автор описывает внутреннее состояние лирического «Я». Герой замечает, что его сердце начало стучать сильнее, ожидая чего-то. Мужчине кажется, что впереди ждет только счастье, а все заботы унесла зима. В последних двух катренах психологическая зарисовка обобщается. А. Плещеев рассказывает, что весне рады все, даже те, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Завершается стихотворение своеобразным выводом. Автор утверждает, что больше всего весеннему пробуждению радуются дети и птицы. Это слышно по их голосах.

Композиция стихотворения А. Плещеева простая. По смыслу оно делится на две части: пейзажная зарисовка, описание внутреннего состояния лирического героя и людей в общем. Формально «Весна» состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Строки в четверостишиях объединены перекрестной рифмовкой. Написаны строфы четырехстопным ямбом.

Инструментом для создания пейзажа и передачи эмоций служат средства выразительности. В наборе тропов отобразились как традиционные представления о весне, так и авторские ассоциации. Главную роль в произведении играют метафоры: «в окно повеяло весною», «лес оденется листвою», «пора метелей злых и бурь», «унесла зима заботы», «все лица радостно глядят». Эпитеты – вспомогательное средство: «метели злые», «теплее и ярче солнце», «тяжкий труд», «звонкий смех», «беззаботные птички».

Радость лирического героя, людей и природы выражается посредством восклицательных предложений. В некоторых строчках автор использовал аллитерацию. Например, свист соловья воспроизводится при помощи слов с согласными «с», «щ»: «засвищут скоро соловьи», невеселый оттенок придают согласные «ж», «з», «ш», «ч»: «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе».

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.Н.Плещеев «Весна».

Тип урока : комбинированный

Методы: наглядный, словесный, частично – поисковый, практический, проблемный.

Оборудование :учебник «Литературное чтение» Селиверстова Г. М,4 класс, презентация, проектор

Дидактическая цель : создать условия для знакомства учащихся со стихотворением А.Н.Плещеева о весне.

Задачи:

Образовательные – формировать умение работать с текстом произведения; обогащать читательский опыт; учить применять полученные знания; совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, расширять словарный запас.

Коррекционно - развивающие: развивать память,наблюдательность, слуховое восприятие; творческое воображение; память, внимание и речь учащихся;

Воспитательные: воспитывать интерес к лирическим произведениям, читательскую самостоятельность, эстетический вкус, любовь к родной природе.

Ход урока.

I.Мотивация (эмоциональный настрой учащихся)

Релаксация под музыку Э.Грига

Положите руки ладонями вверх перед собой. Представьте, что на ваших руках лежит маленький молодой, зелёный листочек. Чувствуете, он согревает вас, ваши руки, тело, душу. Вас овивает теплый, ласковый, весенний ветерок. Он будит ваше воображение, придает бодрости, заряжает энергией.

Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.

II.Актуализация знаний. Введение в тему урока.

А)- Какое время года наступает после зимы? (Весна)

У природы есть закон: после зимы наступает весна. И как бы мы не любили зиму за её забавы, её время проходит.

Какой первый весенний месяц? (Март)

Март назван в честь бога войны Марса. А еще в народе, март называют – протальником. На горах по–прежнему лежит снег, да и мороз ударит не хуже, чем в декабре. И все – таки, если присмотреться повнимательней, на декабрьскую пору это совсем не похоже.

Назовите явления природы, которые не относятся к весне .

Давайте попробуем выделить самые главные признаки (День увеличивается и становится теплее)

А какие приметы весны мы можем слышать? (пение птиц, звон ручейков, журчание речки, шелест ветерка).

Кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы? (Конечно, композитор)

Б)- Сейчас прозвучит музыка П.И.Чайковского « Времена года» - «Март». Вслушайтесь в неё и скажите, что же удалось передать композитору этой мелодией? (Красоту весеннего дня, порхающих птиц, заспанного медведя, пробуждения природы, первый весенний цветок, хорошее настроение).

Как называется такое состояние природы? (Пробуждение)

Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Слушаешь - и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, тепло лучей смешивающихся со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый…

Каждый человек по – своему видит и оценивает предметы и явления. Как же видят и чувствуют весну поэты?

III . Целеполагание. Постановка проблемы

Прочитайте загадку и вы узнаете название произведения (слайд)

Определите жанр произведения?

Кто сформулирует тему урока ?

А) Вступительноо учителя

Сегодня мы окунемся в мир поэзии,познакомимся со стихотворением великого русского поэта А.Н.Плещеева «Весна»

Б). Краткие библиографические сведения о поэте. Портрет А.Н.Плещеева

Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд?

(добрый, внимательный)

Алексей Николаевич – поэт. Друзья вспоминали о нём как о мягком, доброжелательном и вежливом человеке, всегда готовом прийти на помощь. А.Н. написал много произведений не только для детей, но и для взрослых.

В) - Можем ли мы по названию догадаться (предположить), о чём или (о ком) расскажет поэт?

IV.Изучение нового материала

А) Чтение стихотворения «Весна» учителем. Проверка первичного восприятия.

Что описывает поэт? (Приход весны) В названии заключается основная тема произведения.

Б) Выразительное чтение стихотворения учащимися и анализ

Прочитайте стихотворение так, чтобы передать настроение автора и интонацией нарисовать красоту пробуждения природы.

Какая тема стихотворения? Какое настроение в нем?

Какие образы рисует поэт?

Какой художественный прием использует?

В)Прочитайте слова по слогам, потом целыми словами (слайд)

Г)Словарная работа (слайд)

Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.

Толкование слова «лазурь» - ярко – голубой цвет, «обновление» - появление чего-то нового.

«Повеяло» (зима подходит к концу, подул тёплый ветерок). «Миновала»- прошла. «Заботы»- (беспокойство, хлопоты).

Д) Работа над выразительностью

Какие картины весны наблюдает поэт? (Тает снег, бегут ручьи, чиста небесная лазурь, стало теплее солнце ).

С каким настроением говорит о них поэт? (С радостным).

Где надо делать паузы при чтении стихотворения? (после знаков препинания).

Раз

. ; – раз, два

! ? … - раз, два, три,

Давайте расставим паузы.

Какие знаки препинания указаны во второй строке? (Многоточие обозначает более длинную паузу по времени).

Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно, соблюдая паузы.

Физминутка «Облака»

V.Работа по картине И.Левитана «Март»

Весна – это пора обновления не только в природе, но и в душе человека. С приходом весны у людей появляется вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну ждут с нетерпением.

Весна волнует и сердца художников. Перед нами картина Исаака Левитана «Март»

Что вы видите?

Какие признаки весны, указанные в стихотворении «Весна», можно увидеть на картины? Прочитайте. (Уж тает снег; чиста небесная лазурь).

Какая изображена весна на картине? Ранняя весна. Весна только вступает в свои права.

Какое настроение хотел передать художник? (Хорошее, радостное настроение).

Картина И. Левитана «Март» передает холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидания тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег... И вся природа ждет настоящей весны.

VI.Первичное закрепление

Вот с таким хорошим, радостным настроением мы продолжим работу над стихотворением «Весна»

А) Выборочное чтение.

Какие слова помогают нам понять, что весна уже поет?

Что сказано о лесе, о соловьях?

Какие признаки весны увидел поэт?(слайд)

«Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…»

«Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;»

- Какие чувства испытывал автор, когда писал это стихотворение? (чувства радости, обновление)

Б)Вставьте пропущенные олицетворения (слайд)

В)Кто больше всех радуется весне. Прочитайте словарь настроения (слайд)

Вывод:

VII.Инструктаж домашнего задания (слайд)

VIII.Рефлексия. Итог урока

Выбери утверждение (слайд)

Использованная литература:

1.Г.М.Селиверстова,учебник литературного чтения 4 кл.в 2-х частях, Кызыл, 2013г

2.Интернет ресурсы

3. Произведение Вивальди «Весна»

«Весна» Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

Анализ стихотворения Плещеева «Весна»

Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.

В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою». Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то» . Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной . Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением . Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Весна"

Знаменитое стихотворение Алексея Плещеева «Весна» написано в лучших российских традициях. Оно передает радость от прихода весны, и все вокруг представляется как обновление природы. Начал таять снег, собираясь в ручейки, еще только начало весны, но все говорит о том, что тепло не за горами.

Поэт представляет, как скоро зазвучат соловьиные трели и «лес оденется листвою», и это явственно чувствуется по самому настрою стихотворения. Человек радуется, что зима позади с ее студеными морозами, а впереди - радость и тепло, потому что «унесла зима заботы»!

Плещеев затрагивает тяжкий труд крестьян, впереди у них страда, но даже эти люди рады весне, потому что невозможно не радоваться такому великолепию, и «все лица весело глядят». Поэт говорит о весне, как о великом чуде, которого ждут всю долгую зиму.

И все же рассуждая о трудностях зимы и радостном весеннем шествии, автор стихотворения подчеркивает, что все это - явления природы, вполне естественные и понятные. Их надо принимать и жить в гармонии с ними, только так возможно настоящее счастье.

И это состояние счастья очень хорошо прослеживается в строках стихотворения. Плещеев замечает и звонкий смех детей, и оживление птичек. В природе все радуется и ждет разгара весенней поры. Каждое существо подвластно веяниям природы, а потому находится с ней в тесной связи.

Все стихотворение наполнено теплотой авторского позитивного мироощущения: «чиста небесная лазурь» - так просто и проникновенно сказано о весеннем небосклоне. Всего три слова, но как точно они выражают мысль поэта о том, что пора вьюг и затянутого неба миновала, наступает великое обновление.

Яркий и самобытный поэт, талантливый мастер слова Алексей Плещеев небольшими набросками, маленькими деталями создает великолепную картину наступающей весны. Он подобно художнику, прописывает каждую деталь, даже самую маленькую.

Из этих небольших набросков складывается целостная радужная картина приближающейся весны. Простая фраза «в окно повеяло весною» четко обозначила замечательный миг наступления тепла и счастья.

Ход урока.
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок и позвал нас на урок.
2. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
- Предлагаю музыкальную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, послушайте и подумайте какое, время года вы услышали.
1) Прослушивание записи Э. Грига «Ручей» (во время слушания тихонько говорю детям: вот бежит ручеёк, вот запели птички, вот зашумели деревья.)
- Что вы представляли себе, когда слушали музыку?
- Какому времени года мы посвятим сегодняшний урок?
- А сейчас закройте глазки и произнесите про себя слово весна. Что вы представили себе?
- Какие изменения происходят в природе с приходом весны?
-Давайте составим ассоциативную карту к слову весна.
2) Составление ассоциативной карты к слову ВЕСНА.
Солнышко ручьи тепло

Скворцы
ВЕСНА сосульки

Радость
мяч скакалка
– Как вы думаете, почему все живое ждет весны с нетерпением? Чем так привлекательно это время года? (Медленно тает снег. То оттепель, то заморозки по утрам. С крыш свисают длинные сосульки. Небо ясно-голубое. Легко дышится! Деревья еще не распустились, но уже набирают силы, меняется цвет почек. Зацветают первые весенние цветы и в лесу, и по оврагам в селе. На снежных полянах рыжие пятна – проталины. Они похожи на веснушки. День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну).
Региональный компонент:
- Ребята, а где вы могли видеть сосульки?
Постановка темы и цели урока.
1) Сегодня мы начнём изучать новый раздел «Вот уж снег последний в поле тает».
- Как вы думаете, с каким литературным жанром мы будем работать: сказка, рассказ или стихотворение? (Правильно, молодцы!)
- Как вы думаете, чему будет посвящено стихотворение, которое мы будем изучать на уроке?
-2) Мы показали свое видение весны. Узнали, как в музыке представляют это время года.
- А вот теперь познакомимся со стихотворение «Весна», и увидим, какой и как рисует весну поэт Алексей Николаевич Плещеев. Попробуем передать настроение от прочитанного произведения своим выразительным чтением.
- Послушайте сообщение о поэте.
Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 декабря 1825 года в дворянской семье. Он рано лишился отца, но мать смогла дать ему хорошее образование и воспитание. Много испытаний выпало на его долю, но Алексей Николаевич Плещеев всегда оставался добрым человеком.
3) – Я прочитаю вам стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна».
- А вы подумайте, какие звуки природы вы услышали при прослушивании этого стихотворения.
Стихотворение наизусть читает учитель:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!» – читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят – кто больше всех
Природы любит обновленье!

О чем это стихотворение?
-Какие звуки природы вы услышали при прослушивании этого стихотворения? (Детский веселый смех, пение птиц, звон капели, журчание ручейков, мелодичное пение соловья).
– Подумайте, весна борется в стихотворении с зимой или полноправно вступает в свои права? (Весна пришла как хозяйка строгая, властная, но дарящая надежду и ожидание на какое-то чудо).
– Какой главный образ вы можете отметить в стихотворении «Весна»?
(Главный образ – Весна, его помогают раскрыть образ весеннего солнца, леса, лесного ручья, птичек).
–А, как вы думаете, поэт изобразил приход весны в город, в село или в лес?! Почему нам трудно ответить на этот вопрос?
- Я прочитала вам стихотворение полностью, а мы будем работать только над небольшим отрывком из этого стихотворения.
4) Словарная работа.
- Как вы понимаете слово: лазурь? (светло-синий цвет). Лазурь – краска светло-синего, лазурного цвета; цвет синевы.
5) Работа над выразительным чтением.
- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно.
- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?
- Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?
- Обратите внимание, с помощью, какой части речи он все-таки сумел показать читателю движение? (Поэт наполнил стихотворение глаголами: тает, бегут, повеяло, засвищут, оденется, стучит, унесла.)
– Это не просто глаголы, а глаголы звуков. И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни и довольства жизнью.
6) Работа в парах. Попробуйте прочитать выразительно стихотворение своему соседу по парте.
7) Выразительное чтение стихотворения у доски (2-3 человека).
- Попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы передать радость.
- Как вы думаете, почему вам понравилось чтение этих ребят?
- Ребята, у кого удалось лучше?
8. Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)
И по этой же дородке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)
По тропинкне побежим
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем (Ходьба на месте)
9. Работа в группе.
- А что такое эпитеты? (Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называются "эпитеты").
А знаете ли вы, как называется изображение неживых предметов в виде живых существ? (олицетворение)
1 группа: Выписать эпитеты.
2 группа: Выписать олицетворения.
3 группа: Выпишите признаки весны.
-Какие слова, использует поэт, чтобы было понятно, что это весна?
(МУЗЫКА)
- Защита работ.
10. Творческое задание: «Создание мультфильма»
- Как вы себе представили эти строчки? (нарисовать графический рисунок)
1 группа: Уж тает снег, бегут ручьи,
2 группа: В окно повеяло весною…
3 группа: И лес оденется листвою!
11. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм «Весна пришла».
-Понравился фильм? Какое настроение он у вас вызвал?
12. Творческое задание. А теперь попробуем составить (СИНКВЕЙН) пятистишие к слову ВЕСНА.
1. Весна.
2. Тёплая, яркая.
3. Тает, бегут, журчат.
4. Наступила долгожданная весна.
5. Эпитет. Вёдреная, влажная, дождливая, засушливая, зеленая, златая (устар.), златокудрая (устар. поэт.), золотая, кислая (разг.), красная (нар.-поэт.), лучезарная (устар. поэт.), нарядная, ненастная, непостоянная, погожая (разг.), прихотливая, прохладная, пышная, роскошная, румяная, светозарная (устар. поэт.), слякотная (разг.), солнечная, студеная, сухая, теплая, травянистая, туманная, холодная, цветоносная, цветущая, ядреная (простореч.), яркая.
Итог урока.
1. Что нового узнали на уроке?
2. Как вы поработали на уроке?
3. Что понравилось на уроке?
4. Что вызвало затруднение?
5. Появился ли интерес к поэзии?
Домашняя работа: дифференцированные задания:1-2 группа написать сочинение-эссе на тему «Весна», 3 группа нарисовать рисунок к стихотворению А. Плещеева «Весна»
Выставление оценок за урок.

Рассказать друзьям