Удивительная история санаксарского монастыря в мордовии. Нескучная жизнь: Монастыри Мордовии Женские монастыри в мордовии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Интерес к духовной жизни и православной христианской вере имеет в обществе возрастающую тенденцию. Для некоторых он обусловлен любовью к истории, а для многих является насущной необходимостью и единственным способом понять мир, обрести внутренний стержень. Предтечей многих храмов были прозрения святых людей, насыщенное историческое наследие, не стал исключением и Свято-Варсонофиевский (Мордовия).

История

На первый взгляд Свято-Варсонофиевский имеет очень непродолжительную биографию, всего двадцать лет. Но предыстория обители началась гораздо раньше, с повеления Анны Иоанновны о крещении народности мокшей. Произошло это в 1740 году. Жители Селища проявили не только послушание, но рвение к религиозной жизни. В 1756 году община построила сразу два деревянных храма: Покровский и Никольский. Покровский храм был летним, и село получило свое церковное название от него - Покровские Селищи, а в Никольском службы правились в холодное время года.

К началу 19 века Покрово-Селищанский приход насчитывал 5500 человек. С течением времени поселение разрасталось и разделилось на две приходские деревни. Покровские Селищи остались при Никольском храме, а прихожане деревни Новые Выселки или Борзуновка (3900 прихожан) посещали Покровскую церковь, в которой был Никольский придел.

К середине 19 века, в 1854 году, в селе Новые Выселки был построен большой каменный храм, где разместились три престола: Покрова Пресвятой Богородицы и приделы, освященные в честь Великого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Ирины. Храм повторял архитектуру Серафимо-Дивеевского монастыря.

После революции 17-го

После революции началась борьба с религией, но прихожанам какое-то время удавалось сохранять храмы. В 1934 году в Новых Выселках церковь была полностью разрушена. В Покровском Селище храмы стояли целым, но не действующим, в них разместились складские помещения местной коммуны. Кресты с куполов были сбиты, а колокольню и вовсе разрушили.

В 1975 году местные власти отнесли оба храма, Никольский и Покровский, к памятникам архитектуры, они стали охраняемыми государством ценными объектами. Но, невзирая на такие тонкости истории, летний храм был разрушен. Но у прихожан была вера и надежда, что на месте разрушенных храмов вознесутся ввысь купола новой обители, и вера эта связана с местной легендой.

На послереволюционные годы приходится местная история о блаженной старице Дарии. Старожилы рассказывают, что Дария родилась в деревне Покровские Селищи, повзрослев, уверовала в Бога и стала прозорливицей. Около восьмидесяти лет назад она сделала пророчество, гласившее, что на месте местной Покровской церкви «воссияет Божья благодать, и будет здесь гореть огромная свеча от земли до самого неба!»

Возвращение прихода

В 1991-м году началось возрождение духовной жизни в селе Новые Селищи. Первым знаковым событием было образование Саранской епархии, куда жители обратились с просьбой вернуть церковь и образовать приход. Просьбы адресовались к и в 1992 году Никольская церковь была возвращена общине. Она требовала ремонта, восстановления и нового освящения. Обряд состоялся 7 февраля того же года, церковь освятили в честь святителя Варсонофия, Тверского епископа и Казанского чудотворца.

Торжественную литургию совершил настоятель храма Алексий. Активными участниками восстановления храмов и самыми ревностными прихожанами часто становятся женщины. Так было и в приходской церкви, где довольно быстро организовалась небольшая сестринская община. Руками сестер была проделана большая работа, а количество приверженцев постепенно росло.

Зарождение монастыря

Коллектив сестер, объединенных верой и желанием посвятить свою жизнь монашескому служению, увеличивался. Их трудами облагораживалась территория, где вскоре будет образован Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия). Игумен Алексий был первым в трудах, в молитве и наставлении.

Обитель обнесли высокой (2,5 метра) стеной, для входа на территорию были сделаны арочные железные ворота. Обустройство монастыря сразу имело большой размах: построен настоятельский корпус, помещение для изготовления просфор. Для сестер предназначались келии в отремонтированном здании библиотеки. Сделали закладку пекарни, дома для послушниц, пекарни, бани и коровника. Для обеспечения собственных нужд при подворье разбили сад с фруктовыми деревьями и ягодными кустарниками, разметили и посадили огород.

В 1996 году при храме подвизалось в монашеской жизни уже двадцать сестер, что, согласно правилам церковной жизни, позволило переименовать общину в монастырь после соответствующего ходатайства. Указ о переименовании вышел 22 февраля 1996 года.

Монастырская жизнь

Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия) с момента своего основания живет по монашеским законам. Устроитель обители игумен Алексий и настоятельница игумения Варсонофия прилагают максимум усилий для развития обители. В монастыре общежительным уставом пребывает уже более ста сестер. Значимые вопросы монастырской и монашеской жизни решаются Духовным собором.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь взял за правило строгий устав монашества. Здесь каждый день в течение суток совершается большой круг богослужений, постоянно читается Псалтырь, совершаются молебны святым по дням недели. Традицией стали ежедневные панихиды, совершаются молебны в честь Божией Матери.

Сестры стремятся принять ревностное участие во всех церковных обрядах и молитвах. Кроме общей церковной службы, есть иноческие утренние и вечерние правила. Одно из важных ежедневных событий состоит в ежевечернем крестном ходе вокруг обители с иконой праздника дня или святого Варсонофия.

Белый храм и его чудеса

Свято-Варсонофиевский женский монастырь к настоящему моменту располагает восемью храмами, один из которых находится возле живоносного источника. Обитель по праву гордится собором Воскресения Христова. Крестово-купольный храм с десятью главами и колокольней. Белоснежная величественная церковь была заложена в 2002 году, автор проекта - Курбатов В. В. Колокольня имеет 39 метров в высоту, а ее «голос» состоит из восьми колоколов. Праздничный, самый мощный стопудовый колокол украшен памятной надписью.

У этого храма есть интересная история. Когда выбирали место для его постройки, то долго не могли принять какое-либо решение. О Божией помощи в этом вопросе просили игумен и сестры - насельницы монастыря. Однажды на выкупленном подворье, состоявшем из каменного дома и деревянных хозяйственных построек, вспыхнул пожар. Этот участок ранее монастырь выкупил у ярого противника религии. В результате пожара уцелел только дом, а деревянные строения полностью сгорели. Как выяснилось позднее, они были сложены из бревен старого деревенского храма. Так Господь указал пастве, где стоять новому собору.

Также в нижнем храме собора еще при постройке в 2003 году перед Рождественским постом было удивительное событие. На потолке строящегося храма проступил сияющий инеем крест правильной формы, он освящал Свято-Варсонофиевский женский монастырь и строительство храма до начала Великого поста.

Иконостас в соборе Воскресения Христова уникален - он создан специально для этой церкви мастерами керамики Екатеринбурга и имеет четыре яруса. Собор был освящен в торжественной обстановке в начале июня 2012 года (в дни празднования Недели всех Святых).

Храмы монастыря и святой источник

Кроме собора Воскресения Христова на территории обители и за ее пределами расположены следующие храмы: Святителя Варсонофия (бывшая Никольская церковь), Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила, мученика Пантелеймона Целителя, часовня и церковь иконы Донской Божией Матери или Живоносный источник.

К особо почитаемым в монастыре святыням относится родник, имеющий целительную силу, которая подтверждена многими фактами выздоровления от недугов. Источник известен с незапамятных времен. Согласно преданию, его нашла маленькая слепая девочка, которой накануне приснился сон, рассказавший о месте, где ей следует умыться. В результате девочка прозрела и увидела С тех пор источник является местом паломничества многочисленных Селищанских прихожан и людей из разных концов страны.

Источник почитался всегда, там испокон веков стояла часовня. Ее разрушили сразу после революции, и святое место долго пребывало без особых примет, но поток страждущих к нему не иссякал. Ситуация изменилась в 2000 году, когда силами сестер и средствами меценатов возле родника был воздвигнут храм в честь иконы Донской Божией Матери. С 2007 года действует закрытая купальня.

Заботы об источнике и храме взял на себя Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия). Фото крестных ходов с многочисленной паствой в сопровождении священников, сестер монастыря, свидетельствуют о почтительном и христианском отношении к знаковому месту. Крестный ход совершается на праздник Преполовение Пятидесятницы, принять участие может каждый желающий.

В теплое время года каждую среду проводятся молебны ради иконы «Неупиваемая Чаша». Особым праздником является день чествования иконы Донской Божией Матери (1 сентября). В этот день служится торжественный молебен, возносятся благодарственные слова Царице Небесной.

Мирские заботы

Основная забота монашествующих - молитва, но в любой обители много времени посвящают мирским делам. Монастырскую жизнь можно считать попыткой создать идеальное сообщество, где царят взаимопонимание, молитва, любовь к любому ближнему и непрестанный труд на общее благосостояние. Свято-Варсонофиевский женский монастырь за свою короткую историю демонстрирует следование основополагающим принципам Православия, где социальная сфера так же важна, как и молитвенное правило.

При обители действует детский дом для девочек, для которых жизнь при монастыре означает нормальную социализацию, обучение и, прежде всего, любовь. Многие из них за короткую жизнь видели много горя, травмированы родительским отказом, жестокостью. Есть несколько воспитанниц с инвалидностью. Девочки проживают при обители, получают полное школьное образование. Для раскрытия их талантов сестры обучают их всем видам рукоделия, рисованию, пению. Воспитанницы являются полноправными участницами монастырской жизни.

Уделяется должное внимание и престарелым членам сообщества. Для них обустроена богадельня, где проживают пожилые монахини и благочестивые женщины-мирянки, у которых нет родственников. Они получают медицинскую помощь, уход. Для духовных нужд в корпусе есть Целителя, лежачие больные причащаются в своих кельях. Медицинский центр при монастыре оказывает профессиональную помощь не только своим насельницам, но и местным жителям. Прием ведут сестры с медицинским образованием.

Праведные труды

Жизнь сестер наполнена трудами и молитвами до краев. Для собственного обеспечения на монастырских землях разбиты сады, огороды, выращивается пшеница, рожь и другие сельскохозяйственные культуры. Скотный двор наполнен живностью, есть коровы, козы, овцы. В монастыре разводят кур, уток, индюков, гусей. В прудах плещется рыба.

Аптекарский огород обители - одно из мест, где приятно бывать и узнавать новое об окружающих растениях, понимать их лечебные свойства. Традиции народной медицины поддерживает Свято-Варсонофиевский женский монастырь. Мази, изготавливаемые сестрами, пользуются большой популярностью, излечивают от многих болезней. В основе препарата лежит натуральное сырье - пчелиный воск, сборы лекарственных трав и Божие благословение.

В 2004 году монастырь завоевал главный приз тематической выставки «Рождественский дар» за лекарственные сборы и купаж трав. Препараты, травяные и лечебные чаи можно приобрести на выставках, непосредственно в обители или обратиться с просьбой в монастырь любым удобным способом.

У сестер много забот, и все нужно успеть сделать. Здесь ухаживают за больными, учат и пекутся о детях, сестры и сами много читают духовной литературы, продолжают собственное обучение. Много времени уделяется краеведческим исследованиям. Укладом жизни твердой рукой управляет игуменья Варсонофия, ее трудами и молитвами процветает Свято-Варсонофиевский женский монастырь. Матушка Иеремия исполняет обязанности бухгалтера обители, она энергична, полна сил и энергии, готова сделать больше, чем положено по ее долженствованию.

Ревностно насельницы соблюдают устав монастыря, требующий смирения, отказа от собственной воли и множества молитв, служб. Хлопоты о разнообразном хозяйстве также лежат на их плечах. При монастыре работают мастерские по пошиву облачения для священников, иконописная, мастерская по переплету книг, совершенствуется искусство вышивки, вяжутся теплые вещи.

Ежегодно святые места Мордовии собирают паломников буквально со всей России и даже из стран СНГ. Питер, Челябинск, Москва многие города отправляют сюда свои делегации страждущих. Пайгармский монастырь, кафедральный Свято-Феодоровский и Иоанно-Богословский соборы эти намоленные места хорошо знакомы верующим. И в каждом храме, в каждой обители вам расскажут свою историю о самом настоящем чуде.

В каменных храмах и простых деревянных часовнях Мордовии мироточат распятия и лики святых, после молитвы у особо чтимых икон исцеляются больные. Стены кафедрального и Иоанно-Богословского соборов, да и других церквей Мордовии — свидетели множества подобных историй.

В Иоанно-Богословском соборе — это старейший храм Саранска — мне показали золотую цепочку. Это дар одного из жителей города особо чтимой святыне собора — Владимирской иконе Божией Матери. После одной из вечерних служб служители собора увидели: кто-то прикрепил украшение к ризе иконы. По сложившейся в православной среде традиции так поступают люди, просившие исцеления у Богородицы и таинственно получившие избавление от болезней. Эта цепочка — зримое доказательство чьего-то выздоровления, то есть «обыкновенного чуда». И таких чудес в соборе происходит много. Так, одна женщина принесла в дар Владимирской иконе Богородицы золотой крестик. В иконной лавке храма мне объясняют: ее ребенок постоянно икал. А после молитвы мамы перед чудотворным образом все прошло.

Старинные списки Владимирской иконы Божией Матери не единственная чудотворная святыня Иоанно-Богословского собора. В храме мне показали дар одного прихожанина: золотое кольцо, оставленное Знаменской иконе Богородицы.

В каждом храме Мордовии могут рассказать и другие, еще более удивительные истории. По молитве святым угодникам у людей с нехорошим диагнозом исчезают недоброкачественные опухоли, проходят многолетние боли… Множество паломников со всех уголков России посещают знаменитый в Мордовии Параскево-Вознесенский монастырь в Пайгарме. Приезжают с любовью к его святыням. Многие помнят одно из чудес, которое произошло в обители и связано с помощью Богородицы.

Это было в 2002 году. Тогда в Параскево-Вознесенский монастырь принесли икону Богоматери с Младенцем-Христом на руках «Благодатное небо». Принесли из частного дома: икона осталась после одной умершей старушки. В монастыре образ вдруг замироточил. Заметив это, миром, выступившим из иконы, батюшка помазал прихожан, среди которых был и больной мальчик. Один глаз у ребенка не видел. И вот после помазания зрение стало постепенно возвращаться к малышу.

То, что этот случай широко известен, — исключение из правил. По старинной православной традиции об исцелениях и других случаях молитвенного заступничества принято молчать — потому что это глубоко личные, сугубо интимные истории. Как поясняет ключарь Кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова игумен Фома, такие вещи должны сохраняться в тайне. Поэтому в храме, как и во многих церквях, не ведется летопись исцелений. Но народ помнит о чудесах.

Любая икона, любой освященный крестик являются чудотворными. Скромные «будничные» чудеса происходят сплошь и рядом. Сколько людей чувствуют себя лучше, выпив утром святой воды! А когда, освящая воду, священник призывает на нее благодать Святого Духа — тоже происходит нечто таинственное: вода изменяет свои свойства. Но самое главное чудо происходит каждый раз, когда совершается Божественная Литургия. Священник освящает хлеб и вино. Конечно, и после этого они продолжают иметь вид хлеба и вина, но приобретают силу тела и крови Иисуса Христа. В момент причастия Бог вселяется в человека. Но для этого нужно верить. Вспомните: «Блажен, кто, и не видя, уверует».

Отец Фома рассказывает, какие иконы с частицами мощей хранятся в соборе: это лики св. праведного воина Феодора Ушакова, св. Феодора Санаксарского, св. преподобного Серафима Саровского, св. Филарета Ичалковского, священномученика Виктора. Слышит молитвы людей Николай Чудотворец… Также в главном храме Мордовии хранятся иконы св. блаженной Матроны Московской, св. благоверных князя и княгини Петра и Февронии Муромских. В Иоанно-Богословском соборе особо почитается образ святого, в честь которого и назван храм. Все эти иконы благодатны. У каждой из православных святынь, обращаясь к своим небесным заступникам, человек может попросить исцеления, разрешения трудных жизненных ситуаций, избавления от бед и напастей. Святые угодники услышат молитву.

История Мордовии очень богата на чудеса. В одном из источников Пайгармского монастыря верующие однажды видели образ Богородицы, будто бы выложенный мозаикой на каменном дне. Хотя иконы в воде быть не могло. В 2005 году на подворье монастыря неожиданно стало мироточить деревянное распятие.

Наука признает, что факты исцеления и мироточения икон действительно существуют. Различных физических объяснений этому довольно много. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Как физик я стараюсь находить рациональное объяснение каждому явлению. К примеру, на мироточивость влияет совокупность факторов, каждый из которых, будучи взят по отдельности, может быть совершенно незначительным. Ничего необъяснимого не бывает — просто всему находится либо простое, либо сложное объяснение.

Настоящее чудо произошло и в скромной саранской больничной церкви во имя святителя Луки Крымского. Она расположена на территории Республиканского психоневрологического диспансера, но посещают ее не только пациенты, но и жители стоящих рядом с медицинским учреждением домов. Несколько лет назад главному врачу диспансера была подарена икона Богородицы. Написанная масляными красками на полотне, она находилась не в лучшем состоянии. На ней лишь едва проглядывался лик Богоматери. Икону перенесли в больничную церковь, и какое-то время она стояла, прислоненной к стене. И вдруг на образе сам собой, без реставрации, проявился лик Божией Матери. А на обратной стороне иконы неожиданно возникло еще одно изображение. Там проявился лик святого Николая Чудотворца. Образ оказался двусторонним: такие используются для крестных ходов. Икону поместили в деревянный оклад, и она стала особо чтимой святыней храма.

К слову, при советской власти лики святых на сводах одного из храмов Пайгармы выжигали паяльными лампами. Но несколько лет назад, и опять без реставрации, лики стали проявляться. Они обновляются сами собой, будто над ними работает незримый художник. Как говорят священники, это знаки особой Божией милости к людям. Когда человек настроен на исправление и стремление к новой жизни, с ним и происходят чудеса.

Санаксарский мужской монастырь расположен в Республике Мордовия, Темниковский район. Относится к Краснослободской епархии Русской православной церкви. Стены обители одной стороной стоят прямо над водой реки Мокши, с другой их окаймляет лес.

Как добраться до монастыря

Ближайшие к обители населенные пункты - город Темников и деревня Алексеевка. Путь от Темникова до Санаксарского монастыря составляет 4 км. Необходимо пересечь пешеходный мост через Мокшу и следовать пешком. Возможна поездка на такси, ее стоимость примерно равна 250 RUR.

Добраться до Темникова можно:

  • На автомобиле . Расстояние от Москвы составляет 540 км на восток по трассе М-5 «Урал» через Рязань. Вдоль дороги часто встречаются кафе, гостевые дома и заправочные станции. Дорожное покрытие асфальтобетонное.
  • На автобусе . В Темников из Москвы курсирует ежедневный автобусный рейс. Стоимость билета для одного пассажира составляет 1000 RUR, время в пути 9 часов.
  • Паломнические туры. Санаксарский монастырь включен в программы экскурсий, выезжающих из различных городов России. Трехдневный тур из Москвы с заездом в Дивеево и Муром обойдется в 5200 RUR - 7500 RUR. Двухдневный тур из Саратова с маршрутом Дивеево-Санаксары стоит от 2600 RUR для одного человека.

  1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  2. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
  3. Колокольня монастыря
  4. Церковь Воскресения Христова
  5. Часовня-усыпальница схиигумена Иеронима
  6. Монастырская постройка
  7. Келейный корпус (XVIII в.)
  8. Келейный корпус (XVIII в.)
  9. Больничный корпус
  10. Келейный корпус (XVIII в.)
  11. Трапезный корпус (XVIII в.)
  12. Настоятельский корпус (XVIII в.)
  13. Казначейский корпус
  14. Гостиничный корпус
  15. Башни и стены ограды
  16. Внешняя каменная ограда (XVIII в.)
  17. Памятник адмиралу Федору Ушакову

История возникновения

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь был основан в 1659 году дворянином Лукой Есюковым. Первые постройки были выполнены из дерева, братия малочисленна. Отец Феодосий, первый игумен обители, затем его последователи в течение века прикладывали усилия для развития монастыря. Однако известностью, богатством монастырь не обладал и пришел в упадок.

Интересный факт: Свое название обитель получила от одноименного озера, расположенного неподалеку. В переводе с местного наречия «санаксар» означает «лежащий в болотистой местности».

В конце XVIII века с приходом преподобного отца Феодора начался расцвет обители. За период 1776-1810 гг. были возведены каменные постройки:

  • Главная церковь Рождества Богородицы;
  • Надвратная церковь с колокольней;
  • Больничная Владимирская церковь;
  • Кладбищенская церковь Воскресения Христова;
  • Двухэтажные корпуса для братии, мастерских, трапезной;
  • Внешние стены с двумя башнями.

Крупным благодетелем Санаксар стал бывший адмирал флота Российской Империи Федор Федорович Ушаков. Он купил деревню Алексеевку неподалеку от монастыря и поселился там. Во время постов жил в одной из келий, соблюдал устав наравне с братией. При жизни жертвовал крупные суммы на монастырские нужды, а после смерти завещал похоронить себя в его стенах.

Интересный факт: В середине XIX века братия Санаксарского монастыря пополнялась из дворян, бывших военных.

Благополучие пошло на спад к началу XX века. Среди монахов бродили большевистские идеи, нравы пришли в упадок.

В 1920 г. в результате бунта был свергнут настоятель, святыни осквернили, а имущество перешло к мародерам. Были разрушены главы храмов, разорено кладбище, испорчены художественные росписи. Монастырские помещения использовались в качестве конюшен, гаражей сельской школы механизаторов, складов.

Возрождение и реставрация обители начались в 70-е годы решением Советских властей о сохранении памятника архитектуры. В разряд действующих монастырь перешел в 1991 г.

Погода и климат

Климат местности, на которой расположен Санаксарский монастырь, относится к умеренно-континентальному. Погодные условия примерно одинаковы с центральным регионом России. Температуры воздуха варьируются от -10 в январе до +30 в июле.

Паломничество к Санаксарской святыне доступно круглый год.

Мощи и святыни монастыря

На территории Санаксарского мужского монастыря действуют 4 церкви и часовня-усыпальница схиигумена Иеронима. Имеется церковная лавка, торгующая сувенирами, иконами, книгами, церковной утварью. Да и весь архитектурный ансамбль в стиле барокко не оставляет равнодушными посетителей.

Паломники из разных городов России едут в Санаксары, чтобы поклонится святыням:

  • Чудотворной иконе Казанской Божией матери;
  • Иконе Пресвятой Богородицы;
  • Мощам преподобного Феодора;
  • Мощам праведного воина Феодора Ушакова и памятнику в его честь;
  • Мощам преподобного Александра-исповедника.

В обители находится один святой источник, за её пределами второй - имени святого Феодосия. На территории устроены две закрытые купели, оборудованные перилами и ступенями.

Полезная информация

В Санаксарском монастыре для паломников обустроены гостиные дома. Мужчины размещаются внутри обители, женщины - за её пределами. Максимальный срок пребывания - 3 суток. Если планируют ночевать в монастыре, заранее узнают у гостинника наличие свободных мест. Проживание и питание в монастырской трапезной для гостей бесплатны.

Интересный факт: Возле ворот обители имеется лавка, торгующая вкусной выпечкой монастырского приготовления.

Посещение святой обители требует соблюдения правил поведения и внешнего вида:

  • Перед воротами монастыря совершают поясной поклон и троекратное крестное знамение;
  • На территории обители, в храмах, в гостином помещении не допускаются громкие разговоры, суета, шум;
  • Паломники, оставшиеся на ночлег, строго соблюдают внутренний распорядок, присутствуют на всех службах;
  • Одежду выбирают с длинным рукавом, чистую и опрятную. На женщинах обязательно должны быть юбки и платки;
  • Не допускается применение косметики, оставляющей следы при лобзании;
  • При обращении к духовному лицу сначала испрашивают благословение, только после этого переходят к сути вопроса.

В Санаксарском монастыре принимают верующих, желающих потрудиться во славу Божию. Оплатой за работу служит кров и еда.

Санаксарский мужской монастырь насчитывает 359 лет своей истории, в течение которой происходили взлеты и падения. Паломничество в святое место, молитва на церковной службе, омовение в купели святого источника подарят умиротворение и покой, а икона Казанской Божией Матери обладает способностью исцеления болезней.

Санаксарский монастырь в Мордовии существует более 350 лет. На протяжении многих веков он является важным центром православия в регионе. Несмотря на долгие десятилетия запустения и осквернения, сегодня обитель принимает десятки тысяч паломников, которые приезжают туда, чтобы поклониться многочисленным святыням монастыря.

Основание

Санаксарский монастырь в Мордовии основан в 1659 году, когда на российском престоле находился царь Алексей Михайлович. Место для пустыни на левом берегу реки Мокши, в трех верстах от города Темникова, было отдано ей в дар писцом, происходящим из местных дворян, — Лукой Евсюковым. Он же пригласил из Старо-Кадомского монастыря ее первого настоятеля — игумена Феодосия. В 1676 году был построен первый храм обители, освященный в честь иконы Божией Матери Владимирской.

При игумене Феодоре

К 1750 годам Санаксарский Богородицкий монастырь, тогда еще имеющий статус пустыни, пришел в запустение. Причиной стало отсутствие благотворителей, а также замены почившим членам братии. В связи с этим было решено приписать обитель к которая находилась в расцвете.

Возродилась Санаксарская святыня только при настоятеле Феодоре (в миру Иван Ушаков). За этот период, продлившийся более 10 лет (1764—1774), она стал духовным центром России наряду с Саровым. 7 марта 1765 года был издан высочайший указ, согласно которому Санаксары стали официально именоваться монастырем.

Настоятель Феодор происходил из небогатого дворянского рода и был младшим братом отца знаменитого русского флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Он принял постриг в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году в Александро-Невской обители. С 1754 года монах Феодор жил в Санаксарах. Всего он провел в служении Господу 45 лет своей жизни и был похоронен в построенном им же самим храме. В 2004 году Феодор был представлен к почитанию преподобным Архиерейским собором РПЦ.

Игумен Иоил

Во второй половине 18 века обитель имела много сановитых почитателей в обеих столицах, поэтому получала от них щедрые пожертвования. В 1774 году настоятелем стал иеромонах Иоиль. Он был одним из 11 отставных гвардейцев-учеников преподобного Феодора и управлял монастырем четыре года.

Масштабное строительство

При Иоиле были освящены соборная теплая церковь и храм Преображения Господня, расположенный под колокольнею. Спустя 2 года монастырь был обнесен стеной. Она имела 33 сажени в длину и восемь аршин в вышину. В ней были сделаны проездные ворота, на углах 2 башни. В одной из них, расположенной на берегу реки Мокша, была устроена часовня, в другой — 2 кельи.

В конце 18-го века

Санаксарский монастырь в Мордовии продолжал обустраиваться и при настоятелях Венедикте и Вениамине. При них был построен 2-этажный каменный корпус, где размещались кельи. В одной из них по возвращении из Соловков поселился первый настоятель обители преподобный Феодор Ушаков.

В 1784-1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен, построили внешнюю каменную ограду, защитившую обитель со стороны реки, озера Санаксар и лугов.

В конце 18-го столетия там постоянно проживало до 100 человек монахов и послушников. Кроме того, в обители принимали богомольцев любого звания и на время пребывания обеспечивали кровом и пищей.

В 19-м веке

В официальном документе, датируемом 1802 годом, содержится характеристика Санаксарской обители, согласно которой она «не уступает самым лучшим монастырям Российским». В другой записке того же периода упоминается, что большинство членов братии являются бывшими военными, принадлежащими к дворянскому сословию.

В 1810 году недалеко от Санаксарского монастыря, в приобретенной на собственные деньги деревне Алексеевка поселился Федор Ушаков. Он стал его главным благотворителем и тратил большие суммы для помощи братии и обустройства обители. Очень часто, особенно в период Великого поста, известный великий русский флотоводец селился в одной из келий и дни напролет молился вместе с братией, разделяя с ней скудную трапезу. Еще при жизни он завещал похоронить себя в Санаксарском монастыре. Когда 2 октября 1817 года адмирал Федор Ушаков скончался, его тело жители Темникова отнесли на руках в обитель и захоронили на его территории.

В начале прошлого столетия

(где находится - см. ниже) с 1895-го управлялся настоятелем Августином, который принял постриг после отставки из армии, где служил каптенармусом в гвардейском Волынском полку. Он сделал немало для благоустройства обители, а после его кончины в 1915 году руководство братией было возложено на Александра Уродова.

В 1918 году революционные настроения проникли через монастырские стены, и взбунтовавшаяся часть монахов сместила настоятеля, и он был взят под стражу. Позже игумен стал настоятелем Свияжской Макарьевской, а затем наместником Седмиезерной пустыни.

В 1920 годы в монастыре действовала коммуна «Новая жизнь». В течение нескольких лет обитель разоряли и грабили все, кто только мог. В итоге в 1929 году он был закрыт.

Период с 1930 по 1991 год

После закрытия Санаксары (монастырь в Мордовии) начал разрушаться как в результате набегов мародеров, так и под воздействием природных факторов. Первой «жертвой» мародеров стала часовня над могилой адмирала Ф. Ушакова. Кроме того, было разрушено и перекопано монастырское кладбище. Вандалы сбили главы с храмов, изуродовали росписи, устроили конюшню в притворе соборного храма.

Позже постройки обители передали в ведение школы сельских механизаторов и в некоторых из них организовали гаражи. Такая ситуация продолжалась до 70-х годов, когда советские власти решили восстановить Санасары как памятник, имеющий ценность с точки зрения архитектуры.

Восстановление

Горбачевская перестройка положила начало радикальным изменениям в сознании жителей бывшего Советского Союза в отношении религии и веры в бога. Не осталась в стороне и Мордовия. Санаксарский мужской монастырь был передан верующим постановлением Совета министров республики от 7 мая 1991 года. Через 2 недели, на Святую Троицу, наместник обители совершил там первую литургию.

Монастырь сегодня

В обители сегодня действует несколько храмов. В их числе:

  • собор Рождества пресвятой Богородицы;
  • церковь Преображения господня;
  • храм Владимирской иконы Божьей матери;
  • церковь Воскресенья Христова;
  • усыпальница-часовня схииигумена Иеронима.

В обители хранятся почитаемые иконы преподобных Александра Исповедника и Феодора Санаксарского, а также Пресвятой Богородицы.

Монастырь известен и своими святыми источниками. Главный из них находится в лесу, у дороги, которая ведет в обитель. Из него паломники могут испить или набрать в дальний путь прохладной святой водицы. Кроме того, там есть две купели для омовений, заключенные в терема. В купальнях есть поручни со ступенями, что позволяет пользоваться ими немощным и пожилым людям.

В монастыре действует церковная лавка. В ней представлен большой ассортимент включая иконы, крестики, лампады, свечи, а также книги, сувениры, аудио- и видеокассеты православной тематики.

Как добраться

Адрес обители: г. Темников (431220), Россия, Мордовия, Санаксарский монастырь. Добраться туда можно:

  • Из Нижнего Новгорода или Арзамаса проехать автобусом до Дивеево. Далее автобусным маршрутом Вознесенск — Теньгушево — Темников.
  • По железной дороге до станций Потьма или Зубова Поляна. Далее примерно 100 км на автобусе до Темникова. Затем пройти пешком.
  • Из Темникова проехать на автобусе до деревни Алексеевка. Пройти 2 км пешком.
  • Из Темникова пройти пешком пройти через город до реки Мокшу. Переправиться на другой берег по мосту. Пройти 4 км пешком.
  • Выехать из Москвы или Саранска на автобусе, следующем до города Темникова.

Теперь вы знаете, чем примечателен Санаксарский монастырь в Мордовии, где захоронен Ушаков.

В красивейшем месте, вблизи от города Темникова, установлен Санаксарский монастырь в Мордовии. Республика гордится своей знаменитой православной обителью.

Историки до сих пор гадают, почему монастырь получил именно такое название. Одни утверждают, что из-за названия озера, которое находится недалеко с аналогичным названием «Санаксар».

Другие считают, что происхождение дало древнерусское слово «Синаксарь», что означало «краткая жизнь святых». Но из-за каких бы событий обитель бы не получила свое имя, само строение и его история весьма интересна и увлекательна.

Вконтакте

История и описание Санаксарского мужского монастыря

Эта достопримечательность близко связана с кланом Ушаковых. В 18 веке преподобный Феодор Ушаков вместе с последователями пришли в монастырь. Феодор — это родной брат отца уважаемого адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова, который прославился благодаря своей отваге и доблести. В честь данного адмирала есть даже награда под названием «Орден Ушакова», и присваивалась она советским флотским армиям во времена Великой Отечественной Войны.

XVII век

Основание Санаксарской обители сооружено еще до этих событий, в 17 веке, в годы правления Алексея Михайловича. В 1659 году по настоянию писца Луки Евсекова прибыл старец Феодосий, который имел славу духовного наставника. Он с последователями был поражен красотой этих величественных мест и пожелал остаться здесь до конца дней своих в Санаксарском монастыре. До этого его пристанищем был Старо-Кадомский-Троицкий монастырь.

Благодаря Феодосию была сооружена небольшая часовня, и монахи постепенно стали облагораживать монастырь и близлежащие земли. По истечении 10 лет тогдашние прихожане послали просьбу патриарху Иосафу Второму, в которой просили, чтобы оказали помощь в возведении православной церкви во имя Пресвятой Богородицы Владимирской и получили положительный результат. После этих событий возник Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.

К 1759 году произошло опустение тогда еще Санаксарской пустыни. Такие события произошли из-за отсутствия благодетелей.

XVIII век

Его создатель игумен Феодор (в миру его звали Иван Ушаков) всю оставшуюся жизнь отдал на процветание монастыря. Он просил разрешение у тогда ещё молодого царевича Федора Алексеевича и обители были присвоены пастбища. Феодор родом из небогатого дворянского рода.

Феодор Санаксарский (в миру Иван Игнатьевич Ушаков; 1718 - 1791)

В 1748 году он принял постриг на глазах у императрицы Елизаветы, которая в последствии упоминается, как материальный спонсор обители. Старец был замечен православным патриархом и был направлен с миссионерскими делами в Сибирь. Одна из главных задач, которую преследовала его миссия, — процветание новоиспеченного монастыря в Иркутских землях.

После отца Феодора, церковь опекали отцы строительной тематики, Зосим, Трифон и Дорофей. Однако при этих старцах, монастырь был деревянным и ветхим. Это чувствовалось за счет немногочисленных украшений и бедных залов.

Стоит отметить: процветание церкви началось при династии Ушаковых.

Именно благодаря стараниям о. Феодора начался возводиться каменный храм, взамен старому ветхому. В 1765 году эта миниатюрная церковь была признана официальным монастырем. Но так вышло, что из-за многочисленных недоброжелателей, наставника в 1774 году отправили в Соловецкий монастырь. Но, несмотря на эти факты, изначальное построение было начато и вскоре продолжено. В 1776 году основана колокольня, по сторонам которой сооружена каменная стена. Также изготовлены ворота в уникальную пустынь. Были сделаны две башни и началась постройка трапезного дома, которая завершилась лишь через 2 года.

В 1774 году под свою опеку мужскую обитель взял игумен Иоил, который прослужил 4 года. Он был одним из многих учеников о. Феодора, который продолжал процветание Санаксарского монастыря. Именно при этом настоятеле был освящен храм Преображения Господня, расположенного под колокольней. При нем же произошло масштабное строительство и церковь была обнесена каменным ограждением.

После правления Иоила, старцы Венекдит и Вениамин продолжили строительство и способствовали расцвету этого монастыря. К концу 18 века вокруг всех сооружений были укреплены внешние стены и воздвигнута ограда, которая защищала обитель со стороны реки Мокши и зеленых пастбищ. В это время в святом сооружении проживали более 100 человек монахов. Врата Санаксарского монастыря были открыты для пищи и временного крова всем нуждающимся.

XIX век

В 19 веке православная обитель, как сказано из записок тех времен, считается «лучшим Российским монастырем». Также даётся неоднократное упоминание в посланиях о том, что она является домом для военных и дворянских сословий.

Фёдор Фёдорович Ушако́в (13 февраля 1745 — 2 октября 1817) - русский флотоводец, командующий Черноморским флотом (1790-1792); командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798-1800)

Примите к сведению: в 1810 году, в нескольких километрах от этого сооружения, в деревню Алексеевка прибыл на постоянное место жительство адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков. Он купил всю эту местность и неустанно огромные суммы тратил на облагораживание обители.

Он помогал и церкви, и местной братии. Морской деятель Ушаков считал, что такому величественному зданию должны быть присущи все самые возможные красоты, и все силы отдавал на достижение этой цели.

Из источников 19 века, говорится, что Федор периодически жил в кельях обители. Как правило, это проходило в дни Великого Поста. Вместе со служащими монастыря он каялся о грехах день и ночь и трапезничал за одним столом с братией.

Еще при жизни адмирал захотел, чтобы его схоронили в данной обители. И осенью 1817 года, когда флотоводец принял смерть, местные жители деревни Темниковского уезда внесли тело Фёдора Ушакова на руках в храм и после службы предали монастырской земле.

XX век

В начале 20 столетия обитель отдали под присмотр настоятелю Августину. Этот старец в миру был каптенармусом гвардейского Волынского полка. Он очень ответственно относился к своему служению. Соорудил немало красивых мест на территории храма. Прекрасные клумбы окружали обитель, сделанные руками бывшего гвардейца. После его смерти, в 1915 году, после долгого совещания братия попросила стать настоятелем о. Александра (Уродова).

Но в 1918 году, когда на российской земле царили революционные перемены, некоторые взбунтовавшие монахи пошли против Уродова, и старец Александр был заключен под стражу. Однако после своего освобождения, игумен не вернулся в Санаксарский монастырь, а стал настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни. А перед кончиной и Седмиезерной пустыни.

В 1920 году территория обители и церковные здания были подвержены постоянным мародёрствам и ограблениям. В 1929 году святое сооружение было закрыто. В течение 60-ти лет монастырь в Мордовии подвергался сплошным разрушениям. Это происходило как за счет действия людей, так и из-за природных катаклизмов. Люди не гнушались ни чем, они портили стены, расписывая всевозможными надписями, вскрывали могилу Ушакова, которая находилась под часовней. Так же земля, на которой было некогда кладбище монахов, была полностью перекопана. А в здании соборного храма была сделана конюшня.

Немного позднее на территории было сделано местное учебное заведение. Поблизости установлены различные механизаторы и даже гаражи. Все это длилось вплоть до 70-ых, пока наконец-то на храм не обратили внимание советские власти. Именно они решили оставить исторические здания бывшей обители и указали на ее значение, как на достопримечательность Мордовии.

Горбачевская перестройка совершило переворот в сознании советского человека. Санаксарский мужской монастырь был отдан верующим постановлением Совета, это произошло 7 марта, 1991 года. А на праздновании Троицы того года, там была совершена первая литургия.

Мужской старинный монастырь сегодня

Важно знать: одними из достояний храма являются останки святых преподобного Феодора Санаксарского, праведного воина Федора Ушакова и исповедника игумена Александра. Недалеко в лесной чаще течет ручеек преподобного Феодора. Прихожане приходят к нему испить святой водицы, а также искупаться в купелях.

В настоящее время на монастырской земле расположена гостиница, которая предусмотрена специально для паломников. Несколько дней в ней бесплатно можно пожить и даже пообедать. А если прихожанину некуда идти, то во временном жительстве ему не откажут в трудовом корпусе.

Могила Ушакова в Санаксарском монастыре

Обязательно нужно упомянуть о захоронении Ушакова. Могила закопана под часовней и в революционное время оказалась разрушенной мародёрами. Но позже вскрыли место захоронения адмирала и, как доказано, останки остались нетленны. Это зафиксировано в официальном документе.

Рассказать друзьям