Дмитрий Дмитриевич Минаев: биография. Минаев дмитрий дмитриевич Минаев Дмитрий Дмитриевич

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Минаев Дмитрий Дмитриевич - известный русский поэт и переводчик. Родился 21 октября (2. ноября)1835 в Симбирске, в небогатой семье строевого офицера (позднее - военного чиновника) и литератора Д.И. Минаева. Его отец писал стихи, о которых сохранился отзыв В.Г.Белинского (1839), и опубликовал свою обработку «Слова о полку Игореве» (1846). Мать Минаева - симбирская дворянка Е. В. Зимнинская, получившая хорошее образование, владевшая иностранными языками. По свидетельству домашнего учителя Минаева (в будущем заметного беллетриста Г. Н. Потанина), он еще ребенком знал много стихов, «чутко их понимал и временами силился так же торжественно читать их, как читал его отец». В 1847 г. родители Минаева на время переселились из Симбирска в Петербург, где его отдали в военно-учебное заведение - «Дворянский полк». В эти годы на него оказали значительное влияние преподаватель словесности, известный переводчик И. И. Введенский, будущий поэт В. С. Курочкин (учившийся тогда же в Дворянском полку).

В 1852 году закончив обучение и вернувшись в Симбирск, Минаев определился на службу в губернскую казенную палату, затем недолго служил в земском отделе министерства внутренних дел. В 1857 оставил службу и занялся только литературной работой. Курочкин пригласил его сотрудничать журнал «Искра», где развернулось дарование Минаева как поэта-сатирика. С 1859 г. Минаев пишет свои многочисленные и грубоватые пародии, хлесткие сатиры, не всегда справедливые эпиграммы и ряд стихотворений юмористического характера. В 1859 году вышел сборник пародий Минаева «Перепевы» (под псевдонимом Обличительный поэт), получивший суровую оценку Н.А. Добролюбова.

Минаев сотрудничал также в других демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове». С начала 60-х годов в «Современнике» появляются его переводы из французской и английской поэзии; в «Русском слове» он ведет литературно-сатирический фельетон в прозе под названием «Дневник Темного человека» (1861–1864).

В 1862 г. он делается редактором «Гудка», в объявлении о котором он указывал, что программой нового журнала будет «преследование грубого и узкого обскурантизма, произвола и неправды в нашей русской жизни», но вскоре он снимает свою подпись, не переставая сотрудничать с журналом. С 1865 года Минаев сотрудничал в сатирическом журнале «Будильник», позднее был близок к «Отечественным запискам».

Примыкая к некрасовской школе, в своих стихах занимал левые радикально-демократические позиции, выражал сочувствие угнетённой деревне, «обличал» (применительно к поэтам-сатирикам его круга «обличительство» и «обличительная литература» стали в критике того времени почти терминологическими) либералов, бюрократов, консервативную печать и цензуру; высмеивал и пародировал поэтов-сторонников «чистого искусства» (Фета, Майкова, Щербину, Крестовского и других). Минаев славился как «король рифмы», мастер эпиграммы, пародии, каламбура фельетона в стихах - жанра, именно им утвержденного в русской поэзии. Приобрёл репутацию поэта-гражданина, умеющего откликаться на злобу дня.

Все темы передовой журналистики 60-х годов представлены в его поэтическом творчестве. Об угнетенных мужиках, о нищете русской деревни говорит «Сказка о восточных послах» (1862) с ее известным рефреном: «Это ли русский прогресс?» - «Это, родимые, это!..». Либеральные болтуны, на словах пекущиеся о «бедном брате» («Насущный вопрос», 1868), поклонники «полупрогресса, полусвободы, полумер» («Ренегат», 1868), реакционные поэты, защитники «чистого искусства» («Лирические песни без гражданского отлива», 1863), деятели рептильной печати, бюрократы и чиновные мошенники, царская цензура, преследующая сатириков («В кабинете цензора», «Юмористам», 1862–1863), - таковы объекты сатирических разоблачений Минаева. Он язвительно критиковал славянофилов, воспевающих долготерпение народа, и, подобно Н.А. Некрасову, выражал скорбь по поводу пассивности крестьянской массы («Старые сказки на новый лад», 1871; «Сон великана», 1873).

Расцвета литературной деятельности Минаев достигает в конце 60-х и начале 70-х годов. Постоянно меняя свои псевдонимы («Словарь псевдонимов» Карцева и Мазаева насчитывает их более 29), Минаев был особенно популярен как «Д. Свияжский», «Обличительный поэт», «Темный человек» и «Майор Бурбонов». Из комедий Минаева - «Либерал» («Отечественные Записки», 1870, № 12, и в сборнике «На перепутье», Санкт-Петербург, 1871), «Кассир» (написал вместе с С.Н. Худяковым, Санкт-Петербург, 1883) и «Спетая песня» («Вестник Европы», 1874, № 5) или «Разоренное гнездо» (Санкт-Петербург, 1875), - ни одна не пользовалась успехом на сцене, хотя за последнюю Минаев получил от Академии Наук Уваровскую премию. Он выступал также в качестве полемиста в «Русском Слове», «Деле», обнаруживая и здесь присущую ему бойкость пера.

Легкость, с какой Минаеву давалось стихотворство, порой приводила к излишней плодовитости, ослабляла требовательность поэта к себе. Так, например, совершенно неудачны были его сказки в стихах для детей, как, например, «Дедушкины вечера» (Санкт-Петербург, 1880), «Новые новинки, песни да картинки» (Санкт-Петербург, 1882), «Теплое гнездышко» (Санкт-Петербург, 1882).

Тем не менее, лучшая часть его наследия, в том числе переводы, и теперь интересна для читателя. Минаевские каламбуры давно стали крылатыми («…Даже к финским скалам бурым обращаюсь с каламбуром»). Исследователи считают, что в области каламбурной рифмы («Гимназии» - «гимн Азии» и т. п.) Минаев был одним из предшественников Маяковского.

Минаев много выступал и с переводами, как из европейских поэтов-сатириков, так и из серьёзной поэзии. Хорошо зная только по-французски, немного по-немецки и пользуясь подстрочными переводами других лиц с английского и итальянского, Минаев переделывал такие переводы (из Байрона, Шелли, Мольера, Гюго, Гейне, Данте) в гладкую стихотворную форму, но часто далекую от подлинника.

В литературно-артистических кругах его знали как автора колких эпиграмм на вся и все, человека, способного написать, без помарок, сатиру в несколько десятков строк. Изучительное версификаторство, природный, хотя не глубокий юмор ввели Минаева в сферу злободневности и выработали из него находчивого полемиста, автора бесчисленных рифм. Настоящий поэт растворился в море острословия; талант его, дал ему имя, но вскоре поблек. Минаев пережил свою славу и умер у себя дома в Симбирске забытым и одиноким 10 (22) июля 1889.

Сборники его стихотворений:

«Перепевы» (Санкт-Петербург, 1859)

«Думы и песни», 2 части (Санкт-Петербург, 1863–1864)

«Здравия желаю» (Санкт-Петербург, 1867)

«В сумерках» (Санкт-Петербург, 1868)

«Песни и поэмы» (Санкт-Петербург, 1870)

«Чем хата богата» (Санкт-Петербург, 1880)

«Всем сестрам по серьгам» (Санкт-Петербург, 1881)

«Не в бровь, а в глаз» (Санкт-Петербург, 1882; 2-е изд., 1898)

Отдельно вышли:

«Проказы черта на железной дороге» (Санкт-Петербург, 1862)

«Евгений Онегин» (Санкт-Петербург, 3-е изд. 1877)

«Людоеды, или Люди шестидесятых годов» (Санкт-Петербург, 1881)

Ад. Поэма в трех песнях. (Подражание Данте)

Две эпохи

Дикие сны

Нигилист

Дневник темного человека

Добрый пес

Москвичи на лекции по философии

Миниатюры и эпиграммы

Каламбуры Дмитрия Минаева

Переводы

Виктор Гюго - Во мраке.

Генрих Гейне - Из поэмы «Германия. Зимняя сказка»

Томас Гуд - Песня о рубашке.

Биобиблиографическая справка

Биографическая справка

Н. А. Добролюбов. Перепевы

Минаев Дмитрий Дмитриевич родился 21.Х(2.XI).1835 г. в Симбирске в небогатой дворянской семье - поэт-сатирик, драматург, переводчик.

Дед его из солдат выслужился в офицеры и получил дворянство.

Отец был знаком с Чернышевским, разделял взгляды Петрашевского и Иринарха Введенского, писал стихи.

В 1847 семья переехала в Петербург, и Дмитрий Дмитриевич был определен в военно-учебное заведение - Дворянский полк, где учился В. С. Курочкин, с семьей которого, и особенно его братом Николаем, Минаев близко сошелся.

В 1852, окончив курс учения, был выпущен в чине XIV класса.

В 1852-55 начал службу в Симбирской казенной палате, затем переехал в Петербург, где служил в земском отделе министерства внутренних дел.

С 1857, выйдя в отставку, Дмитрий Дмитриевич целиком посвящает себя литературной деятельности.

Печататься Минаев начал во второстепенных журналах («Иллюстрация», «Ласточка», «Развлечение» и других), помещая в них как оригинальные стихотворения (лирические и сатирические), так и переводы.

В 1859 выходит первый сборник пародий Минаева «Перепевы. Стихотворения Обличительного поэта. Выпуск 1».

В 1860 издает первую по времени научную биографию В. Г. Белинского написанную с позиций революционеров- демократов.

В 1861 недолго сотрудничает в журнале братьев Достоевских «Время», где продолжает отстаивать имя Белинского от «ученейших оппонентов» С. Шевырева, М. Погодина и других.

В 1862 некоторое время редактирует журнал «Гудок» (14 номеров), которому старается придать прогрессивное направление. Постоянное сотрудничество в «Современнике» (1860-66), «Русском слове» (1861-64), «Будильнике» (1865 - начале 70 гг.) и особенно «Искре» (1860-74) принесло Минаеву в 60-е гг. известность сатирического поэта, близкого к идеологии революционных демократов, что привлекло внимание к нему III отделения.

В 1864, считая позицию «Русского слова» в полемике с «Современником» по поводу «Отцов и детей» для себя неприемлемой, он выходит из журнала и пишет сатирическую поэму «Евгений Онегин нашего времени», в которой поднимает ряд социальных вопросов (выступает как против писаревской трактовки Пушкина, так и против нигилизма Базарова).

В 1866 создает несколько сатирических стихотворений в связи с «Муравьевской одой» Некрасова .

В 1866 Минаев Д. Д. был привлечен по делу Каракозова. Находясь под следствием в Александро-Невской части, покушался на самоубийство. Освобожден через два месяца после ареста.

В творчестве Дмитрия Дмитриевича 1870-80-х гг. появляются мотивы усталости, отчаяния и скорби, сменяющиеся (70-е гг.) мотивами более мажорными. Он сотрудничает в «Деле» (1868-73), «Отечественных записках» (1868-75), продолжает публиковаться в «Искре».

С середины 1870-80-х гг. поэт вынужден сотрудничать в либеральных газетах «Петербургский листок», «Петербургская газета» и других, писать на заказ. Не ограничиваясь банальными сатирами на «злых жен» и «мужей-рогоносцев», Минаев и в эти годы пытается сохранить и продолжить сатирические традиции «Искры». Отвергая как неверное положение, что Минаев в 70-80-е гг. отказался от прежних демократических воззрений, следует подчеркнуть, что его творчество этих лет при общей демократической сущности противоречиво, непоследовательно и нередко пессимистично. Поэт не видит ближайших обнадеживающих перспектив общественного преобразования в России.

В 1887 больной Дмитрий Дмитриевич (болезнь почек) возвратился в Симбирск «лечиться воздухом родины» и умер через два года, одинокий и забытый.

Дмитрий Дмитриевич наиболее известен как поэт-сатирик (псевдоним: Обличительный поэт, Темный человек, Дм. Свияжский, Отставной майор Михаил Бурбонов, Литературное домино, Аноним, Общий друг, Перекати-поле, Иван Кисточкин и многие другие).

Сатира Минаева обличает дореформенные, крепостные порядки и направлена против буржуазно-помещичьего строя России. Выступая против социальных зол России, поэт, как правило, противопоставляет им идеалы автора, образы революционеров-демократов («Лунная ночь», «Две судьбы»). В своих сатирических произведениях он мгновенно откликается на политические и литературные события, актуально и политически остро реагируя на факты, существенные для данного исторического момента и социальной среды: идет «по горячим следам событий». В этом - сильная сторона его поэзии. Минаев - поэт некрасовской школы. В его творчестве можно выделить как использование некрасовских тем, мотивов и образов, так и близость к самой поэтической манере Некрасова. Но его нельзя считать эпигоном поэта-демократа: принимая дух и принципы некрасовской поэзии, Минаев, опираясь на них, создавал свои, оригинальные произведения.

Одним из ведущих жанров сатирического творчества поэта был фельетон, в котором он сумел соединить вместе литературную пародию, эпиграмму, сатирические сценки, стихотворные перепевы, иронические рецензии на литературные произведения и художественные выставки. Фельетонные обозрения под названием «Дневник Темного человека» занимали важное место в идейном строю журнала «Русское слово» (1861-64) и были продолжены поэтом в журнале «Дело» (1868-73) под названием «С невского берега» (подписывались «Аноним»). Фельетон Дмитрия Дмитриевича представлял собой многожанровое сатирическое произведение, в котором сочетались прозаические и стихотворные элементы, а также другие жанры сатиры.

В конце жизни, печатаясь в газетах, поэт создает стихотворный газетный фельетон на злобу дня. Этот жанр, родоначальником которого является Дмитрий Дмитриевич, занял с конца XIX в. постоянное место на страницах столичной и провинциальной прессы.

Для сатиры Минаева Д. Д. характерно обилие намеков, создание, как и у других «искровцев», литературных масок (наиболее удачная - Отставной майор Михаил Бурбонов - тупой и глупый солдафон, прямолинейно и самодовольно высказывающий свои взгляды на жизнь и искусство) и прием использования в новых целях художественных образов, созданных классической литературой прошлого. (По этому принципу построены и некоторые поэмы Минаева: «Юлий Цезарь», «Евгений Онегин нашего времени» и другие) он широко использовал грибоедовские образы (Молчалин, Репетилов), лермонтовский (Демон) и другие. Изменял обстановку и переносил эти образы в новые социальные условия, чем достигал определенного сатирического эффекта. В пародиях Минаев вскрывал идейные тенденции, эстетические принципы, пародировал литературную манеру поэтов «чистого искусства», особенно Фета. Однако у Минаева иногда при этом отсутствовал второй план, необходимый в пародии, и стихотворение становилось подражательным. Минаев Д. Д. - мастер каламбура и рифмы.

Он обладал изумительной способностью находить новые, неожиданные рифмы, сопоставлять, казалось бы, несопоставимые явления и вещи, владел гибкостью и непринужденностью стиха, даром импровизации.

В конце 60-х - начале 70-х гг. Минаев обращается к жанру сатирической сказки (наиболее удачные сказки помещены в «Искре» под названием «Старые сказки на новый лад»).

Как драматург Дмитрий Дмитриевич выступил в «Искре» с драматическими сценками сатирического характера. В 70-е гг. написал комедии «Либерал», «Спетая песня» (получил Уваровскую премию) и совместно с С. Худековым пьесу «Кассир». Пьесы Минаева малоудачны, в них нет остроты социального конфликта.

Переводы Дмитрия Дмитриевича поэм Байрона («Дон-Жуан», «Чайльд Гарольд», «Манфред» и другие), Гейне («Германия»), Данте («Божественная комедия») и другие малохудожественны: в них не передано своеобразия мыслей и стиля подлинника. Однако познавательное их значение бесспорно.

Лирика Минаева, претерпевшая эволюцию от некрасовских мотивов к надсоновским, в своей основе подражательна; поэт нередко впадает в риторику, в мало удающийся ему патетический тон.

Творчество Дмитрия Дмитриевича далеко не равноценно. Стихотворениям его часто свойственна поверхностность, выдвижение на первый план незначительных фактов (больше смеха ради смеха, чем сатиры, каламбур, игра слов, трудная и какая-нибудь особенно фокусная рифма всегда соблазняли его настолько, что заслоняли собою подчас мысль). Интересный мастер стиха, Минаев не был большим поэтом, но он, бесспорно, имеет свое поэтическое лицо. Создатель жанра стихотворного сатирического фельетона, блестящий пародист, «король рифмы», искусный эпиграмматист, Дмитрий Дмитриевич в лучших своих произведениях отстаивал демократические идеалы 60-х гг., оказал влияние и на дальнейшую русскую сатирическую поэзию.

Умер 10(22).VII.1889 г. в Симбирске.

(02.11(21.10).1835, Симбирск, — 22(10).07.1889, Симбирск), поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.

Родился в семье офицера. В 1847-1851 гг. обучался в петербургском Дворянском полку (курса не окончил). В 1852 г. сдал экзамены на первый классный чин и два года служил в губернской казенной палате. Под влиянием произведений В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова у Минаева сформировались демократические взгляды, он начал заниматься литературным творчеством, одним из первых было его сатирическое стихотворение (1854), в котором высмеивал привилегированную прослойку симбирского общества. Летом 1855 г. переехал в Петербург, где устроился чиновником земского отдела МВД, но уже в 1857 г. в чине коллежского регистратора ушёл в отставку и целиком отдался литературному творчеству.

В 1859 г. в Петербурге вышел сборник пародий Д.Д. Минаева “Перепевы. Стихотворения обличительного поэта”, и в 1860 г. — очерк “В.Г. Белинский” (под псевдонимом “Д. Свияжский”). В 1860-1861 гг. Минаев являлся постоянным сотрудником “Современника”, “Русского слова” и “Искры”, в которых публиковал острые политические фельетоны. С января 1862 г. редактировал журнал “Гудок”, в котором опубликовал обличительную поэму , изобразив в ней симбирских чичиковых, ноздрёвых, плюшкиных и др.

Д.Д. Минаев издал десятки книг и был известен всей читающей России как “король рифмы”, талантливый сатирик, драматург и переводчик. В конце 1887 г. приехал с женой Е.Н. Худыковской в . На Нижне-Солдатской улице, невдалеке от реки Свияги, Минаев приобрёл деревянный дом с флигелями, садом и огородом.

В числе немногих людей, с которыми Д.Д. Минаев поддерживал знакомство, были: писатель , поэт , бывший революционный народник А.С. Бутурлин, доктор медицины А.А. Кадьян и врач-демократ И.С. Покровский. Минаев постоянно трудился и его охотно печатали “Петербургская газета”, “Неделя” и другие издания. Часто посещал Симбирскую и подарил ей три тома роскошного издания “Божественной комедии” А. Данте в своём переводе.

Скончался Д.Д. Минаев в Симбирске в результате тяжёлой болезни. Некрологи, статьи, воспоминания о Минаеве опубликовали почти все крупные газеты и журналы России.

Спустя десятилетие на собранные по подписке деньги 21 июня 1899 г. был открыт памятник поэтам отцу и сыну Минаевым. Тогда же Солдатская ул. была переименована в . В связи со строительством Куйбышевского водохранилища прах Минаевых и памятник в 1954 г. были перенесены на новое кладбище (ныне ул.К. Маркса). Дом, в котором Д.Д. Минаев жил в 1887-1889 гг. увековечен мемориальной доской.

Библиография:

Минаев Д. Д. Собрание стихотворений / вступ. ст., ред. и примеч. И. Ямпольского. - М. : Советский писатель, 1947. - 490 с. : портр. - (Библиотека поэта).

Минаев Д. Д. Стихотворения / ред., вступ. ст. и примеч. И. Ямпольского. - Куйбышев: ОГИЗ, 1947. - 334 с. : портр.

Минаев Д. Д. Стихотворения / вступ. ст., ред. и примеч. И. Г. Ямпольского. - М. : Советский писатель, 1948. - 423 с. - (Библиотека поэта. Малая серия).

Минаев Д. Д. Избранное : стихи; надписи; экспромты; эпиграммы; поэмы / сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. Н. Болдырев. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986. - 288 с.

Минаев Д. Д. Избранное / сост., подгот. текста, вступ. ст., примеч. И. Ямпольского. - Л. : Художественная литература, 1986. - 400 с.

О нём:

Бейсов П. С. Минаев и Симбирск // Мономах. - 2005. - № 4. - С. 44-45.

Геллер Т. А. Архивные документы об издательской деятельности Д. Д. Минаева // Вопросы источниковедения русской литературы второй половины XIX века. - Казань, 1983. - С. 61-72.

Дмитрий Дмитриевич Минаев : библиогр. указ. / Обл. науч. б-ка - Дворец книги им. В. И. Ленина; сост. В. Н. Болдырев, Н. И. Никитина. - Ульяновск, 1985. - 26 с.

Кулешов В. И. Дмитрий Дмитриевич Минаев (1835 - 1889) // Кулешов В. И. Русская демократическая литература: 50-60-х годов XIX века. - М., 1989. - С. 76-83.

/ авт. карт. В. Ф. Зунузин // Галерея портретов знаменитых симбирян-ульяновцев: [изоматериал]. - Ульяновск, 2008. - 26 отд. л. в обл.

// Мастера пера Симбирска-Ульяновска: биобиблиогр. указ. / УлГТУ; сост. Ю. С. Лесняк. - Ульяновск, 2015. - С. 41-43.

//Почётные граждане города Ульяновска; Золотая книга почёта города Ульяновска / Ульян. гор. Дума. - Ульяновск, 2008. - С. 36-37: портр.

Сапченко Л. С. Способы создания иронии в поэме Д. Д. Минаева «Губернская фотография» // Симбирский текст русской культуры: проблемы реконструкции: сб. материалов конф. / УлГУ; сост. Л. А. Сапченко. - Ульяновск, 2011. - С. 136-141.

Трофимов Ж. А. Д. Д. Минаев и Симбирск. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1989. - 49 с.

Трофимов Ж. А. «Губернская фотография» Д. Д. Минаева // Трофимов Ж. А. Симбирск и симбиряне: исторические и литературные поиски. - Ульяновск, 1997. - С. 200-212.

Трофимов Ж. А. К творческому портрету Д. Д. Минаева // Трофимов Ж. А. Симбирск литературный: поиски, находки, исследования. - Ульяновск, 1999. - С. 269-283.

Дмитрий Дмитриевич Минаев (21 октября 1835, Симбирск - 10 июля 1889, там же) - русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.

Биография

Родился в семье офицера Дмитрия Ивановича Минаева, поэта и переводчика «Слова о полку Игореве». В 1847-1851 годах обучался в Дворянском полку (курса не окончил).

В 1852 году сдал экзамены на первый классный чин и около трёх лет служил в Симбирской казенной палате. В 1855 году переехал в Петербург, где устроился чиновником Министерства внутренних дел.

В 1857 году ушёл в отставку и занялся только литературной работой. В начале Минаев печатается во второстепенных петербургских журналах и газетах, выступая с лирическими, а затем и сатирическими стихотворениями и переводами. В 1859 году выпустил сборник литературных пародий «Перепевы. Стихотворения обличительного поэта». Сотрудничал в демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове», «Искре», где развернулось дарование Минаева как поэта-сатирика.

В 1862 году несколько месяцев редактировал сатирический журнал «Гудок». Примыкая к некрасовской школе, в своих стихах занимал левые радикально-демократические позиции, выражал сочувствие угнетённой деревне, «обличал» (применительно к поэтам-сатирикам его круга «обличительство» и «обличительная литература» стали в критике того времени почти терминологическими) либералов, бюрократов, консервативную печать и цензуру; высмеивал и пародировал поэтов, относимых им к сторонникам «чистого искусства» (А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. Ф. Щербину, В. В. Крестовского и других). Приобрёл известность как «король рифмы», мастер эпиграммы, пародии, фельетона в стихах и особенно каламбура.

В своей литературной деятельности Минаев много занимался переводческой работой. Он перевёл Дж. Байрона («Дон Жуан», «Чайльд Гарольд», «Беппо», «Манфред» и «Каин»), Данте («Божественная комедия»), Гейне («Германия»), А. Мицкевича («Дзяды»), П. Б. Шелли («Освобождённый Прометей»), стихотворения и пьесы Гюго, Барбье, Виньи, Мольера, Сырокомлю, Ювенала и многих других. Заслугой Д. Д. Минаева является знакомство русской читающей публики с произведениями европейской литературы.

После каракозовского выстрела, в конце апреля 1866 года, Минаев был арестован за сотрудничество в журналах, «известных своим вредным социалистическим направлением, в особенности „Современнике“ и „Русском слове“», и просидел в Петропавловской крепости около четырёх месяцев.

В конце 1887 года Д. Д. Минаев с женой приезжает в Симбирск, где на Нижне-Солдатской улице, около реки Свияги, покупает дом с флигелями и садом. Скончался поэт 10 (22) июля 1889 года в Симбирске, после тяжёлой болезни.

Память

21 июня 1899 года, на собранные по всенародной подписке средства в Симбирске был открыт памятник поэтам - отцу и сыну Минаевым. В этом же году улица Солдатская была переименована в Минаевскую (ныне ул. Минаева в Ульяновске). В 1954 году, в связи со строительством Куйбышевского водохранилища и затоплением кладбища, прах Минаевых и памятник были перенесены на новое кладбище. Дом Д. Д. Минаева сохранился как дом-музей и находится в Ульяновске по адресу ул. Минаева, д.14.

Известный поэт юморист и переводчик (1835 1889), сын Д.И. Минаева. Воспитывался в Дворянском полку. Недолго служил в Симбирской казенной палате и в земском отделе министерства внутренних дел. Стихи Минаева стали появляться в печати с 1857 г.… … Биографический словарь

МИНАЕВ Дмитрий Дмитриевич - (1835 89) русский поэт сатирик. Сотрудник демократических журналов 60 х гг. 19 в. (Искра и др.). Злободневные эпиграммы, стихи, фельетоны, пародии … Большой Энциклопедический словарь

Минаев Дмитрий Дмитриевич - , русский поэт. Родился в семье военного чиновника, литератора. В 1852 окончил военно учебное заведение в Петербурге. В 1857 оставил службу и занялся только литературной работой.… … Большая советская энциклопедия

Минаев, Дмитрий Дмитриевич Большая биографическая энциклопедия

Минаев Дмитрий Дмитриевич - (1835 1889), русский поэт сатирик. Сотрудник демократических журналов 60 х гг. XIX в. («Искра» и др.). Злободневные эпиграммы, стихи, фельетоны, пародии. * * * МИНАЕВ Дмитрий Дмитриевич МИНАЕВ Дмитрий Дмитриевич (1835 89), русский поэт сатирик.… … Энциклопедический словарь

Минаев Дмитрий Дмитриевич - Дмитрий Дмитриевич Минаев Дата рождения: 21 октября (2 ноября) 1835 Место рождения: Симбирск Дата смерти: 10 (22) июля 1889 Место смерти: Симбирск Гражданство … Википедия

МИНАЕВ Дмитрий Дмитриевич - (1835—89), русский поэт. Фельетонное обозрение «Дневник Тёмного человека» (1861—64), сатирич. стихи, эпиграммы. Пародии (циклы «Лирич. песни с гражданским отливом», «Лирич. песни без гражданского отлива», оба — 1863). Сб. «Перепевы … Литературный энциклопедический словарь

Минаев Дмитрий Дмитриевич - (1835 1889) поэт сатирик, переводчик. Постоянный сотрудник Искры, Русского слова и Современника. Печатался также в Будильнике, Гудке, Времени и др. В 1861 г. Достоевский поручил Минаеву написать для первого номера Времени фельетон, но не был… … Словарь литературных типов

Минаев Дмитрий Дмитриевич - (1835 1889) известный поэт, симбирский уроженец. Учился в дворянском полку, служил в 50 х гг. в симбирской казенной палате и в земском отделе министерства внутренних дел. М. писал стихи еще на школьной скамье; в печати они стали появляться с 1857 …

Минаев, Дмитрий Дмитриевич - (1835 1889) известный поэт, симбирский уроженец. Учился в дворянском полку, служил в 50 х гг. в симбирской казенной палате и в земском отделе министерства внутренних дел. М. писал стихи еще на школьной скамье; в печати они стали появляться с 1857 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Рассказать друзьям