О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему «Путешествие по улицам города»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект НОД по познанию (ФЦКМ) "Путешествие в лесу". Средняя группа

Задачи по образовательным областям:
1. Познавательное развитие: расширить и уточнить представления детей о лесных животных, расширить знания детей об особенностях внешнего вида и их повадок.
2. Социально-коммуникативное развитие: совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия, формировать гуманное отношение к живой природе и лесным жителям.
3. Речевое развитие: расширить и активизировать словарный запас детей.
4. Физическое развитие: развивать крупную моторику.
Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Обогащение словаря: берлога, логово, дупло, заяц-беляк, заяц-русак.
Оборудование: магнитофон, магнитная доска, письмо от Лунтика. Опорные картинки на закрепление правил поведения в лесу, картинки с изображением животных (зайца, белки, медведя, волка, лисы.) Панно: «Что перепутал художник» (с изображением животных.) Картинки с изображением животных на каждого ребёнка, плакаты с изображением жилища животных. Музыка весеннего леса. Карточки: «Интересные факты из жизни животных».
Планируемый результат:
знает правила поведения в природе, узнаёт и называет диких животных (лиса, заяц, медведь, белка);
умеет находить жилища диких животных по описанию (лиса, заяц, медведь, белка), умеет находить способы решения проблемной ситуации.
сформировано эмоционально-положительное отношение к живой природе, уважительное отношение к другим детям, желание работать в группе;
переживает положительные эмоции, умеет слушать друг друга;
проявление познавательной инициативы, навыки самооценки правильности выполнения задания, умение удерживать цель деятельности до получения её результата;
умеет излагать свои мысли, умение искать оптимальные пути решения проблемной (игровой мотивации).

Предварительная работа: чтение художественной литературы: рассказы о животных В. Бианки, русские народные сказки о животных, «Зимовье зверей», рассматривание энциклопедий. Д/и «Назови детенышей», «Чей хвост, лапы, морда?»

Ход занимательной деятельности

Воспитатель вносит в группу письмо от Лунтика:
«Здравствуйте ребята! Пишет Вам Лунтик. Я на луне. И вот однажды мама мне прочитала стихотворение «Что такое лес?»
Что такое лес? Сосны до небес,
Берёзы да дубы, ягоды, грибы…
Звериные тропинки, тропинки да низинки,
Мягкая трава, на суку сова.
Ландыш серебристый, воздух чистый – чистый,
И родник с живой ключевой водой.
Ребята, мне очень понравилось стихотворение, но я, к сожалению, не знаю, что такое лес и кто там живёт. Расскажите мне, пожалуйста, про обитателей леса. Буду с нетерпением ждать вашего ответа».
Воспитатель: Ребята, как нам поступить? (ответы детей)
А давайте мы с вами отправимся в путешествие на лесную полянку. А всё что мы там увидим, мы будем записывать на видеокамеру, и потом запись отправим Лунтику. Но прежде чем мы отправимся с вами в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. Я вам буду показывать картинки, а вы должны подумать и ответить хорошо это, или плохо.
Воспитатель показывает картинки и сопровождает их словами:
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хорошо)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хорошо)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (плохо)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (хорошо)
Я вижу, что правила вы знаете, тогда в путь. (Звучит музыка)
Закройте, пожалуйста, глазки и представьте, что вы попали в лес.
Представьте, что на деревьях набухли почки, цветет верба, пробивается первая нежная травка.
- Какое это время года? А что происходит в это время года в лесу? (просыпается природа, появляется травка, птицы поют, просыпается медведь и т.д.).
А вот на лесной полянке спрятались разные животные, но всё ли художник нарисовал правильно. (Дети находят ошибки художника.)
Теперь Лунтик будет знать, как выглядят разные животные.
Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
А знаете ли вы что: В наших лесах живут заяц-русак и заяц-беляк. Заяц-русак немного крупнее зайца-беляка. Уши и хвост у зайца-русака более длинные, зимой и летом он серого цвета, а хвост всегда черный. Правда, к зиме бока светлеют, а спинка остается русой.
У зайца-беляка летом цвет меха на спине рыжевато-серый, с черной рябью, бока более светлые, а брюхо белое.
На зиму беляк надевает белоснежную теплую шубку, только кончики ушей остаются черными.
Живут зайцы в норках.
Летом зайцы любят кушать злаки и бобовые, а зимой обгладывают кору с молодых осинок и ив. Иногда кормятся сеном и корой фруктовых деревьев.
А этот зверь самый крупный и большой в наших лесах. А ещё он бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
В нашей стране живут два вида медведей – бурый и белый. А в наших лесах живет бурый медведь. Шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – мишка в берлогу и спит там до самой весны. Спит он долго. Зимой в берлоге рождается 2-3 медвежонка. Новорожденные питаются молоком матери. А молока немного, так как медведица зимой ничего не ест и живет за счет жира, скопленного летом и особенно осенью.
А вот почему медвежата рождаются зимой? Потому что только в это время у медведя есть свой «дом» - берлога. Ведь летом он бродит по лесу и ночует, где придется. Питается медведь разными ягодами, корешками, насекомыми, мелкими животными. А ещё он очень любит мёд.
Проворная, запасливая, рыжая или серая, любит орешки. (Белка.)
А вот и белка на дереве притаилась. Белка грызет все, что ей по зубам: грибы, шишки, разные корешки. Поэтому белку относят к грызунам. Дом белки – дупло на дереве.
Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
Лиса отличается поразительным умением приспосабливаться к самым разным условиям жизни и переменам в среде обитания. Некоторые даже научились жить в больших городах. Удивительная хитрость лисицы сделала ее героиней многих сказок и. Лисы питаются грызунами, червями, насекомыми, птицами и всеми типами меньших животных.
Лисы - в основном ночные животные и предпочитают охотиться ночью. Живёт лиса в норе, которую роет под камнем или кустом.
А про это животное говорят, что его ноги кормят. У него серая шерсть, острые зубы. И живут они в стаях.
Волк – хищное дикое животное. Он любит мясо, поэтому охотится на других животных.
Волчий «дом» называется – логово.
Послушайте, как живет маленький волчонок.
В волчьем логове глубоком
У волчицы спит под боком
Маленький волчонок,
Просит, есть спросонок.
Не опасен он пока,
Просит только молока.
А напьется – и опять
Будет очень крепко спать.
Поскорее подрастай,
Будешь бегать по кустам,
Логово устроишь сам
И волчаток заведешь,
За ягненком в хлев придешь.
Сколько нового узнает теперь Лунтик.
А сейчас давайте немного поиграем.
Как- то раз лесной тропой, звери шли на водопой
(идут по кругу)
- за мамой лосихой, топал лосёнок
(топают, высоко поднимая ноги)
- за мамой лисицей, крался лисёнок
(крадутся)
- за мамой ежихой, катился ежонок
(имитируют наматывание клубка)
- за мамой медведицей, шёл медвежонок
(шагают вразвалочку)
- за мамой белкой, скакали бельчата,
(прыжки вперёд)
- за мамой зайчихой, косые зайчата
(показывают руками длинные ушки)
- волчица вела за собою волчат
(маршируют)
Все мамы и дети напиться хотят.
А теперь, я хочу проверить, много ли вы узнали и запомнили о животных. Мы поиграем в игру «А что не так?»
Я буду читать описания животных, а вы будьте внимательнее, найдите ошибки, догадайтесь, о ком я говорю.
Этот заяц большой-большой, шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – прыг в берлогу и спит там до самой весны.
Я правильно про зайца рассказала? (Ответы детей) А про кого это рассказ? (ответы детей) Это рассказ про медведя. (выставляется картинка медведя)
Уши и хвост у волка более длинные, зимой и летом он серого цвета, а хвост всегда черный. Правда, к зиме бока светлеют, а спинка остается русой.
Волк любит кушать злаки и бобовые, а зимой обгладывает кору с молодых осинок и ив. Иногда кормится сеном и корой фруктовых деревьев.
Я правильно про волка рассказала? А про кого это рассказ? (выставляется картинка зайца).
Лиса - проворная, запасливая, рыжая или серая, грызет все, что ей по зубам: грибы, шишки, разные корешки. Поэтому лису относят к грызунам.
Я правильно про лису рассказала? А про кого это рассказ?
(выставляется картинка белки).
Это рыженькое животное, сильное, похоже на собаку, живёт в дупле.
Про кого я рассказала? А что перепутала? (выставляется картинка лисы).
Но вот наступает вечер, и всем животным пора отправляться по домам. Но кто где живёт. Давайте посмотрим и поможем животным добраться домой.
Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять картинку с изображением животного и «поселить» каждого в свой домик.
Ну, что ж, я думаю, что Лунтик, посмотрев наш фильм, узнает много нового про обитателей леса. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза. Послушаем голоса
леса на прощение. Раз, два, три музыка нас в детский сад верни.
Ребята, вам понравилось путешествие по лесу. Кого вы видели в лесу? Что вам удавалось во время нашего путешествия, а что нет? Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы внимательные, добрые дети. Что бы вы рассказали Лунтику? Как бы вы ему помогли? После прогулки можно нарисовать животных, и мы отправим рисунки и фильм Лунтику в подарок.

Организация: МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым

Учить детей логически мыслить.

Закрепить знания детей о природе России.

Вызвать чувство восхищения красотой русской природы.

Закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов.

Выделять основные признаки предметов.

Вызвать интерес к предметному миру.

Закрепить с детьми обобщающее понятие «транспорт».

Закреплять умение выделять различные признаки предметов.

Находить существенные признаки и по существенным признакам обобщать предметы в одно родовое понятие.

Воспитывать в детях любовь к своей Родине.

Ход занятия:

1. Воспитатель:

Сегодня у нас в гостях кукла Мирана. Она живет в стране Кукландия. Марина не знает в какую страну она попала. Ребята, в какой стране мы живем? (в России)

Ребята, я вам принесла очень красивые картины, давайте их рассмотрим.

Что вы видите? (лес)

Как вы догадались что это лес?(много деревьев)

Названия каких деревьев вы знаете? (береза, ель и т. д.)

В лесу живут много диких животных. Там много ягод, грибов. Посмотрите, дети, какой красивый лес. В таком лесу легко дышится.

Посмотрите на другую картину.

Что вы видите? (деревья, река, горы)

Что делают дети? (купаются)

Посмотрите на эти картины еще раз. Обратите внимание, какая красивая природа в нашей стране.

Мирана, понравилась тебе наша природа?

2. Воспитатель:

Посмотрите, что –то лежит на столе. Это мешочек, но не простой, а чудесный. Давайте посмотрим что там есть.

Что ты достал? (карандаш)

Какого он цвета? (зеленого)

Да, как будто этот карандаш одет в зеленную рубашку.

У карандаша два конца, один тупой, а второй? (острый)

Где карандаш носиком проводит, там след кладет.

Что ты достал? (ложку)

Ложка какая? (большая)

Зачем она нужна? (чтобы кушать)

Третий ребенок достает мыло.

Что ты достал? (мыло)

Проведи ручкой по нему, какое оно? (гладкое)

А теперь понюхай мыло, оно пахнет? (мыло пахнет, можно сказать оно душистое)

Следующий ребенок достает предмет.

Что ты достал? (матрешка)

Сколько у тебя в руке матрешек? (одна)

Как можно играть с матрешкой? (ее можно раскладывать)

Все матрешки похожи друг на друга, они в одинаковой одежде

Из чего сделаны матрешки? (из дерева)

Пятый ребенок достает из мешочка мяч.

Что ты достал? (мяч)

Какой мяч? Что ты можешь сказать о нем? (резиновый, круглый, цвет мяча)

Мирана, обрати внимание, что все вещи разные. Их создали взрослые люди, чтобы мы могли пользоваться ими.

Ребята, как нужно обращаться с предметами? (бережно, аккуратно)

Физ. минутка:

О чем поют воробушки (шагают на месте)

В последний день зимы (руки в стороны, на пояс)

Мы выжили, мы выжили (прыгают на месте)

Мы живы! Живы мы! (шагают на месте)

3. Воспитатель:

Ребята, подойдите к столу.

Что вы видите? (машины)

Скажите, зачем нужны машины? (чтобы перевозить людей и грузы)

Как можно назвать одним словом эти машины? (транспорт)

Скажите, для чего людям нужен транспорт? (чтобы перевозить людей и грузы)

Итак, мы знаем, что все то, что служит для перевозки людей и грузов, называется транспорт.

А сейчас посмотрим, сможете ли вы отличить транспорт от других предметов.

Воспитатель к картинам с транспортом добавляет картины с изображением крана, экскаватора, асфальтного катка.

Дети разделяют картины на две группы: «транспорт», «спец. техника»

Ребята, Миранаговорит, что ей пора домой, ей только что позвонили.

Мирана, а ты запомнила, в какой стране живут наши дети?

Дети, давайте напомним Миране. (в России).

В России очень красивая природа. Много лесов, рек, лугов, полей и т. д.

В конце занятия дети подводят итог: живут в России, природа красивая и богатая. Много разных видов транспорта. Русский народ своими руками создал много полезных вещей.

Программное содержание:

  • Продолжать закреплять знания детей о названии родного города знакомить с его достопримечательностями.
  • Подвести к пониманию того, что люди которые строили город очень старались и хорошо выполнили свою работу.
  • Воспитывать чувство гордости за свой город.

Материал и оборудование: Слайды-фотографии родного города; фотографии (город, село несколько пейзажей, парк, сквер); конверт с разрезной картинкой "Собери новый аттракцион для парка"; компьютер, мультимедийный проектор.

Предварительная работа: Составление альбома "Мой город". Чтение стихов и рассказов о родном городе. поездка с родителями в любимые места для отдыха родного города.

Ход НОД :

Занятие проводится в зале, где иллюстрации родного города.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по родному городу в «Мини-музей». В этом музее выставка фотографии с видами родного города и достопримечательностями. Много городов на свете, но самый лучший город, в котором мы живем.

Воспитатель читает стихотворение о родном городе:

Он не древний, мой город, не новый,

Город старый, но самый родной,

Город Чистополь - город портовый,

Камской, чистой омытый водой.

Воспитатель: Ребята, как Вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О городе, о его красоте, о природе.

Воспитатель: Мы живем в городе, в поселке или в деревне? (ответы детей).

Игра "Найди город". Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации (город, село, несколько пейзажей, парк, сквер) и отложить те из них, на которых изображен город. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Как Вы догадались, что это город?

Дети: В городе много высоких домов, больших улиц, ездит транспорт, много людей, много магазинов).

Воспитатель: Правильно ребята. Место, где много людей, улиц и зданий называется городом. Каждый город имеет свое название. Скажите, как называется город в котором мы живем?

Дети: Чистополь.

Воспитатель: Вы наверняка уже бывали с родителями во многих любимых местах (ответы детей).

Воспитатель: Я Вам предлагаю отправиться на экскурсию на автобусе по родному городу, не выходя из группы.

Дети рассаживаются на стульчики, расставленные в ряд по два чуть наискосок для лучшего обзора слайдов, которые будут демонстрироваться.

Воспитатель: Мы отправляемся в путь и едим по улицам нашего города. (Демонстрация слайдов улиц города, едут машины, автобусы, видны магазины, много людей.) Мы прибыли к первой остановке, любимому месту всех горожан-детскому парку (демонстрация слайда с изображением парка). Любите ли Вы бывать в детском парке? Что есть в этом парке? (ответы детей).

Игра "Собери новый аттракцион". Воспитатель предлагает детям пополнить детский парк новыми аттракционам. Для этого надо собрать разрезные картинки. Воспитатель предлагает путешествие по родному городу (слайд - кинотеатр).

Воспитатель: Что делают в кинотеатре? Кто из Вас был в кинотеатре? Какие мультфильмы смотрели? Как надо вести себя в кинотеатре? (ответы детей) Экскурсия по родному городу продолжается. (Аналогичным образом рассматриваются слайды других объектов).

Игра "Расскажи, что ты знаешь об этом месте?" Воспитатель задает детям несколько вопросов о каждом объекте.

В заключение воспитатель подводит итог путешествия.

Воспитатель: Наш красивый город создавали, строили люди разных профессий. Они старались, работали хорошо, чтобы в городе было удобно жить, чтобы он был красивый и большой. Если каждый житель будет делать для города что-нибудь хорошее, он станет еще краше. Наше путешествие заканчивается нам пора возвращаться в наш детский сад, что Вы узнали нового об нашем городе, что Вам понравилось в нашем путешествии. Все были молодцы!

Надежда Морозова
НОД по ФЦКМ в средней группе «Моя страна»

ФЦКМ в средней группе на тему : «Моя страна »

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира, «Музыка» , «Коммуникация» , «Социализация» .

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная. Цель : воспитание патриотических чувств.

Задачи :

1. Дать детям представление о России, как о стране .

2. Познакомить детей с символами России : флагом, гербом, гимном.

3. Активизировать словарь по теме.

Планируемые результаты : проявляет интерес к информации, которую получает во время общения, положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании Гимна России; интересуется играми, жизнью людей, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование на тему «Мой город» ). Материалы к занятию : Географическая карта, глобус; Изображение Герба России; Аудиозапись Гимна России; Изображение Флага России. Раздаточный материал : полоски бумаги : красная, синяя, белая. Место проведения : групповая комната .

Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети рассаживаются на свои места.

2. Основная часть. В : Ребята, тема нашего занятия : «Моя страна » . Как называется страна , в которой мы живем? Р : Страна , в которой мы живем Россия. В : Россия – наша Родина. Ребята, а какое официальное название имеет наша страна ? Р : Наша страна имеет название Российская Федерация. В : Это самая большая в мире страна . (Рассматривание глобуса, географической карта) В : У каждой страны есть свои символы : герб, гимн, флаг. Есть они и у России (демонстрируется изображение Герба России) В : Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах. На гербе России изображен двуглавый орел, головы которого обращены на запад и восток : У России величавой. На Гербе орел двуглавый, Чтоб на запад и восток Он смотреть бы сразу мог (В. Степанов) В : Сам орел символизирует силу и мощь нашей страны , в лапах у него скипетр и держава - символы царской власти. Над головами у орла 3 короны. Вся фигура орла говорит о его силе и непобедимости. На груди у орла изображен герб Москвы : Георгий Победоносец, пронзающий Змия. Змий – это зло, которое, обязательно будет повержено. В : Ребята, обратите внимание на изображение всадника – Георгия Победоносца (рассказывает легенду о Змие) . «Чудо Георгия о Змие» : В некоем городе Ласие правил царь Сельвий. Город процветал. Но недалеко от него в трясине завелся чудовищный Змий, который начал пожирать жителей. С каждым днем число жертв росло. Тогда царь собрал войско и пошел на Змия, но чудовище подняло волнение в трясине, и войско не смогло даже близко подойти к нему. Затем царь издал приказ, по которому жители должны были по очереди отдавать своих детей, а в случае, когда очередь дойдет до царя, он обещал отдать ему свою единственную дочь Елисаву. Все дети были отданы чудовищу, и царь, оплакав, отправил к нему царевну. В это время проезжал мимо Ласия Георгий. Увидев плачущую девушку, он стал расспрашивать ее, в чем дело, и она рассказала ему о Змие. Георгий одержал победу над Змием, избавив девушку и весь город от неминуемой гибели. С тех пор слава о Георгии его подвиге распространилась на весь свет . (Текст легенды взят из книги Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. И. Здравствуй, мир! Методические рекомендации. -М : Баласс, 2003.-304с.)

В : Гимн России. Гимн – это музыкальный символ страны . Его исполняют в торжественных случаях, слушают стоя, молча. Если гимн звучит со словами, то граждане России должны подпевать. Давайте послушаем фрагмент Гимна России. (Прослушивание аудиозаписи.) В : Вам понравился Гимн? Вы слышали его когда-нибудь ранее? В каких ситуациях? Что вы почувствовали во время прослушивания (Выслушиваем ответы детей.) В : Флаг России. Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое , внизу красное. Понятие «триколор» . Как вы думаете, что обозначает каждый цвет? (Выслушиваем ответы детей.) Белый цвет – березка, Синий – неба цвет, Красная полоска – огненный рассвет. (В. Степанов) В : Белый цвет – символизирует чистоту русской души. Синий цвет – цвет доблести и чести, символизирует силу. Красный цвет – цвет крови, пролитой воинами за Россию.

Игра «Найди Флаг России» В : Ребята, среди изображений Флагов других государств найти Флаг России (1-ребёнок у доски)

3. Практическая работа.

В : Дети, пройдите к столам и составьте из цветных полосок флаг России. (Педагог контролирует правильность выполнения задания.)

4. Подведение итогов. (Беседа по теме занятия.)

В : - Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? (Выслушиваем ответы детей.) - Что нового вы узнали сегодня? (Выслушиваем ответы детей.) - Спасибо, наше занятие закончилось.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Песочная страна - страна чудес» в средней группе Конспект занятия в средней группе «Песочная страна - страна чудес Старший воспитатель 1 категории Койло Ольга Николаевна. Цель: Развитие.

Ежедневное планирование в средней группе «Мой город, моя страна» Тема проекта: «Мой город, моя страна». С 13 ноября по 17 ноября 2017 г Цель проекта: знакомить детей с родным городом (поселком) Задачи.

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе «День космонавтики» с презентацией Цель: Ознакомление детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Задачи: Приобщать детей к мероприятиям, имеющим государственное.

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе «Органы чувств» Задачи: 1. Обобщить сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим ФЦКМ (природное окружение) в средней группе «Весна в лесу» Виды деятельности:Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая. Цель:формирование реалистических представлений детей о жизни.

Рассказать друзьям