Джон юз интересные факты. Джон Юз - основатель Донецка. Биография. Деятельность в Великобритании

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

У 1870 році у ньому введене було нове "Городовое положення", що дало міському самоврядуванню нові права і початки. Але, як завжди, за браком грошей нова дума і міська управа небагато могли зробити для благоустрою міста. "Будучи заурядным губернским городом, почти немощным, он вдруг и неожиданно оживает".
Хто ж його і як оживив?
Оживили його два діячі, що в історії нашого краю набули собі добре ім"я. Це були англієць Юз і місцевий громадянин Олександр Поль.
Д.І. Яворницький

Юз, Джон Джеймс
(1814, Мертир-Тидвил - 1889, Санкт-Петербург) - британский промышленник, основатель Донецка, называвшегося до 1924 в честь основателя - Юзовка.

Сын инженера, стоящего во главе одного из металлургических заводов г. Мертира.
В юношеские годы работал под началом отца. В 28 лет покупает судостроительную верфь.
В 36 лет приобретает в г. Нью-Порте литейный завод. В конце 50-х поступает в качестве инженера на Мильвольский железнопрокатный завод в Великобритании а в 1960 г. становится его директором. В 1864 г. сконструировал лафет для тяжёлых пушек, эта артиллерийская установка поступает на вооружение ВМС ряда европейских стран. Разрабатывает рецептуру брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В возрасте 55 лет появляется в России. Юз в 1869 покупает землю у русского князя Кочубея в Екатеринославской губернии на берегу реки Кальмиус и начинает строительство металлургического завода с рабочим поселком в районе села Александровка. Для разработки угля он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Первый чугун начал выплавляться в 1872. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь в первые в России запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров России, а затем и Украины.

В 2001 году в Донецке был установлен памятник Джону Юзу.
Также в Донецке сохранился полуразрушенный дом Юза.

Уэльс – благодатный край Соединенного Королевства – помимо несметных запасов каменного угля прославился также своими недюжинными чудаками-валлийцами…

Но нам, украинцам, пожалуй, более всего будет интересен оборотистый предприниматель Джон Джеймс Юз (Хьюз), который в 1869 году, имея от роду 55 лет, со всем своим многочисленным семейством (жена и восемь детей), прислугой, пожитками поселился в голой донецкой степи. Закопал там несколько миллионов серебряных рублей и построил за два года поселок с металлургическим заводом. Теперь этот населенный пункт не что иное, как столица шахтерского края Донецк.

Что же заставило подданного Великобритании в спешке покинуть милую добрую Англию и застолбить место в широкой украинской степи? Конечно же, ее богатства! О рудных кладах Донбасса любознательный валлиец узнает из монографии об исследовании недр региона Ле Пле. Абсолютно доверяя французскому геологу, Юз все-таки решает собственноручно перепроверить результаты его научного изыскания. Себе в помощники он берет здешнего пастуха, знатока окрестностей и местных достопримечательностей И. Древицкого. Вдвоем они перелопачивают не одну тонну породы и выпивают не одну пляшку горилки. В итоге возникает проект завода с полным металлургическим циклом.

Юз медлить не любил. Поэтому сразу же с места в карьер занялся осуществлением задуманного. С удивительной легкостью он преодолевает бюрократические барьеры и получает разрешение царского правительства на строительство металлургического предприятия. Немалую услугу ему в этом оказывает председатель Государственного совета Великий князь Константин Петрович. Князю уже приходилось контактировать с валлийцем, когда тот поставлял русскому правительству вооружение и бронированную сталь для военных кораблей самодержавия.

Надо сказать, что сэр Джон появился в Российской империи уже обремененный славой талантливого предпринимателя. В 28 лет он покупает по случаю судостроительную верфь и к вящему огорчению конкурентов проявляет себя очень энергичным и крайне работоспособным бизнесменом. Через пару месяцев Юзу с трудом удается разместить в своем вместительном портфеле заказы на строительство и ремонт английских судов. В 36 лет неугомонный валлиец приобретает на юго-востоке Уэльса в г. Ньюпорт литейный завод Уксайд Энджиниринг. С этого момента все его внимание поглощает производство металлов и сплавов, их механическая и химическая обработка.

И все же славу талантливого изобретателя Джон Хьюз обрел благодаря сконструированному им в 1864 году лафету для тяжелых пушек, названному «стрингер Хьюза». Впоследствии эта артиллерийская установка поступает на вооружение ВМС ряда европейских стран. Сей факт вынуждает Россию заняться модернизацией своего флота. Знаменитого валлийца приглашают в Северную Пальмиру. Взваливают на его плечи перевооружение и обшивку броней военных судов. Хьюз справляется. На редкость добросовестное отношение иностранца к порученному делу, рвение в работе покоряют царское правительство и Великого князя. На самом высоком уровне немедленно принимается решение о дальнейшем использовании опыта и капиталов предприимчивого валлийца.

На этот раз Джону Хьюзу предлагают укрепить строящийся в Кронштадте форт «Константин», в Санкт-Петербурге усовершенствовать литейную «Колпино», на Донбассе создать современное металлургическое производство. На радостях оно доже забывает, что концессия на постройку горно-металлургических предприятий в Донбассе уже давно обещана местному бизнесмену князю Кочубею. Многие полагают, что сэр Джон отступится, ан нет, наличие конкурента лишь ускоряет осуществление его планов.

В 1864 году происходит учредительная конференция Новороссийского АО. Большинством голосов директором-распорядителем общества назначается Джон Джеймс Хьюз. Его личный взнос на счет акционерного общества составляет 50 тыс. фунтов стерлингов.

Раскошелиться валлийца заставляет сложившаяся в самодержавии конъюнктура рынка. Империи катастрофически не хватает чугунок (ж/д) и качественного металла. Поэтому царским правительством всячески поощряются предприниматели, основавшие металлургические заводы. Им беспрепятственно предоставляются госзаказы для строящихся по всему царству железных дорог. Сэр Джон как человек с трезвым расчетом и умением угадывать перспективу прекрасно понимает, что все его расходы вскоре окупятся с лихвой. Наличие рудников с высококачественными коксующимися углями, известняком, близкое расположение криворожской железной руды, дешевая рабочая сила – все это сулило ему высокую прибыль при умеренных затратах. Забегая вперед, скажем, что в 1889 году личное состояние Джона Юза превысило 90 тыс. фунтов стерлингов.

Сэр Джон проявляет способности психолога. Зная о неудержимой страсти чиновников к налу, он с успехом использует это их греховное влечение во благо развития национальной экономики и освоения природных богатств края. Благодарность властей не заставила себя долго ждать. В середине апреля 1869 года царское правительство дает добро на назначение Джона Юза директором-распорядителем вышеуказанной компании в Российской империи. В результате сэр Джон становится монополистом по производству металла на юге страны.

Оживление безбрежных ковыльных донецких степей Юз решает не откладывать. Не проходит и полгода, как по поручению нетерпеливого валлийца доменный мастер вместе с сотней квалифицированных рабочих привозят из Туманного Альбиона на Донетчину заводское оборудование. В апреле 1871 года задувается первая печь юзовского металлургического предприятия. На беду, из-за несовершенства системы через три дня домну пришлось остановить. Понадобилась полная ее перестройка. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В ходе реконструкции Юзу удается усовершенствовать режим работы печи, отрегулировать дутье, улучшить состав шихты, и, главное, он первый в Украине и России осуществляет применение кокса в металлургической промышленности. Но полному осуществлению его грандиозных планов помешала костлявая с косой.

Умер Джон Джеймс Юз летом 1889 года в Санкт-Петербургском отеле «Англитер». Его сыновьям досталось неплохое наследство: металлургический завод, десять угольных шахт, железнодорожная ветка, соединяющаяся с Екатерининской чугункой, кирпичный завод с карьерами известняка, щебня, песка и глины, коксовальная фабрика, а также 90 000 фунтов стерлингов. Ну а нам, благодарным потомкам, он оставил целый промышленный поселок под названием (до 1924 г.) Юзовка, который нынче разросся до столицы шахтерского края города Донецка, равно известного всей планете как своим промышленным, так спортивным и культурным потенциалом.

Джон Джеймс Юз (англ. John James Hughes, современная транскрипция - Хьюз) (1814, Мертир-Тидвил - 1889, Санкт-Петербург) - валлийский промышленник, основатель Донецка, называвшегося до 1924 в честь основателя - Юзовка.


Сын инженера, стоящего во главе одного из металлургических заводов города Мертир-Тидвила. В юношеские годы работал под началом отца. В 28 лет покупает судостроительную верфь. В 36 лет приобретает в городе Ньюпорте литейный завод. В конце 50-х поступает в качестве инженера на Мильвольский железнопрокатный завод в Великобритании, а в 1860 году становится его директором. В 1864 году сконструировал лафет для тяжёлых пушек, эта артиллерийская установка поступает на вооружение ВМС ряда европейских стран. Разрабатывает рецептуру брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В возрасте 55 лет появляется в России. Юз в 1869 покупает землю у русского князя Кочубея в Екатеринославской губернии на берегу реки Кальмиус и начинает строительство металлургического завода с рабочим поселком в районе села Александровка. Для разработки угля он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Первый чугун начал выплавляться в 1872 году. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в России запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров России, а затем и Украины.

В 2001 году в Донецке был установлен памятник Джону Юзу. Также в Донецке сохранился полуразрушенный дом Юза.

Продолжаем потихоньку переводить и публиковать части книги Теодора Фридгута , этой библии краеведов 90-х. За истекшие годы в истории города нарыто столько, что Фридгуту и не снилось. Тем не менее, книга остается фундаментальным трудом, вобравшим в себя множество источников. Перевод на общественных началах сделал Виктор Гриза. Мы имеем дело со второй частью главы 3 "Новая Россия вступает в пору зрелости: экономическое развитие до 1914 года". была опубликована чуть ранее…

Хотя оборудование, работающее на энергии пара, стало широко использоваться в Донбассе только в 1890-х и в небольших подразделениях, Юз имел паросилу с самого начала. Их установка, тем не менее, потребовала какого-то времени, ибо, когда проверяющая комиссия из трех инженеров, занимающих ответственные посты в Донбассе, посетила Юзовку в июне 1871 года, она подчеркнула, что паровые двигатели, хотя и присутствовали, но еще не работали на Ливенских и Смоляниновских шахтах, что управляемые конной тягой подъемники были плохо построены, и что поставки и загрузки доменной печи материалами и коксом были сделаны с помощью лошадей, а не машин. Три года спустя, ситуация заметно изменилась. У Юза было двадцать две паровых машины общей мощностью 791 лошадиная сила, работающих на заводе и рудниках. Чтобы понять значение этого, мы можем сравнить его с Санкт-Петербургом за десять лет до того, когда общая мощность всех машин и металлических заводов столицы была 1125 лошадиных сил. К 1884 году завод и рудники уже использовали сорок четыре паровых двигателя общей мощностью 3239 лошадиных сил. Произошло удвоение не только количества двигателей, но и их предельной мощности. К 1908 году «Новороссийский завод» использовал 22520 лошадиные силы, или 3,72 лошадиных сил на одного работника. В годы 1890-1908 средняя мощность на предприятии на юге России выросла с 1530 до 8003, в то же время мощность в лошадиных силах на одного работника выросла с 1,02 до 3,23. Электричество позже стало заменой пара, а к 1916 году «Новороссийский завод» использует почти 28 миллионов киловатт-часов в год, и его генераторы были использованы на 68 процентов мощности — наибольшая эффективность в Донбассе.

Первые годы нового завода России были далеко не всегда успешны. Лебедев был далеко не одинок в своей критике качества продукции Юза. В сентябре 1873 года, в первый месяц рельсового производства на «Новороссийском заводе», Лебедев сообщил, что "большая часть" произведенных рельсов не соответствует стандартам железных дорог, и снова в октябре он писал, что "рельсы еще не приняты". Из первых 180 000 пудов произведенных рельсов, одна треть была отклонена. К 1874 г. процент отказов снизился до 10 процентов, а к 1876 году — до 5 процентов. Процесс адаптации был повторен с переходом на стальные рельсы, но испытания партии из 2000 рельсов, доставленных на Курско-Киевскую железную дорогу весной 1892 года, подвергли отказу лишь 2,65 процента. Настойчивость Юза по повышению качества была подкреплена техническими инвестициями. Мы уже упоминали о подготовке Альберта, как химика. Лаборатория химического анализа была одним из первых нововведений завода. К 1902 году лаборатория была размещена в двухэтажном строении с рабочими местами для персонала из двадцати человек.

Задержки из-за фальстарта доменной печи, предсказуемые и объяснимые в данных обстоятельствах, должно быть, вызвали финансовое и нервное напряжение. Юзу было, несомненно, известно, что имелись сомнения в способности его доменной печи производить сто тонн еженедельно, даже с учетом того, что это было производство с нуля. Критики также категорически заявляли, что его запасы угля были неадекватны и обвинили Юза в том, что он не знает и не делает достаточно, обманув правительство России. В своем заключении они подтвердили потенциал региона, наличие угольных и рудных запасов, но подчеркнули, что в любом случае экономический успех предприятия основывается в настоящее время на возглавляющей его "личности с хорошим знанием дела, имеющей твердый авторитет."

Даже после того, как Юз и его сотрудники предоставили достаточные доказательства их способности освоить производство чугуна, скептики не замолчали. Три года трудностей, связанных с переходом от чугунных рельсов к стальным, были четко отражены в производственных показателях, поскольку они были в финансовом балансе. Производство колебалось драматически от месяца к месяцу из-за технических заминок, поломок оборудования и текучки рабочей силы, терзающей завод и рудники. Отчет Лебедева о производстве за 1878 год устанавливает хрупкий баланс с ярким контрастом. Добыча угля была в среднем 693 000 пудов в месяц в течение года, достигла пика в 881 871 пуд в мае, и опустилась на самую низкую отметку в 490 338 пудов в октябре. Производство чугуна колебалось аналогичным образом. Выход рельсов достиг уровня 109 121 пуд в феврале, потом снизился до 12 609 в мае, восстановился до 75 961 пуда в августе, а затем сократился до нуля в октябре. В таких условиях финансового планирования и экономического использования трудовых ресурсов были бы растеряны самые жесткие и самые опытные предприниматели. В марте 1884 г. производство замедлилось и кредиты исчерпались. Компания отчаянно искала кредит в 200000 рублей для выполнения своих текущих обязательств, в ожидании прибытия авансового платежа за заказ на рельсы объемом порядка двух миллионов пудов.

Вместе с дополнительными техническими сложностями, эти проблемы давали возможность для едких замечаний на счет Юза. Зилов отметил, что в Петербурге весной он слышал лишь одну тему: "Только из руды из Кривого Рога или Корсак-Mогилы Юз сможет производить сталь такого качества, которое потребовало Министерство железных дорог". Руду из окрестностей Юзовки считали непригодной для производства рельсовой стали из-за слишком высокого содержания фосфора. Телеграмма Лебедева с отчетом об успешном производстве и испытании рельсовой стали, разрешила этот спор: "Вопрос о производстве стальных рельсов из местных руд и угля можно считать решенным".

Хотя принятие было еще долго ждать, каждый шаг вперед вызывал новое уважение. Успешное производство стальных рельс из донбасских материалов сподвигло А. Ф. Мевиуса на комментарий: "Нельзя не похвалить господина Юза за его конкретное достижение в своем стремлении совершенствовать и расширять свое производство… недавние эксперименты на заводе Юза искоренили мнение, что наши руды не подходит для производства из них стальных рельсов. На данный момент это очень, очень важный факт".

И прогресс, и потенциал были очевидны с самого начала. Среди пунктов соглашения Юза с правительством России было уменьшение зависимости России от иностранных источников для стратегических товаров и расходования для этого иностранной валюты. Русско-турецкая война создала дополнительный спрос на изделия из металла, и напрягая финансы России, сделала растущий завод Юза еще более выгодным. В первый год производства «Новороссийский завод» занимает девятое место в Российской империи. К 1898 году он считался самым крупным производителем чугуна в России, с издержками производства как говорят, очень низкими для страны.

В отличие от этого есть мнение, что цены, устанавливаемые Юзом в 1877 году, довольно высоки по сравнению с издержками производства и что в 1880 году издержки и высокие цены являются одним из факторов, ограничивающих успех Юза на рынке России. В то же время, говоря о производстве Пастухова в отдельные годы между 1874 и 1892 гг., надо сказать, что Пастухов, который имел огромные технические трудности с его техникой использования антрацита в своих доменных печах, испытывал большие сложности в производстве и ни по одному пункту не приближался к достижениям Юза.

Производство Юза далеко опередило пастуховское, которое в 1892 году произвело только 614 000 пудов чугуна, одну десятую часть юзовского готового объема производства. До 1895 года у Юза занято больше рабочих, чем у Путилова, и завод стал самым крупным промышленным работодателем в России. На производительность Юза даже обратил внимание молодой радикально настроенный ученый В. И. Ленин, изучавший развитие капитализма в России, который отметил, что юзовская индустрия произвела вдвое больше, чем все шестьдесят три промышленных предприятий Екатеринослава, и использует в два раза больше рабочих.

Юз основывал экономическое здоровье своего завода на относительно уверенном спросе на чугун и рельсы и не решался отходить в сторону специальных видов металлов, таких, как кровельное железо, что другие производители находили таким привлекательным. Этот очевидный консерватизм вызывал резкую критику со стороны французских аналитиков, один из которых отметил, что "с промышленной точки зрения дело было плохо работающим, без решительности и даже без предвидения". Тем не менее, «Новороссийское общество» было одним из двух наиболее прибыльных предприятий в Донбассе. На пике золотого десятилетия 1890-х годов «Новороссийский завод» мог похвастаться балансом с общей суммой активов, в два раза превышающим стоимость акций, которые были выпущены, хотя уже дважды были разделены так, что каждый из акционеров пользовался в четыре раза большей номинальной стоимостью, чем первоначально инвестированные средства. Кроме того, половина стоимости компании была в виде денежных средств, дебиторской задолженности и запасов материалов, хранящихся на заводе, и это перевешивало долги компании и ее обязательства.

Ранний посетитель, отмечая самообеспеченность компании сырьем и хорошим качеством своей рабочей силы, был удивлен тем, что братья Юз, которые вели политику своего отца, когда они начали управлять заводом после его смерти в июне 1889 года, не отклонялись в поисках новых продуктов. Он писал: «Г-н Юз недавно сообщил нам, что он сторонится попыток поднять свою прибыль от новых установок и больших долгов. Завод работает и дает прибыль, о которой он заявляет с удовлетворением». Посетителю-аналитику также удалось выяснить, что все развитие завода было подчинено текущей операционной стоимости. Эти комментарии были написаны сразу после того, как акционеры использовали дробление акций, и следующее было не за горами, в то время как годовые дивиденды составили 25 процентов. Даже во время промышленного кризиса 1900-1904 годов были объявлены ежегодные дивиденды в размере 10 процентов, так как было достаточно резервов, накопленных во второй половине 1890-х годов для финансирования необходимого развития, несмотря на уменьшение текущей прибыли.

Период Годовая прибыль Годовые дивиденды Резерв

1886-91 1,323 1,107 216

1892-96 3,331 1,357 1,331

1897-1900 7,437 1,928 4,062

1901-1904 3,188 3,000 188

Сыновья последовали политике своего отца не только в промышленной политике. Они научились у него держать рот на замке о своих бизнес-делах. Иногда создается впечатление, по мнению посетителей, что братья испытывали острое чувство от того, что их посетители хотели слышать и получать удовольствие от историй про испытания, невзгоды и, в частности, достижения «Новороссийского завода». Но что касаемо бизнеса, то чем меньше сказано, тем лучше. Гонимов предполагает, что Юз использовал народные анекдоты, как дымовую завесу, чтобы скрыть свои коммерческие и промышленные секреты. Эта техника иногда работала как бумеранг, как в случае комиссии Зеленцева, когда члены комиссии посчитали число лиц, которое они увидели работающими в различных частях предприятия, и сравнили свои наблюдения с цифрами, приведенными им Юзом. "Юз не очень любезен и отказался дать практически любую точную информацию". "Нам пришлось посетить завод без гида и нам не дали количественную информацию. Отчет, опубликованный официально в «Вестнике Финансов», является бухгалтерским балансом, искаженным включением "резервов" и "различных положений" под заголовком кредиторов".

Аналитики Credit Lyonnais посещали Юзовку почти ежегодно, и были виртуально единодушны в своем неодобрении административного пути «Новороссийского общества». "Нет новых концессий на добычу руды, те, которые были приобретены и зарезервированы, истощаются, а тем временем производство растет… со следующего года им придется покупать уголь". В это же время компания исследовала возможность разведки железной руды на Урале и доставку ее из Магнитной железной дорогой Челябинск-Царицын. Только спустя несколько лет, в 1903-1904 годах, в «Новороссийском обществе» было больше, чем сто человек (что составляло около 1/5 от показателей в Кривом Роге), которые были рабочими по геологоразведке, нужными, чтобы разрабатывать новые залежи руды и увеличивать свою железорудную базу. В результате этой дальновидной политики, была произведена переоценка залежей Криворожской руды в сторону повышения на протяжении всего этого периода, новые методы добычи были введены в практику и новые залежи руды открыты. Что касается угля, статистические ежегодники горнодобывающей промышленности показывают резкий спад производства после рубежа веков, но и показывают дальнейшее развитие новых угольных шахт России, из восьми угольных валов в 1899 году до одиннадцати в 1905 году, в то время как мощность выросла с 5400 лошадиных сил в 1899 году до 7435 в 1905 году, и рабочая сила — с 5658 горняков до 6524. Добыча угля увеличилась с 43 598 376 пудов в 1899 г. до 46 536 881 пудов в 1905 году, в то же самое время, когда промышленный кризис вызвал падение на одну четверть производства чугуна. Без сомнения, политика развития компании была последовательной и перспективной, которые поддерживалась самодостаточностью «Новороссийского общества».

В течение первых десяти лет «Новороссийское общество» декларировалась без дивидендов. Это было отнесено к использованию низкосортной местной железной руды и неквалифицированной рабочей силы, что (и то, и другое) способствовало высоким издержкам производства. Однако, когда мы рассматриваем стратегию экономического развития Юза, мы видим, что это была его политика — реинвестировать прибыль в развитие, избегая как можно больше любых накоплений и бремени выплаты процентов или более широкой капитализации. Он не был "дойной коровой" в лице «Новороссийского общества» для акционеров. Акции компании не котировались на фондовой бирже, не было дополнительных акций для общественности, хотя реестр акционеров рос немного в течение года, за счет выбора некоторых британских и российских персон в пользу приобретения небольшого количества акций из нераспределенного остатка в распоряжении компании.

В 1895 году и снова в 1900 акционеры используют дробление акций, так что каждый акционер, имевший начальную долю, к тому времени стал обладателем четырех долей. Только в 1898 и 1899 году, на пике "Десятилетия Витте" с ее безумной промышленной экспансии «Новороссийское общество» разместит двадцатилетний, 5-процентный выпуск облигаций на общую сумму 300000 фунтов стерлингов. В 1910 году — новая эмиссия облигаций на 600000 фунтов стерлингов доходностью 6 процентов, с досрочным погашением старых облигаций, и подготовка компании к обновлению развития. В течение десятилетия 1903 — 1912 свыше девяти миллионов рублей были вложены в «Новороссийское общество», более половины из этого в период 1910-1912 — за счет привлеченных с помощью новых выпусков облигаций денежных средств. Ранее половина, пришедшаяся на семь тощих лет трудного десятилетия, была профинансирована из текущих доходов и резервов, несмотря на рецессию и революцию.

Хотя другие заводы в Донбассе, теперь производили более «Новороссийского общества», его экономика была громкой и продолжала расти. Многое из этого было связано с личным участием Джона Джеймса Юза и его сыновей после него, а также с его активными партнерами, членами семьи Бальфур, которые помогли собрать капитал для «Новороссийского завода» и остались связаны с компанией на протяжении всей своей истории. А.М. Бальфур был директором фирмы до самой своей смерти и жил в Юзовке как коммерческий директор фирмы до 1912 года. Его сын, Монтегю, также жил в Юзовке, и проявил особый интерес к образцовой ферме «Новороссийского общества», так как он изучал сельское хозяйство в Канаде, прежде чем поселиться в Юзовке. Участие Бальфуров в развитии завода «Новороссийского общества» отразилось в названии одной из железнодорожных станций недалеко от завода, Бальфорово. До 1905 года братья Юз и Монтегю Бальфур жили в Юзовке, управляя заводом. Затем они переехали в Санкт-Петербург, где трое из них оставались почти до революции, в то время как к руководству заводом пришел Джон Андерсон, англичанин, родившийся в России, который имел значительный опыт в металлургии Донбасса, а затем и русский менеджер, Адам Александрович Свицын, который остался руководителем завода в 1917 году и в революцию и в гражданскую войну, покинув пост только после того, как большевики взяли под свой контроль Юзовку в середине 1919 г. Но связь его металлургией Донбасса после этого не закончилась. Есть архивные документы, свидетельствующие о совещании в московской штаб-квартире "Югостали" 9 сентября 1926 года, на котором обсуждалось предложение американского предпринимателя по модернизации Макеевского сталелитейного завода, проходившее под председательством А. А. Свицына. Совпадение фамилии, инициалов, профессии дает большую вероятность того, что это был тот же человек.

«Новороссийское общество», можно сказать, достигло совершеннолетия в 1896 году. Внеся большой вклад в развитие угольной и металлургической отраслей России, оно получило признание за передовой опыт на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в том же году. Признание формулировалось так: "За разработку и производство стали высокого качества стальных рельсов; за большие масштабы добычи угля и рациональное развитие угольной промышленности во всех отношениях; за подземную разгрузку с помощью сжатого воздуха, а также за вентиляцию шахтных выработок с помощью рабочих панелей, способствующих, таким образом, эвакуации взрывоопасных газов ". Кроме того, что мы будем обсуждать позже, Юз получил высокую оценку за жилье для своих рабочих.

Участники съезда горнопромышленников, среди них и братья Юз, вложили немалые средства для создания впечатляющей экспозиции. Это событие каждый мог использовать для самообразования. E.Н. Таскин, в то время глава рудоуправления Юга России, организовал для всей Донбасской экспозиции освещение электрическим светом, который использовался только в очень ограниченном количестве шахт в то время. Таким образом, он думал произвести впечатление на промышленников превосходными качествами электрического освещения.

В 1890-х годах «Новороссийский завод» отставал от таких фирм, как «Южно-Русская каменноугольная компания» и «Донецко-Юрьевский сталелитейный завод» в использовании электроэнергии. В 1887 году 350-сильный двигатель работал на прокатном стане, и один вдвое более мощный. К 1898 году механические мастерские завода освещались электрическим светом, что было частью решения. К 1916 году завод использовал только 10346 лошадиные силы электродвигателей, половину от общего источника энергии. В шахте Щербиновки электродвигатели использовались для движения угольных вагонеток в выработках, а также для работы насосов и вентиляторов на глубине до 180 метров.

«Новороссийское общество» на выставке имело свою собственную экспозицию, своего рода греческий храм, чьи рифленые колонны из поставленных вертикально стальных рельс поддерживали перекрытия из слоев железных балок, и было достаточно декора из кованого железа. Здесь были сооружены корпуса шахтных ламп из сложенных слитков сортового железа, и с кусками угля. Внутри храма был помост со сложным кованым панно, увенчанный названием компании и символом — скрещенными молотками на щите. Эту святая святых охраняли двое эльфов, напоминающие талисманов промышленности России — один шахтер, производящий выработку, другой — кузнец с молотом и наковальней. Фотографии фабрик и шахт висели повсюду, были масштабные макеты завода и угольных шахт. У входа в экспозицию стояла также пальма в горшке, выполненная из железа.

Восемь групп по пятнадцать рабочих были выбраны по выдающимся результатам работ для пребывания в течение двух недель на ярмарке, им были даны по половине рубля суточных. Позже было заявлено, что некоторые из этих рабочих связались c революционерами в Нижнем Новгороде и привезли в Юзовку незаконную литературу.

В описании Юзовки, приведенном в каталоге экспозиции, идиллические черты поселения, возможно, переоценены: парк с искусственным озером для рыбалки, оркестр, канализация на объектах поселка — описаны в ярких деталях и в лучшем свете. Приличный бюргер, который брал каталог, вряд ли чувствовал дым, грязь и нищету, которые еще оставались признаками поселения. Однако Юзовка был живым и растущим поселком, в котором население объединяли гордость и общие интересы. К рубежу веков экономика начала диверсифицироваться. Юзовка была еще городом-завод, и «Новороссийская компания» — единственным определяющим фактором ее роста. Из 23076 жителей поселка, 12782 работали на «Новороссийском заводе» и шахтах. Годовой фонд заработной платы компании составил около 4,000,000 рублей.

Как только Юзовка стала «центральным нервом» Донбасса, все больше и больше предприятий, работающих на стыке горной и металлургической промышленности, начали учреждать здесь свои филиалы. Например, филиал московской фирмы «Динамо» предлагал рынку электрические и пневматические отбойные молотки, и единственный в России лицензиат ламп Wolf, безопасно используемых шахтерами по всей Европе и Америке, также основал свою штаб-квартиру для дистрибьютора. Шахтные кабеля, сначала импортируемые из Британии, а затем с завода в Польше, начал производиться в Юзовке на предприятии братьев Лобасовых, одном из шести крупнейших в Украине. В дополнение к учреждениям фирм, занимающихся шахтным и заводским оборудованием, появились также и коммерческие организации, такие как Singer Sewing Machine Co. Они были мотивированны не только растущим внутренним спросом среди населения, повышением жизненного уровня, но и существованием местной фабрики одежды и производством кожаных фартуков, рабочих перчаток и сапог, на которых был активный спрос во всем Донбассе. Торговля пиломатериалами была также важна, служа жилищному строительству и производству шахтных крепей, в Юзовке было две, а затем три лесопилки. Двадцать шесть существовавших в 1884 году магазинов выросли на более чем сотню менее чем за десятилетие. К 1891 году в Юзовке также была торговля и ремонт сельскохозяйственных орудий, производство простейших их типов, но большинство таких работ осуществлялось в Бахмуте.

Артур Юз представил следующий список коммерческих, промышленных и культурных предпосылок, существующих в Юзовке по переписи 1897 года, из которых мы можем представить себе характер города и культурные и материальные потребности его жителей. Религиозные учреждения состояли из одной церкви, одной часовни, трех молитвенных домов и двух синагог. «Новороссийское общество» содержало три школы в дополнение к церковной школе, Братской школе, одной частной школе, и двум еврейским школам. Вдобавок к заводу НРО и шахтам, здесь были: коннозаводство (на ферме «Новороссийского общества» в Песках), 3 мыловаренных завода, 3 бани, 3 склада керосина, 3 лесных склада, 3 склада для швейных машин, 1 производство газированной воды, 1 типография, 3 фотостудии, 3 склада для сельскохозяйственной техники, 57 постоянных магазинов, 155 временных магазинов, 112 ларьков, 12 обувных, 2 кооператива, 5 постоялых дворов, 1 оптовый склад водки, 1 гостиница, 10 винных погребов и 4 пивбара. Юз также отмечает базар каждое воскресенье и две ежегодные ярмарки, одна проводилась после Пасхи, другая — 14 сентября. Еженедельные базары привлекали до десяти тысяч посетителей из близлежащих населенных пунктов. По этому перечню можно легко понять благоговение и энтузиазм, с которым рабочие и путешественники воспринимали этот «Метрополис» в сравнении с голой степью, бедными деревнями, и изолированными шахтными поселениями, рассеянными на десятки километров вокруг. Нищета и грязь, которые были в Юзовке, тем не менее, оставались признаками роста столицы Донбасса.

Коммерческий оборот Юзовки в 1884 году, за исключением алкоголя, составил 347400 рублей. На рубеже веков это был один миллион рублей, а в 1910-1913, годы наступило значительное процветание: ежегодный коммерческий оборот составил в среднем более восьми миллионов рублей. На заводе Боссе и Геннефельда, где было занято 50 работников в 1889 году, стало 210 рабочих десятилетие спустя. Две ярмарки, на которых производители предлагали изделия из кожи, одежду, сельскохозяйственную продукцию и скот на продажу, имели оборот 315 тысяч рублей в 1904 году.

С началом Первой мировой войны было положено начало в больших масштабах извлечению различных побочных продуктов коксования угля — масла, бензола, креозота, и т.д. Evans Koppe Co. создал такой завод в Юзовке, и у «Южно-Русской компании» была установка для производства смазочных материалов. Было естественным, что «Новороссийский завод» расширился во время войны, добавив цеха для артиллерийских снарядов, которые предоставили дополнительные рабочие места для женщин в поселке.

В земских документах 1884 года отмечено, что Юзовка не имела банков или кредитных учреждений никакого рода. Но в результате торговли и индустриализации пришли банки, в первую очередь Государственный банк, затем и коммерческие банки, так что к 1914 г. Их было уже пять. В 1904 году Юзовка была выведена из системы земского правосудия, когда, несмотря на неопределенный статус поселка, был создан Городской суд.

Связь быстро продвигалась вперед. Почтовая и телеграфная конторы пришли с железной дорогой. Железная дорога была главной артерии связи, и "железнодорожные станции, такие редкие в других регионах России, здесь встречаются как базары. В третьем классе обсуждают последнюю забастовку, и то, как подрядчики и технический персонал и полиция грабит рабочих".

В течение 1908 года 32205 рабочих были доставлены поездами на станции Юзовка и Мушкетово (к которой была построена железнодорожная ветка), 15641 — в Горловку, и 30000 — в Енакиево. Для Юзовки это было сопоставимо со всем населением поселка, для двух других станций это было гораздо больше, чем все местное население. Очевидно, что перемещение человеческих ресурсов и социальная коммуникация, порожденные ростом Донбасса, были серьезным шагом на пути к модернизации русского общества. Взгляд на карту показывает, какова была в это время конкретная плотность железнодорожной сети вокруг Юзовки. В дополнение к первоначальной ветке к Константиновской линии, новая четырехверстная линия была построена до Мушкетово на юго-восток. В докладе от 1902 года говорится, что «Новороссийское общество» имело 89 верст железнодорожных путей внутренних коммуникаций и подключено к Юзовке и Мушкетово. Собственный подвижной состав компании насчитывал 25 локомотивов и 250 платформ и полувагонов, а также девять узкоколейных локомотивов на заводе. Трафик из завода и в него был таким интенсивным, что основные линии, ведущие через Юзово, должны были быть перенаправлены в обход станции и тем самым помогали избежать заторов, вызванных грузовыми перевозками «Новороссийского общества».

Телефон также добавил улучшения коммуникациям Донбасса. Многие из шахт и заводов имели свои собственные внутренние телефонные системы, а к 1900 была запланирована всеобъемлющая телефонная сеть для Бахмутского уезда, в которую они должны были быть интегрированы. 146 потенциальных абонентов могли быть связаны друг с другом и с Харьковом и этот проект стоил 387080 рублей. Он требовал ежегодную плату за обслуживание примерно в 30000 рублей, то есть по 1736 рублей от каждого абонента для создания системы и по 134,50 рубля в расчете на абонента в год за обслуживание. Конечно, это стало важным шагом в преодолении изоляции горняцких населенных пунктов и укрепления сети социальной коммуникации, которая опиралась до сих пор на железные дороги и телеграф. Следует отметить, однако, что телефон служил лишь коммерческому и промышленному классу общества и был еще далек от того, чтобы быть средством массовой коммуникации.

Развиваясь и диверсифицируясь на протяжении всего этого периода, Юзовка осталась практически без изменений, если говорить о политической, экономической и социальной структуре. Ее рост был подчинен воле «Новороссийского общества», и, в конечном итоге, братьям Юзам. Общепринятой точкой зрения в Донбассе было, что лично управлявшие местные директора с полными полномочиями по принятию решений были решающими составляющими успеха в нестабильной финансовой и политической среде России. Этот тип управления был главенствующим в НРО. Как было отмечено в 1889 году, "Завод Юза типично английский, и у вас может создастся впечатление, что он перенесен из одной из горнодобывающих областей Южного Уэльса. С англичанами сначала приходит бизнес, а красота и элегантность являются вторичными". Энтони Уоллес предложил общую схему социальной структуры, наиболее благоприятной для инноваций, состоящую из трех специфических и двух общих характеристик.

Три конкретные характеристики:

1) наличие сохранившихся двух или более поколений непрерывного персонала позволяет накапливать технические знания и информацию;

2) контроль над ресурсами — капиталом, землей и трудовыми ресурсами,

3) реинвестиции в "лучшие практики", связанные с оказанием поддержки инновациям.

Две общие характеристики:

1) общая атмосфера технических инноваций,

2) пористая социальная структура, в которой из более низкого класса можно подняться в верхний класс и можно принимать участие в инновационной деятельности.

Без сомнения, «Новороссийское общество» существовало в таких рамках работы.

Двадцать лет Юз лично руководил компанией и дополнительно двадцать пять лет активного участия его сыновей были отмечены четкой преемственностью политики. Как мы видели, самодостаточность ресурсов и создание опытных, стабильных рабочих кадров были основными задачами Юза при основании Юзовки.

Будучи пионером в Донбассе, Юз представил технологию, трансформируя доминирующий способ производства в регионе. Кроме того, его поддержка инноваций не ограничивается технологией производства, но также включает социальный уклад Юзовки. Как мы увидим в следующих главах, там, где другие промышленники колебались, пытаясь сохранить крестьянский уклад жизни, в то же время используя этих крестьян в промышленности, практика Юза в области жилья, здравоохранения и образования заложили основы для городской культуры. Хотя многие из производителей угля игнорировали технологии, не может быть никакого спора о том, что общая атмосфера в России в это время была одной из самых динамичных в техническом прогрессе. Железные дороги, созданные углем и сталью, действительно вытесняли плоть и кровь крестьянского труда. Это изменение было тем более драматическим, так как происходило на фоне согласованных усилий по предотвращению такого рода социальных изменений. Крестьяне тысячами становились рабочими, и некоторые из них действительно вошли в общество. Тем не менее, большие усилия были сделаны режимом, чтобы их удержать, сохранить старую структуру. Сохранение ценностей и структуры старого режима было во многом связано с неадекватностью высших классов в свою очередь, по отношению к промышленному производству. Слишком часто они привносили в эту новую область предпринимательства всю леность узкого мировоззрения, которое было так жестко критикуемо в делах русских землевладельцев. Жесткость социальной структуры была самым слабым звеном в цепи развития промышленного Донбасса.

Почитателям ДГО от краеведов В. Степкина и А. Жарова

В Великобритании этот человек специалистам известен. Может быть не так широко, как бы хотелось, но в Украине и России его, все-таки, вспоминают чаще. И, как говорил классик «не злым тихим словом». Речь о валлийце Джоне Юзе – первом директоре-распорядителе «Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства», крупного предприятия – раскинувшего свои действия в конце позапрошлого века в неблагоустроенном уголке Екатеринославской губернии, а через несколько десятилетий превратившем его в процветающий город. Хотя в этом была заслуга и других людей.
В существующей литературе и электронных изданиях достаточно неточностей и в имени отца-основателя и в датах его жизни. Начнем с того, что основатель Донецка был просто Джоном Юзом. Джоном Джеймсом Юзом был его сын. На выпущенных Украиной почтовом конверте и 2-х гривневой монете помещен портрет Джона Юза, а стоит имя его сына Джона Джеймса. Теперь по датам жизни. Не поддается сомнению только дата смерти – 1889 год. Дата рождения в разных источниках разнится на два года. Посмотрите на фотографию могилы Юза. Там, исходя из разности прожитых лет и даты смерти получается год рождения 1816. Когда городскими властями задумывались прошлогодние юбилейные торжества по случаю предполагаемого 200-летия Юза – авторы статьи передали в горисполком сведения о существующих разночтениях в юзовских датах рождения. Но информация не была принята к сведению.Родился Джон Хьюз в южноваллийском местечке Мертир Тидвил в семье сталелитейщика, как мы уже отмечали, по разным сведениям в 1814, в 1815 и в 1816 году. Говорят, что церковный архив сгорел.
В начале XIX века Британию называли «мастерской мира». Стремительно развивались горная и металлургическая промышленность, и небольшой городок Мертир Тидвил превратился в город с 20-тысячным населением. Джон, научившись дома читать и писать, поступает учеником литейщика к отцу на завод. Его «университеты» проходят на железоплавильном предприятии Cyfarthfa Fawr Ironworks, которое к этому времени уже превратилось в солидное заведение с годовым производством 23 000 тонн железа и с 13 000 рабочих.
Через некоторое время Юз переходит на Ebbw Iron Work, где совершенствует свое мастерство литейщика. Завод Ebbw Iron Work первым в мире начал в промышленных масштабах производить отливку не только чугуна, но и стали, и Джон был в первой пятерке мастеров, освоивших эти технологии. Когда же прокатное отделение Ebbw Iron Work получило заказ на производство рельсов для строящейся железнодорожной ветви Ливерпуль – Манчестер, Джон Юз из литейной переходит туда и участвует в выполнении железнодорожного заказа. Теперь в его производственном арсенале несколько специальностей, которыми Джон владеет в совершенстве: литейщика, сталевара, прокатчика. На этом же предприятии он смог впервые применить свои организаторские навыки.
1842 год стал значимым в жизни валлийца. В этом году честолюбивый Джон Юз (ему нет и 30 лет) на собственные сбережения покупает предприятие Uskside Engineering Co в Ньюпорте, производившее металлические изделия и комплектующие паровых двигателей. И в Ньюпорте он женится на Элизабет Льюис, дочери владельца местной гостиницы.
Руководство заводом в Ньюпорте Юз начал с изменений в производстве – перепрофилировал предприятие на выпуск литых изделий для портов, изготовление корабельных цепей, якорей, пушек и брони для флота. У него было предпринимательское чутье, он почувствовал выгоду от работы с Королевским флотом – в это время как раз происходит перевооружение военно-морских сил Британии, так что недостатка в заказах не было.
Достаточно быстро Юз стал известен в профессиональных кругах металлургов и судостроителей, к его мнению стали прислушиваться. В 1860 году происходит слияние его бизнеса с предприятием Millwall Engineering and Shipbuilding Company on Thames side. В этой компании существовал выборный Совет директоров, Джон вошел в него, а через небольшой временной промежуток его избрали Генеральным директором. Находясь в должности Генерального директора этого предприятия, он знакомится с представителями русского правительства: героем обороны Севастополя генерал-инженером Эдуардом Ивановичем Тотлебеном (слева) и инженером-полковником Оттомаром Борисовичем Герном (справа), изобретателем русской подводной лодки с паровым двигателем. Россиянам британец понравился своими деловыми качествами и, после обсуждения ряда технологических вопросов, Юза приглашают посетить Россию.

Генерал Тотлебен

Оттомар Герн — один из инициаторов приезда Юза в Россию. Стал одним из акционеров НРО.

Генеральный директор лондонского Мильвольского завода приехал в Петербург для ведения переговоров по нескольким вопросам. Прежде всего, его интересовал большой заказ русского правительства на изготовление брони для реконструируемого кронштадского форта «Константин». Но Джон был известен в деловых кругах не только как технический администратор, но и как изобретатель лафета для тяжелой пушки – стрингер Юза. Поэтому полковник Герн, как руководитель русской военной миссии в Британии, предложил Юзу подготовить проект модернизации оружейной литейной в Колпино (сегодня это известное АО «Ижорский завод»). В то время колпинская литейная принадлежала морскому ведомству, поэтому в Санкт-Петербурге Юза представили военно-морскому Министру Великому князю Константину Николаевичу Романову.

Великий Князь Константин Николаевич

На князя валлиец произвел благоприятное впечатление. В его лице Юз на долгие годы приобрел надежного покровителя. Реконструкция литейной была признана нецелесообразной, но внимание Джона привлекло другое…

Великобритания экспортировала через порты Черного моря миллионы пудов металлических изделий. Юз увидел прямую выгоду от организации завода в границах Донецкого каменноугольного бассейна, тем более, после поражения в Крымской войне, русское правительство было озабочено созданием тяжелой промышленности на юге. Был один очень важный момент: в Донбассе наметились изменения в инфраструктуре – началось строительство железных дорог. Железные дороги не только упростили и удешевили транспортировку грузов, они и увеличили прирост народонаселения. В конце 1865 года генерал-адьютант князь В.И. Васильчиков, Каншин и Рукавишников через министра финансов стали зондировать мнение императора на предмет строительства на юге страны металлургического завода. Результатом этого шага явилось подписание 19 февраля 1866 года Александром ІІ программы развития отечественного производства рельсов. Тогда же было начато строительство казенного чугунолитейного и рельсопрокатного завода в Лисичанске. Из этой затеи ничего не получилось. Но разрешения на строительство заводов были выданы и частным лицам: князю Васильчикову, князю Кочубею (о нем мы еще расскажем дальше), предпринимателю Полякову (имевшему титул «железнодорожного короля»), учредителям Брянского завода (г. Бежицы, Орловской губернии) Губонину и Голубеву. Князь Васильчиков пытался получить разрешение на строительство завода на казенных землях, но в Министерстве государственных имуществ ему ответили отказом. Васильчиков был убежден, что получил отказ, потому что, как писал горный инженер А. Мевиус, «тут… замешено самолюбие некоторых лиц, не желавших допустить, чтобы частная предприимчивость опередила на этом пути правительственные попытки, продолжавшиеся тогда еще в Лисичанске».

– основатель и директор завода Новороссийского общества (Юзовского завода), крупный деятель в деле водворения железного производства в России.
Англичанин по происхождению, Ю. родился в 1814 г. в гор. Мертире, в Южном Валлисе, и был сыном инженера, стоявшего во главе одного из металлургических заводов.
Получив прекрасное домашнее образование Ю. поступил на завод Кафартера, где в то время служил его отец. Ознакомившись на этом заводе практически с металлургическим делом, он перешел на завод Еббевеля, а затем основал свою механическую фабрику в Ньюпорте.
При своих недюжинных способностях он быстро поставил дело на твердую ногу. К этому времени относится устройство им первой в Англии подъемной машины прямого действия.
Поступив затем в конце 1850-х годов на железопрокатный завод Миллволь, он уже в 1800 г. был назначен его директором.
Здесь, между прочим, им были изобретены известные “юзовские” лафеты для дальнобойных орудий.
Затем по мысли Ю. завод Миллволя занялся приготовлением брони для обшивки судов и фортовых укреплений.
Около того времени русское правительство решило укрепить броней форт “Константин” в Кронштадте и по этому поводу вошло в переговоры с английским заводом Миллволя.
Во время этих переговоров Ю. близко сошелся с генералом Тотлебеном и полковником Герном.
Последний предложил ему принять на себя исполнение договора, заключенного в 1868 г. с кн. Кочубеем, по которому кн. Кочубей взялся построить на юге России завод для выделки железных рельсов.
Ю. поехал в Новороссию, осмотрел залежи каменного угля и железной руды, затем вернулся в Лондон, составил солидную компанию из английских и русских капиталистов и принялся за устройство завода в Бахмутском уезде, Екатеринославской губернии.
В январе 1872 г. начала уже действовать первая доменная печь, а через год начата была уже и выделка железных рельсов.
Между тем министерство Путей Сообщения решило не употреблять более железных рельсов и постановило заменить их стальными.
Новый завод, или, вернее, его директор Ю., принялся за выделку из местных материалов стальных рельсов и в 1879 г. выпустил такие рельсы, которые не только не уступали, но даже превосходили своим качеством рельсы английских заводов.
Переселившись в Россию со всей семьей, Ю. скоро полюбил новое свое отечество и искренно желал ему промышленных успехов.
Особенно старался он оживить юг России, предпринимая самые энергичные меры к расширению разработки каменного угля и железной руды. Постоянной его мечтой было добиться того, чтобы русский каменный уголь мог с успехом конкурировать с английским в Средиземном море, а русский чугун – в Петербурге.
Он уже с этой целью предполагал расширить производство своего завода и довести добычу каменного угля до 45 миллионов пудов в год, а выплавку чугуна до 15 миллионов.
Однако привести в исполнение этот план ему не пришлось.
Приехав в июне 1889 г. в Петербург по делам, касавшимся вышеупомянутого плана, он 16-го числа того же месяца внезапно захворал и на другой день скончался, имея 74 года от рождения.
Памятником 20-летней деятельности его на юге России остался прекрасно устроенный завод Новороссийского общества, около которого в этот период вырос целый город с 15000-ным населением. “Новости и Биржевая Газета”, 1889 г., № 168. – “Сын Отечества”, 1889 г., № 163. – “Новое Время”, 1889 г., № 4779. – “Русский Календарь” на 1890 г., стр. 254. – “Всеобщий Календарь” на 1890 г., стр. 501. Е. Ястребцев. {Половцов}



Биография Юз Джон

Ещё биографии:

  1. – шотландский врач, род. в 1691 г., ум. в 1780 г. В 1714 г. он приехал в Россию, в 1715-1718 гг. в качестве врача, сопровождал посольство Петра I в Персию,......
  2. (Рожерсон) – лейб-медик Екатерины II; шотландец по происхождению, родился в 1741 году, рано поступил в Эдинбургский Университет и окончил в нем курс медицинских наук в 1765 г. В следующем году......
  3. (Jean Francois Xavier) – директор Императорского фарфорового завода, родом швейцарец, до приезда в Россию был профессором технологии в Женевском университете. В Россию переселился при Екатерине II и некоторое время служил......
  4. (Charles Baird) – известный заводчик и первый строитель пароходов на р. Неве. Род. в 1766 г., в Шотландии, технич. образование получил на известн. Корронском пушечном заводе, в Россию прибыл в......
  5. (Gascoigne) – действительный статский советник, начальник Олонецких горных заводов, советник Олонецкой казенной палаты. Родом шотландец, он был прекрасный механик и у себя на родине был директором Карронского литейного завода. Выписан......
  6. Генеральный директор ОАО “Тулунский гидролизный завод” родился 7 января 1940 г. в г. Тулуне Иркутской области, из рабочих; В 1966 г. окончил Иркутский политехнический институт; в 1976 г. – факультет......
  7. – генерал-лейтенант, член адмиралтейств-совета морского министерства, род. в 1833 г. По окончании курса морского корпуса 1850 ходил в кругосветное плавание на фрегате “Паллада”, под командою графа Путятина. Затем он был......
  8. Генеральный директор государственного унитарного предприятия “Красноярский машиностроительный завод”. Родился 20 февраля 1936 г. в с. Алексеевка Маркакольского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР. В 1960 г. окончил Томский политехнический институт, в......
  9. Директор Брянского электромеханического завода с 1991 г.; родился 20 февраля 1934 г. в г. Джатырга Кустанайской области; окончил Сталинградский механический институт по специальности “тракторы” в 1956 г.; 1956-1958 – инженер-конструктор......
  10. Бывший генеральный директор ОАО “Московский завод “Кристалл” (2001); родился в 1951 г. в ст. Облинской Ростовской области; окончил механический факультет Московского технологического института пищевой промышленности; трудовую деятельность начал в 1969......
Рассказать друзьям