Дачная архитектура конца XIX — начала XX веков. Планировка русской избы Дом и обстановка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

"Большие" дореволюционные квартиры все еще будоражат мозг общественности. Житье на 100 или 150 метрах кажется многим счастливым уделом интеллигенции рубежа 19-20 веков. Большая площадь квартиры для человека советского и постсоветского залог спокойной сытой жизни.

"Четырехкомнатная" квартира доходного дома Капустина. Фонтанка 159

Между тем, большие площади квартир имеют порой не очень приятные объяснения. В этом посте я хочу показать, как распределялись жилые метры и почему большая по современным меркам площадь оказывалась довольно скромным жильем человека. Человека ослепленного жизнью богатейшей столицы империи и имеющего понятия как должны жить люди его круга. В моем повествовании чиновники будут менять инженеров и финансистов. Их профессиональная принадлежность мне не совсем интересна. Я скорее рассказываю о условиях жизни людей определенного образа жизни и состояния.
Примером нам послужит одна из из квартир доходного дома Капустина построенного архитектором Бубырем Алексеем Федоровичем в 1909-1907 годах.


Доходный дом Капустина. Петербург.

Доходный дом почетного дома Капустина настолько известный памятник Петербургского модерна, что повторять все что о нем сказано и написано не имеет смысла. О композиции это домика я рассказывал здесь http://koloma9.livejournal.com/31600.html . Там есть ссылки на людей которые много сделали для того что бы этот памятник был замечен, оценен и любим многими. Прежде всего это создатель сайта о Бубыре Александр Мамлыга с его сайта я взял поэтажные планы здания, предоставленные Романом Ганом и петербургский историк архитектуры Борис Кириков. О владельце здания можно почитать по ссылке . Домик известен тем так же, что был показан в кино Питер ФМ. Для вступления довольно, перейдем квартире.

План 3-5 этажей доходного дома Капустина.

План квартиры, который я буду использовать, современный. Он взят из объявления сайта недвижимости emls.ru . Планировка квартиры,указанная на нем, полностью совпадает с одной из двух квартир справа вверху на поэтажном плане здания.
Общая площадь квартиры чуть больше 100 метров. На плане видно, что это не самое шикарное жилье в доме, а один из экономных вариантов.
Квартира имела два входа: парадный и черный для хозяйственных нужд. Для своего времени она неплохо оснащена. На оригинальном плане указывается наличие ванн и туалетов. Отопление квартиры печное.
Как и многие квартиры своего времени она делилась на две половины хозяйскую и хозяйственную. Хозяйскую часть отапливали две печи. Хозяйственная обогревалась от плиты на кухне.

Красным выделена хозяйственная часть квартиры.

Хозяйственная часть включала кухню 11,6 метров. Комнату для прислуги 5,3 метра. Ванна 4 метра. Коридор 8 метров и туалет рядом с кухней.
Планировка хозяйственной части квартиры типична для петербургских доходных домов 1870-1917 годов. Автор этих строк успел пожить в двух других квартирах в разных концах города с аналогичным устройством пространства.
Главный недостаток такого планировочного решения - длинный неосвещенный узкий коридор связывающий две половины квартиры. Его наличие своеобразное проклятие многих петербургских квартир. Такое решение во много вынужденное и обусловлено как невозможностью использовать перекрытия больше определенной длины так и жадностью домовладельцев. Обратите внимание что коридор "съедает" около 8 процентов общей площади квартиры.
Второй особенностью такой планировки можно назвать не отапливаемый туалет, граничащий с лестничной клеткой. И в современных условиях с паровым отоплением, зимой там бывает прохладно.
Ванная комната 4 метра на современный вкус будет выглядеть достаточной. Но не следует забывать о дровяном отоплении. Оно требовало дополнительного пространства.
Пример богатой ванной из меди с дровяным титаном сохранился в музее- квартире Елизаровых. Она занимает схожее по размерам помещение.

Ванна из Музея-Квартиры Елизаровых.

Маленькая комната рядом с кухней предназначена прислуге. Она очень небольшая для такого рода помещений. Всего-лишь 5.3 метра. В домах построенных 20 годами ранее, такие комнаты занимали до 12 метров. Была ли это комната постоянным жильем или служила убежищем для приходящей прислуги мне не известно.
Кухня так же небольшая. Всего 11.6 метров. По современным меркам не плохо. Однако 100 лет назад это место поступления дров в зимний период. Держать дневной запас топлива для трех печей на такой площади не так просто.
Обзор хозяйственной части квартиры позволяет говорить о о своеобразной экономии площади архитектором в этой части квартиры. Перед нами бюджетный вариант жилья.
С другой стороны сохранилась "дореволюционное" соотношение хозяйственной части квартиры к общей площади жилья. Техническая часть квартиры занимает около трети общей жилой площади. Что очень много по современным меркам, но соответствует технологиям и домашнему укладу того времени.

Красным выделена хозяйская часть квартиры.

Хозяйская часть квартиры занимает чуть меньше 70 метров и содержит пять помещений. На первый взгляд более чем достаточно для комфортного жилья. Рассмотрим, как делятся эти квадратные метры.
Прихожая в десять метров имеем несколько вытянутые пропорции и открывает доступ к трем помещениям.
Помещение 7,7 метров с крошечным окном слишком маленькое для полноценной комнаты. Скорее всего перед нами так же техническое помещение. Я думаю, что это гардероб.

Фотография гардероба квартиры с сайта недвижимости.

Размещение гардероба в такой небольшой квартире, его площадь съедает еще 8 процентов, говорит о желании архитектора придать квартире ценности в глазах возможного арендатора квартиры. Кому же предназначалось такое жилье?
Об это рассказывает комната 14,3 квадратных метров рядом с прихожей. Если задуматься она расположена довольно странно. Вы попадаете в прихожую квартиры и сразу из прихожей либо в гардероб, либо в гостиную ведущую в остальную часть квартиры либо в изолированную комнату с отдельной печью. Перед нами кабинет.
О кабинетах в квартирах доходных домов нужно сказать отдельно. Основными арендаторами квартир в доходных домах были государственные и коммерческие служащие. Деловая культура конца 19 века допускала совмещение основной работы с частной деятельностью. Поэтому на многих планах квартир начала века мы будем видеть изолированные комнаты рядом с прихожей. Здесь глава семейства зарабатывал или скорее дозарабатывал деньги. Размещение таких помещений рядом с входом в квартиру говорит о их предназначении принимать приходящих людей, а не придаваться размышлениям в одиночестве.


План доходного дома Бубыря на Стремянной улице.

Многие планы доходных домов публиковались в журнале Зодчий. На них зачастую помещения подписаны. Для примера схожий кабинет можно найти на плане другой постройки Бубыря на Стремянной улице.
Таким образом из 70 метров хозяйской половины почти 32 занимали помещения, предназначенные для работы и создания впечатления перед гостем о "шикарности" жилья. В спальной, детской или гостиной прием вести было никак нельзя.
На оставшихся 70 метрах располагалась небольшая спальная в 14 квадратных метра и большая гостиная в 26 метров.
О гостиной следует сказать отдельно. Ее размещение не совсем удачно. Если посмотреть на план еще раз, то видно, что архитектор буквально втиснул 30 метровое тело в общую массу квартиры. Отсюда и видимые огрехи. Гостиная имеет неправильную форму, ведь нужно было оставить окно для кабинета.

Это проходная комната. Ее большая площадь получена урезанием коридора для связи с технической частью квартиры. Теперь, например, вы не можете принести дров в кабинет, не пронеся их через главную комнату квартиры. Комнату площадью 27 метров освещает всего одно окно находящиеся в нише созданной стенами других помещений квартиры. Хроническая проблема освещенности петербургского жилья начала века на лицо.
Таким образом, перед нами жилье для небольшой семьи из двух человек занимающие 100 метров. Большая его часть отведена техническим службам или представительским помещениям. Где разместить детскую или комнату для пожилых членов семьи? На 100 метрах площади для этого не нашлось места. Перед нами жилье для людей тянущиеся к жизни на широкую ногу, но не имеющие на это средств. Было ли оно спокойным и размеренным?
Не о их ли жизни задолго до постройки дома Капустина в повести Шинель рассказывал Николай Васильевич Гоголь.............. Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью, — когда все уже отдохнуло после департаментского скрыпенья перьями, беготни, своих и чужих необходимых занятий и всего того, что задает себе добровольно, больше даже, чем нужно, неугомонный человек, — когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматриванье кое-каких шляпенок; кто на вечер — истратить его в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого чиновного круга; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней и кое-какими модными претензиями, лампой или иной вещицей, стоившей многих пожертвований, отказов от обедов, гуляний, — словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями, затягиваясь дымом из длинных чубуков, рассказывая во время сдачи какую-нибудь сплетню, занесшуюся из высшего общества, от которого никогда и ни в каком состоянии не может отказаться русский человек, или даже, когда не о чем говорить, пересказывая вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента..........

Светло-желтый особняк в стиле ампир с лепными медальонами и барельефами кажется чуть ли не самым новым домом в этой части Леонтьевского переулка. Однако внешность обманчива: в отличие от соседа напротив (Кустарного музея, выстроенного в начале ХХ века и только имитирующего палаты), здесь в основе настоящий XVIII век.

С 1737 по 1745 год участком владел князь Мещерский. При нём уже существовал стоящий торцом к переулку дом в стиле барокко со сводами в первом этаже. Дом был построен в начале XVIII века.

В 1812 году здание обгорело снаружи. Его восстановили новые хозяева, полковник Н.А.Волков с супругой Е.А.Волковой. Заново были отделаны интерьеры, фасады дома стали классическими. Между старых ризалитов поместили колоннаду портика из спаренных колонн, фланкированных квадратными пилонами. Эффектным фоном для неё стала затенённая лоджия. В композицию парадного двора усадьбы входила находившаяся к югу от него, на соседнем участке, церковь Николы в Хлынове (Снесена в 1930-х годах). Небольшой ансамбль из храма с куполом на широком барабане и дома с мощным портиком производил сильное впечатление. Во владении Волковых дом оставался до 1848 года.

В 1858 году дом купила Аграфена Фёдоровна Закревская (1800-1879). Она была дружна с поэтами А.С.Пушкиным, Е.А.Баратынским, П.А.Вяземским и отличалась своевольным характером, экстравагантностью и желанием помогать людям. Полной противоположностью был её муж, граф Арсений Андреевич Закревский, московский генерал-губернатор. Он страдал мелочной регламентацией всего в городе, даже не подвластного ему по закону и был известен как выдающийся самодур. Дом был куплен А.Ф.Закревской на собственные деньги в ожидании отставки мужа и переезда из резиденции генерал-губернатора (Тверская, 14). Закревские оборудовали в 1862 году в дальнем ризалите домовую церковь. После смерти супруга в 1865 году А.Ф.Закревская предпочитала жить в Италии. После её смерти наследники быстро продали дом.

Владение сразу же купил купец – меховщик Пётр Павлович Сорокоумовский (1842-1922). Он заново отделал интерьеры дома. В залах повесили специально изготовленные в Венеции люстры и разместили коллекцию живописи Айвазовского, Тропинина, Левитана. Новый хозяин не имел права содержать в своём доме церковь и её упразднили. Иконостас был подарен новому храму при комплексе зданий Вспомогательного Общества купеческих приказчиков (Большая Серпуховская, 44). П.П.Сорокоумовский скончался и был похоронен в Ницце. После 1917 года в здание въехал Центральный Дом работников просвещения.

Последние десятилетия владение занимает посольство Греции.

В 2012 году в доме начались реставрационные работы. Реставрация фасадов подразумевала сохранение композиции и оформления периода первой четверти XIX века. Были воссозданы частично утраченные каннелюры на пилястрах и колоннах портика, венчающий карниз центральной части северного фасада, докомпонован лепной декор. Целью реставрационных работ в интерьерах стало сохранение и восстановление ценных элементов планировки и художественной отделки парадных залов периода последней четверти ХIХ века.

В ходе исследований было найдено первоначальное цветовое решение в духе интерьеров А.С.Каминского. Отреставрированы каменные ступени, ограждение парадной лестницы и световой фонарь над ней; мраморные камины; порталы дверей. Расчищен от поздних многослойных окрасок и докомпонован лепной декор стен и потолков. По рисункам воссоздаваемого периода выполнены паркетные полы первого этажа. Сохранившиеся откосы из искусственного мрамора в парадных залах второго этажа отреставрировали, а их отделку, утраченную в части помещений, воссоздали. Выполнена реставрация росписей потолков в куполе парадной лестницы и кессонах юго-западной гостиной второго этажа в технике гризайль. Отреставрированы подлинные запорные механизмы, сохранившиеся лишь на одном окне в холле второго этажа.

В 2015 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За лучший проект реставрации объекта культурного наследия".

Многие сведения о русском быте сохранились в воспоминаниях иностранцев, путешествовавших по нашей стране. Их удивляла жизнь в России, которая была так не похожа на жизнь в Европе. Они отмечали удивившие их особенности русского быта. Часть путешественников писала о России в недоброжелательном тоне, но многие писали с уважением и удивлением. К числу последних относился и французский писатель Теофиль Готье, оставивший интересные заметки о поездке в Россию в 1858-1859 гг. Есть там и глава о русских домах. Вот как Готье описывает обычный русский дом (а не дворец) "приличного" человека в Санкт-Петербурге.

Прежде всего, в русском доме Готье поразили прихожие. Ничего подобного он в Европе не видел. В огороженном перилами месте висело огромное количество различных шуб, которые в сочетании со стоявшими под ними галошами выглядели почти фантастически. Готье пишет, что Гофман населил бы эти одежды призраками придворных советников и архивариусов, Арним отыскал бы здесь одежду господина Медвежья Шкура. Он же (т.е. Готье) вспоминал сказки Перро и видел здесь семь жен Синей Бороды в его страшной комнате.

Шубы развешивались у теплой печки и потом на улице сохраняли тепло в течение нескольких часов. Готье отмечал, что слуги в домах обладают чудесной способностью помнить, кому принадлежит какая шуба, и никогда не ошибаются, даже при многочисленных наездах гостей, накидывая каждому на плечи его собственную шубу.

Дома в России пользовались всеми достижениями европейской цивилизации, но Готье больше интересовали отличия. Его поразило огромное количество икон во всех домах и горящие перед ними лампады.

Удивили его и двойные рамы на окнах, которые тщательно заделывались на зиму. Между рамами насыпали слой песка и ставили рожки с солью для впитывания влаги, чтобы стекла не покрывались льдом. Иногда между окнами клали слой ваты. Окна занавешивались толстыми шторами, чтобы от окон не шел холодный воздух. Поразили Готье форточки для проветривания помещений. Он считал, что эта процедура неудобна и очень опасна.

О размерах русских комнат Готье написал, что из одной только гостиной в русском доме парижский архитектор сделал бы целую квартиру, а то и двухэтажную. Комнаты в холодный период постоянно отапливались высокими, почти до потолка печами, украшенными красивыми изразцами. Двери из квартир выходят на отапливаемые(!) лестницы, поэтому в квартирах всегда тепло, и русские дамы не боятся ходить в легких платьях и оголять плечи. Камины топятся только весной и осенью, так как зимой они бы охладили квартиру. На зиму их закрывают и украшают цветами. Обилие цветов и зелени в русских домах просто ошеломило Готье. Он пишет, что все дома заполнены разнообразными цветами и экзотическими растениями.

Мебель в России, писал Готье, похожа на французскую, но только она большего размера и ее намного больше во всех помещениях, так как комнаты более просторны. Типично русской мебелью являлись разнообразные ширмы, или перегородки, изготовленные из дорогих пород дерева с тончайшей резьбой. Готье отмечает, что эта резьба иногда напоминала ему изящные веера. Ширмы обычно занимают угол гостиной, и по ним часто вьются растения. Получается место удобное для интимного или отдельного разговора. За ширмами расставлены различные диваны и сиденья, где хозяйка дома может принимать двух-трех особо близких гостей, оставаясь все же и со всеми. Часто такие кабинеты за ширмами украшались цветными зеркалами и гравюрами, вделанными в панно из позолоченной меди. Часто за креслами, пуфами и диванчиками можно было видеть чучело гигантского белого медведя, из которого сделана целая софа. Табуретками часто служили чучела черных медвежат. Широкие диваны, обтянутые кожей встречались буквально на каждом углу во всех квартирах.

Спальни же в русских домах не так шикарны, как это было положено во Франции. Обычно за красивой ширмой находилась низкая кровать, похожая на походную, как отмечал Готье, или широкий диван. Спальни в России его разочаровали своей обстановкой.

Стены домов покрыты дорогими обоями. Часто это была индийская камка или имитация парчи. Во многих домах на стенах висят в богатых рамах картины русских и французских художников. Из русских художников в моде тогда были Брюллов и Айвазовский.

Так Теофиль Готье описывал интерьер обычного "приличного" дома, а отнюдь не дворца, что он неоднократно и подчеркивал, в Санкт-Петербурге в середине XIX века.

В мастерской у М.А.Зичи

Сейчас имя художника М.А.Зичи мало что говорит читателям. Оно известно только знатокам русской живописи. Но в середине XIX века его работы пользовались большой популярностью в России, хотя за рубежом и были почти неизвестны. Готье в своих записках о путешествии в Россию шутливо замечает, что русские держат Зичи только для себя. Готье удалось встретиться с Зичи, и он дал описание этой встречи, причем подробно описал и квартиру художника. Посмотрим, что представляла собой квартира русского художника в середине XIX века, подразумевая, что описание сделано французским писателем.

Каждая квартира в России начинается с прихожей, где каждый посетитель скидывает на руки слуге шубу, которую тот одевает на вешалку, и снимает галоши. Вид груды висящих шуб и свалки галош поражают глаза иностранца в любом доме.

Затем следовала просторная гостиная, одна из стен которой была увешана охотничьим оружием. На оленьих рогах и шкурах рыси, волка и лисицы висели ружья, карабины, ножи, охотничьи сумки и пороховницы. Все было как в доме обер-егермейстера или спортсмена-охотника. Но на других стенах висели гравюры и картины в рамах, а также висело несколько пустых рам, ожидавших полотен. Это уже указывало на жилище художника. На окне стояли вазоны с тепличными растениями. Посередине комнаты стоял большой круглый стол, за которым по пятницам собирались приглашенные гости.

Сразу после неё шла вторая, гораздо меньшая комната. Угловой диван украшал в ней сразу две стены. Напротив него стояла резная перегородка (Готье отмечает, что такие перегородки являются шедеврами русского столярного искусства). Внешне она напоминала работу из кованого железа, так как, повинуясь фантазии мастера, там были и арабески, и решетки, и древовидный орнамент, и различные завитки. Из жардиньерок тянулся плющ и другие вьющиеся растения, свешивая свои настоящие листья на резные деревянные. Все вместе это выглядело очаровательно. С помощью таких ажурных перегородок можно уединиться в углу гостиной или посередине комнаты, можно составить себе спальню, кабинет или будуар, т.е. можно уединиться и в то же время находиться в общей атмосфере дома. На консолях, образуемых выступами орнамента, стояли статуэтки Полле. Сквозь решетку можно было видеть развешанные на стене национальные костюмы черкесов, лезгин и казаков. На боковых стенах висели великолепные гравюры с фресок Каульбаха, украшавших лестницу Берлинского музея. Висели также картина Поля Делароши "Убийство герцога Гиза", несколько медальонов с портретами работы самого Зичи, а также другие безделицы.

В комнате, где Зичи принимал Готье, выделялись детские доспехи XVI века, которые стояли на каминной полке, там, где обычно стоят часы. Вместо зеркала на камине висели доспехи и оружие разных народов. Здесь были: толедские шпаги, дамасские клинки, ятаганы, малайские кинжалы, кортики, ружья с длинными черными стволами, приклады которых были инкрустированы бирюзой и кораллами. Стена была увешана колчанами, луками, большими мушкетонами, пистолетами, грузинскими кольчужными шлемами, персидские штыки, наргиле из корассанской стали, африканские дротики и еще множество предметов. Оружие было страстью Зичи, который выискивал его, где только возможно. Другая стена была занята книжными шкафами, где были шедевры почти всей европейской литературы на языках подлинников. Две другие стены занимали окна, занавешенные красивыми тяжелыми шторами. Пюпитр художника стоял около окна, в углу, и художник мог работать только в светлое время суток.

Готье был очарован творчеством Зичи и назвал его "чудесным гением".

Стеклянный домик Нащокина

Среди множества замечательных редкостей, находившихся в квартире Нащокина, был и двухэтажный стеклянный домик, длина которого составляла около двух аршин (примерно 142 см). Каждая отдельная часть этого домика и его украшения были заказаны заграницей: в Вене, Париже и Лондоне. Обошелся этот домик Нащокину около 40000 рублей (правда, источники не указывают: серебром или ассигнациями). По тем временам деньги просто огромные. Домик имел в плане форму квадрата, был обрамлен богемскими зеркалами и имел два отделения, верхнее и нижнее.

В верхнем отделении помещался танцевальный зал со столом в середине, сервированным на 60 кувертов. По четырем углам зала были размещены столы, на каждом из которых находился бронзовый канделябр на малахитовой подставке. На потолке, вылепленном в мавританском стиле, висели три серебряные люстры, каждая на 50 свечей. В одном из углов зала стояла арфа, а в другом находился рояль, на котором хозяйка дома могла играть небольшие пьесы, ударяя по клавишам спицами для вязания. Находились в зале также ломберные столы с картами, щеточками и мелками для карточной игры. Весь зал был украшен тропическими растениями, сделанными в Париже так искусно, что они казались живыми.

Нижний этаж представлял собой жилые покои какого-нибудь вельможного жилища. Тут не была забыта ни одна мелочь. Стены этих покоев, частично мраморные, а частично покрытые разноцветным штофом, были украшены маленькими картинами, писанными масляными красками. Там стояло пианино с нотами, и находилась миниатюрная библиотека. Для печатания одних только заглавий книг был создан шрифт, причем такой мелкий, какой бывает только на денежных ассигнациях. Здесь же находился целый арсенал оружия, ящик с пистолетами Лепажа, бильярд, сигары и т.д. Столовая утварь была сделана из серебра. Паркет на обоих этажах был мозаичный. В сводчатом подвале под домиком находился винный погреб, в котором в открытых винных ящиках хранились различные дорогие вина, укупоренные заграницей. Имелась даже восковая свечка для зажигания канделябров.

Что объединяет Родиона Раскольникова, Григория Распутина и поэта Вячеслава Иванова? Все они жили в доходных домах, ставших в XIX веке едва ли не самой распространенной формой жилья. SPB.AIF.RU рассказывает о самых интересных зданиях Петербурга. Alexander Y. Potekhin / Commons.wikimedia.org Первые доходные дома в Петербурге появились еще в XVIII веке. Таких зданий в городе на Неве было несколько сотен – больше всего в России. Сами хозяева занимали небольшое помещение, а остальные квартиры сдавали жильцам или частным торговцам. С каждым из подобных домов в Петербурге связана своя необычная история. SPB.AIF.RU выбрал десять самых интересных доходных домов Петербурга. Дом Розенштейна Большой пр. П.С., 75 В XIX веке участок земли на Большом проспекте принадлежал разным хозяевам.

Доходный дом

  • 4  Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Экономические аспекты Время окупаемости доходного дома значительно больше, чем время продажи и получения моментальной прибыли. Григорий Мазаев, первый заместитель министра строительства и ЖКХ Свердловской области: Идея, безусловно, хорошая.



Распространение Доходный дом П. В. Круглова в Челябинске До 1917 года в Москве было 800 доходных домов. Москва До 1917 года в Москве до 40% жилья составляли доходные дома[источник?], - обычно чем больше был дом, тем дешевле была аренда квартир в нём.
Нередко доходные дома сочетали в себе различные функции.
До революции доходный дом в Москве был очень популярен. Почти 40% жилой недвижимости приходилось на такой вид жилья.

Важно

Следует отметить, что чем больше был таких домов, тем дешевле можно было там арендовать жилье. Представителей доходных домов до сих пор можно встретить на московских и петербуржских улицах.


Стоит отметить, что петербургские доходные дома отличались от московских. Самым известный доходный дом в Москве – «Чайный домик» на Мясницкой.

Внимание

Кроме того Военторг также в прошлом был таким объектом. №2 Ответил(а): Znatotok Доходный дом — это многоквартирный жилой дом, построенный с целью извлечения дохода путем сдачи квартир внаем. Как тип сложился в европейской архитектуре еще в 1830-1840-х годах и к XX веку стал одним из основных типов городского жилья.


В конце XIX — начале XX вв.

Что такое доходный дом?

Доходные дома дешевых квартир появились только в самом конце XIX века как особый вид жилья для малообеспеченных граждан. Они могли быть построены крупным ведомством (например, управлением Казанской железной дороги) для своих работников. Московское городское управление содержало 2 доходных дома на 2-й Мещанской улице. Дешевые квартиры возводили и на пожертвования. Спрос на них превышал предложение. Это предопределило строительство муниципальных доходных домов, приносящих прибыль городу. В 1896 г. таких домов Москве было 8, а в 1902 г. – уже 902. Квартиры в таких домах предоставляли жителям минимум удобств: небольшая комната, общая кухня и умывальня, помещение для сушки одежды, холодная кладовая, отопление, канализация. Стоимость проживания в доходных домах очень разнилась. Ставка аренды «дешевых квартир» колебалась от 10 до 100 руб. в месяц.

Что означало понятие "доходный дом" в царской россии?

Островского, 5 Этот дом рядом с Александринским театром был построен во второй половине XIX века. Здание было выполнено в непривычном в то время, но модном «русском» стиле с большим количеством резных деталей, что вызвало в обществе много осуждения и споров.

Дом Басина понравился будущему императору. Фото: АиФ / Яна Хватова Пересуды закончились, лишь когда будущий император Александр III, увидев построенный дом, решил тоже следовать национальным российским традициям. Он первым из Романовых отпустил бороду и переодел армию в сапоги и широкие шаровары. В настоящее время в квартирах дома Басина живут представители творческой элиты Петербурга. Дом Мурузи Литейный пр., 24 Семейство Мурузи потратило на строительство огромного дома все свои деньги. Размеры здания впечатляли: в нем было 28 ванных комнат, а в бельэтаже располагалась 26-комнатная квартира.

Коммуналки xix века. 10 знаменитых доходных домов петербурга

Сдаваемые внаем квартиры условно делились на богатые, средней руки, дешевые (для малоимущих) и бесплатные, содержавшиеся за счет города или меценатов. Доходные дома для богатых располагались: в центральных районах города, в пределах Садового кольца, за Москвой-рекой. Владельцы заботились не только о внутренней планировке дома, но и о благоустройстве прилегающих территорий. Аренда в таких районах считалась престижной. Фасады многих домов стремились эффектно украсить, придать им особо респектабельный вид.

К подобным строениям можно отнести, например, доходный дом Филатовой на Арбате. Здания оформляли разноцветными керамическими плитками, декоративными панно.

Например, фасад дома по адресу Лебяжий переулок, 1, оживлен под карнизом яркими полихромными майоликовыми панно на сказочные врубелевские сюжеты.

Вопрос “что такое доходные дома?”

  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Время окупаемости доходного дома значительно больше, чем время продажи и получения моментальной прибыли. Григорий Мазаев, первый заместитель министра строительства и ЖКХ Свердловской области: Идея, безусловно, хорошая.

Однако в областном бюджете 2008 года средств на её реализацию пока не предусмотрено. Полагаю, в сегодняшних условиях и частных инвесторов найти трудно - слишком долго построенный «доходный дом» будет окупаться.

Доходный дом П. В. Круглова в Челябинске До 1917 года в Москве было 800 доходных домов. Москва[править | править код] До 1917 года в Москве до 40% жилья составляли доходные дома[источник?], - обычно чем больше был дом, тем дешевле была аренда квартир в нём. Нередко доходные дома сочетали в себе различные функции.

Что такое доходный дом

Всего 50 лет понадобилось для того, чтобы здания стали весьма популярными и востребованными. В прошлом существовала традиция: каждый купец, коммерсант или любой другой состоятельный человек, который сам себя уважает, должен обязательно был возвести хоть одну подобную конструкцию, на вывеске которой будет указана фамилия его владельца. К началу революции на территории России располагалось не менее 600 зданий данного типа. Они украшали улицы Москвы и Одессы, Киева и Гомеля. Развитие доходных домов на основе изменений в законодательстве В 19 веке, в результате существенных изменений в законодательстве Российской империи, первые этажи конструкций могли сдаваться под ателье, под фотоателье, под магазины и кондитерские. Второй этаж предназначался под офисные помещения. На третьем этаже конструкции располагались квартиры, которые снимали в аренду дворяне, промышленники и купцы.

Доходный дом — это… доходные дома в москве

Например, когда Антон Чехов приехал в Москву в начале 1904 г., то снял квартиру на 3 этаже по Садово-Спасской улице за 80 рублей в месяц. Максим Горький в 1902 г. арендовал 10 комнатную квартиру, занимавшую целый этаж, за 1000 рублей в год. Площадь квартиры была 300 метров. В то же время в Москве стоимость квартиры в дорогих доходных домах достигала 1000 руб. в месяц и более. Таким являлся, например, дом особняк князя Щербатова на Новинском бульваре, 11. Одним из самых дорогих домов был дом страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре. Арендная ставка за квартиру на 1-м этаже для малообеспеченных составляла всего 4-5 рублей. Малоимущим квартиру сдавали по символической цене, а то и вовсе бесплатно. После Октябрьской революции 1917 года доходные дома упразднили, отдельные квартиры превратились в коммунальные. Здания доходных домов можно видеть на улицах города и сегодня.
В доме было отопление, водопровод и паровая прачечная. В разное время здесь жили сын Пушкина Александр, Николай Лесков, Максим Горький, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Александр Блок.

В доме проходили литературные встречи. В доме Мурузи было 28 ванных комнат. Фото: АиФ / Яна Хватова После Великой Отечественной войны одну из коммунальных квартир дома занимал Иосиф Бродский с родителями.

Дом окончательно расселили всего четыре года назад. Сейчас в здании находится музей. Дом Раскольникова Столярный пер., 5 В этом доме начинается действие романа Достоевского «Преступление и наказание». Здесь, в мансарде на пятом этаже, жил главный герой произведения – Родион Раскольников. В процессе капитального ремонта один здание стало четырехэтажным, но комната Раскольникова на мансарде сохранилась. Из этого дома Раскольников пошел на убийство старухи-процентщицы.

Доходный дом в 19 веке

Это направление пока ново для данного города, но находит все большее распространение. Доходный дом на Каспийской улице, д. 29а в г. Сочи. Архитектор А.

А. Коваль Украина. Киев[править | править код] Один из знаменитых и богато украшенных доходных домов - «Дом с химерами», построенный архитектором Владиславом Городецким в 1901-1903 гг. в стиле модерн. Белоруссия[править | править код] Бывшие доходные дома постройки конца XIX - начала XX века в Витебске Существовали с 1870-х гг. до 1917. С начала XX века строились в 3-5 этажей. Наиболее известные доходные дома в Минске, Могилёве, Витебске и Гомеле. В строительстве принимали участие архитекторы В. Вуколов, Г. Гай, С. Краснопольский и др. Западная Европа[править | править код] Страны западной континентальной Европы и Великобритании - это родина доходных домов в том виде, в котором мы привыкли их понимать и видеть сейчас.

Что такое доходный дом в 19 веке

Классика доходного дома - нижний этаж отведён под торговлю, а верхние этажи под жилые квартиры. При этом, например, в Бельгии доходный дом по внешнему виду, как правило, не выделяется из общего городского ансамбля. В Германии доходные дома очень популярны. Немцев даже называют «нацией арендаторов»-60 % германцев предпочитают арендовать жилье, а собственное покупать годам к 40. Доходные дома в Германии составляют около 30 % всей недвижимости.

  • Инсула - многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Появились не ранее III века до н. э. Имели обычно от четырёх до семи этажей, имеются упоминания о восьмиэтажных инсулах. Составляли массовую застройку древнеримских городов.
  1. А. Браузеветтер. Членение фасадов // Архитектурные формы гражданских построек. - СПб.: Издание И. И. Базлова, 1904.

Планировка доходных домов

В середине XIX века этот новый тип зданий - доходный дом «под жильцов» - стал приобретать свои специфические черты . Стремясь к повышению доходности участков, домовладельцы стали застраивать их все более плотно. Уже в 1836 году сборник «„Статистические сведения о Петербурге“ отмечал, что доходные дома или растут в вышину, или расширяются внутри своих дворов, которые от этого здесь большею частью тесны, не всегда доступны свежему воздуху и не вполне освещаемы» .

Дом В. Г. Жукова. Архитектор Н. П. Гребенка, 1845 г. Фасад и генеральный план участка. ЦГИАЛ. Публикуется впервые.

Помимо лицевых корпусов, выходящих фасадами на улицу, в глубине участка, вплотную к его боковым границам, возводились внутренние дворовые флигеля. Так возникла периметральная застройка участков, характерная для доходных домов уже в первой трети XIX века и широко применявшаяся в середине столетия.

На более просторных участках кроме периметрально расположенных флигелей стали возводить и поперечные флигеля. Первоначальное единое пространство двора делилось ими на отдельные замкнутые дворы небольшого размера. Так были застроены, в частности, участки купцов В. Г. Жукова на углу Садовой и Гороховой улиц, 31/34 (архитектор Н. П. Гребенка), и Мейнгарда на углу Садовой улицы и Таирова (ныне Бринько) переулка, 44/6 (архитектор А. И. Ланге, 1855–1856 гг.). На участках, простирающихся внутрь квартала, внутренние дворы подчас выстраивались в своего рода анфиладу, соединенную арками проездов.

Правительство, пытаясь хоть в какой-то мере регулировать плотность застройки, вынуждено было ввести ряд ограничительных норм. Строительный устав, утвержденный в 1857 году, требовал:

«Во всяком отдельном участке должен быть по крайней мере один двор, пространством не менее 30 кв. саж., причем наименьшая ширина его должна быть не менее 3-х саж., остальные дворы могут быть и менее 30 кв. саж., но должны сообщаться проездами не менее 4,5 арш. с улицей или другими дворами.

Кроме обыкновенных дворов дозволяется устраивать исключительно для освещения лестниц, коридоров, отхожих мест, чуланов и т. п. помещений световые дворики.

Наименьший размер световых двориков, какой бы формы они ни были, должен быть таков, чтобы в его площадь можно было вписать квадрат в сажень».

Строительный устав разрешал ставить многоэтажные каменные флигеля очень тесно: лишь бы между ними оставалось расстояние не менее двух сажен (т. е. 4 м 26 см). Совершенно очевидно, что такие плотные нормы застройки противоречили требованиям гигиены, но зато отвечали интересам домовладельцев. Тесные, плохо проветриваемые, полутемные дворы-колодцы стали характерной чертой многих доходных домов капиталистического Петербурга.

В строительных правилах были и такие гуманные статьи, которые гласили, что «воспрещается устраивать жилые этажи с полами ниже поверхности тротуара», что «устройство приспособлений для жилья под крышами - на чердаках воспрещается». Однако на деле эти требования не соблюдались. Подвальные и полуподвальные этажи стали все чаще заселяться городской беднотой, а чердаки - приспосабливаться под жилые мансарды.

Зато неукоснительно соблюдалось правило, запрещающее в стенах, расположенных вдоль границ участка, устраивать проемы, даже если на соседнем участке стояли низкие строения. Такие глухие, лишенные окон стены-брандмауэры становились характерной чертой архитектурного облика Петербурга.

Процесс уплотнения застройки на протяжении XIX века шел нарастающими темпами. Если в середине XIX века у многих доходных домов еще оставались относительно просторные дворы, то во второй половине столетия они стали быстро исчезать, их вытесняли громады внутренних флигелей. Особенно высока была плотность застройки в центральных частях Петербурга: порою почти весь участок оказывался занят строениями, а в узкие дворы-колодцы едва проникал солнечный свет.

И все же архитектор, проектировавший дом, да и его заказчик-домовладелец должны были в той или иной мере учитывать потребности жильцов. Это вынуждало искать такие планировочные решения, в которых удавалось бы достигнуть компромисса между интересами жильцов и интересами владельца. Таким образом, компоновка доходных домов стимулировалась различными тенденциями: стремлением к функциональной целесообразности, удобству, комфорту и желанием домовладельца получить наибольшую прибыль. В некоторых аспектах эти тенденции совпадали: комфортабельные квартиры сдавались квартиронанимателям за большую плату. Однако в основном эти тенденции объективно противостояли друг другу, и их переплетение и противоборство порождали многие противоречия в архитектуре доходных домов.

Планировка квартир в доходных домах отличалась большим разнообразием. Диапазон их размеров и их комфортабельности был очень широк - от огромных «барских» квартир до скромных квартир в одну-три комнаты.

Значительную долю составляли квартиры, рассчитанные на представителей «средних классов», - в четыре - шесть комнат. Размеры и пропорции комнат в них были различны: от роскошных гостиных до узких клетушек и каморок. Лишь редко удавалось делать комнаты, по очертаниям близкие к квадрату; гораздо чаще с целью увеличения прибыльности комнаты вытягивали в глубину, что ухудшало их освещенность и воздухообмен.

В лицевых корпусах, выходящих на улицу, размещались большие многокомнатные квартиры, рассчитанные на состоятельных жильцов. Одну из лучших квартир здесь часто занимала семья самого домовладельца. Большие квартиры непременно имели две лестницы - парадную, вход на которую вел с улицы, и черную, выходящую во двор. В наиболее комфортабельных доходных домах парадные лестницы нередко оформлялись очень нарядно и обогревались каминами. Черные лестницы служили для подъема дров, ими пользовалась прислуга, по ним проходили торговцы-разносчики, полотеры и т. п. Вблизи выходов на черные лестницы в квартирах размещались кухни, комнаты прислуги, уборные. Таким образом, наличие двух лестниц предопределяло своеобразное зонирование квартир, их разделение на «барскую» и хозяйственную зоны, причем в больших квартирах «барская» зона в свою очередь делилась на парадные комнаты, рассчитанные на прием гостей, и на жилые.

Во внутренних, дворовых флигелях, где размещались сравнительно небольшие и более дешевые квартиры, ограничивались устройством одной лестницы. Кухня, санузел, кладовые в таких квартирах располагались вблизи входов.

Внутренняя структура доходных домов диктовалась особенностями социального заказа. Специфической чертой застройки Петербурга было то, что не только в одном квартале, но зачастую в одном и том же доме и размеры квартир, и уровень их комфортабельности были разными, рассчитанными на жильцов разного достатка. План многоквартирного доходного дома и его вертикальный архитектурный разрез становились своеобразной характеристикой социального разреза общества: типы квартир и населяющие их жильцы соответствовали ступеням социальной лестницы.

Сложившаяся в Петербурге система застройки привела к тому, что даже в центральных районах города рядом с роскошными особняками и доходными домами «под барские квартиры» находилось много жилищ, представлявших собой настоящие трущобы. Их распространению способствовало и то, что нередко квартиронаниматели, сняв квартиру у владельца дома, в свою очередь сдавали ее покомнатно своим постояльцам, обращая собираемую с них плату в источник своих доходов. Такая двойная система найма могла превращаться в тройную, так как наниматель комнаты мог сдать «угол», получая деньги с «углового жильца» в свою пользу. Все это вело к полному произволу в размерах квартирной платы и создавало невыносимые условия, особенно для бедных и многосемейных жильцов. В то же самое время такая система найма приводила к совершенно антисанитарной плотности заселения квартир доходных домов: ведь она не регламентировалась никакими законами, а увеличение количества жильцов приводило к увеличению доходов домовладельца.

В середине XIX века в Петербурге стали формироваться настоящие трущобные районы - одно из самых характерных и самых мрачных детищ капитализма. Эти районы охватили многие кварталы между «канавой» - так нелестно называли в те годы петербуржцы Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) - и Фонтанкой и перекинулись за Фонтанку, постепенно распространяясь в сторону Обводного канала. Кварталы здесь были плотно застроены многоэтажными доходными домами, причем многие квартиры были заселены «комнатными» и «угловыми» жильцами.

О том, каковы были жилищные условия в домах такого типа, свидетельствуют произведения многих писателей тех лет. В качестве примера можно привести хотя бы описание дома, стоявшего где-то вблизи Фонтанки, в котором жил Макар Девушкин - герой романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». В доме, как и обычно, две лестницы. Одна парадная - «чистая, светлая, широкая, все чугун да красное дерево». Иначе выглядела черная лестница: «винтовая, сырая, грязная, ступеньки поломаны и стены такие жирные, что рука прилипает, когда на них опираешься. На каждой площадке стоят сундуки, стулья и шкафы поломанные, ветошки развешаны, окна повыбиты; лоханки стоят со всякой нечистью, с грязью, с сором, с яичною скорлупою да с рыбьими пузырями; запах дурной… одним словом, нехорошо».

Квартира, в которой Макар Девушкин снимает комнатку-конуру за кухней, - по его словам, «Ноев ковчег»: она очень типична для полутрущобных домов с многокомнатными квартирами под «комнатных» и «угловых» жильцов. «Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую все двери да двери, точно номера, все так в ряд простираются (обычный для тех лет прием внутренней планировки доходного дома: темные коридоры проходят вдоль брандмауэров, комнаты выходят окнами во двор. - А. П.). Ну, вот и нанимают эти номера, а в них по одной комнате в каждом; живут в одной и по двое, и по трое». Причем это отнюдь не пролетарская беднота, а люди «все такие образованные, ученые. Чиновник один есть (он где-то по литературной части), человек начитанный… Два офицера живут и все в карты играют. Мичман живет; англичанин-учитель живет». Что касается расположения комнат, то «оно - нечего сказать, - удобно, это правда, но как-то в них душно, то есть не то чтобы оно пахло дурно, а так, если можно выразиться, немного гнилой, остро-услащенный запах какой-то… Чижики так и мрут. Мичман уж пятого покупает - не живут в нашем воздухе, да и только» .

В архитектуре доходных домов со всей достоверностью и убедительностью отразились социальные противоречия эпохи - и в планировке зданий, и в усиливающемся контрасте между обликом лицевых фасадов домов и их «изнанкой» - системой тесных дворов-колодцев. А так как доходные дома стали составлять большинство построек в Петербурге XIX века, то присущие им архитектурные особенности очень сильно повлияли на градостроительное развитие города в целом, на эволюцию его общего архитектурно-художественного облика.

Рассказать друзьям