Урок технологии в начальной школе. Открытый урок по труду на тему "Работа с разными материалами. Изготовление сувенира Баба Яга. Преподавание технологии в школе: как проводить уроки технологии для детей в начальной школе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Особенности уроков технологии

Подготовка и проведение уроков технологии в начальной школе

План:

1. Особенности уроков технологии.

2. Типы и структура урока технологии.

3. Планирование учебной работы. Подготовка учителя к уроку технологии.

Литература:

Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. М. Конышева. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 192 с. - 30000 экз. - ISBN 5-7695-03947.

Методика преподавания труда с практикумом [Текст]: курс лекций / Т. Н. Зотова; Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004. - 172 с. - 100 экз.

Педагогическая практика для студентов ОЗО факультета учителœей начальных классов по специальности ʼʼПедагогика и методика начального образованияʼʼ [Текст]: методическое пособие / Л. Я. Кульбякина, Т. А. Брагина, Л. Г. Колтакова, Е. В. Островская и др.; Под ред. Л. Я. Кульбякиной, Е. В. Островской; Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. – 106 с. - 100 экз.

Контрольные вопросы:

1. Выделите особенности уроков технологии в начальной школе.

2. Назовите типы и опишите структуру урока технологии.

3. В чем заключается подготовка учителя к уроку?

5. Каковы возможности использования предмета ʼʼТехнологияʼʼ для кружковой работы в начальной школе?

Термины и понятия:

календарный план, перспективное планирование, репродуктивный урок, творческий урок, творчество, урок-опыт, урок-практикум.

Цели:

Раскрыть особенности подготовки и проведения уроков технологии в начальной школе.

Отличительная особенность уроков технологии состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, а практические действия с предметами обеспечивают ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности. И именно уроки технологии предоставляют для этого уникальные возможности. Здесь ученики работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают информацию об их свойствах: тяжелые и легкие, гладкие и шероховатые, твердые, хрупкие и мягкие, пластичные и т.д. Чувственный опыт, который добывается непосредственно в практической деятельности, когда ученик должен учитывать в каждом действии свойства материалов, более ценен.

Педагоги и психологи отмечают в предметно-практической деятельности важное обстоятельство: оперируя предметами, человек может нагляднее ʼʼувидетьʼʼ многие абстрактные связи и понятия. Не только дети, но и взрослые часто прибегают к этому способу: то, что с трудом решается ʼʼв умеʼʼ, мы стремимся по возможности смоделировать на предметах. Смысл этих действий состоит в том, что человек просто использует закономерность: мыслительная деятельность облегчается, в случае если она сопровождается моторной, практической деятельностью.

К особенностям урока технологии относится требование тратить основное время (до 80%) на практическую работу, иначе трудовые умения просто не будут сформированы.

Третья особенность, учитель постоянно вынужден считаться с тем, что всœе дети работают с разной скоростью и подтягивание их под общий ритм (делай, как я, делай вместе со мной) не дает желаемых результатов, учитель устает, дети шумят, изделия получаются плохими.

Четвертая особенность, несмотря на то, что авторитет учителя в младших классах высок, деловая обстановка на уроке технологии удерживается только тогда, когда он идет в плотном, насыщенном (но не быстром) темпе, на высоком уровне заинтересованности детей. Интерес же удерживается, в случае если у ребенка хорошо получается работа. А для этого он должен понять задание и путь его осуществления, запомнить план работы и без излишних затруднений его реализовать. По этой причине учителю крайне важно правильно строить урок, подкрепляя каждый его этап не просто отдельными средствами обучения, а их комплексами, которые обеспечат достижение цели, создадут условия для самостоятельной работы в индивидуальном ритме.

На уроках технологии большое значение имеет также обстановка психологической разгрузки. Созданию такой обстановки помогает неспешность в работе, спокойная, размеренная деятельность детей. При этом не следует смешивать её с вялостью и скукой, которые имеют в высшей степени отрицательное воздействие на ребёнка. На уроке должен быть психологический комфорт: нормальный эмоциональный тонус, продуманная смена видов деятельности. Это и обеспечивает органическую связь обучения с творчеством в ручном труде.

Еще одной особенностью является то, что большое значение имеет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Эта проблема не теряет своей актуальности. Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский (28.9.1918 – 2.9.1970) писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом и др.), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), т.к. руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. Иван Михайлович Сеченов (13.8.1829 – 15.11.1905) был одним из первых ученых подвергших критике теорию наследственной предопределœенности развития движений ребенка, как результат созревания определœенных нервных структур.
Размещено на реф.рф
Он писал, что ʼʼдвижения руки человека наследственно не предопределœены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средойʼʼ.

Какой вывод из всœего этого следует? Уроки ручного труда, с их уникальными образовательными и развивающими возможностями, просто необходимы в современной школе, в т.ч. в школах самых серьезных образовательных ориентаций (скажем, в математических, языковых и пр.).

Особенности уроков технологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности уроков технологии" 2017, 2018.

На уроках технологии учитель помогает ребёнку выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся или воспитанников чувство прекрасного, формировать высокие вкусы, уметь отличить истинно художественное произведение от низкопробного. На занятиях у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета. Также ученики совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, украшать их.
Формирование интереса и любви к труду - одна из основных задач обучения и воспитания детей. Большое влияние оказывает труд на умственное развитие ребёнка, на развитие мышления. Если проследить путь изготовления поделки, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после усвоения этого процесса, работа усложняется: детям показываю рисунок или фотографию изготовляемой игрушки и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу.
Яркие поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Занимательность работы по изготовлению игрушек способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. В труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой учеников во время изготовления игрушек из различных материалов, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят ребятам замысловатые поделки, выполненные своими руками! Уроки технологии способствуют развитию личности ребёнка, воспитанию его характера.
Коллективный труд оказывает большое влияние на формирование у детей зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
А мы, как руководители, должны помочь нашим детям преодолеть неудачи, научить доводить начатое дело до конца, формируя у них целеустремлённость контроль и оценку собственной деятельности, воспитывать старание и усердие при выполнении работ. Пусть собственные результаты окрыляют ребят и побуждают их к выполнению новых поделок.
"Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"- В.А. Сухомлинский.
Наши ученики - это творческие личности!




Трудолюбивые!


Старательные!


Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

Предмет «Трудовое обучение» в младших классах органически входит в образовательную область «Технология», поскольку всегда содержательно представлял собой технологию ручной обработки материалов. Его название полностью соответствует смыслу учебной деятельности по этому предмету; детей учат трудиться, как трудятся взрослые, т.е. лично осознавать задачу, лично разбираться в возможности ее реализации, лично выполнять все, что нужно, чтобы получить продукт, лично отвечать за качество своего труда.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс. Каждый урок имеет свою структуру, состоящую из нескольких этапов.

Изучения нового материала, закрепление знаний, проверка знаний, умений, навыков, обобщение и систематизация знаний, задания на дом. Соотношение этапов урока зависит от содержания, дидактических и познавательных целей урока, выбора методов и использование технических средств обучения.

В зависимости от цели, содержания и выбранных для него методов обучения выделяют типы уроков: вводный, комбинированный, изучения нового материала, обобщающий, предметный. При выделении видов необходимо учитывать источник знаний и специфику деятельности учителя, и познавательную деятельность учащегося. Виды уроков: объяснительный, лабораторный, телеурок, киноурок, зачетный урок.

Вводный урок. Основная дидактическая цель: формирование у учащихся общих представлений об учебном предмете. Структура урока такова:

  • 1. беседа с целью выявления уровня подготовки учащегося к изучению темы
  • 2. изложение учителем основных задач данной темы и ее ведущих понятий
  • 3. знакомство с методами работы, формами и видами деятельности учащегося в процессе изучения темы.

Обобщающий урок. Основные функции данного урока, служат целям повторения, закрепления, систематизации знаний, осмыслению отдельных элементов, систематизация знаний учащихся и раскрытие важной идеи, темы курса. Структура урока состоит из следующих этапов:

  • - постановка задач,
  • - повторение основного вопроса темы,
  • - выявление ведущих понятий и систематизация знаний,
  • - дальнейшее развитие и углубление понятий,
  • - обсуждение наиболее важного материала темы,
  • - итог урока.

На всех этапах урока проводится итог.

Урок изучения нового материала. Данный урок раскрывает содержание новой темы, изучение нового материала. Можно организовать по - разному, в зависимости от его сложности, уровня подготовки учащихся. В нем могут сочетаться различные методы работы, обязательным моментом является вводная беседа. творческий способность мышление урок

Особое место в типологии уроков занимают предметные уроки. Особенностью предметного урока является работа учащихся с предметами живой и неживой природы. Особенности предметных уроков:

  • 1. Наличие на уроке конкретного предмета, о котором формируется понятие. Изучение предмета может быть организовано как индивидуально, так и группами.
  • 2. Сочетание самостоятельной работы класса с объяснением учителя, при этом учитель не может раскрывать сущность явлений и закономерностей, которые будут установлены в результате наблюдений и постановке опыта. Результат экспериментальной деятельности обязательно фиксируется в виде схем, таблиц, схематичных рисунков.
  • 3. Проведение предметных уроков требует от учителя тщательной подготовки: подбора оборудования, раздаточного натурального материала и других наглядных пособий. Готовясь к уроку учителю необходимо определить структуру вида деятельности учащегося с предметом, сформировать вопросы и задания по теме.

На предметном уроке иногда отсутствует проверка знаний, умений, навыков. Основная часть урока посвящается изучению нового материала, методами самостоятельной работы учащихся, после чего проводится закрепление изученного.

Классификация уроков по основному типу обучения следующая:

Традиционный (целью урока является формирование знаний, умений и навыков. Деятельность учителя на уроке - передача и закрепление знаний по образцу, без применения содержания знаний).

Развивающий (проблемно-поисковый урок: цель формирование мыслительной деятельности для более эффективного накопления и применения знаний. Деятельность учителя: выявление метода связывающего изучение понятия в единую систему обобщенных знаний для развития мыслительной деятельности. Это уроки общей методологической направленности рефлексии и контроля).

Интегрированные (цель: формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных и внутрипредметных связей. Деятельность учителя: интеграция различных видов предметов и знаний).

Интеграция предметов искусства - альтернативная система обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития творческих способностей. Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы - изобразительное искусство, литературное чтение, музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов диалектики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные способности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира. «Дети мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».

Нетрадиционные (цель: развитие познавательного интереса на основе необычных средств представления учебного материала и включение учащегося в деятельность по частичному изменению содержания учебного материала. Деятельность учителя: изменение способов в организации учебной деятельности и содержание изучаемых знаний), но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Уроки труда в начальных классах должны носить ярко выраженную творческую окраску. Т.Ф. Агаркова предлагает следующую структуру урока технологии.

I. Организация начала урока предполагает:

  • · Обеспеченность рабочих мест необходимыми материалами и инструментами;
  • · Установление дисциплины
  • · Объявление темы урока, первичное знакомство с образцом

II. Планирование трудовых действий детьми включает в себя:

  • · Беседу, которая поможет учителю выявить знания детей о предмете, углубить и расширить их
  • · Анализ образца изделия
  • · Определение технологии изготовления изделия (пользуясь чертежами или инструктивно-технологической картой, ее «дубль» деталями)
  • · Составление плана работы детьми
  • · Определение критериев оценки изделия, с повторением правил выполнения трудовых операций.

III. Самостоятельная работа учащихся весьма специфична. Именно здесь «рождается» новый предмет, который должен соответствовать ранее указанным критериям. Во время его изготовления закрепляются политехнические знания школьников, вырабатываются их умения реализовывать составленный план, экономить время и материалы, соблюдать чистоту на рабочем месте; совершенствуются познавательные процессы учащихся: внимание, память мышление, речь, воображение; оптимизируются отношения с учителем и одноклассниками.

IV. Итог урока дает учащимся возможность:

  • · обобщить полученные знания;
  • · проанализировать выполненную работу и оценить ее.

V. Задание на дом определяется учителем и должно носить поисковый характер.

Итак, разрабатывая урок технологии, необходимо ориентироваться на указанные положения.

Рассмотрим пути примерной их реализации. Известно, что любой урок начинается с его организации. Как показывает практика, учителя решают этот вопрос по-разному. Остановимся на особенностях первого этапа урока, рациональном варианте материального обеспечения рабочего места каждого ученика. Для этого необходимо:

  • 1. Все материалы и инструменты на ближайшую четверть закупить заранее для всего класса. Это возможно, если родители учащихся не только точно знают, какие изделия дети должны выполнить за указанный период, но и знакомятся с образцами, сделанными учителем.
  • 2. Материал, необходимый для изготовления определенного изделия, также подготавливать накануне урока для каждого ученика, с учетом уровня сформированности его трудовых умений и раздавать непосредственно перед началом занятия
  • 3. Наглядность урока должна соответствовать предъявляемым требованиям. Изделие, выполненное учителем - эталон для учащихся, подготавливается в трех экземплярах.
  • 4. Инструкционно-технологическая карта, раскрывающая всю последовательность технологического процесса, является демонстрационной и должна быть видна ученикам всего класса, вне зависимости от нахождения их рабочего места. Она может быть собрана на единое полотно или состоять из отдельных «дублей».

Умело организованная материальная база создает определенные предпосылки для творческой работы учителя и учащихся. Первичная демонстрация учителем эстетически и грамотно выполненного образца, усилит мотивацию выполнения изделия детьми.

Как и любой урок в начальной школе, урок технологии может быть традиционным и нетрадиционным.

В последнее десятилетие нестандартные формы уроков прочно заняли свое место в учебно-воспитательном процессе. Схематично их классификацию можно представить:

  • 1. Интегрированные уроки (ди…, три…, поли…, интегрированные)
  • 2. Трансформируемые уроки (лекция, семинар, зачет)
  • 3. Уроки с нестандартным построением содержания (игра, проблемное и модульное содержание)
  • 4. Уроки с нестандартным оформлением (экскурсия, путешествие, сказка).

Весьма значимым являются периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ.

Подготовительный. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность лишь учитель (написание плана, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение ит.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала.

Лекция 9

Урок технологии как форма организации

трудового обучения в начальных классах

У учителей в связи с постоянными изменениями в образовании возникает большое количество вопросов по проводу того, как учить детей, чтобы реализовать на практике выдвинутые задачи. Практика трудового обучения и воспитания показывает, что учителя неохотно переходят к использованию новых средств и методов обучения. Это связано с тем, что в программах и методических рекомендациях за последние годы для младших школьников по этой проблеме они находят очень скудные сведения. В основном, в методических пособиях даются подробные инструкции о том, как изготовить конкретное изделие.

Уроки технологии, как указано в образовательной программе «Технология», проводятся по расписанию - в 3 и 4 классах два урока в неделю, а в 1 и 2 классах только один урок в неделю. Это означает, что на одном из уроков дети могут осуществить в полной мере только организационную часть процесса изготовления изделия, а реализовать задуманное на практике - через несколько дней. Таким образом, чтобы дети ушли с урока с готовым объектом труда, учителям приходится на организационную часть затрачивать минимум отведенного времени, а практическую деятельность организовывать по принципу «делай как я». А это неизбежно ведет к трудностям в осуществлении всестороннего развития личности ребенка. На таких уроках организационный компонент преобразовательной деятельности остается за пределами педагогической организации. Происходит нарушение целостности педагогического процесса.

П.И. Пидкасистый называет урок педагогическим произведением, которое должно отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся . Таким образом, урок можно рассматривать не только как форму организации обучения, но и как целостную динамическую систему.

Особенность такого процесса заключается в том, что ребенок воспитывается целостно в целостном жизненном потоке отношений. При таком подходе к образованию на уроке технологии решаются не только прямые, но и косвенные задачи педагогической деятельности - задачи умственного, психического, физического, нравственного развития ребенка.

Каждый урок представляет собой составную часть или ступень в учебном процессе, поэтому ему присущи как специфические, так и общие элементы. Наиболее общими элементами являются: организация предстоящей деятельности, сообщение темы и задач урока, актуализация и проверка знаний, изложение нового материала, закрепление нового и изученного материала, инструктаж, самостоятельная работа и итоговая часть.

Урочная система позволяет организовать четкость и порядок в обучении технологии и правильно нормировать учебный труд и отдых учащихся.

В методиках трудового обучения разработаны требования к организации и проведению уроков технологии. Рассмотрим их в кратком изложении.

1. Проектируя урок технологии, необходимо четко и ясно определить цель и результаты проектируемой деятельности.

2. Учитывая материальную базу кабинета, опыт учащихся и опыт самого учителя и исходя из целей и задач, возрастных особенностей учащихся, отбирают учебный и наглядный материал. Выбирая объекты труда, учитель должен учитывать уровень сложности который предстоит преодолеть учащимся при его изготовлении.

3. Учитывая цель урока и специфику учебного материала, учитель подбирает методы обучения.

4. Проектируя этапы урока, учитель распределяет время для своевременного начала и окончания урока, организации интеллектуальной и практической деятельности учащихся, определяет время динамической паузы, контроля и оценки деятельности.

5. Каждый урок технологии должен обладать развивающей и воспитывающей функциями.

6. На каждом этапе урока деятельность детей должна быть оценена. С учетом выявленных недостатков необходимо вовремя организовать коррекцию ошибочных движений и действий.

Эффективность проведения урока технологии во многом зависит от его подготовки. Выделяют предварительный и непосредственный этапы подготовки к урокам.

Предварительная подготовка включает изучение образовательной программы по технологии для 1-4 классов. В программе учебные модули даются в общем виде. Конкретизация тем и педагогических задач осуществляется учителем в процессе разработки календарных планов.

Календарный план включает следующие составляющие: политехнические знания, которые необходимо формировать на конкретном уроке; способы обработки материалов, сборки изделия, которые осваиваются на каждом этапе обучения; перечень предметов труда, орудий труда, которые используют учащиеся; примерный перечень объектов труда; количество часов, отведенное на освоение каждой темы модуля и др.

По каждой теме учитель должен уметь подбирать не только учебный, но и дополнительный учебный материал (специальную литературу, список литературных источников и Интернет адресов, где ученики могут найти сведения по изучаемой теме и др.). Перед тем как приступать к изучению тем нового модуля, учитель должен проверить наличие всех необходимых материалов, проверить исправность всех инструментов и приспособлений, изучить правила безопасной работы, санитарные требования к проведению уроков технологии.

Непосредственная подготовка к уроку включает: определение типа урока, определение структуры урока, темы, цели и задач урока, подготовку технических средств обучения (ТСО), лабораторного оборудования, предметов труда, орудий труда и образца изделия, подготовку или разработку наглядных средств, дидактического, раздаточного материала, разработку конспекта урока. Непосредственно перед уроком учитель подготавливает доску, проветривает класс.

Типы и структура уроков технологии

Уроки технологии можно классифицировать по дидактическим целям и задачам (урок приобретения новых знаний, контрольно-проверочный урок, урок закрепления изученного, комбинированный урок); по преобладающим методам, используемым в трудовом обучении (урок-беседа, урок-экскурсия, кино урок, практический урок); по содержанию (урок по обработке ткани, по обработке бумаги, по обработке различных материалов, техническому моделированию и т.д.).

Каждый урок проводится по заранее продуманному плану. Совокупность элементов, входящих в урок и расположенных в определенной последовательности и взаимосвязи называют структурой урока.

Структура урока-беседы и урока-экскурсии строится на основе изучения материаловедения, процессов производства, электрических явлений и др. Такие уроки дают наиболее полное представление об изучаемых процессах и явлениях.

Теоретические уроки обычно применяются как вводные при переходе к изучению новой темы или новой технологии. На этих уроках значительная часть времени отводится технологическому компоненту деятельности.

Уроки закрепления изученных теоретических знаний или освоенных практических умений строятся так, чтобы у учеников была возможность реализовать свои знания и умения в практическом (исполнительском) компоненте деятельности.

На комбинированных уроках время на организационный и исполнительский компоненты деятельности распределяются примерно поровну. На таких уроках организуются наблюдения, опытническая работа, даются новые сведения, углубляется ранее изученный материал, осуществляется организация практической работы, ведется освоение навыков проектирования и др., предоставляется возможность проверить технологические и трудовые умения.

Практические уроки чаще всего проводятся на природе или в процессе освоения навыков по самообслуживанию или ведению домашнего хозяйства. На организацию деятельности детей на таких уроках отводится незначительная часть времени. Инструктаж перед началом работы проводится в форме совместного обсуждения учителя и учащихся предстоящей деятельности.

На контрольно-проверочных уроках учитель организует деятельность детей по проверке знаний или практических умений. Организационная часть урока, в данном случае, отводится на проведение четкого инструктажа и сообщения требований дизайн-спецификации - детального перечня критериев к выполняемым действиям, операциям, деталям или объекту труда.

Разрабатывая структуру урока учителю необходимо продумать форму организации деятельности учащихся .

На уроках технологии используют как индивидуальную, так же групповую и коллективную формы организации детского труда. Для проведения опытов и наблюдений на уроках наиболее приемлема работа в парах. Групповая форма организации детского труда чаще используется при организации выставок, в оформительских работах, в деятельности организованной по типу соревнования, в проектировании. Фронтальная форма организации деятельности применяется чаще в организации уборки территории, помещений, в процессе изучения нового материала и др.

Методика организации и проведения комбинированного урока технологии

Структура комбинированного урока технологии представляет собой модель простейшего технологического процесса, состоящего из следующих этапов: мотивационного (сообщение целей и задач урока, рассматривание и анализ образца, эскиза, рисунка и др.), организационного (планирование, инструктаж и изучение технической документации, изучение правил техники безопасности, организация рабочего места), практического (самостоятельная работа, контроль и коррекция трудовых движений и действий, оценка способов обработки, разметки, сборки и др.), контрольно-оценочного (подведение итогов и оценка конечных результатов деятельности). Таким образом, на уроке технологии учащимся предоставляется возможность реализовать свои способности во всех компонентах преобразовательной деятельности.

Конструирование любого урока, как было отмечено ранее, начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели . Анкетирование учителей начальных классов показало, что многие педагоги затрудняются в определении цели урока и чаще всего выражают ее в следующей формулировке: «Сделать закладку для книг» или «Сделать открытку» и т.п. Как нами указано ранее, основным акцентом обучения технологиям является обучение способам преобразования различных материалов, энергии, информации, биологических объектов и т.д., поэтому цель предстоящей работы на уроке должна выражаться другой формулировкой, например: «Продолжить формирование умений и навыков по обработке тонких видов бумаги» или «Формировать умения работать ручными инструментами для обработки ткани», аналогично формулируется тема урока или занятия.

Исходя из поставленной цели, учитель планирует решение определенных задач на уроке - образовательных, развивающих, воспитательных.

Для примера представим фрагмент конспекта урока технологии в 1 классе.

Тема: Работа с цветной бумагой и картоном. Обработка бумаги обрывом. Аппликация «Мой любимый зверек».

Цель: Учить ручным способам обработки бумаги.

Задачи: Формировать знания о свойствах бумаги. Дать представление о способе обработки бумаги обрывом. Учить преобразовывать заготовки - фигуры простой геометрической формы из цветной бумаги - в детали задуманной формы. Закрепить умения соединять детали клеем, располагать задуманное изображение в центре листа картона.

Учить планировать предстоящую деятельность, строить наглядную модель «План работы» - конструировать в материализованном виде процесс изготовления изделия с помощью схематических инструкционных карт.

Проверить умения работать по модели «Твое рабочее место» и сохранять порядок на рабочем месте.

Развивать мышление, воображение, память, речь; умение соизмерять и сравнивать, наблюдать и делать обобщающие выводы; зрительную и кинестезическую ориентировки; мелкие мышцы рук. Развивать чувство цвета и формы.

Воспитывать умение внимательно слушать инструкции, осуществлять задуманное.

Педагог, планируя предстоящий урок, должен четко сформулировать задачи, которые он поставит перед детьми. Дети, в свою очередь, должны иметь ясное представление о конечном результате труда и по каким показателям и критериям будет оценена их деятельность.

Например: «Сегодня на уроке я научу вас обрабатывать бумагу обрывом. Я проверю, умеете ли вы делать нужные по форме детали. Для того чтобы работа получилась аккуратной, вам пригодятся эти знания.

Чтобы не совершать ошибок в работе, рабочие планируют свою работу. Сегодня мы тоже будем учиться планировать работу и работать по построенному плану.

К нам на урок пришел Самоделкин, он хочет работать вместе с нами. Покажем ему, как мы умеем красиво трудиться?»

В организации мотивационной части урока учитель должен решить одну из важных педагогических задач – побудить желание ребенка освоить новую трудовую операцию, способ обработки, способ сборки и т.д. с целью получения наилучших результатов труда. С этой целью учитель может использовать словесные методы обучения, игровые приемы, впечатления о проведенной накануне экскурсии, организовать наблюдения и опыты, применять наглядные и технические средства обучения, компьютерные технологии.

Одним из важнейших этапов мотивационной части урока является анализ образца изделия . По нашим наблюдениям, анализируя образец изделия, дети 6-10 лет, если их специально не обучать этому, выделяют лишь яркие, выразительные или крупные детали, не отмечая их конструктивных особенностей и положения в пространстве. Если не научить детей комплексному анализу образца изделия, то очень трудно обучить их умению делить технологический процесс на отдельные этапы, планировать предстоящую деятельность, в точности выполнять требования дизайн-спецификации и оценивать результаты труда.

Для решения этой задачи, в качестве средства обучения, можно применить наглядное моделирование . Алгоритм анализа образца для учащихся 1 класса можно представить в виде наглядной иконической модели (изображение натуральных объектов выполненных в виде рисунка, схемы) «Анализ образца», состоящей из восьми и более знаков и содержащих необходимую информацию о предмете. Например:

    знак «Что это?» - требуется назвать рассматриваемый предмет;

    знак «Цвет» - требуется назвать цвет изделия или его деталей;

    знак «Материалы» - требуется назвать, из какого материала изготовлено изделие и его детали;

    знак «Количество» - требуется назвать количество крупных, средних и мелких деталей в изделии или количество деталей по другим признакам (цвет, форма);

    знак «Форма» - требуется назвать форму изделия и его деталей;

    знак «Размер» - требуется назвать размер изделия и его деталей;

    знак «Объем» - требуется назвать плоское или объемное изделие и его детали;

    знак «Применение» - требуется назвать, где применяется изделие. (см. Приложение)

В процессе обучения анализ образца изделия усложняется, а модель алгоритма дополняют новыми знаками, обозначающими признаки: способы соединения, соединительные материалы, способы отделки и др. Во втором классе, когда знаковая информация становится доступной для ребенка, иконическая модель должна быть преобразована в знаковую, т.е. выполнена в виде предложений. Поскольку во 2 классе многие дети уже умеют хорошо действовать по алгоритму, модель служит в качестве опорного сигнала для правильного исследования образца.

Организационный этап предстоящей деятельности детей включает проведение опытов, бесед, наблюдений и т.п. Одним из основных компонентов организационной части урока является планирование предстоящей деятельности. Планирование предстоящей деятельности по изготовлению изделия представляет собой процесс деления ее на логически завершенные этапы и построения алгоритма выполнения трудовых операций - плана работы. Этапы изготовления изделия могут быть представлены в следующей последовательности:

Выбор материалов и инструментов;

Разметка деталей;

Обработка материалов;

Сборка изделия;

Отделка дополнительными деталями.

Алгоритм предстоящей деятельности может быть выполнен в виде знаковой или графической модели. Учителя часто используют для этого готовые карточки или выполняют запись плана работы на доске.

Наблюдения показывают, что ученики со 2 класса умеют планировать предстоящую работу: выделяют логические завершенные этапы труда, строят цепочку последовательных операций по изготовлению конкретного изделия. Обучение планированию предстоящих действий позволяет ребенку на более высоком, осознанном, уровне выполнять трудовые действия и операции в практической части урока. Чтобы процесс планирования сделать осознанным, можно использовать игровые или проблемные методы обучения.

Пример 1. «Дети! Торопыжка решил сделать кормушки для птиц. Посмотрите, как он спланировал свою работу. Все ли он предусмотрел? (В плане работы отсутствуют одно или два звена.) Давайте, исправим ошибку, которую сделал Торопыжка и поможем ему построить план работы».

Пример 2. «Дети! Воспитатель младшей группы детского сада обратилась к нам с просьбой сделать персонажей для пальчикового театра. Давайте поможем малышам и сделаем персонажей для трех спектаклей. Разделимся на три группы, каждая группа будет работать по своему плану. План работы вы построите из набора карточек». (Каждой группе выдается набор карточек, на которых в схематической форме представлены этапы труда).

В процессе планирования обычно выясняется, что некоторые трудовые операции дети выполнить затрудняются или не знают техники их выполнения. В данном случае проводился первичный инструктаж.

Первичный инструктаж представляет собой инструкцию о правильном выполнении конкретной трудовой операции. Методика проведения инструктажа для молодых учителей имеет свои сложности. Это связано с недостатком педагогического опыта, трудностями в выборе точных формулировок, правильном использовании технической документации и др. Иногда первичный инструктаж и планирование работы учителя объединяют в один этап, что не дает ясного представления о требованиях дизайн-спецификации. Более точное представление о требованиях дизайн-спецификации дает использование инструкционных карт, таких методов как пояснение, объяснение, моделирование. Наглядной моделью, позволяющей сформировать точные представления о выполнении трудовой операции, могут быть образцовые, точные действия учителя. Требования дизайн-спецификации позволяют объективно провести оценку и самооценку практических движений и действий учащихся, вовремя скорректировать эти действия для достижения высоких результатов труда (см. Приложение).

На организационном этапе работы осуществляется подготовка рабочего места . Рабочее место - зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым для управления каким-то процессом или выполнением работ.

Наблюдения показывают, что формированию данного умения уделяется не достаточно внимания в практике преподавания. Конечная цель организации рабочего места - оптимизация условий трудовой деятельности, обеспечивающих максимальную надежность и эффективность работы.

В детском саду рабочее место готовит воспитатель, давая подчас образец не совсем удобного для работы расположения предметов, в начальных классах этому виду деятельности уделяется так же не достаточно внимания. В результате дети не выполняют элементарных требований по технике безопасности, не экономно расходуют рабочее время, т.к. в процессе практической деятельности постоянно ищут то нужный инструмент, то необходимый материал. Таким образом, формирование культуры труда при такой постановке дела становится проблематичным.

Учителю необходимо помнить, что в организации рабочего места необходимо соблюдать следующие требования:

1. На столе ученика должно быть достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования.

2. На столе ученика должна быть зона свободного действия, т.е. участка, на котором сконцентрированы оборудование, инструмент, материалы, приспособления, которыми приходится пользоваться на уроке. В любой работе необходимо определить рабочую позу и, исходя из индивидуальных характеристик, организовать рабочее место так, чтобы не приходилось дотягиваться до чего-нибудь и чтобы ничего не мешало.

3. За каждым рабочим инструментом, оборудованием, приспособлением должно быть закреплено определенное место.

4. Рабочее место должно быть обеспечено достаточным естественным или искусственным освещением, соответствующим нормам воздухообменом, температурой и влажностью .

Эффективное влияние на формирование умений по организации рабочего места оказывает использование наглядных моделей. Модель «Твое рабочее место» можно использовать в работе в качестве средства формирования политехнического словаря и умения организовывать рабочее место. Методика работы с данной моделью проста. Использование в модели изображений реальных предметов в виде ярких рисунков (для детей 6-7 лет) и в виде геометрических фигур (для детей 8-10 лет) делает доступным восприятие этой модели для разных возрастных групп (см. Приложение).

На этом завершается организационный этап урока или, как его называют в производстве, технологическая часть производственного процесса. Основной характеристикой его является преобладание интеллектуального компонента деятельности. Наблюдения показывают, что практикующие педагоги редко оценивают этот вид деятельности на уроке. Хотя во многих программах по технологии ясно обозначены задачи формирования технологических знаний и умений.

Педагогический контроль и оценка деятельности детей на организационном и практическом этапах урока позволяет выделить детей склонных к умственному труду или к практическому труду, выявить детей с низким уровнем воображения, памяти, образного и логического мышления и вести с ними соответствующую коррекционную работу.

Процесс изготовления изделия с помощью инструментов, станков, приспособлений относят на производстве - к трудовой части производственного процесса. Основной характеристикой его является преобладание практического компонента деятельности. На уроке технологии практическая часть отводится для формирования трудовых (технических) умений и навыков по преобразованию материалов, заготовок, сборке изделия, т.е. для изготовления конкретного изделия.

Как было отмечено, молодые учителя еще не умеют доступно и четко проводить первичный инструктаж. По этой причине, на практической части урока, деятельность их зачастую сводится к проведению вторичного инструктажа или осуществлению индивидуальной помощи детям в выполнении той или иной операции. На это уходит весь остаток времени, отведенного на практическую работу. В связи с этим, педагогическая коррекция трудовых движений и действий у учащихся в практической части урока осуществляется крайне редко.

Мы проводили опрос учителей, как они оценивают умение работать по плану, пользоваться инструментом, соблюдение правил безопасной работы, качество выполненной разметки или обработки материала, если оценивается готовое изделие? И в праве ли мы оценивать готовое изделие, если темп работы у каждого ребенка разный? Справедливо ли ставить отметку «за все изделие», если в начале урока была дана другая установка? Наблюдения показывают, что только 7-10 детей уходят с уроков с готовыми изделиями, отвечающими всем требованиям дизайн-спецификации. В основном это одни и те же ученики. Как же добиться высоких результатов каждому ученику при такой постановке обучения?

Результаты наблюдений практической деятельности детей показали, что до 55% первоклассников не умеют держать ножницы, придерживать шаблон во время разметки, выполнять обработку материалов ручными и инструментальными способами и т.д. Причин низкого уровня сформированности технических умений у детей несколько. К ним относятся: пренебрежение требованиями к оснащению кабинета, нехватка инструмента соответствующего физическим и физиологическим особенностям организма ребенка, низкий уровень технологической подготовки учителей.

Изучение опыта передовых учителей показывает, что бы добиться высоких результатов в формировании трудовых операций у детей, необходимо осуществлять коррекцию трудовых движений и действий и оценивать их непосредственно в процессе практической работы детей, а не на заключительных этапах урока.

Урок заканчивается подведением итогов и оценкой деятельности детей , но, как показывают наблюдения, этому этапу так же уделяется недостаточно внимания. Как правило, работа сводится к оценке готового изделия, оформлению выставки детских работ, что иногда не соответствует поставленным перед учащимися задачам.

Подводя итог деятельности, учитель зачастую задает детям одни и те же вопросы: «Что мы делали сегодня на уроке?» или «Что нового вы узнали на уроке?» Если на уроке в результате деятельности выполнили аппликацию «Мой любимый зверек», ученики так и отвечают на вопрос педагога, поскольку вопрос «Что делали?» для детей означает «Какой предмет сделали?» На вопрос «Что нового вы узнали на уроке?» ученики так же не могут дать однозначного ответа - одни могли пропустить предыдущие уроки по причине болезни, другие были невнимательны на уроке и т.п. Поэтому, на этапе подведения итогов урока необходимо задавать такие вопросы, на которые ученики могли бы дать однозначные ответы. Например: «Дети, назовите правильно изделие, которое вы сегодня сделали. Каким способом вы научились обрабатывать бумагу? Как зовут веселого человечка, который приходил к нам на занятие? Какое полезное качество рабочего человека мы осваивали вместе с ним? Почему важно планировать свою работу?»

Процесс изготовления изделия на любом производстве завершается техническим контролем. Уроки так же должны завершаться оценкой конечных результатов труда всего коллектива, группы или ребенка. На этом этапе работы, на основе сопоставления проектируемых задач и полученных в процессе деятельности результатов, у ребенка должно сформироваться ясное представление о своих достижениях. Если оценивание результатов труда проводится систематически и по тем критериям, которые оговорены в процессе разработки дизайн-спецификации изделия, то со временем ребенок научится самостоятельно находить ошибки в работе и причины своих неудач. Поэтому, анализируя работы детей, необходимо задавать вопросы, которые помогли бы найти им правильное решение трудовой задачи. Например: «Объясни, почему деталь, которая должна быть круглая, у тебя получилась неправильной формы?», «Как ты думаешь, почему на выполненной тобой аппликации не приклеились края деталей?»


Ведущие виды деятельности Дошкольное детство – игра 7 – 9 классы – общение Начальная школа + 5, 6 кл. – учебная деятельность классы – учебная деятельность, самоопределение


Учебная деятельность Умения: Мыслить (наблюдать, сравнивать, анализировать, проводить аналогии синтезировать, обобщать) Планировать свою деятельность (искать возможные пути решения учебной задачи, выстраивать последовательность решения) Выполнять самоконтроль и итоговый контроль


Этапы формирования мышления предметное (до 3- х лет) образно (наглядно)-предметное (дошкольники) абстрактно-логическое (к 12-ти годам, +,-) НШ от предмета или образа к слову, понятию Ребенок начальной школы не имеет физиологической возможности мыслить абстрактно-логически, т.к. у него еще не сформированы соответствующие структуры мозга (Внимание! Математика, русский язык). Дошкольник словесно-логическое (сравнение, классификация, описание наблюдаемого процесса) образно-логическое (до 12-ти лет +,-)


Планируемые результаты ФГОС НОО Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: (управление своей деятельностью) принятие цели, планирование, контроль и коррекция;, оце нка Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символи- ческих средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие определение границ собственного знания и «незнания» Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат Ок М Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом ПРЕДМЕТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Программа формирования УУД самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен- ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью планирование контроль и коррекция оценка Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества М е т а п р е д м е т н ы е Л и ч н о с т н ы е наглядность


Методика реализации содержания ФГОС объяснение, наглядный показ, пошаговый диктант работа по инструкции создание ситуаций для открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Два пути в обучении Цель ФГОС – научить добывать знания Предметные результаты Предметные, метапредметные и личностные результаты Передача знаний (репродуктивный) Обучение умению добывать знания (продуктивный)


Цель Формирование ЗУН Основной дидактический подход Репродуктивный Содержание От готового правила, образца к упражнениям на закрепление Методика Объяснение учителя правила, способа Организационн ые формы Max фронтальные, min групповые Сравнение дидактических подходов Научить добывать ЗУ Продуктивный Нет готового знания - -предметная и иллюстративная среда; - вопросы для поиска ответа (правило или способ деятельности). После «открытия» упражнения на закрепление Поиск учащимися нового правила, способа Max групповые, min фронтальные


Механизм освоения нового понятия и способа действия: «Как без внешних предметов нельзя сформировать понятие, так и без внешнего действия (предметно-практической деятельности) не может быть сформировано мыслительное действие» (Талызина Н.Ф.) Предметдействие с нимспособ Технология


Уроки технологии - уникальная психологическая и дидактическая база – предметно-практическая деятельность, как основной путь (для дошкольников и младших школьников) познания окружающего мира, формирования универсальных учебных действий (УУД); на уроках технологии сочетаются устные рассуждения с продуктивными практическими действиями с реальными объектами; уроки технологии создают важный противовес тотальному вербализму основных учебных предметов начальной школы Окружающий мир младший школьник познаёт, хочет и может познавать только в реальной предметно-практической деятельности Почему учебный предмет «технология» обладает мощным развивающим потенциалом?


Анализ задания (выделение известного и неизвест- ного) Затруд- нение (проблема) Само- контроль Само- оценка Мотивация, познавательная информация осозна ние форм улиро вание Практиче ский поиск решения проблемы Самостоятель ное выполне- ние задания Планирование практической деятельн-ти выбор решен ия «Не мыслям, а мыслить надо учить» Иммануил Кант Структура учебной деятельности на уроке технологии Самостоятельная поисковая деятельность


Элементарные знания о технологии ручной обработки материалов Элементы материаловедения Технологические операции (знаю как) 1. Разметка деталей (по шаблону, с помощью чертежных инструментов, копирование и др.) 2. Выделение деталей из заготовки (разрывание, отрывание, резание и др.) 3. Формообразование (сминание, сгибание и др.) 4. Сборка изделия (склеивание, сшивание и др.) 5. Отделка деталей, изделия (окраши- вание, аппликация, вышивка и др.) Это изучается на уроках технологии. (примерные темы) Элементы конструирования Виды и свойства материалов Детали, их форма, вид соединения (подвиж- ный, неподвиж- ный)


Изучение основных технологических знаний и умений по классам (темы уроков) 1 класс Разметка: - свободным рисованием; - сгибанием, - по шаблону, трафарету. Выделение детали из заготовки: - отрывание; - резание ножницами. Сборка изделия: - склеивание. Отделка: - раскрашивание; - аппликация; - рисование и др. 4 класс Освоение новых технологий и художественны х техник на основе изученных. Использование освоенного для выполнения творческих проектов. Сборка изделия: - сшивание (петельная и крестообразная строчки). 2 класс Разметка: - с помощью чертежных инструментов (плоские формы), - копирование. Выделение детали из заготовки: Сборка изделия: - сшивание (прямая строчка). Отделка: - вышивка; -блестки; - бусины и др. 3 класс Разметка: -с помощью чертежных инструментов (объемные развертки). Выделение детали из заготовки: -резание канц.ножом. Сборка изделия: - проволока; -щелевые замки; - сшивание (косая и петлеобразная строчки).



Ключевые моменты сценария урока технологии (обучающий урок) Тема: Задачи: обучающие (предметные) 1. Научить … 2. Совершенствовать … развивающие (метапредметные) воспитательные (личностные) Анализ образца (см. след. слайд). 90% - известные способы, 1 % - неизвестное зн.,ум. Приемы открытия новых знаний и умений Обобщение Разметка деталей по шаблону приемам разметки деталей по шаблону умение резать ножницами, аккуратно наклеивать, подбирать цвет Координация, внимательность, логические операции, установление аналогий… Уверенность в себе, уважение к чужому труду… Что нового узнали, чему научились?



Методические приёмы открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Анализ источников информации (изделия, образцы, учебник, рабочая тетрадь, инструкционная карта, схема, информация на электронных носителях-CD, Интернет и др.). Демонстрация сложной конструкции в разборе (использование полуфабриката для разборки конструкции перед учащимися). Пробные поисковые, тренировочные упражнения (поиск способа выполнения технологического приёма). Перенос известного в схожую, новую ситуацию (изучение нового материала в сравнении с известными). Практическое исследование объекта (свойства материалов, конструктивные особенности…)


Критерии оценки деятельности учащихся на уроке Качество (отдельного нового изученного приема, операции и в целом работы). Творчество (оригинальные конструкторско- технологические решения, предложения). Самостоятельность (при открытии нового знания, и в целом в процессе всей работы): - вместе с учителем; - с помощью учителя, детей; - полностью самостоятельно (предметный) (метапредметный) (личностный, метапредметный - УУД)



Рассказать друзьям