Школьное расписание и режим дня. Распорядок дня школьника начальных классов: образец

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Режим дня для первоклассника – не пресловутая прихоть Министерства образования и администрации школы. Это первоочередное условие физического и психологического здоровья будущего ученика. Придя в школу, вчерашний попадает в другой мир, наполненный нагрузками, требованиями, темпом, потоком разнообразной информации, новыми детьми и взрослыми.

Теперь от него ожидается выносливость и трудоспособность, усидчивость и внимательность, активность и скорость, инициативность и решительность. Режим дня поможет адаптировать организм к интеллектуальным нагрузкам, развить силу воли и дисциплинированность, сформировать нужные навыки, индивидуальный ритм деятельности.

Адаптация к школе

Ребёнок, попадающий из одной социальной среды в другую, проходит естественную адаптацию к новым условиям. Учебную активность можно по праву считать первой серьёзной деятельностью, требующую осознанности и значительных усилий воли. Адаптацию к школьной жизни, а также к изменившимся условиям домашнего режима, будет проходить каждый первоклассник.

Длится этот период в среднем от двух недель до двух месяцев. «Неподготовленные», домашние или болезненные дети будут переживать это время особенно остро, их организмы будут логичным образом сопротивляться режимным и учебным сложностям:

  • частыми болезнями, ведь иммунная система станет ослабленной ввиду постоянных стрессов и отсутствия сбалансированного регулярного ;
  • потерей веса, замедлением роста и общего развития;
  • обострением проблем сердечно-сосудистой системы, развивающихся на фоне переутомления;
  • ухудшением самочувствия, усталостью, головными болями, снижением аппетита, нарушением сна;
  • уязвимостью нервной системы, в том числе рассеянностью, раздражительностью, отсутствием мотивации;
  • хронической усталостью, переходящей в запущенном случае, в астено-невротический синдром (предельное истощение нервной системы).

Смягчить и нивелировать малоприятные побочные эффекты слияния со школьной жизнью, помогут родители, если заблаговременно переведут будущего ученика в режим, близкий к школьному. Весна – время, стимулирующее к пробуждению, развитию и активности. Впереди шесть месяцев подготовки к новому школьному режиму, принять который будет легче после пробного «рабочего» графика.

Сохраняя до школы свободный режим, во благо мнимой пользы ребёнка: «Пускай отдохнёт и наберётся сил перед школой», родитель окажет медвежью услугу своему чаду – продлит и усугубит период адаптации.

Домашних детей и тех, что находятся на вольном посещении детского сада, стоит переводить с весны на подготовительный график.

Примерный режим будущего первоклассника

Время Деятельность
7:00 Пробуждение
7:15 Зарядка, гигиенические процедуры
7:45 Уборка спального места, подготовка к завтраку
8:00 Завтрак + приучать мыть за собой посуду
9:00 Первое занятие по дошкольной подготовке
9:30 Отдых
10:00 Второе занятие по дошкольной подготовке
10:30 Активный отдых и прогулка на свежем воздухе
13:00 Обед + обучение навыкам самообслуживания (уборка посуды)
14:00 Дневной отдых и сон
15:30 Пробуждение, свободное время
16:00 Полдник
17:00 Посещение кружков и секций
18:00 Прогулка на свежем воздухе
19:00 Ужин
19:30 Свободное время, общение с семьёй, игры
20:30 Гигиенические процедуры, чтение книг, подготовка ко сну
21:00 Отход ко сну

Режим начинается с родительской головы

Взрослый, который планирует организовать режим дня для первоклассника в соответствии с возрастными нормами и требованиями образования, должен осознавать всю его ценность и необходимость. Режим – это не просто вовремя лечь , чтобы встать пораньше.

Режим первоклассника – это ежедневное выполнение разных видов деятельности, которые сменяют друг друга с учётом анатомо-физиологических требований, возрастных и образовательных норм с обязательным присутствием полноценного отдыха на свежем воздухе и сна.

Работоспособность, устойчивость нервной системы, школьная успеваемость формируют фундамент учебной деятельности, они напрямую зависят от соблюдения главных требований:

  1. Соблюдение необходимой продолжительности каждого вида деятельности.
  2. Смена умственной и физической деятельностей позволяет не перегружать нервную систему и не ослаблять интеллектуальную активность.

Нарушение основных позиций режима дня

День первоклассника не должен состоять из бесконечных учебных процессов: школа, кружки-секции, домашние задания.

  1. Общее время пребывания и двигательная активность на свежем воздухе – 3-4 часа в день, которые делятся на утреннее и вечернее время.
  2. Центральная нервная система будет полноценно и гармонично развиваться и работать при условии глубокого 10-часового ночного сна, обеденный сон предлагается по индивидуальной необходимости (легко утомляемые дети).
  3. Регулярное сбалансированное питание обеспечит физическую силу и здоровье, надлежащее «питание» мозга и всей нервной системы, что необходимо для успешной работы памяти, внимания, мышления, воображения.
  4. Наличие внешкольных интересов и посещение узкоспециализированных кружков, повышает общую познавательную активность, стимулирует интерес к новым знаниям, способствуют разностороннему развитию личности.
  5. Регулярное соблюдение личной .

Нарушение основных позиций режима дня будет негативно сказываться и на успеваемости школьника, и на его самочувствии. Минимальные и кардинальные отклонения в режиме допустимы во время болезней, ухудшения здоровья ребёнка и праздников. Выходные дни и каникулы также сохраняют приближённый вариант графика, исключая учёбу в школе.

Таблица примерного режима дня первоклассника с рекомендациями

Время Деятельность Комментарии
7:00 Подъём, туалет Время пробуждения зависит от расстояния, которое нужно преодолеть к школе: сборы и дорога не должны проходить в спешке.
7:15 Зарядка, умывание, уборка кровати Утренняя физическая активность поможет быстрее прийти в рабочий ритм и активизирует мыслительную деятельность.

Самообслуживание – обязательный компонент воспитания самостоятельности младшего школьника.

7:30 Завтрак, вымыть за собой посуду Организм проснулся, а с ним заработали все его системы, которым необходима энергия. Поэтому завтракать ребёнок должен всегда, питательной и горячей едой: молочные каши, омлет, запеканка, оладьи, сырники.

Не торопите с трапезой – понадобится 20 минут для тщательной переработки пищи.

7:50 Сборы, выход Сбор портфеля и одежды лучше переносить на вечер, чтобы утро было спокойным и неспешным.
8:00 Дорога к школе Путь в школу будет одновременно утренней прогулкой на свежем воздухе, время нужно рассчитать, чтобы, не торопясь, прибыть до начала урока.
8:20 Подготовка к началу урока 10 минут достаточно, чтобы устроить учебное место и привести себя в порядок.
8:30 Начало уроков Количество уроков увеличивается к концу второго полугодия до 4-х, их длительность растёт от 35 мин. до 45 мин. В среднем до 13 часов дня первоклассник уже освобождается от школьных занятий.
10:00-10:15 Второй завтрак в школе При возможности будет уместно позавтракать горячей едой в школьной столовой. Менее полезно, когда перекус заменяется сухомяткой в виде бутербродов, а особенно вредны палочки, сухари, чипсы, батончики, которые дети сами себе покупают.

В качестве перекуса идеально подойдут фрукты и бутылочка йогурта.

12:30 Окончание уроков, дорога домой, прогулка на свежем воздухе Если ребёнок не посещает группу продлённого дня, пришло время чередовать свой умственный труд с неспешной прогулкой домой. Верным решением будет водить детей на дополнительные занятия и кружки в послеобеденное время, когда школьник пополнит свои физические и интеллектуальные ресурсы.
13:30 Обед, уборка личной посуды Обед обязателен особенно для первоклассников, питающихся в школе перекусами. Восстановит потраченную энергию сбалансированное меню, что состоит из первого блюда (суп, юшка, бульон) и второго блюда (мясо, рыба с гарниром, овощи). Для хорошей работы мозга и желудочно-кишечного тракта, ребёнок должен выпивать за день оптимальное количество жидкости: вода, чай, сок, компот. Сладкие воды и лимонад приносят лишь вред.
14:00 Обеденный сон или отдых, просмотр мультфильмов, передач Недосыпание и непривычная нагрузка провоцирует у 75% школьников расстройства нервной системы. А практически половина первоклассников испытывают сильное утомление.
16:00 Пробуждение или возвращение домой.
16:00-16:15 Полдник Лёгкий фруктовый перекус пополнит витаминные запасы детского организма.
16:15 Общее чтение, выполнение развивающих заданий с мамой, во втором полугодии – подготовка уроков Уже с первого класса сводите свой родительский контроль к пассивной проверке, подсказкам и напутствиям. Активное участие при выполнении уроков будет сводить к минимуму самостоятельность школьника.
17:15 Прогулка на свежем воздухе, подвижные игры, совместный труд В это время уместно организовать посещение кружков и секций.
19:00 Ужин Последний приём пищи, который исключает жареную и жирную еду.

Если школьник пожелает перекусить непосредственно перед сном – самой щадящей едой станет стакан кефира или нежирного йогурта.

Для первоклассника играет особую роль. Ведь нагрузки существенно увеличиваются, а новые обязанности требуют большей собранности. Режим дисциплинирует, помогает привыкнуть к новым условиям жизни.

Врачи настаивают на строгом соблюдении , подчеркивая, что так можно уберечь школьника от перевозбудимости и раздражительности. Только с его помощью вы сохраните нормальную трудоспособность ребенка не просто в течение дня, а и на протяжении всего учебного года. Режим дня, который мы предлагаем, подходит и для младших школьников других классов - наш распорядок составлен с учетом времени, необходимого для выполнения домашнего задания.

Согласно исследованиям ученых, можно выделить два пика трудоспособности на протяжении дня. Первый - 8-11 часов утра, когда ребенок как раз находится в школе. После этого времени качественные показатели работоспособности в организме падают. Второй пик - 16-18 часов вечера. Затем следует интенсивный спад.

Виталий Степнов, педиатр: «Нельзя не считаться с пиками трудоспособности ребенка. Часто родители удивляются, почему после всех кружков и секций ребенок так долго делает уроки, хотя еще совсем недавно он был бодрым. Да потому что устает он к вечеру! Пик работоспособности организма уже прошел, и теперь ему пора отдыхать, несмотря на то, что ребенок может весело играться или бегать по квартире».

Основные правила режима дня для первоклассника

Первоклассник должен спать не меньше 10 часов , плюс - дневной сон, к которому привык организм. Поэтому постарайтесь, чтобы он ложился не позднее 9 вечера и вставал в 7 утра.

Сразу после уроков погуляйте с ребенком хотя бы минут 40. Только потом идите на обед - пусть нагуляет аппетит. К тому же, младшеклассники должны гулять в день по 3 часа.

Обед должен быть в 13.30-14.00. После этого дайте своему непоседе вдоволь отдохнуть. Не нужно сразу же усаживать его за уроки - сейчас у него спад работоспособности, поэтому всё равно ничего хорошего из этой затеи не выйдет.

Даже если ребенок уже не спит днем, может прийти домой может сразу же заснуть. Это значит, что организм измотался. Дайте ребенку возможность отдохнуть.

Только лишь, когда ребенок поел и отдохнул, можно сесть за уроки. Домашнее задание в первом классе отменили, но когда ваш ребенок перейдет в следующий класс младшей школы, не забывайте, что 30-60 минут - это максимум, отведенный на это занятие. Оптимальное время - 16.00-17.00.

Валентина Филенко, детский психолог: «Когда придет время домашнего задания, не заставляйте ребенка быстро бросить игрушки и сесть за уроки. Дождитесь момента, когда он отложит одну игрушку и возьмется за вторую. Если Вы прервете процесс игры, необходимость выполнения домашних заданий приобретет негативную окраску».

После приготовления домашнего задания ребенок может пойти в секцию или кружок. Дорогу туда как раз можно совместить с прогулкой. Не забываем, что на свежем воздухе нужно находиться не меньше трех часов в день.

Никаких домашних заданий вечером! Не успеваете на кружок? Лучше отложить одно занятие, чем перенести уроки на вечернее время.

Перевозбуждение, накопившееся за день, нужно снять прогулкой. Не думайте, что вечерние пляски и небывалая активность свидетельствуют о том, что ребенок не устал. Чтобы снять напряжение, погуляйте с ребенком перед сном. Если ложимся в постель в 21.00, то начать прогулку стоит не позже 19.30, сразу после ужина.

Телевизор можно смотреть не дольше 45 минут в день , а лучше вообще без него обходиться. Лежа смотреть его нельзя, только сидя и на расстоянии 2-2,5 м от экрана. А после вечерней прогулки лучше не садиться у экрана, а принять теплый душ, выпить стакан теплого молока и лечь спать.

Отход ко сну должен быть спокойным, без разговорах о дневных трудностях и без напоминаний о досадных ошибках или неудачах прошедшего дня.

Режим дня первоклассника: образец

  • 7.00 подъем
  • 7.00-7.30 водные процедуры, зарядка
  • 7.30-7.50 завтрак
  • 7.50-8.20 дорога в школу
  • 8.30-12.30 занятия в школе
  • 11.00 второй завтрак
  • 12.30-13.00 дорога домой (лучше по свежему воздуху)
  • 13.00-13.30 обед
  • 13.30-14.30 послеобеденный отдых, а лучше сон
  • 14.30-15.00 полдник
  • 15.00-16.00 прогулка, игры, спорт
  • 16.00-17.00 домашние задания
  • 17.00-19.00 прогулка
  • 19.00-20.00 ужин и свободные занятия (чтение, помощь маме по дому, игры и т.д)
  • 20.00-20.30 подготовка ко сну
  • 20.30-7.00 сон


Режим питания первоклассника

  1. Питание первоклассника должно быть пятиразовым: завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник и ужин.
  2. Горячий завтрак для ребенка обязателен. Лучше всего - горячая каша, но мы-то знаем, что с гораздо большим удовольствием детишки набрасываются на хлопья. Проследите, чтобы хлопья были цельноцерновыми, а молоко - теплым. Можно баловать ребенка сырниками, оладушками, омлетом - разнообразие питания тоже очень важно.
  3. Завтрак должен быть спокойным и размеренным. Никаких «Быстрее, мы опаздываем!». Лучше разбудите ребенка на полчаса раньше, чем потом будете его подгонять. Для здоровья (как физического, так и психологического) нет ничего хуже, чем стресс, который создается ограничением времени.
  4. На обед ребенку стоит предложить легкий суп (не нужно варить крепкий мясной бульон - растущему организму он не полезен). Второе блюдо не должно быть острым, жареным, жирным. Не подавайте к столу майонез или кетчуп (разве что натуральный, без добавок). Добавляйте к обеду много овощей, например, большую порцию салата.
  5. На полдник прекрасно подойдут свежие фрукты, оладушки или блинчики. Дополнительно порадуйте малыша свежим какао.
  6. Ужин должен быть легким, но сытным. Ребенок не должен наедаться за весь день. Если он ложится спать в 21.00, то ужинать садимся в 18.00-19.00, не позднее.
  7. Питание должно быть разнообразным. Мы имеем ввиду не просто состав продуктов, но и . Ведь дети охотнее кушают, если тарелка украшена смешными мордочками, или на ней красиво лежат продукты нескольких цветов.

Кружки и секции в распорядке дня первоклассника

Физиологи не рекомендуют начинать учебу в школе параллельно с азами танцевальных па или первыми ударами кунг-фу. Лучше сделать это за год до школы или уже со второго класса. В первом классе нагрузки должны быть минимальными.

Если Вы видите, что ребенку тяжело справляться с учебой, совмещая ее с начатым год назад кружком, лучше отложите занятия на год. Но обязательно прислушивайтесь к мнению своего школьника: если дополнительные занятия ему очень нравятся, оставьте какую-то одну секцию, а вторую «поставьте на паузу».

Помните, что в это время ребенку очень нужна наша поддержка. Не нужно постоянно указывать, что ему делать, сосредотачиваться на школьных трудностях, требовать отличных результатов и ругать за неаккуратные тетради.

Вы должны быть одной командой: дайте ребенку почувствовать, что у него есть защита, что родители - на его стороне. И соблюдайте . Успехов вам и маленькому школьнику!

Начальное общее образование

Правильный распорядок дня первоклассника

Школьный учитель и детский невролог – о чрезмерной нагрузке, правильном питании и необходимой продолжительности сна.

Школьный учитель и детский невролог – о чрезмерной нагрузке, правильном питании и необходимой продолжительности сна.

«Как организовать день моему первокласснику?» – этот вопрос регулярно задают родители учителям, врачам и другим экспертам. Действительно, правильно построенный режим дня крайне важен для того, чтобы ребенок плавно и комфортно вошел в учебный процесс и сохранил свое здоровье. Часто родители сами формируют правила, которые не всегда исполнимы и далеко не всегда действительно нужны первокласснику.

Чтобы исправить возможные ошибки родителей, мы решили обратиться к двум экспертам – учителю начальных классов и опытному детскому врачу. Пусть их советы и наблюдения помогут нам составить объективную картину о том, каким должен быть режим дня современного первоклассника.

Алексей Игоревич Крапивкин , доктор медицинских наук, директор московского Научно-практического центра детской психоневрологии


Режим дня: сохраните детсадовскую норму

Когда ребенок идет в школу, его жизнь сильно меняется. Но и в первом классе вполне возможно сохранить тот режим дня, который был у вас в детском саду: с регулярным питанием, послеобеденным отдыхом и достаточно активными прогулками, пусть и не такими длинными.

Питание: главное – разнообразие

Организм первоклассника остро нуждается в регулярном питании, чтобы вовремя восполнять недостаток глюкозы. К семи годам у ребенка уже должны быть сформированы пищевые привычки: обязательный полноценный завтрак, горячий обед, правильные перекусы – второй завтрак, полдник.

Мой главный совет родителям: кормите детей разнообразно. Любой избыточный продукт может повлиять на состояние ребенка, его пищеварение, сон и физическую активность. Конечно, лучше избегать обилия сладкого, жирного или острого в рационе ребенка – по той же причине.

В то же время если у ребенка нет серьезных заболеваний, то нарочитых ограничений в еде быть не должно. Приходя в новый детский коллектив, ребенок пересматривает свою норму питания: если все едят печенье, почему он должен от него наотрез отказаться? Если все перекусывают после третьего урока, почему он не может взять с собой бутерброд или яблоко?

И еще один совет: чтобы не рисковать самочувствием ребенка ночью, постарайтесь накормить его ужином примерно часа за два до сна, не позже. Если не получилось поужинать вовремя – предложите максимально легкую и безопасную для ЖКТ пищу.

Сон: главное – не сражайтесь за показатели

Не только первоклассник, но и любой человек должен спать столько, сколько требует его организм. Но иногда родители укладывают ребенка чуть ли не в восемь вечера, чтобы он проспал как можно дольше, это, на мой взгляд, лишняя мера.

По статистике, взрослому человеку нужно не менее 8 часов сна в сутки. Первокласснику нужно немного больше, но не 12 часов, как грудному младенцу. Самое главное – укладывая ребенка спать пораньше, не сражайтесь за показатели, лучше посмотрите на его состояние. Легко ли ему просыпаться наутро? Хватает ли сил до вечера?

Лучше всего укладывать ребенка спать между 9 и 10 часами вечера, желательно – не позже 10 часов. При этом время за 1,5–2 часа до сна должно быть у ребенка свободно для проведения ежедневных ритуалов: водные процедуры, чтение на ночь, стакан молока – и как можно меньше стрессов, тогда ребенок плавно войдет в сон и сможет полноценно отдохнуть.

Что касается дневного сна, то мне кажется, что нет никаких оснований настаивать на том, чтобы ребенок спал днем. Если ему хочется лечь поспать после обеда – отлично, если нет – не настаивайте. Главное, дневной сон должен делить день на два равных промежутка. Не нужно укладываться спать позже 4 часов вечера: тогда ночной сон может пострадать.

Нагрузки: добивайтесь состояния разумной усталости

Сейчас много говорят о том, что первоклассники едва выдерживают непомерную нагрузку, которую им устраивают школа и родители со своими кружками и секциями. Мне нравится идея, что уровень нагрузок должен определяться переносимостью. Если у вашего ребенка достаточно ресурса, чтобы после школы отзаниматься два часа на фортепиано, а вечером с удовольствием сходить в спортивную секцию, то почему бы и нет? Для родителей главным показателем уровня нагрузок должно быть состояние ребенка по вечерам. Если он падает с ног, капризничает, не может есть, до того он устал – вы явно переборщили. Если он активен и мог бы еще пару часов увлеченно чем-то заниматься, значит, дневной нагрузки не хватило. А вот если его усталость не чрезмерна, естественна, не вызывает у него серьезного дискомфорта – значит, объем нагрузки достаточный.

Физическая активность

Тут важно помнить, что для семилетнего ребенка просто просидеть за партой несколько часов подряд – колоссальная нагрузка. Чтобы ее снять, полезнее не уложить ребенка в постель, а дать ему как следует побегать, дать выход напряжению.

Потребность ребенка в движении естественна, физиологична. Обязательно давайте ему возможность как следует попрыгать, полазить, побегать после школы, а если нужно, то еще и вечером.

Обязательно напоминайте ребенку, чтобы он делал небольшие разминки после долгого сидения за уроками: элементарной гимнастики будет достаточно. И отдайте ребенка в спортивную секцию: два-три раза в неделю.

Елена Александровна Чулихина , учитель начальных классов в МБОУ «Малодубенская средняя общеобразовательная школа»


Режим дня: в выходные как в будни

Тут и говорить не о чем, каждому первокласснику нужен полноценный режим дня. Лучше всего, если он в выходные не сбивается, а то потом трудно будет перестраиваться к началу рабочей недели.

Питание: горячее лучше печенья

Сейчас практически все родители очень боятся, что дети в школе будут сидеть голодные. Дают им с собой конфетки, печенье, булочки, вафли и другие «сухомятки» – это притом, что в школе работает столовая, где всегда можно съесть горячий завтрак и хорошо пообедать. Естественно, наевшись сладкого, дети в столовой отказываются от полноценной горячей еды. Поэтому хочу дать родителям совет: приучайте их лучше ходить в столовую, утром есть кашу или омлет, днем обедать хорошим горячим супом, а не леденцами. Я не против того, чтобы вы давали детям с собой угощение, но в меру, а не так, чтобы оно перебивало аппетит.

Сон: не клевать носом на уроках!

Скажу вам честно, это очень неприятно, когда на первом уроке у тебя в классе дети клюют носом. Поэтому, пожалуйста, укладывайте детей спать вовремя, в лучшем случае часов в девять вечера. Не нужно надеяться, что утром урвете минут пятнадцать сна: с этого начинаются утренние опоздания, а это тоже не очень помогает детям сосредоточиться.

Дневной сон – вещь полезная, тем более что дети сами, как правило, требуют послеобеденного отдыха: приходят из школы и сразу ложатся спать. Значит, им это нужно, значит, родителям надо учитывать эту потребность при составлении режима дня.

Нагрузки

Сейчас в связи с введением ФГОС первоклассникам полагается до 10 часов внеурочных занятий в неделю. Они обычно начинаются после обеда и длятся до двух академических часов в день – это в дополнение к обычной школьной нагрузке. Кроме того, почти каждый ребенок посещает различные кружки, некоторые из них очень серьезные и располагаются на другом конце города. Получается, что первоклассники очень загружены в будние дни, даже при условии, что в первом классе им не задают на дом.

Здесь я не вправе давать родителям какие-либо советы: они сами решают, как, чем и сколько загружать детей, каких требовать достижений и т. д. Но я бы настаивала на том, чтобы хотя бы в выходные дни дети были свободны, могли заниматься своими делами, играть, гулять, провести вечер в кругу семьи. Это лучшая поддержка, которую мы можем им дать.

Физическая активность

Мы следим за тем, чтобы дети между уроками делали разминки, могли побегать, разгрузиться как следует. Важно, чтобы и родители заботились о том же. Обязательно давайте детям гулять, много двигаться. Лучше всего, когда они идут домой из школы пешком, а не передвигаются на машине.

Значение режима дня для школьников разных возрастов не всегда адекватно воспринимается родителями. Для того, чтобы оценить позитивное влияние правильно построенного распорядка дня, нужно понимать, что означает само слово «режим», совокупность каких факторов оно в себя включает, какие принципы организации существуют для его правильного составления.

Изображение depositphotos.com

Содержание статьи:

Режим и его составляющие

– конкретно установленный и постоянно повторяющийся распорядок деятельности человека. Если говорить о распорядке дня школьника, его основными составляющими являются:

  • режим сна;
  • режим питания;
  • режим двигательной активности;
  • гигиенический режим.

Каждый из факторов нельзя рассматривать отдельно. Только чётко установленное чередование всех элементов позволит выработать условные рефлексы, обеспечить действенное полезное и здоровое развитие ребёнка любого возраста.

Смена деятельности поможет школьнику не только вырасти здоровым и крепким, но и раскроет его скрытые таланты и способности.

Питание в распорядке дня школьника

Каким топливом вы заправите свой автомобиль, насколько своевременно будете его обслуживать, так он и будет вам служить. Сон и питание являются основополагающими факторами правильного развития.

Максимальная выработка мелатонина (гормон, регулирующий цикл сон-бодрствование) наступает с 12 часов ночи до 4 утра, при условии отсутствия источников освещения. Важно, чтобы в это время ребёнок находился в фазе глубокого сна. Функции гормона – профилактика простудных и онкологических заболеваний, мощное иммуномодулирующее влияние, регуляция биоритмов, восстановление.

Режим включает в себя несложные истины, которые не требуют больших усилий.

Приём пищи для растущего организма должен быть пятикратным. Калорийность каждого приёма составляет от 20 до 35% общей калорийности дневного рациона.

Суточное потребление калорий в школьном возрасте:

  • младшие школьники – от 2200 до 2400 ккал;
  • школьники среднего звена – 2600–2850 ккал;
  • юношеский возраст – от 3000 до 3150 ккал.

Основная доля рациона склоняется в пользу животных и растительных белков.

Отдых в распорядке дня учащегося

Есть много представлений об отдыхе ребёнка. Восстанавливать силы лучше всего, чередуя разные виды активности. и ослабленные дети должны в течение дня отдыхать, полностью расслабляясь. Это может быть полуторачасовой сон или просто возможность полежать, ничего не делая. Здоровым детям достаточно сменить деятельность. Примером может служить такая модель:

  • школьные уроки в чередовании с физической активностью во время физкульминуток и на переменах;
  • занятия в спортивных секциях или подвижные игры на открытом пространстве;
  • самостоятельная работа над уроками с включением физкультминуток.

Принципы организации распорядка дня школьника

Постепенность

Начинать приучать ребёнка к режиму лучше за 10 дней до начала учебного периода, а не 1 сентября. Этого времени хватит для того, чтобы выработался рефлекс просыпаться в одно и то же время, а заодно повторить учебный материал, заданный на лето.

Последовательность

Если раньше вы не придерживались чёткого распорядка, ограничьтесь несколькими пунктами, а затем постепенно добавляйте остальные. Особенно актуально это для школьников средней и старшей школы. Малыши придерживаются режима в детском саду, поэтому им не нужно будет сильно перестраиваться. Задача родителей будущих первоклассников — не нарушать привычный распорядок.

Учёт физиологических и психологических особенностей детей различных возрастов

Степень утомляемости, биоритмы, состояние систем и органов, скорость биологического роста и взросления у разных возрастных групп очень различаются.

Контроль состояния здоровья ребёнка

Если организм школьника ослаблен, он относится к часто болеющим детям или имеет хронические заболевания, это обязательно нужно учитывать.

Оценка индивидуальных особенностей

Нельзя забывать о типе темперамента школьника и других индивидуальных характеристиках.

Сезонность

Количество времени, которое дети должны проводить на открытом воздухе, напрямую будет зависеть от этого фактора.

Учёт смены занятий в школе

Распорядок дня школьников, которые занимаются во вторую смену, существенно отличается от распорядка школьников, посещающих школу в первой половине дня.

  • если научить ребёнка тратить 10 минут на подготовку к следующему виду деятельности, в течение дня вы сэкономите 1 час его времени на отдых и занятия по интересам;
  • чередование физической двигательной и творческой активности заставляет включаться в работу разные отделы мозга, что позволяет улучшать и корректировать все процессы, происходящие в организме;
  • в 8–10 часов утра работоспособность максимальная. В 13–14 часов она снижается и снова повышается к 16–17 часам. У малышей второй подъём работоспособности уменьшается к 19 часам;
  • если внимательно слушать и конспектировать объяснения учителя, на приготовление уроков времени уйдёт в 3 раза меньше;
  • для того чтобы организм успел включиться в ритм бодрствования, ему необходимо 5–7 минут. Разбудите ребёнка на 5 минут раньше, чтобы он мог начать зарядку с потягиваний, лёжа в кровати. Это поможет избежать стресса при раннем подъёме;
  • между окончанием уроков и выполнением заданий дома должно пройти не меньше 1.5–2 часов;
  • беспрерывные письменные задания первоклассник может выполнять 8–10 минут, ученик 4 класса – 15–20 минут. Беспрерывное чтение дозируется также. После указанного времени должен следовать другой вид деятельности;
  • при выполнении домашних заданий лучше начинать с работы средней и высокой трудности.
  • различные виды деятельности заставляют мозг выполнять координационную и контролирующую функцию, и только умственный труд – основную работающую;
  • при занятиях умственной деятельностью приток крови к мозгу увеличивается в 10 раз, соответственно увеличивается потребность в кислороде. Важно обеспечить проветривание помещения;
  • искусственное освещение за должно находиться спереди слева. При этом тень от руки не будет падать на строчки во время письма;
  • вечерняя работа по приготовлению домашних заданий для учеников начальной школы наиболее эффективна с 17 до 19 часов. Для учеников средних классов – с 17 до 20 часов. Для старшеклассников с 17 до 21 часа.

Распорядок дня школьника, учащегося во вторую смену

Важно понимать, что подъём должен быть ранним, чтобы после утреннего приёма пищи ребёнок сделал уроки. В вечернее время делать их нецелесообразно, так как эффективность усвоения материала и работоспособность после школы будет низкой и приведёт к переутомлению.

Кроме уроков, дети должны до начала занятий успеть погулять на открытом пространстве и посетить спортивные или творческие занятия. Поэтому важно максимально органично и экономично использовать каждую минуту времени.

Во многом режим детей, обучающихся после обеда, определяется возрастом и количеством уроков. Как правило, школы, где организация занятий происходит в 2 смены, имеют 6-дневную рабочую неделю. Переключение из режима первой смены на вторую всегда стрессовое. Задача взрослых — мягко контролировать и помогать ребёнку войти в новую рабочую колею.

Приблизительный распорядок дня школьников, которые посещают занятия после обеда(в связи с разницей в учебных планах школ, указываем время продолжительности, а не точный часовой график процедур):

  • Пробуждение, потягивание, подъём, умывание, туалет: с 6:55 до 7:25.
  • Утренний приём пищи: с 7:25 до 7:55.
  • Самостоятельная подготовка к школе: с 7:55 до 10:25 (для учеников 5–6 классов) или до 9:55 (для 3–4 классов).
  • Обед – 25–30 минут.
  • Прогулка по дороге в школу – 30 минут.
  • Уроки с полдником на большой перемене 5–6 часов, в зависимости от возраста.
  • Возвращение домой – 30 – 35 минут.
  • Вечерний приём пищи – 25 минут
  • Произвольные занятия – 1.5 часа.
  • Водные процедуры, подготовка ко сну – 25–30 минут.
  • 21:05 – сон для детей 3–4 класса, 22:05 – 5–6 класса.

Распорядок дня младшего школьника

Учащиеся младших классов, которые обучаются в первую смену, имеют такой приблизительный режим:

  • Пробуждение, потягивание, подъём, гигиенические оздоровительные мероприятия: 6–55 – 7–25.
  • Полноценный завтрак: 7–25 – 7–55.
  • Поход в школу: 7–55 – 8–25.
  • Уроки и второй завтрак – от 4 до 6 часов.
  • Поход из школы – 30 – 35 минут.
  • Дневной приём пищи – до 30 минут.
  • Пассивный отдых, сон, для школьников 1–2 класса – 1.5 часа.
  • Активный отдых для детей 1–2 класса: 2 часа.
  • Подвижный отдых на воздухе, игры, посещение занятий по интересам для детей 3–4 класса – 2.5 часа.
  • Работа над уроками с физкультминутками: 1ч.10 минут –1 класс, 1.5 часа – 2 класс, 2ч.10 мин. – 3–4 класс.
  • Ужин – 30 минут.
  • Вечерняя прогулка, свободные занятия 1.5 часа.
  • Подготовка ко сну, душ, умывание – 30 минут.
  • Отбой: 20–30 для 1–2 класса, 21–00 для 3–4 класса.

Режим дня подростка

Отдельно следует остановиться на режиме дня для школьников 6–9 классов. Дети этого возраста активно растут, их организм претерпевает много существенных гормональных, функциональных, психических изменений. Очень важно при установлении режима для тинейджеров учитывать их интересы, прививать привычку к распорядку корректно и без давления. Иначе вместо соблюдения режима родители получат протест, переходящий в конфликт.

  • Пробуждение, потягивание, подъём, гимнастика, водные процедуры: 6–55 – 7–30.
  • Утренний приём пищи: 7–30 – 7–50.
  • Прогулка по дороге в школу: 7–50 – 8–20.
  • Уроки, факультативы, ланч на большой перемене и перекус: 8-30 – 14 – 30.
  • Поход из школы: 14-30 – 15–00.
  • Горячий обед: 15–00.
  • Занятия по интересам (спорт, музыка, рисование), прогулки: 15–00 – 17–00.
  • Самостоятельная работа над уроками: 17–00 – 19–00.
  • Перерыв на ужин: 19–00 – 19–30.
  • Самоподготовка: 19–30 – 21–00.
  • Произвольные занятия – 30 минут. Водные процедуры, отход ко сну: 21–30 – 22–00.
  • Сон: 22–00.

Режим дня старшеклассников

В распорядке дня для школьников старших классов больше времени приходится уделять дополнительной подготовке по некоторым предметам. Это связано с будущим самоопределением детей, посещением курсов, репетиторов.

  • 6–55 – 7–30 – пробуждение, потягивание, зарядка, гигиенические процедуры.
  • 7–31 – 7–50 – горячий завтрак.
  • 7–51 – 8–20 – прогулка по дороге в школу.
  • 8–31 – 15–00 – основные и дополнительные занятия, ланч на большой перемене, перекусы.
  • 15-00 – 15-20 – прогулка по дороге из школы.
  • 15-20 –15–50 – горячий обед.
  • 15–50 – 17–20 – занятия спортом, активная двигательная деятельность.
  • 17–20 – 18–30 – дополнительная подготовка по необходимым предметам. Если такой необходимости не возникает, можно разделить это время между активными занятиями и уроками.
  • 18–31 – 19-00 – основной ужин.
  • 19–01 – 21–30 – самоподготовка с перерывом на небольшой перекус (кефир, йогурт, фрукты на выбор).
  • 21–31 – 22–30 – свободные занятия.
  • 22–31 – 23–00 – водные процедуры, расслабление перед сном.
  • 23–00 – отбой.

В представленных примерах распорядка дня отводится время для посещения занятий по интересам. Если ребёнок это время уделяет игре на музыкальных инструментах или рисованию, необходимо выделить дополнительное время занятиям физкультурой или спортом.

Физическое развитие в распорядке дня школьника

  • уроки физкультуры компенсируют обязательное количество суточных движений лишь на 11%;
  • детей начального и среднего звена к физкультурным паузам можно привлечь в игровой форме. Старшеклассников лучше мотивировать совершенствованием их внешности;
  • количество часов двигательной активности с возрастом становится меньше, но её интенсивность и калорийные затраты должны увеличиваться. Желательно сочетание аэробных и координационных нагрузок (например: танцы, плавание или игровые виды, лёгкая атлетика, плавание);
  • единственным противопоказанием для плавания являются воспалительные заболевания почек, половой и мочевой системы. Особенно благотворно этот вид влияет на формирование и укрепление правильной осанки, увеличение подвижности суставов.

Режим выходного дня для учащихся

Есть 2 взгляда на этот вопрос:

  • Пусть ребёнок отдохнёт и выспится.
  • Нельзя отклоняться от установленного графика.

Оба мнения правильны с небольшими комментариями к каждому из них. Если речь идёт о выходных, необходимо придерживаться второго утверждения. Сбивая ребёнка с привычного расписания, родители оказывают ему медвежью услугу. На следующий день возвращение в привычный режим будет для него болезненным. Для того чтобы школьник отдохнул, в выходные можно немного сместить временные рамки в пользу возможности полежать чуть дольше в постели. Свободное время необходимо органично распределить между активной физической деятельностью, хозяйственными делами, занятиями по интересам. Всё в рамках возрастной категории.

Все мы любим своих детишек. Сами радуемся как дети их первым шажкам, первым словам. Переживаем за их здоровьем. Стараемся, чтобы они выросли нормальными, здоровыми, порядочными людьми. Но само по себе такое не сделается. надо их направлять в нужное русло. С детства приучать к дисциплине, распорядку своего дня, правильному распределению личного времени. Самым простым способом будет составить такой распорядок и повесить его на стенку возле кровати.

Просыпаясь каждое утро ребёнок может посмотреть и быстренько вспомнить, что ему необходимо сделать в первую очередь. А если это будет не просто от руки написано, а в цвете, да ещё и со смешными зверюшками, то ему всё это будет вдвойне приятно. Да и нам родителям, будет гораздо удобней следить за их действиями. держать всё под своим контролем. Составляется такой график с учётом всех возможных действий. Утренний туалет, зарядка, завтрак, собирание в школу и т.д. Можно также не забыть о всевозможных секциях, кружках. Не забываем про игры на свежем воздухе. Свежие фрукты, овощи – это всё можно не включать в распорядок. Никоим образом не забываем про отдых. Слишком большая сразу получается нагрузка на организм. Может надо включить дневной сон. В любом случае всё это сугубо индивидуально.

Предлагаем Вашему вниманию небольшое видео на тему “Распорядок дня ПЕРВЫЙ КЛАСС для школьников \ Воспитание ребенка 6 лет”:

Немного о воспитании первоклашки

Очень важное значение в развитии любого ребёнка, является привычка есть в один и тот же час. желательно, чтобы врач тоже дал некоторые советы. Он хорошо знает все возможности организма малыша. Не стоит требовать от него слишком многого. Дети эмоциональны, нервная система ещё в стадии развития. Всегда возможны истерики, скандалы. Решить их нужно мягко. Не ремнём.

Самый главный залог гармоничного развития и хорошего самочувствия ребёнка – это хороший режим дня. А если он ещё толково, грамотно организован, то успех гарантирован. Дети устают очень быстро, поэтому полноценный отдых крайне необходим. Пусть немного поиграется с любимой куклой, паровозиком, наберётся сил, немного расслабиться. Поменьше ТВ, всяких мультиков только портящих зрение. Побольше активных действий. особенно во время летних каникул.

Все мы работаем, устаём, нервничаем, но своему чаду нужно уделять побольше времени. И чем больше, тем лучше. Всё это воздастся сторицей со временем.

Учёные давно уже доказали, что наш человеческий организм – это особая система, которая подчиняется различным ритмам. В раннем детстве на него возложена огромная нагрузка. Всё растёт физически, морально. Сердце, кости, мозг очень быстро набирают вес, массу, объём. Желательно не допускать всевозможных стрессов, созданий конфликтных ситуаций., переутомлений.

Некоторые особенности распорядка, которые подойдут любому малышу:

  • утренняя зарядка или гимнастика;
  • приём пищи. Правильный приём пищи в строго запланированное время поможет нормализовать работу кишечно-желудочного тракта;
  • после возвращения со школы необходимо дать отдых часов 5. Знакомства со школой, учителями, одноклассниками – влияют на нервную систему. Человечек впервые начинает осознавать, что необходимо подчиняться строим правилам, которые необходимо выполнять. Независимо от того нравятся они тебе или нет;
  • после ужина желательно немного прогуляться, подышать свежим воздухом.

Предлагаем Вам воспользоваться нашими готовыми шаблонами для составления личного распорядка дня. Лучше всего распечатывать их на цветном принтере.

Скачать распорядок дня, разные смешные картинки, список уроков и прочие вещи, Вы сможете пройдясь по этой ссылке:

Желаем Вам и Вашему потомству побольше здоровья, удачи, любви!!!

Рассказать друзьям