Лечение и реабилитация детей инвалидов. Психосоциальная реабилитация инвалидов. Что надо знать лицу, получившему индивидуальную программу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий. Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий - их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

О финансировании программ абилитации

Новый порядок установления инвалидности


Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:

  • Клинико-функциональных;
  • Социальной бытовых;
  • Профессионально-трудовых;
  • Психологических.
Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Последние изменения

В проекте бюджета на 2018 год было отведено 29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Родителям, которые желают обеспечить своим детям с нарушениями здоровья нормальную жизнь, следует узнать, какие имеются особенности реабилитации детей-инвалидов в 2020 году, как получить программу реабилитации и что в нее входит.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Время от времени разрабатываются новые способы лечения и восстановления здоровья детей-инвалидов.

Они учитываются медицинскими работниками при составлении соответствующей программы. Ее разработка осуществляется после того, как ребенку будет установлена группа инвалидности.

Главные аспекты

Существует несколько вариантов реабилитации несовершеннолетних детей:

  1. Адаптация ребенка в тех условиях, в которых он находился до получения инвалидности.
  2. Проведение реадаптации в новых условиях.
  3. Применение лечебно-профилактических мер в реабилитационном учреждении.

Лечебные меры могут быть предприняты только после того, как врач в бюро медико-социальной экспертизы разработает программу реабилитации с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Основные термины

В процессе реабилитации в медицинских центрах могут использоваться некоторые термины, значение которых зачастую неизвестно родителям детей-инвалидов:

Абилитация Процесс реабилитации, в ходе которого у ребенка развиваются и формируются отдельные функциональные системы организма, полноценное становление которых затруднено из-за наличия определенных дефектов здоровья
Аномальные дети Это те дети, у которых имеются серьезные отклонения в физическом и психическом развитии
Гиперактивность Общее двигательное расстройство и неусидчивость, а также сопутствующее нарушение концентрации внимания
Инвалид Лицо, имеющее нарушение здоровья, которое обусловлено каким-либо заболеванием или перенесенными травмами
Ограничение жизнедеятельности Отклонение в развитии ребенка от нормы, возникающее из-за нарушения здоровья. В результате чего инвалид не склонен к самообслуживанию, передвижению, общению и ориентации

Согласно последним изменениям в законодательстве, можно использовать материнский капитал на реабилитацию детей-инвалидов.

В частности, родители могут приобрести товары и услуги, которые необходимы ребенку для того, чтобы стала возможной его адаптация и интеграция в обществе, реабилитация.

Главные задачи восстановления

При восстановлении здоровья используются технические средства реабилитации детей-инвалидов дцп.

При проведении специальных лечебно-восстановительных мероприятий преследуются следующие задачи:

  1. Выявление потенциала ребенка и его раскрытие.
  2. Осуществление динамического контроля над развитием несовершеннолетнего.
  3. Определение степени потребности в тех или иных лечебных мероприятиях, процедурах.
  4. Составление программы реабилитации и выполнение предписаний врача.

Существуют некоторые принципы реабилитации детей с инвалидностью:

  • государство гарантирует, что права инвалидов защищаются в полной мере;
  • интересы детей-инвалидов занимают приоритетное положение;
  • программы реабилитации доступны для всех, кто в них нуждается;
  • врачебное вмешательство наиболее целесообразно на ранней стадии заболевания, когда можно не допустить развития серьезных последствий для здоровья;
  • существует множество различных форм реабилитации;
  • деятельность служб, оказывающий медико-социальную помощь детям инвалидам координируется государством.

Важная задача – подготовка детей инвалидов к жизни в обществе, последующей трудовой деятельности и социализации.

Нормативная база

Защита прав и интересов инвалидов осуществляется государством на высшем уровне, в особенности, если речь идет о детях с инвалидностью.

Были изданы некоторые нормативные акты, которые соблюдаются организациями, так или иначе взаимодействующими с лицами, имеющими нарушение здоровья:

  1. Всеобщая Декларация прав человека.
  2. Декларация о правах инвалидов.
  3. Конвекция о правах ребенка.
  4. ФЗ № 419 о социальной защите инвалида, в соответствие с которым устанавливаются понятия реабилитации и абилитации инвалидов, закрепляется необходимость оказания помощи данной категории граждан. В соответствие с данным законом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации лиц с инвалидностью.
  5. ФЗ № 166 закрепляет основные правила по назначению и выплате социальных пенсий.

Право на такую помощь имеют те дети-инвалиды, которые постоянно проживают на территории России.

Согласно законодательству, дети-инвалиды имеют право на бесплатное санитарно-курортное лечение. Также оплачивается дорога и проживание на одного сопровождающего.

В соответствие с ФЗ по реабилитации лиц с инвалидностью, им должны предоставляться возможности для социальной адаптации, занятий спортом, помощь в обучении и подготовка к последующему трудоустройству.

Что нужно знать

Восстановление здоровья детей – непростое дело. Подходить к нему нужно со всей ответственностью. Разработка программы – лишь первый шаг на пути к восстановлению.

С помощью реабилитации может быть ускорен процесс выздоровления ребенка или запущен процесс адаптации в новых, непривычных для него социальных условиях.

Фото: статистика численности детей-инвалидов

За счет реабилитации может быть проведена профилактика возникновения различных осложнений. В некоторых случаях удается вернуть человека к активной жизни и подготовить к осуществлению трудовой деятельности в дальнейшем.

Специфика работы (методы и технология)

Существует несколько методик и технологий, которые применяются медицинскими работниками для реабилитации детей инвалидов. Так, разрабатываются проекты для социокультурной адаптации.

Основные методы для социальной и бытовой адаптации лиц с инвалидностью:

  • консультационные мероприятия для родителей инвалида;
  • проведение адаптационных обучающих мероприятий;
  • помощь в обучении ребенка социальным навыкам;
  • адаптация жилья, где проживает ребенок-инвалид к его потребностям;
  • организация учебного процесса, досуга;
  • занятие лечебной физической культурой, спортивные нагрузки.

Существует несколько методик соц – реабилитации:

  1. Социальная диагностика.
  2. Терапия.
  3. Профилактические мероприятия.
  4. Психосоциальная помощь.

На основании проведенной диагностики составляется план психолого-педагогический, который должен применяться не только при лечении, но и при обучении ребенка с инвалидностью.

Проводиться социальная терапия, основная задача которой – решение социальных проблем ребенка, исправление поведения в обществе, помощь в самоутверждении.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида

ИПР – это своего рода медицинская карта-проект, разрабатываемая специалистами в бюро медико-социальной экспертизы. Формат документа был утвержден Приказом Министерства Здравоохранения.

Формат документа индивидуальная программа реабилитации инвалида можно .

В него входят следующие разделы:

  1. Анкетные данные о человеке с инвалидностью.
  2. Уровень образования. Указывается учреждение, в котором обучается ребенок.
  3. Группа инвалидности.
  4. Имеющиеся ограничения.
  5. Программа медицинской реабилитации.
  6. Проект соц. восстановления.
  7. Проект психолого-педагогической реабилитации ребенка до 18 лет.

Самый важный раздел – медицинская реабилитация. Основной задачей медицинских работников является восстановление или поддержание на прежнем уровне здоровья ребенка с инвалидностью.

В программе делается отметка о том, какой вид лечения был выбран:

  • общая, восстановительная терапия;
  • хирургическое лечение;
  • протезирование;
  • восстановление с помощью технических средств для реабилитации;
  • санаторно-курортное лечение.

В соответствие с ИПР инвалиду оказывается помощь в подборе образовательного учреждения, предоставление технических средств, проведение психолого-педагогической и коррекционной работы с ребенком.

Современные подходы к проблеме

В современном обществе для реабилитации инвалидов предпринимаются следующие меры:

  1. Медицинские.
  2. Социально-экономические.
  3. Профессиональные.
  4. Педагогические.
  5. Психологические.

Основная задача – подготовка ребенка к взрослой жизни, осуществлению им трудовой деятельности, социализация.

Количество инвалидов возрастает, ровно как и увеличиваются расходы государства на их содержание. Проблема реабилитации нашла отражение во многих современных законодательных актах, а также в документах ООН.

Уделяется большое внимание выработке единой системы по восстановлению и адаптации граждан с нарушением здоровья.

Трудности социально-психологического восстановления

Ребенок, которому была установлена группа инвалидности, кроме обычных проблем, которые свойственны любому гражданину, имеет еще и определенные потребности.

Их неисполнение может стать причиной того, что человек не сможет адаптироваться в обществе, будет чувствовать себя ущербным, неполноценным. С таким мироощущением ребенок не сможет развиваться как полноценная личность.

Трудность заключается не только в том, чтобы правильно выбрать программу реабилитации, но и в том, чтобы внедрить ее. Ребенка нужно подготовить к тому, что впоследствии он должен стать полноценным гражданином и осуществлять трудовую деятельность.

Практическое решение проблем

Государство, для того, чтобы обеспечить инвалидам достойную жизнь и помочь в решении имеющихся проблем, предпринимает следующие действия:

  1. Повышается размер социальных пенсий и пособий.
  2. Проводятся мотивационные программы для работодателей, которым принять на работу инвалида может быть весьма выгодно.
  3. Предусматривается целая система выплаты компенсации при оплате услуг ЖКХ.

В любой момент инвалид может получить консультацию по возникшим вопросам, позвонив в службу социальной помощи.

Специальные центры

Получить медицинскую и социальную помощь ребенок инвалид и его родители могут, обратившись в специализированный центр.

Большое их количество было открыто в крупных городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, но также они имеются и в малонаселенных пунктах .

К таким специализированным учреждением можно отнести коррекционные детские сады и общеобразовательные школы, реабилитационные центры.

Фото: динамика детей-инвалидов проживающих в России

Реабилитация детей-инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Различают следующие виды реабилитации детей-инвалидов:

  • - медицинская,
  • - психологическая,
  • - педагогическая,
  • - социально-экономическая,
  • - профессиональная,
  • - трудовая,
  • - бытовая,
  • - спортивная.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.

Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид прежде всего нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения ребенка-инвалида и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к активной деятельности, однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания.

Медицинские меры реабилитации детей-инвалидов включают определение медико-физиологического состояния детей, реабилитационного потенциала, восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, заключение о профессиональной пригодности, а также медико-социальную экспертизу. Для комплексной оценки состояния здоровья, как правило, проводится комплексное клиникофункциональное обследование ребенка с использованием клинических, инструментальных, функциональных и физиологических методов исследования, с выявлением компенсаторных возможностей организма, толерантности ребенка к физическим и нервно-психическим нагрузкам, психологического статуса.

Все другие формы реабилитации детей-инвалидов - психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая - проводятся наряду с медицинской.

Психологическая реабилитация - это воздействие на психическую сферу ребенка-инвалида. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий. Прежде всего социальный педагог должен знать и учитывать психологию ребенка- инвалида, понимать, что он как бы обособлен от общества и остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в социально-педагогическую работу.

Психологическая реабилитация детей-инвалидов включает как одно из направлений психологическую коррекцию отклонении в развитии при различных вариантах ограничения возможностей ребенка. При исследовании личностной и интеллектуальной сфер психики ребенка в центре внимания стоит вопрос о психических причинах отклонений, степени их выраженности. Однако в отношении детского возраста психология и педагогическая оценка нарушений развития не могут быть полными, если они не учитывают также и отклонений от нормы возрастного развития, на котором находится ребенок, особенностей его онтогенеза, вызванного болезненными процессами либо их последствиями.

Следует также учитывать, что психологические проблемы испытывают не только дети-инвалиды, но и их родители, близкие, другие родственники. Следовательно, и им необходима психологическая помощь и поддержка.

Педагогическая реабилитация - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Социальным педагогом проводятся мероприятия, предусматривающие подготовку к различным доступным им видам деятельности, создающие уверенность в том, что приобретенные знания в том или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Социально-экономическая реабилитация включает в себя комплекс мероприятий: обеспечение инвалида необходимым и удобным для него жилищем; поддержание уверенности ребенка-инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение инвалида и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т.п.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение детей-инвалидов доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление прежнего рабочего места инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

Трудовая реабилитация - заключается в том, что в реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Трудовая терапия как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения детей-инвалидов к обычному жизненному ритму. Большую роль трудовая терапия играет при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата. Особое значение трудовая терапия приобретает при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции ребенка- инвалида от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают ребенка-инвалида от его болезненных переживаний.

Бытовая реабилитация - это предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, автомашины с приспособленным управлением и др.).

В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет относительно здоровым детям преодолевать страх перед больным ребенком, формировать культуру отношения к слабому, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

При разработке и проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз ребенка-инвалида, так и особенности личности в социальной среде. Реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального педагога, специалиста по социальной работе, психолога и врача, с одной стороны, и ребенка-инвалида и его окружением (в первую очередь семейного) - с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка- инвалида к социальной среде. Лечение в данной ситуации - это процесс, воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и устремлена в будущее.

И, наконец, отметим, что в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» различают федеральную базовую программу реабилитации инвалидов (это гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета) и индивидуальную программу реабилитации инвалида (разработанный на основе решения Государственной службы медикосоциальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности).

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Светлана Чиркина
Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности , бедности контактов со сверстниками и взрослыми, и доступа к культурным ценностям. Эта проблема является выражением не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.

Ребенок, поставленный лицом к лицу с родителями, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируются от общества, и не о каком его воспитании и тем более развитии психических процессов речи быть не может. Социализация ребенка происходит микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество) .

В результате воздействия объективных неблагоприятных факторов более 85% детей в России (а по некоторым оценкам, до 93%) уже в момент рождения попадают в «зону риска» , то есть имеют предрасположенность к возникновению различного рода нарушений в процессе дальнейшего психического развития. Поэтому рост числа следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений.

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий которые способствуют обеспечение людям, неполноценным вследствие рожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни .

Ребенок, имеющий инвалидность может быть также способен и талантлив, как его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем.

Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Таким учреждением, которое создано с целью оказания детям и подросткам с ограниченными возможностями , медико-социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной социальной жизни в обществе, в семье является ГБУ РС (Я) «РРЦ г. Нерюнгри» «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями , г. Нерюнгри».

Введение в человеческое сообщество детей с ограниченными возможностями является основной задачей всей системы деятельности Центра . Основным направлением психолого-педагогической деятельности является аппеляция к личности детей - инвалидов , построенная на приемах партнерства, активного участия таких детей в собственной реабилитации , разносторонности усилий, единства и поэтапности психосоциального и педагогического воздействия.

Социальная реабилитация , обуславливая способность ребенка с ограниченными возможностями приспособиться к изменяющимся условиям жизни , является важным механизмом его интеграции в социум.

Социальная реабилитация играет ведущую роль в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и осуществляется в процессе различных видов деятельности.

В систему психолого-педагогического сопровождения необходимо включать различные виды социальной реабилитации : социально-бытовую, социально-трудовую, социально-культурную и т. д.

Они нацелены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни; на формирование у них знаний, умений и навыков самообслуживания, помощи в ведении домашнего хозяйства, на освоение простейших навыков кулинарии; умение пользоваться предприятиями служб быта, торговли, транспорта, медицинской помощи, то есть способствуют всецелой социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья .

Особую роль в психолого-педагогическом процессе нашего учреждения уделяется социально-культурной . Основная цель коррекционно-развивающей работы в этом направлении является как социализация, так и коммуникация, как правило, приходящие к нам дети и родители не умеют общаться друг с другом и другими окружающими.

Социокультурная реабилитация детей и подростков осуществляется по следующим направлениям :

Музыкотерапия;

Арт-терапия;

Сказкотерапия;

Билиотерапия;

Деятельность семейного клуба «Надежда» ;

Проведение круглых столов по проблемам комплексной реабилитации ;

Участие в городских в городских и республиканских конкурсах и выставках.

Включение «особых» детей и подростков в различные формы социокультурной реабилитации оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации. Наши дети неоднократно являлись участниками и победителями творческих конкурсов, что позволяет обеспечить равные возможности со сверстниками , и играет важную роль для успешной интеграции в общество.

В заключении следует сказать, что важность социальной реабилитации в условиях Реабилитационного центра невозможно переоценить . Использование индивидуального подхода к усвоению детьми социальных навыков, применение различных инновационных методов и приемов, активное участие в этом педагогов, психологов, родителей – способствует обеспечению максимально эффективной социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и приводит к снижению у наших воспитанников уровня социально депривации.

Некоторые детки рождаются с отклонениями, а у других патологические изменения проявляются с возрастом. В обоих случаях необходима медицинская реабилитация детей. Это борьба за будущее здоровое развитие ребенка. Главным отличием от простого лечения является нормализация жизнедеятельности с учетом возраста малыша.

Главная цель реабилитации – возврат пациенту утраченных возможностей, навыков, здоровья, адаптация в социум, бытовую жизнь.

Медицинская реабилитация детей — это комплекс мер для максимального восстановления здоровья ребенка в физическом и психическом плане.

По данным ВОЗ, 650 млн. человек, из которых треть дети, имеют тяжелые заболевания, которые требуют реабилитации. С каждым годом их число увеличивается.

Иногда крайне необходима медицинская реабилитация детей с ограниченными возможностями, инвалидам, уже с первых дней жизни. В этом помогают специальные центры и службы.

Реабилитация включает все виды и методы предоставляемых услуг для разных возрастных категорий. Это полный комплекс, который социализирует детей с особенностями.

Помимо здоровья, происходит полное либо частичное восстановление трудоспособности.

Приобретенные отклонения обычно проявляются после перенесенной серьезной болезни, травмы, как физической, так и психологической.

Существуют такие основные виды реабилитации:

  1. Медицинская. По восстановлению утраченных функций. Совершается поэтапное лечение, которое проводят до полного либо частичного выздоровления. Происходит активизация возможностей организма. Проводят психотерапию, чтобы малыш научился спокойно принимать свою болезнь, боролся с ней собственными силами (физические упражнения, позитивный настрой, обучение).
  2. Социальная. Социально-бытовая адаптация. Помогает составить режим дня, учитывая особенности ребенка, его возраст. Рассматривается необходимый уход за детьми с особенностями. Этот вид помогает ребенку в положительном ключе воспринимать себя и свою семью, осознавать окружающее общество. Помощь соц. реабилитации велика: адаптация, получение спец. средств, работа по дому, материальная помощь, воспитание в специальных учреждениях.
  3. Трудовая (профессиональная) деятельность (для деток – обучение). Происходит качественная подготовка к учебе, к восприятию, запоминанию учебных программ. Выделяются средства для учебы, профориентации или переобучения.

Обратите внимание! Социум играет важную роль в здоровом развитии подрастающего поколения.

Суть, особенности реабилитации

Основная суть – это максимальное восстановление здоровья в физическом и психическом плане. Проводят реабилитацию центры, организации по здравоохранению. Также ею стоит заниматься дома самостоятельно.

Первым местом, где начинается восстановление, является роддом. Дальше следует поликлиника, различные консультации, стационарное лечение. Когда малыш подрастает, возможно дальнейшее лечение в специальных санаториях, лагерях, интернатах, школах, садиках, диспансерах.

Чтобы улучшить состояние ребенка, развить его возможности, используют определенные программы, которые назначает непосредственно доктор. Это может быть:

  • физиотерапия;
  • медикаментозное лечение.

Учитывая способности детского организма, реабилитация обладает определенными особенностями:

  • составляется индивидуальный план (с учетом имеющихся изменений, нарушений, характеристик пациента), по которому проводят все назначенные комплексы по реабилитации;
  • самая высокая эффективность проявляется, если лечение начато на первых стадиях болезни, отклонения;
  • применяется комплексный подход;
  • все предписания выполняются ежедневно, не пропуская;
  • реабилитация преследует цель полного восстановления либо приспособления к сложившимся обстоятельствам.

При хронических формах болезней (полиомиелит, пороки, астма) суть реабилитации для ребенка заключается в поддержке организма, компенсации утраченных функций для заболевшего органа.

Дети находятся на учете, регулярно проходят осмотры. Например, медицинская реабилитация детей с ДЦП может происходить длительное время, с периодическими обострениями. Главное, не сдаваться, а продолжать лечение.

Средства реабилитации

Необходимо серьезно подойти к организации, выбору методики по реабилитации ребенка, имеющего некоторые отклонения. Ведь правильно подобранная схема лечения дает больше шансов на выздоровление. Необходимо четко придерживаться медицинской реабилитации детей по специальной программе.

Существуют признанные у нас и за рубежом основные реабилитационные положения:

  • место, где проводят реабилитацию, должно применять все виды лечения, иметь связь с себе подобными учреждениями;
  • восстановление начинают с ранних этапов заболевания комплексным подходом;
  • лечение совершают без перерывов, до максимально положительного результата;
  • все лечебные этапы проводят комплексно;
  • назначаются индивидуальные программы для каждого пациента (необходимо учитывать все особенности каждого организма);
  • цель – по возможности, вернуть здоровье, сформировать положительный настрой на дальнейшую жизнь, научить справляться с элементарными повседневными задачами, привить стремление к борьбе за свое здоровье, раскрыть желание к учебе.

Не всегда после посещения лечебных центров дети быстро возвращаются к былым условиям. Им необходимо время. Чтобы не возникло рецидива либо другой болезни нужно внимательно отнестись к адаптации малыша.

Следует заново организовать распорядок дня с назначенными врачом занятиями. Используйте массаж, ЛФК, придерживайтесь предписанной диеты, физиотерапии, работайте над психикой ребенка (главное – не травмировать ее).

Этапы медицинской реабилитации ребенка

Существуют государственные программы по реабилитации детей с определенными болезнями, разработана медицинская реабилитация детей инвалидов, которая состоят из таких этапов:

  1. Клинический. Происходит в стационаре. Работа направлена на пораженные системы организма, которые необходимо вылечить либо улучшить. Также готовит малыша к дальнейшей работе над своими отклонениями. Чтобы максимально помочь ребенку, на этом этапе включают все методы: медикаменты, массаж, диета (при острой фазе болезни – разгрузочная, во время выздоровления – высококалорийная, с витаминами, легкой усвояемостью), ЛФК, физиотерапия. Результаты достижений фиксируют после различных анализов (биохимия, показатели функциональных возможностей, ЭКГ).
  2. Санаторный. Важный период, когда пораженные системы приходят в норму. Здесь больше внимания уделяется не только физическому состоянию, но и психическому (учитывается характер ребенка). Проводят мероприятия по закаливанию организма, чтобы поскорее повысить иммунитет, нормализовать основные показатели здоровья. Если данный этап выполняется правильно, организм начинает нормально расти и развиваться. Важно поддерживать положительные эмоции у малыша, полноценный сон, качественное питание, отличное самочувствие. Завершают этап при исчезновении патологий.
  3. Адаптационный. Тут уже нормализируются практически все показатели состояния организма, малыш возвращается в обычную жизнь. Процедуры также продолжают подбирать индивидуально, и постоянно их выполняют. Проводят его как дома, так и в предназначенных для этого центрах. Под конец этого периода, здоровье дитя должно быть восстановлено либо максимально улучшено.

Проводя реабилитационные мероприятия, их обязательно заносят в личную карточку пациента.

Важны личностные качества, положительная жизненная позиция. Обучайте свое чадо основным правилам, которые нужно соблюдать в обществе.

Каждый человек полноценен, не зависимо от его физических возможностей. В дальнейшем поддерживать здоровье, наладить социальные связи помогут активные групповые игры на свежем воздухе.

Важно! Главное – заставить ребенка не падать духом, поверить в себя и свои возможности, помочь ему обрести уверенность. При необходимости обращаются к логопеду либо к другой педагогической методике.

К сожалению, некоторые последствия заболеваний откладывают свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь малыша. И для того, чтобы сделать его существование более полноценным, необходима реабилитация. Она поможет вернуть утраченные функции либо компенсирует потерянные возможности. Таким образом, чадо будет чувствовать себя комфортно, ведя обычный образ жизни.

Рассказать друзьям