Признаки системы целостность. Общие понятия систем, признаки, свойства, классификация. Информатика и современные технологии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ОСНОВЫ СИСТЕМНОЙ КОНЦЕПЦИИ: ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ, АТРИБУТЫ

Программная аннотация

Происхождение понятия система. Целостность системы. Эволюция взглядов на систему. Подходы к определению системы. Свойства социально-экономической системы.

Язык описания системы. Понятия, характеризующие строение и деятельность системы. Элемент системы. Среда. Связь. Целостность системы. Цель системы.

Атрибуты системы. Целостность – коренной атрибут системы. Эмерджентность и ее проявление в системе.

Внешняя среда и система. Закрытая (замкнутая) и открытая системы.

Понятия, характеризующие строение и функционирование системы. Структура системы. Сетевая и иерархическая структуры. Сложность системы и подходы к ее определению Состояние и параметры системы. Статическая и динамическая системы. Поведение системы. Ситуация. Возмущения.

Опорный конспект лекции

2.1. Определение понятия система. Удивительное единство и гармония мироздания издавна поражали воображение людей. Непостижимая сложность и взаимообусловленность явлений и процессов не давали покоя ни древним мыслителям, ни их нынешним потомкам - физикам, биологам, кибернетикам, философам, экономистам. В стремлении раскрыть источник самодвижения природы и общества, познать в них причинно-следственные связи и закономерности исследователи от поколения к поколению обогащали знания о системах и шли к современному представлению о них.

Своим происхождением категория “система” обязана греческому слову systē ma, означающему в переводе “целое, составленное из частей, соединение ”. В те незапамятные времена, когда мудрецы Древней Греции создавали свое учение о строении Вселенной и мучительно искали ее движущее начало, стало складываться и воззрение о системах. От проницательного взгляда Гераклита, Демокрита, Аристотеля не ускользнули сложность и противоречивость созерцаемых ими систем, будь то звездные скопления или взращиваемые злаки.

Примечательным в этом отношении является воззрение Гераклита. Он полагал, что мир всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и снова закономерно угасающим. Все течет, но в этом течении господствует логос (мировой разум) как закон. При этом во всем объединены противоположности и существует скрытая гармония.

Между тем приведенное выше определение системы, отмечая ее важнейшее качество - целостность, было слишком общим и абстрагировалось от присущих системе черт. Становилось очевидным, что целостность придает системе сочленение ее элементов, благодаря чему она отличается от простой суммы, совокупности составляющих ее компонент. Поэтому оказалось необходимым осмыслить понятия целого и части и отношение между ними.

К проблеме целого и части проявили интерес уже в глубокой античности. Так, Аристотель следующим образом понимал сущность этих категорий: “Целым называется то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно…”. Тем самым целое не только объединяет в себе его части, но и выступает качественно новым образованием.

Выяснение природы целого и его частей подвело к исследованию способа их взаимодействий, которые устанавливаются между элементами и порождают систему как таковую. Вследствие этого в определение системы стали включать существующие в ней связи между элементами.

В результате системами стали называть “множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство”. Процитированное из Большого энциклопедического словаря, такое определение системы является сегодня наиболее универсальным и употребительным. Его преимуществом является безотносительность к природе систем, которая накладывает специфику на их строение и функционирование и может быть учтена в определении конкретной системы .

В ряде определений резонно акцентируется внимание на многосвязности и взаимозависимости элементов системы, ввиду чего она не может быть разложена на автономные части. В последнем случае система переходит в иное качество или просто утрачивает себя.

Кстати, этот исход подметил еще Гегель: “Целое, хотя оно и состоит из частей, перестает, однако, быть целым, когда его делят…”. Отсюда целостность системы предполагает отсутствие в ней каких-либо изолированных частей, т. е. не охваченных взаимодействиями с другими частями системы.

На этом основании свойство зависимости распространяется на все без исключения элементы системы, ввиду чего ее толкование подразумевает взаимодействие всех элементов и нераздельность системы.

Примером такого определения служит трактовка системы Р. Акоффом и Ф. Эмери, под которой они понимают “множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно с каждым другим элементом, а два любые подмножества этого множества не могут быть независимыми”.

Вместе с тем некоторые аналитики усматривают в подобной интерпретации системы неполноту, считая необходимым указать на ее исследователя (наблюдателя). Дело в том, что границы и содержание системы во многом обусловливаются подходом и возможностями лица (коллектива), осуществляющего ее изучение или конструирование. Поэтому одна и та же система, исследуемая под различным углом зрения, может быть и по-разному изучена и описана.

На это обстоятельство обращает внимание, в частности, английский нейрофизиолог. По его мнению, если система в ходе исследования становится все больше и больше, информация о ней резко возрастает и восприятие ее становится невозможным. Тогда целью “должно быть получение частичного знания, которое, будучи частичным по отношению к целому, было бы тем не менее полным в себе и достаточным для решения данной практической задачи”.

Наконец, существенно отличаются от прочих системы, обладающие поведением, - так называемые бихевиористические (от англ. вehaviour - поведение) системы. Поскольку предметом нашего рассмотрения служат социально-экономические системы, следует дополнить ее определение целью создания системы. Целевая установка играет для таких систем решающую роль, задавая для нее внутреннее строение и характер функционирования.

Таким образом, обобщая свойства социально-экономической системы, можно сформулировать следующее определение ее.

Социально-экономическая система представляет собой множество связанных между собой элементов, характеризуемых в рамках исследовательской задачи целостностью и целенаправленным поведением.

Настоящее толкование системы вытекает из основных признаков ее и дает лишь предварительные сведения о системе. В дальнейшем по мере углубления знаний о ней приведенное определение системы будет расширяться и конкретизироваться.

Упорядочивая существующие в литературе подходы к определению системы, аналитики склонны разделить их на 3 группы.

Первая группа охватывает объективно существующие комплексы процессов и явлений, связанные между собой (скажем, туристические фирмы, гостиницы, учреждения здравоохранения, банки и т. п.).

Вторая группа включает искусственно разрабатываемые системы, например, модели функционирования тех или иных предприятий. Эти системы служат отображением реально протекающих явлений и процессов и служат инструментом их исследования.

Третья группа включает комбинированные системы, имеющие черты первой и второй групп. Таковыми являются проектируемые и создаваемые предприятия и их подразделения, при реализации которых используются методы и средства моделирования.

Разумеется, вряд ли можно дать исчерпывающее определение системы. И не только потому, что системы многообразны, имеют бесконечное множество свойств и подвести их под “общий знаменатель” довольно трудно. Ведь с течением времени наши знания о системе прирастают, ввиду чего переосмысливается и уточняется само определение системы. Подобно тому, как системы живут и развиваются, совершенствуется и понятие о ней.

2.2. Понятия, характеризующие содержание системы. Исследование и проектирование систем предполагает применение определенного языка ее описания. Он должен быть достаточно информативным, емким по содержанию для охвата проблематики систем и при этом не допускать двусмысленности. В противном случае могут возникнуть трудности как с полнотой изложения материала, так и с пониманием его существа.

Вследствие этого уместно остановиться на основных понятиях, характеризующих строение и деятельность социально-экономических систем. Раскроем содержание тех из них, которые составляют терминологический минимум теории систем и потребуются нам в дальнейшем. Прежде всего обратимся к категориям, раскрывающим понятие системы.

Элемент системы – это ее наименьшее звено в рамках проводимого исследования. Другими словами, ее первичные ячейки, которые в том или ином конкретном анализе системы не подлежат дроблению и формируют представление о ее устойстве и поведении. В зависимости от цели и специфики задачи в качестве элемента могут быть приняты различные части системы: рабочее место, бюро, отдел, участок, цех, филиал, предприятие, объединение и др.

Среда – это совокупность принимаемых во внимание элементов, их свойства и характеристики. В этой совокупности принято выделять некоторое множество элементов, которое образует изучаемую систему, и остальные элементы, окружающие ее. Говорят, что первые составляют внутреннюю, вторые – внешнюю среду системы. Такое подразделение среды на внутреннюю и внешнюю носит условный характер, и граница между ними обусловливается критерием выделения системы. Этот критерий обычно задается внешней средой, диктуется соображениями исследования и потому часто в ходе его переосмысливается и уточняется.

Свойства среды находят выражение в многообразии, взаимозависимости, изменчивости и определенности значений ее факторов.

Очевидно, чем больше многообразие и изменчивость факторов среды, тем она сложнее для анализа. При этом скорость изменения значений факторов характеризует степень подвижности среды, ее динамичность. А определенность значений факторов, т. е. полнота и точность сведений о них, придает среде ту или иную “прозрачность” и влияет на процесс ее воспроизведения формальными средствами.

Связь – это ограничение, налагаемое на элементы системы. Образуя связь, элементы утрачивают часть своей свободы, но вместе с тем приобретают возможность вступать в контакт друг с другом.

Связи существуют как внутри некоторой системы, так и с внешней средой. Посредством внешних связей система “общается” со своим окружением, с помощью внутренних связей элементы системы взаимодействуют между собой и поддерживают ее целостность. Различают жесткие, неизменные во времени связи, и гибкие, которые могут изменяться в процессе работы системы . Необходимо иметь в виду, что с позиций управления связь представляет собой обмен информацией между элементами системы, благодаря чему обеспечивается ее целенаправленное поведение. При этом также можно встретить непосредственные и опосредованные, сильные и слабые, направленные и ненаправленные, прямые и обратные связи.

Целостность системы – это ее органическое единство, выражаемое обособленностью элементов данной системы от других элементов внешней среды и способностью к самосохранению системы. Ее целостность обеспечивается прежде всего тем, что внутренние связи системы сильнее, нежели внешние, и потому удается противостоять негативным воздействиям окружающей среды и избежать распада системы. С другой стороны, ее целостность поддерживается появлением у системы новых интегративных свойств, что побуждает ее элементы вступать в контакт друг с другом и следовать коллективному поведению.

В методологическом аспекте здесь необходимо отметить следующее. Поскольку целостность имеет примат над остальными свойствами системы, именно система как целое доминирует во взаимодействии с элементами, а не наоборот. Элементы составляют систему, но при этом она подчиняет себе свои элементы и при расщеплении порождает их. Ведь разбиение системы на элементы может быть выполнено различным образом, но целостность ее от этого не меняется.

Цель системы – это ее намерение относительно результата своей деятельности на протяжении некоторого периода времени . “Стремление сопродуцировать достижение общих целей – это то, что продуцирует взаимодействия, объединяющие индивидов в социальную группу” (Акофф Р., Эмери Ф.). Тем самым цель выступает движущим мотивом образования системы, предпосылкой ее функционирования и целостности.

Обсуждаемые понятия являются исходными для определения системы. В последующем эта терминология будет уточняться и расширяться по мере изучения атрибутов и закономерностей поведения системы.

2.3. Атрибуты системы. Коренной атрибут системы – ее целостность – обеспечивается зарождением у системы новых качеств, отсутствующих у ее элементов в отдельности. Именно такие интегративные свойства придают системе уникальность и обусловливают специфику ее деятельности.

В зарубежной системологии этот феномен получил название эмерджентности (от латинского emergere), что в переводе означает “появляться, возникать”. При этом констатируется принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств системы . Этим подчеркивается качественная новизна эмерджентных свойств системы: они не могут быть получены простым сложением свойств ее элементов, хотя свойства элементов, конечно, накладывают отпечаток на свойства системы.

Воздействия системы и ее элементов отличаются взаимовлиянием их друг на друга: система оказывает влияние на элементы, элементы – на систему. В результате элементы утрачивают некоторые свойства, которые они имели в свободном (до вхождения в систему) положении, но взамен приобретают иные свойства, вытекающие из их места и функций в системе. Аналогично и система претерпевает изменения в случае включения в нее новых или исключения прежних элементов. Кстати, в процессе взаимодействия элементов системы у нее могут появляться не только новые свойства, но и части, которые отсутствовали у системы раньше. Тем самым у системности просматривается структурный и функциональный аспекты.

Внешняя среда и система. Выше уже отмечалось, что разделение среды на внешнюю и внутреннюю в известной мере условно и привносится исследователем. Такое отграничение одних элементов от других дает возможность очертить в среде систему, но вместе с тем подчеркивает неотрывность системы от своего внешнего окружения. Поэтому функционирование системы протекает во внешней среде и требует учета их взаимодействия.

Закрытая (замкнутая) система – это система, которая не имеет каналов обмена с внешней средой. Иными словами, ни один элемент системы не связан ни с одним элементом внешней среды. При рассмотрении подобной идеализированной системы пренебрегают влиянием внешнего окружения, полагая, что система является автономной и остается “непроницаемой” для его воздействия. Поэтому изменение состояний закрытой системы может быть вызвано лишь какими-то ее внутренними причинами.

Открытая система это система, имеющая каналы обмена с внешней средой и испытывающая ее влияние. У таких систем хотя бы один ее элемент связан с элементом внешнего окружения. В общем случае взаимодействие со средой может иметь многообразный характер: материально-энергетический, кадровый, финансовый, информационный и иной. Тем самым открытые системы восприимчивы к воздействиям среды, способны реагировать на них и изменять режим своего функционирования.

В реальности системы не могут отгородиться от своего окружения и потому являются открытыми. Между тем иногда аналитики пренебрегают несущественными в рамках той или иной задачи воздействиями среды (например, гравитационными, магнитными и т. п.) и представляют такую систему закрытой, допуская при этом известную погрешность.

2.4. Понятия, характеризующие структуру и функционирование системы. Достижение цели предполагает подчинение ей внутреннего устойства системы и деятельности всех входящих в нее элементов . В условиях нарастающей сложности внешней и внутренней среды целенаправленное движение системы находит выражение во множественности и масштабности выполняемых элементами функций. Вследствие этого возникает необходимость в рациональном осуществлении взаимодействия элементов системы, для чего формируется ее структура.

Структура системы – это совокупность ее базисных элементов, связей и отношений между ними, а также способов взаимодействия элементов. Она представляет собой “скелет” системы, ее инвариант, т. е. такое качество системы, которое остается относительно стабильным при изменении режима ее работы. Структура как сеть существенных связей между элементами выполняет системообразующую и системосохраняющую роли в системе, благодаря чему обеспечивается ее целостность.

Между тем относительное постоянство структуры вовсе не означает, что она пребывает неизменной в процессе функционирования системы. Наоборот, подвижность системы была бы невозможной, если бы ее структура окостенела и не подвергалась изменению. Но при этом существует предел динамичности структуры, за которым наступает переход системы в новое качество или ее распад.

Приведенное выше определение структуры системы по своему содержанию близко к понятию системы, что может внести путаницу в их толкование. Чем же они отличаются друг от друга? Структуру формируют только устойчивые элементы и связи, тогда как систему – вся совокупность (и устойчивых, и неустойчивых) имеющихся в ней элементов и связей. Вот почему структурные связи предохраняют систему от разрушения, несмотря на помехи, возникающие внутри и вне системы.

Система функционирует во времени и в пространстве. Поэтому в зависимости от того, в каком измерении рассматриваются взаимодействия в системе, она может быть представлена в виде сетевой или иерархической структуры.

Сетевая структура (или просто сеть) служит средством декомпозиции системы во времени. Такая структура отражает развертывание процесса функционирования системы по мере следования событий друг за другом и связь между ними. Задача исследования в этом случае сводится к анализу цепочек событий и расчетам продолжительности критического пути (наиболее продолжительной цепи событий) и резервов совершения событий.

Иерархическая структура (иерархия) является средством декомпозиции системы в пространстве. Она фиксирует взаимодействие элементов, распределенных по уровням в соответствии с присущей им подчиненностью. Подобное вертикальное строение системы примечательно тем, что позволяет сочетать директивность с предоставлением определенной свободы маневрирования нижестоящим элементам. Отсюда основная проблема состоит в поиске рационального соотношения централизации-децентрализации элементов системы с тем, чтобы в полной мере реализовать ее возможности для достижения цели.

Очевидно, чем больше элементов в системе и многочисленнее связи в ней, тем разветвленнее ее структура и сложнее система. Поэтому необходимо уточнить, что будем понимать здесь под категорией сложности.

Сложность системы - это разнообразие ее элементов и связей между ними. На этом основании о сложности системы будем судить не только по тому, много или мало в ней элементов и связей, но и какова их неоднородность. Это значит, требуется учет степени сходства и различия элементов и связей, их способности к преобразованиям - изменению, отмиранию и порождению и т. п. Отсюда максимальная сложность приходится на живые организмы и социальные системы. Понятно, чем сложнее система, тем менее предсказумо поведение ее и труднее проводить исследование.

Существуют различные подходы к классификации систем по уровню сложности, среди которых наибольшую известность получили следующие.

Один из них берет в качестве классификационного признака число элементов системы. Например, советский математик делит все системы на малые (10-1000 элементов), сложные (00 элементов) и так далее – ультрасложные и суперсистемы. В качестве примера системы 2-ой группы он приводит транспортную систему большого города, 3-ей группы – организмы животных и человека, социальные организации, а 4-ой группы – звездную вселенную.

Другой подход к классификации исходит из возможности описания системы. Так, английский кибернетик С. Бир предлагает разделить все системы на простые, сложные и очень сложные. Если описание первых систем не встречает затруднений, вторые еще поддаются подробному описанию, то третьи (экономика, мозг, фирма) - уже нет. При этом автор классификации вводит и второй критерий – характер протекающих в них процессов (детерминированный или вероятностный).

Из определения сложности систем и их классификации видно, что разнообразие элементов и связей порождает множество возможных состояний системы, которые образуют процесс ее функционирования.

Состояние системы это ее положение в некоторый момент времени. Описание этого положения дают зафиксированные в данный момент значения характеристик системы. Среди них могут быть наблюдаемые внешние воздействия на систему и ее ответная реакция.

Число состояний реальных систем чрезвычайно велико. Для примера допустим, что элемент описывается 3 характеристиками, каждая из которых может принимать всего 2 значения. Тогда число состояний такого элемента равно 2×2×2 = 8. Если система образована из 10 таких элементов, то общее число состояний системы будет равно 8 в степени 10, т. е. больше 1 миллиарда.

Параметры системы это ее характеристики, выбранные для целей исследования данной системы. Параметры сообщают о тех свойствах системы, которые переводят ее из одного состояния в другое. Процедура выбора параметров лишена строгой регламентации и формализации, ввиду чего она зависит от подхода и опыта исследователя. Однако субъективизм процедуры может быть снижен благодаря последующему анализу и отсеиванию несущественных и малоинформативных параметров.

В зависимости от способности находиться в различных состояниях системы могут быть статическими или динамическими.

Статическая система это система, которая не изменяется во времени. Поскольку в этой системе не происходит смены состояний, принимается, что она пребывает только в одном состоянии. Такая система, несмотря на влияние внешней среды, не откликается на ее воздействия и представляет мало интереса для исследования.

Динамическая система это система, которая с течением времени может менять свои состояния. В результате происходящие в ней процессы отличаются разнообразием внутренних состояний и потому более богатыми свойствами. В дальнейшем предметом нашего изучения будут лишь открытые динамические системы.

Поведение системы это последовательность ее состояний в определенном пространстве и времени. Ввиду этого поведением обладают только те системы, которые могут переходить из одного состояния в другое . Заметим, что некоторые специалисты склонны считать, что поведение присуще только организационным и человеко-машинным системам, т. е. наделенных целеполаганием, тогда как в отношении других систем уместнее говорить лишь о протекающих в них процессах.. В этом случае можно утверждать, что поведение систем складывается под влиянием взаимозависимых действий элементов системы, направленных на достижение желаемого результата..

Ситуация это совокупность состояний системы и внешней среды в фиксированный момент времени. Ситуация характеризует сложившееся положение системы и ее окружения посредством значений их параметров .

В различных ситуациях обращают на себя внимание такие действия внешней и внутренней среды, которые вносят помехи в ход функционирования системы.

Возмущение (помеха) это такое действие, которое влияет на состояния системы и дестабилизирует ее поведение. Оно вносит разлад во взаимодействие элементов и снижает полезный результат функционирования системы. Возмущения могут исходить как от внутренней среды, так и внешней . Другими словами, они могут возникать в самой системе под влиянием собственных процессов и в ее окружении.

Возмущения накладывают отпечаток на функционирование системы и вызывают ее изменение значений ее параметров, а иногда и структуры системы. Поэтому управление системой призвано обеспечить ее движение по расчетной траектории, задаваемой параметрами системы.

ТЕМА 2

ПРОЦЕСС ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

Программная аннотация

Функциональные свойства системы. Равновесие системы. Статическое и динамическое равновесие. Устойчивость системы. Область устойчивости. Устойчивое равновесие.

Гомеостазис. Адаптация. Развитие. Эволюционное и революционное развитие.

Организация и организованность системы. Отношения порядка между ее элементами, связями и взаимодействиями.

Классификация систем по степени организованности. Хорошо и плохо организованные системы. Самоорганизующиеся системы.

Опорный конспект лекции

3.1. Функциональные свойства и характеристики системы. Воздействие среды на открытую систему приводит к изменению условий ее функционирования и встречает ответную реакцию системы.

Равновесие системы это ее способность сохранять свое поведение при отсутствии возмущений среды. Такая ситуация в социальных системах примечательна тем, что ни один из взаимодействующих элементов не стремится нарушить его. Поэтому состояние равновесия часто ассоциируется с достижением системой желаемого положения.

Между тем даже в благоприятном для системы состоянии она в процессе своего функционирования не теряет подвижности и смещается относительно точки равновесия в ту или иную сторону. Совершая вокруг нее колебания, система находится в состоянии уже не статического, а динамического равновесия.

Устойчивость это способность системы поддерживать свое поведение, несмотря на возмущения среды. Строго говоря, понятие устойчивости относится не к системе как таковой, а к ее параметрам. Дело в том, что одни параметры системы могут обладать свойством устойчивости, другие - нет. В этом случае оценивать устойчивость системы в целом затруднительно .

К тому же с практической точки зрения существенными являются вопросы, о сохранении каких свойств системы идет речь и каков класс допустимых возмущений. После ответа на эти вопросы усилия исследователей могут быть направлены на определение значений параметров, при которых система остается устойчивой (“области устойчивости”). Ведь относительно иных свойств или ограничений на возмущения параметры системы могут оказаться неустойчивыми.

Устойчивое равновесие это способность системы возвращаться в состояние равновесия, после того, как она была из него выведена. Поскольку система не всегда принимает прежнее состояние равновесия, среди них могут встречаться и состояния неустойчивого равновесия. В общем случае у системы может быть не одно, а множество различных состояний равновесия.

Свойство устойчивого равновесия проявляет себя в другом свойстве, присущем живым организмам, - гомеостазисе . В биологии под гомеостазисом понимают способность организма удерживать свои параметры в физиологически допустимых границах. Между тем гомеостатическое поведение могут иметь и технические системы, снабженные механизмами саморегуляции.

Адаптация это способность системы приспосабливаться к возмущениям. В результате этого система имеет возможность ослабить негативное воздействие внешних и внутренних возмущентй и сохранить себя как целостную систему. В зависимости от характера возмущений процесс адаптации системы может включать изменение режима ее функционирования, либо коренную перестройку структуры системы.

Развитие системы – это процесс количественных и качественных изменений в ней, не нарушающих целостность системы. В ходе развития системы в ней происходит изменение сложности и модификация структуры, т. е. преобразования в составе элементов и совокупности связей между ними. При этом выделяют две формы развития – постепенного (эволюционного) и скачкообразного (революционного) изменения свойств системы. К тому же и направление этих изменений может быть различным – восходящим (прогрессивным), либо нисходящим (регрессивным). В последнем случае система утрачивает свои прежние качества и деградирует вплоть до распада.

При прогрессивном развитии усложняется структура системы, например, фирма расширяет свою технологическую базу, что позволяет ей диверсифицировать производство и адаптироваться к колебаниям спроса на ее товары и услуги. В противоположность ему регрессивное развитие протекает при старении оборудования, истощении оборотных средств и свертывании производственно-финансовой деятельности фирмы.

3.2. Организация и организованность системы. Структурные преобразования в системе могут иметь своим следствием повышение взаимосвязанности ее элементов и согласованности функционирования частей системы, или, наоборот, разрыв связей между ее элементами и тем самым нарастание разлада в системе. Поэтому понятие развития системы можно рассмотреть с точки зрения ее организации.

Организация системы - это ее строение, характеризуемое отношениями порядка среди элементов, связей и взаимодействий между ними. В такой интерпретации понятие организации системы содержит в себе ее структуру и определяется через нее. Вместе с тем в толкование организации системы дополнительно вводятся отношения порядка между ее элементами, связями и взаимодействиями.

Под отношением порядка между элементами будем понимать правило их расположения в пространственно-временном измерении. Здесь учитывается позиция элементов относительно друг друга, их предшествование и т. п. Иначе говоря, если есть какое-то закономерное появление элементов в системе, то его и будем полагать отношением порядка между ними.

Аналогично принимается во внимание также отношение порядка между связями и взаимодействиями среди элементов, т. е. их закономерное осуществление в системе.

Отмечаемые отношения в системе могут отличаться друг от друга и быть достаточно разнообразными. В силу этого согласованное функционирование элементов системы диктует необходимость уменьшения этого разнообразия и повышения слаженности их взаимодействия, поскольку в противном случае в системе станет нарастать хаос.

Организованность системы это степень упорядоченности ее функционирования, достигаемая благодаря взаимодействию элементов системы. Отсюда чем больше и теснее связаны элементы системы друг с другом, тем лучше ее организованность. Для социально-экономической системы это условие выражается в необходимости координации поведения всех ее элементов, что повышает согласованность поведения частей системы и ее организованность.

По степени организованности системы можно классифицировать на хорошо организованные, плохо организованные и самоорганизующиеся.

В хорошо организованной системе элементы и связи просматриваются отчетливо и однозначно, и потому процесс ее функционирования имеет детерминированный характер. Таковыми системами являются, например, малоэлементные механические устройства – велосипед , часы и др.

В плохо организованной системе взаимодействия элементов становятся менее очевидными, трудноопределяемыми и тем самым протекающие в ней процессы будут иметь уже случайную природу. Детерминизм функционирования системы уступает место стохастическим закономерностям. Наглядную иллюстрацию их можно найти в статистических процессах взаимодействия молекул в газе, отчего настоящие системы называют также диффузными. Примером подобных процессов могут служить те из них, которые реализуют удовлетворение заявок клиентов, - в телефонной сети, на автозаправочных станциях и др.

Наконец, самоорганизующиеся системы отличаются еще большей непредсказуемостью, способностью к неожиданному и нетривиальному поведению и адаптацией к внешней среде. К ним относятся социально-экономические системы, и в частности, учреждения общественного питания, туризма и др.

ТЕМА 3

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Программная аннотация

Закономерности образования системы: целенаправленности, дифференцированности и противоречивости элементов, совместимости элементов, интегративности и коммуникативности элементов.

Закономерности поведения системы: сохранения целостности системы, повышения сложности и организованности системы, потенциальной эффективности, иерархичности, адаптации, самоорганизации.

Опорный конспект лекции

4.1. Закономерности образования системы. Становление системы происходит при некоторых условиях, которые служат предпосылками ее возникновения и сохранения. Среди этих условий можно обнаружить следующие закономерности.

1. Целенаправленности . Создание системы преследует определенную цель, которая формируется внутри системы. Цель играет основополагающую роль в формировании структуры, функций, организации и поведении системы.

Примечательным в этом отношении служит мнение Генри Форда: “Во-первых, корпорация должна иметь своей целью оказание определенных услуг… Самое важное – это преследуемая цель. Для того, чтобы правильно производить то или другое, необходимо руководствоваться определенной целью…”. На приоритет цели обращал внимание и другой классик теории менеджмента - Г. Эмерсон, который отвел постановке цели первое место среди сформулированных им 12 принципов производительности.

2. Дифференцированности и противоречивости элементов . В процессе образования системы элементы ее предстают как разнородные, отличающиеся друг от друга, что вносит противоречивость в отношение между ними и с системой. Эта противоречивость вытекает уже из нетождественности целого и его части. Целое зиждется прежде всего на том, что есть общее у элементов, объединяет их в систему. Однако у элементов есть и особенное, специфичное от черт других элементов. Но именно благодаря дифференцированности и различной специализации элементы могут взаимодополнять друг друга и содействовать в выполнении общих функций.

3. Совместимости элементов . Функционирование системы как единого целого предполагает не только дифференцированность ее элементов, но и совместимость их. Совместное поведение элементов подразумевает наличие у них способности к взаимодействию. В противном случае согласованное поведение элементов будет нарушено отсутствием у некоторых (или всех) из них связей, обеспечивающих координацию элементов.

4. Интегративности элементов . Для осуществления общесистемных функций элементы вступают в связь и объединяются, представляя собой целостность. Подобная интеграция элементов становится возможной, если сила связей между ними превысит силу их взаимодействия с окружающей средой. Иначе произойдет разрыв внутренних связей, и элементы могут оказаться вне системы, поставив под угрозу ее целостность.

5. Коммуникативности элементов . Интегративность систем не исключает, а наоборот, предполагает взаимодействие элементов открытых систем не только в рамках системы, но и за ее пределами, т. е. с элементами внешней среды. По каналам связи система может вести обмен с внешней средой ресурсами (материально-энергетическими, трудовыми, финансовыми, информационными и др.), вследствие чего окружение системы задает ей условия функционирования.

4.2. Закономерности поведения системы. Функционирование системы подчинено определенным свойствам, имеющим существенный и повторяемый характер. Они представляют собой закономерности поведения системы и проявляют себя в виде тенденций ее развития. Среди них методологическое значение имеют следующие.

1. Сохранения целостности системы . В процессе функционирования система стремится обеспечить свою целостность благодаря модернизации элементов и структуры системы, поскольку в ином случае ее ожидает разрушение внутренних связей и целостности.

2. Повышения сложности и организованности системы . Поддержание целостности системы в условиях нарастания возмущений внутри и вне ее побуждает систему реагировать на них усложнением, реорганизацией, порождением новых элементов и связей, что позволяет системе противостоять помехам и сохранять в подвижной среде свою устойчивость.

3. Потенциальной эффективности . Настоящая закономерность устанавливает зависимость предельных свойств системы от сложности ее структуры и поведения. В соответствии с этим потенциальные возможности системы имеют свой предел и в случае их исчерпания требуется усложнение системы.

4. Иерархичности . В ходе повышения сложности системы происходит реструктуризация системы, перестроение связей элементов по вертикали и горизонтали, переподчинение их, что влечет за собой изменение степени централизации системы. При этом каждый уровень иерархии проявляет разные свойства по отношению к вышестоящему и нижестоящему уровню. Во взаимодействии с вышестоящим уровнем больше проявляется свойство подчинения, во взаимодействии с нижестоящим уровнем – свойство системного единства.

5. Адаптации .. С позиций иерархичности внешняя среда оказывает доминирующее влияние на систему. Стремление системы сохранить при этом устойчивость параметров находит свое выражение в закономерности адаптации. Процесс адаптации может протекать пассивно, когда система лишь подстраивается под внешние условия, и активно, когда система реагирует на них, отвечая обратным воздействием на свое окружение.

6. Самоорганизации . Среди адаптивных систем обычно различают самонастраивающиеся и самоорганизующиеся системы. Если первые в процессе приспособления к возмущениям изменяют лишь способ своего функционирования, то вторые модернизируют свою структуру.

Например, самонастраивающиеся системы в соответствии с колебаниями спроса на свои услуги могут наращивать объем выгодных услуг и свертывать производство убыточных услуг. В отличие от них самоорганизующиеся системы проводят более глубокие преобразования в своей производственной структуре - создают новые подразделения и осваивают технологию производства выгодных им услуг.

Самоорганизация предполагает накопление информации о ситуациях в прошлом и с учетом ее выработку линии дальнейшего поведения системы. Тем самым она набирается опыта и занимается самообучением, благодаря которому система имеет возможность осознанно корректировать режим своего функционирования и добиваться достижения цели.

Необходимо заметить, что закономерность самоорганизации в настоящее время остается во многом загадочной для исследователей и слабоизученной.

Лекция 2: Системные свойства. Классификация систем

Итак, состоянием системы называется совокупность существенных свойств, которыми система обладает в каждый момент времени.

Под свойством понимают сторону объекта, обуславливающую его отличие от других объектов или сходство с ними и проявляющуюся при взаимодействии с другими объектами.

Характеристика - то, что отражает некоторое свойство системы.

Какие свойства систем известны.

Из определения «системы» следует, что главным свойством системы является целостность, единство, достигаемое посредством определенных взаимосвязей и взаимодействий элементов системы и проявляющиеся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают. Это свойство эмерджентности (от анг. emerge - возникать, появляться).

  1. Эмерджентность - степень несводимости свойств системы к свойствам элементов, из которых она состоит.
  2. Эмерджентность - свойство систем, обусловливающее появление новых свойств и качеств, не присущих элементам, входящих в состав системы.

Эмерджентность - принцип противоположный редукционизму, который утверждает, что целое можно изучать, расчленив его на части и затем, определяя их свойства, определить свойства целого.

Свойству эмерджентности близко свойство целостности системы. Однако их нельзя отождествлять.

Целостность системы означает, что каждый элемент системы вносит вклад в реализацию целевой функции системы.

Целостность и эмерджентность - интегративные свойства системы.

Наличие интегративных свойств является одной из важнейших черт системы. Целостность проявляется в том, что система обладает собственной закономерностью функциональности, собственной целью.

Организованность - сложное свойство систем, заключающиеся в наличие структуры и функционирования (поведения). Непременной принадлежностью систем является их компоненты, именно те структурные образования, из которых состоит целое и без чего оно не возможно.

Функциональность - это проявление определенных свойств (функций) при взаимодействии с внешней средой. Здесь же определяется цель (назначение системы) как желаемый конечный результат.

Структурность - это упорядоченность системы, определенный набор и расположение элементов со связями между ними. Между функцией и структурой системы существует взаимосвязь, как между философскими категориями содержанием и формой. Изменение содержания (функций) влечет за собой изменение формы (структуры), но и наоборот.

Важным свойством системы является наличие поведения - действия, изменений, функционирования и т.д.

Считается, что это поведение системы связано со средой (окружающей), т.е. с другими системами с которыми она входит в контакт или вступает в определенные взаимоотношения.

Процесс целенаправленного изменения во времени состояния системы называется поведением . В отличие от управления, когда изменение состояния системы достигается за счет внешних воздействий, поведение реализуется исключительно самой системой, исходя из собственных целей.

Поведение каждой системы объясняется структурой систем низшего порядка, из которых состоит данная система, и наличием признаков равновесия (гомеостаза). В соответствии с признаком равновесия система имеет определенное состояние (состояния), которое являются для нее предпочтительным. Поэтому поведение систем описывается в терминах восстановления этих состояний, когда они нарушаются в результате изменения окружающей среды.

Еще одним свойством является свойство роста (развития). Развитие можно рассматривать как составляющую часть поведения (при этом важнейшим).

Одним из первичных, а, следовательно, основополагающих атрибутов системного подхода является недопустимость рассмотрения объекта вне его развития , под которым понимается необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. В результате возникает новое качество или состояние объекта. Отождествление (может быть и не совсем строгое) терминов «развитие» и «движение» позволяет выразиться в таком смысле, что вне развития немыслимо существование материи, в данном случае - системы. Наивно представлять себе развитие, происходящее стихийно. В неоглядном множестве процессов, кажущихся на первый взгляд чем-то вроде броуновского (случайного, хаотичного) движения, при пристальном внимании и изучении вначале как бы проявляются контуры тенденций, а затем и довольно устойчивые закономерности. Эти закономерности по природе своей действуют объективно, т.е. не зависят от того, желаем ли мы их проявления или нет. Незнание законов и закономерностей развития - это блуждание в потемках.

Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра

Поведение системы определяется характером реакции на внешние воздействия.

Фундаментальным свойством систем является устойчивость , т.е. способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям. От нее зависит продолжительность жизни системы.

Простые системы имеют пассивные формы устойчивости: прочность, сбалансированность, регулируемость, гомеостаз. А для сложных определяющими являются активные формы: надежность, живучесть и адаптируемость.

Если перечисленные формы устойчивости простых систем (кроме прочности) касается их поведения, то определяющая форма устойчивости сложных систем носят в основном структурный характер.

Надежность - свойство сохранения структуры систем, несмотря на гибель отдельных ее элементов с помощью их замены или дублирования, а живучесть - как активное подавление вредных качеств. Таким образом, надежность является более пассивной формой, чем живучесть.

Адаптируемость - свойство изменять поведение или структуру с целью сохранения, улучшения или приобретение новых качеств в условиях изменения внешней среды. Обязательным условием возможности адаптации является наличие обратных связей.

Всякая реальная система существует в среде. Связь между ними бывает настолько тесной, что определять границу между ними становится сложно. Поэтому выделение системы из среды связано с той или иной степенью идеализации.

Можно выделить два аспекта взаимодействия:

  • во многих случаях принимает характер обмена между системой и средой (веществом, энергией, информацией);
  • среда обычно является источником неопределенности для систем.

Воздействие среды может быть пассивным либо активным (антогонистическим, целенаправленно противодействующее системе).

Поэтому в общем случае среду следует рассматривать не только безразличную, но и антогонистическую по отношению к исследуемой системе.

Целостность (эмерджентность) - закономерность, проявляющаяся в системе в возникнове­нии у нее "новых интегративных качеств, несвойственных ее компонентам".

Проявление этой закономерности легко пояснить на примерах поведения популяций, соци­альных систем и даже технических объектов (свойства станка отличаются от свойств деталей, из которых он собран).

Для того, чтобы глубже понять закономерность целостности, необходимо, прежде всего, учи­тывать две ее стороны:

1) свойства системы (целого) Qs не является простой суммой свойств составляющих ее эле­ментов (частей) qi :

2) свойства системы (целого) зависят от свойств составляющих ее элементов (частей):

Кроме этих двух основных сторон следует иметь в виду, что объединенные в систему эле­менты, как правило, утрачивают часть своих свойств, присущих им вне системы, т.е. система как бы по­давляет ряд свойств элементов. Но, с другой стороны, элементы, попав в систему, могут приобрести новые свойства.

Поясним это на примерах. Так, из датчиков, транзисторов, резисторов и других деталей может быть собрана система управления станком. При этом система, полу­ченная из деталей-элементов, проявляет новые свойства по сравнению со свойствами каждого из отдельно взятых элементов, а элементы утрачивают при объединении в систему часть своих свойств. Например, транзистор может использоваться в различ­ных режимах работы в разных устройствах - радиоприемниках, телевизорах и т.п., а став элементом системы автоматического управления станком, он утратил эти возможности и сохранил только свойство работать в необходимом для этой схемы режиме. Анало­гично производственная система в рабочее время подавляет у своих элементов-рабочих вокаль­ные, хореографические и некоторые другие способности и использует только те свойства, которые нужны для осуществления процесса произ­водства. Еще в большей степени подавляет проявление способностей человека кон­вейер.

Таким образом, первая сторона закономерности целостности ха­рактеризует изменение взаи­моотношений системы как целого со средой (по сравнению с взаимодействием с ней отдельно взя­тых эле­ментов) и утрату элементами некоторых свойств, когда они станов­ятся элементами сис­темы. Эти изменения бывают настолько ра­зительны, что может показаться, будто свойства сис­темы вообще не зависят от свойств элементов. Поэтому необходимо обращать вни­мание на вто­рую сторону закономерности целостности.

В самом деле, если транзистор или другой элемент вышел из строя или если поставлен датчик с другой чувствительностью, то либо система управления станком вообще перестанет существо­вать и выполнять свои функции, либо, по крайней мере, изменятся ее характеристики (во втором случае). Аналогично замена элементов в организационной структуре системы управления пред­приятием может существенно повлиять на качество его функционирования.

Свойство целостности связано с целью, для выполнения которой создается система. При этом, если цель не задана в явном виде, а у отображаемого объекта наблюдаются целостные свойства, можно попытаться определить цель или выражение, связывающее цель со средствами ее достиже­ния (целевую функцию, системообразующий критерий), путем изучения причин появления зако­номерности целостности.

В приведенном примере целостность определяется конструкцией системы управ­ления стан­ком, технологической схемой взаимодействия деталей и узлов. Но в по­добных примерах и цель несложно сформулировать. А вот в организационных си­стемах не всегда сразу легко понять при­чину возникновения целостности и требует­ся проводить анализ, позволяющий выявить, что при­вело к возникновению целост­ных, системных свойств.

Исследованию причин возникновения целостных свойств в тео­рии систем уделяется большое внимание. Однако в ряде реальных ситуаций не удается выявить факторы, обусловли­вающие воз­никновение целостности. Тогда системные представле­ния становятся средством исследования: благодаря тому, что отоб­ражение объекта в виде системы подразумевает в силу закономер­ности целостности качественные изменения при объединении эле­ментов в систему и при переходе от системы к элементам (и эти из­менения происходят на любом уровне расчленения системы), можно хотя бы структурой представить объект или процесс, для изучения которого не может быть сразу сформирована математическая мо­дель, требующая выявления точных, детерминированных взаи­моот­ношений между элементами системы.

Иными словами, с помощью понятий система и структура можно отображать проблемные ситуации с неопределенностью, при этом как бы разделяют "большую" неопределенность на более "мел­кие", которые в ряде случаев легче поддаются изучению, что помо­гает выявить причины качественных изменений при формировании целого из частей. Расчленяя систему, можно анали­зировать причи­ны возникновения целостности на основе установления причинно-следственных связей различной природы между частями, частью и целым, выявления причинно-следственной обусловленности целого средой.

Наряду с изучением причин возникновения целостности, можно получать полезные для прак­тики результаты путем сравнительной оценки степени целостности систем (и их структур) при неизвестных причинах ее возникновения. В связи с этим обратимся к закономер­ности, двойствен­ной по отношению к закономерности целостности. Ее называют физической аддитивностью , независимостью, суммативностью, обособленностью .

Свойство физической аддитивности проявляются у системы, как бы распавшейся на незави­симые элементы; тогда становится справедливым:

В этом крайнем случае и говорить-то о системе нельзя. Но, к сожалению, на практике сущест­вует опасность искусственного раз­ложения системы на независимые элементы, даже когда при внеш­нем графическом изображении они кажутся элементами системы.

Строго говоря, любая развивающаяся система находится, как правило, между состоянием абсолютной целостности и абсолютной аддитивности, и выделяемое состояние системы (ее "срез") можно охарактеризовать степенью проявления одного из этих свойств или тенденций к его нарас­танию или уменьшению.

Для оценки этих тенденций А. Холл ввел две сопря­женные закономерности, которые он назвал прогрессирующей фак­торизацией - стремлением системы к состоянию со все более неза­виси­мыми элементами, и прогрессирующей систематизацией - стре­млением системы к уменьшению самостоятельности элементов, т.е. к большей целостности (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Оценки тенденций к нарастанию (уменьшению) абсолютной целостности и аддитивности

Закономерности взаимодействия части и целого

Степень целостности α

Коэффициент использования элементов β

Целостность (эмерджентностъ)

Прогрессирующая систематизация

Прогрессирующая факторизация

Аддитивность (суммативность)

В последнее время появляются попытки введения сравнительных количественных оценок степени целостности α и коэффициента использования свойств элементов β в целом.

Несколько фрагментарно, но энциклопедически ёмко представлены формализованные азы философского видения и взаимодействия двух широких понятий: целого и системы. Эти монады мышления мощны по абстрагированному рассмотрению уровней восприятия и обобщения предметов: от микрочастиц – до макрокосмоса. Они пронизывают буквально все аспекты человеческого бытия и мировосприятия.

Сергей Костюченко даёт собственное оригинальное толкование целого и системы, отчего интерес к представленному материалу, безусловно, только повышается.

Статья помещена в разделе "Дискуссии – Наука", априори предполагая возможность высказывания полемических суждений.

Определения – канва учения.

1. Существуют различные определения "системы" 1 .

Чаще всего учёные исходят от древнегреческого слова σύστημα (сочетание, соединение), квалифицируя систему как множество (совокупность, единство) <взаимосвязанных> элементов, организованных связями в некое единое образование.

Чем хороша отправная точка в виде "множества"? – Множество – есть начальное аксиоматическое понятие. Оно не сводится к другим понятиям и не имеет определения.

Однако можно дать описание множества:

  • как соединение в некое целое M определённых хорошо различимых предметов m нашего созерцания;
  • «единое имя для совокупности всех объектов, обладающих данным свойством» либо «объединение в одно целое объектов, хорошо различимых нашей интуицией или мыслью» (Г. Кантор) ;
  • совокупность различных элементов, мыслимая как единое целое (Б. Рассел).

Имеет место единственное ограничение, когда представление «множество всех множеств» приводит к парадоксу Рассела, типа брадобрея.

Многочисленные определения понятия "системы" обстоятельно проанализированы В. Садовским (40 определений) , А. Уёмовым (34 определения) .

Среди них можно, например, выделить:

  • комплекс
  • «взаимодействующих компонентов» или как «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой» ;
  • «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство» ;
  • «множество объектов, которые обладают заранее определенными свойствами с фиксированными между ними отношениями» ;
  • «совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает возникновение новых интегративных качеств, несвойственных образующим её компонентам» .

В работе система определяется посредством объекта: «Система – это объект...».

Объект (лат. objectum ) – предмет, явление или процесс, а также субъект (личность, общество). Чисто формально, конечно, допустимо и через объект, хотя попадаем на тавтологический круг взаимного определения одного через другое.

К тому же в понятийном многообразии не обязательно главенствует объектный ракурс.

Под таким углом зрения весьма непросто квалифицировать такие системы как собрание принципов, система уравнений, форма организации (избирательная система и др.), порядок расположения книг на полке, вторая сигнальная система, система оценивания знаний и т.п.

В философии обычно рассматривают устоявшиеся категориальные триады :

"целое–строение–часть";

"система–структура–элемент".

При этом "целое" и "часть" выступают как антонимы.

Одновременно система (по Костюченко) – «функционирование <совокупности> частей как нечто целого», когда обретаются «в этой совокупности новые свойства или поведение».

Снова видно распыление контрапунктов, теперь уже в виде сужения предметной области, поскольку в общем случае "нечто целое" и новизна могут не иметь явного выражения, например, в суммативной системе. Последняя возникает путем простого соединения (объединения) качеств составляющих её элементов по выбранному основанию.

2. В определении "целого", на наш взгляд, также имеются некоторые издержки.

Первое, что бросается в глаза «целое – ... единое и неделимое (?)». Контекст неделимости до конца не ясен, поскольку целое всегда предполагает наличие частей. Без частей нет целого. Другое дело "нераздельное", "монолитное", но потенциально делимое. Кстати само гипотетическое деление не обязательно подразумевает абсолютную потерю целостности: деление клеток, стая птиц, фракталы и т.п.

«Целое обладает внутренней структурой ». – Можно и так. Но говоря в дуальном отношении с системой, более рельефным и выразительным становится выражение: «Целое обладает внутренним строением». Оно более гармонично и "одушевлённо" соотносится с описанием даже такого целого, как булыжник. Структуру лучше "отдать" системе.

Исходные предпосылки. «Целое – это следующий шаг, по сравнению с системой, в уровне организованности (внешнее отличие целого и от системы : наличие тако й "внутренней структуры", которая отсутствует у системы ). Целое один шаг от предельно структурированной системы » .

Этим самым задаётся соподчинённость и иерархичность одностороннего или полупроводникового типа по мере возрастания сложности: от системы к целому.

Целое выделяется из предельно структурированной системы и по уровню организованности уходит вперёд, минимум на один условный шаг.

В "целом", напротив, подобного строения не видно, и оно воспринимается извне монолитным образованием (см. подраздел "целых два чина...").

«Целое "хитрым" образом воспроизводит себя, каждый раз с некоторым "дельта" от целого – от подвижного покоя самотождественного разнородного различия. Эта "дельта" есть внутреннее побуждение, "градиентный" импульс становления целого » .

Здесь уже целый букет красивых художественных образов: от лукавой хитрости целого самовоспроизводиться (как Феникс) до градиентного импульса – некоего вечного двигателя побуждающей дельты-моржи. Знал бы обычный целый кирпич, какой он важный на самом деле, никогда бы в жизни не раскалывался на половинки.

Целое – троица. Рассматривая вкупе с другими авторскими работами, можно высказать предположение о подоснове таких умозаключений, которая прослеживается без особых затруднений: поставить целостность выше над системностью . И далее: целое – нечто такое, что и словами трудно передать. А за счёт "дельты" – и вообразить невозможно.

Ничего удивительного в этом нет. Выделение и возвышение целого в сравнение с той же системностью прямо проистекает из холизма 2 (др.-греч. ὅλος, целый, цельный) – идеалистического учения, рассматривающего мир как результат творческой эволюции, направляемой нематериальным "фактором целостности".

Так, в частности, исподволь подводится фундамент под научное обоснование догмата теологической троицы. Не знамо, что это такое, но "особо целое". И ни в коем случае ни система. Даже "сверхцелое" и необычное. Как говорится, «что ни вздумать, ни взгадать» и «ни в сказке сказать, ни пером описа ть».

Собственно, а почему бы и нет...

Хотя зачем? – Догмат-то – слово не ругательное.

По-научному он очень близок к аксиоме (гр. axiōma значимое, бесспорное), как исходной (отправной) предпосылке.

Она не доказывается, особо не объясняется (не "разжевывается"), а просто принимается. Обычно сообществом людей (собранием) как апробация в её исконном понимании-проявлении "одобрять". – Не путать с коммунистическим "одобрям-с".

В рамках концепции, принятой когда-то голосованием, аксиому нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Как на съезде взяли и произвольно присвоили электрону отрицательный заряд. И точка... После чего здесь не спасают никакие кульбиты с целостностью и системностью. Да это уже и не нужно, за ненадобностью.

Так или иначе, но аксиомы зиждутся (пусть и неявно) на комплексе признаков, составляющих базовую часть знаний, которая входит (внедряется) в сознание и не может быть выражена в терминах познания.

Вместо аксиомы для церковной догмы, пожалуй, больше подходит её научный эквивалент – постулат (лат. postulatum требуемое) – «исходное положение или утверждение, принимаемое без строгого доказательства... но веское и обоснованное» .

Оговариваемый уровень истинности постулата, если так можно выразиться, также достаточно высок, но всё-таки не так безоговорочно как в аксиоме.

Целых два чина: дурак и дурачина. Эта русская поговорка-аллегория как нельзя, кстати, подходит к диаде «целое – система». Бо льшая часть взаимосвязанных множеств в наблюдаемом мире одинаково успешно, на уровне гетеротипной синонимии воспроизводится обоими понятиями, приобретая таким образом "целых два чина".

Не случайно австрийский биолог Л.Берталанфи – "отец общей теории систем" – эксплицитно отождествлял систему и целое .

У В.Афанасьева «целое – это такая система, в которой внутренние связи частей между собой являются преобладающими по отношению к движению этих частей и к внешнему воздействию на них» . По его мнению, всякое целое есть система, но не всякая система – целое, так как не всякая система целостна. Целым будет лишь целостная система.

Другие концепции воспроизводят похожие подходы, так или иначе, сводясь к этим двум.

При этом понятие системы становится шире целого.

«Всё то, что в этих концепциях определяется как целое, может быть определено через систему, так как все объекты, обозначенные вышеперечисленными терминами, полностью могут быть описаны через системные термины» . С другой стороны, та же суммативная система единодушно считается нецелым.

"Хаотическое множество", "неорганизованная совокупность" также плохо уживаются с контекстом целого. Но могут свободно исследоваться в рамках системного подхода.

А для кибернетической системы как совокупности моделей, адекватной решаемой задачи, вообще трудно подобрать адекватное целое.

Где и как начинается либо заканчивается целое во фрактальных образованиях, – также не самоочевидно.

Целое – часть. Рассматривая двуединый характер целого в статике–динамике, С. Костюченко приходит к выводу, что «у целого нет частей и элементов, как в системе».

В результате вместо составляющей каркаса философии понятие "целое" превращается в аморфно-бестелесное образование. Единственный признак, который неотделим от понятия целого и делает его таковым, – это наличие частей .

То есть необходимое условие образование целого – это его составление из частей (реальное или гипотетическое).

Также как и «самая простая система состоит из двух элементов. Не существует систем, состоящих из одного элемента» .

Напомним, как философские категории «часть и целое» 3 известны со времён Аристотеля и выражают отношение между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и приводит к появлению новых (интегративных) свойств и закономерностей.

Эта связь выступает как целое, а предметы – в качестве его частей.

Свойства целого несводимы к свойствам его частей, но и не мыслимы без них.

Близнецы–братья... Кто более матери-истории ценен? Понятия системы и целого близки по содержанию, но полностью не совпадают.
«Понятие "целое" по своему объему у же понятия системы. Системами являются не только целостные, но и суммативные системы, не принадлежащие к классу целостных». Кроме того, «в понятии "целое" акцент делается на специфичности, на единстве системного образования, а в понятии "система" – на единстве в многообразии. Целое соотносимо с частью, а система – с элементами и структурой» .

Хорошо известно, что ещё Л. Берталанфи ввёл в классификацию системных объектов функцию "суммативности" в противоположность по смыслу "интегративности". Свойства суммативных (аддитивных) систем равны сумме свойств ее компонентов. Это груда камней (по массе), куча песка, штабель досок, классификация норм права (по различным основаниям), скопление машин, покупатели в магазине, пассажиры в любом виде транспорта и т.п., когда составляющие части могут существовать сами по себе автономно.

Все признаки системы здесь налицо 4: конечное множество людей, общий интерес, взаимосвязь, взаимодействие на основе этого интереса. Но есть и специфика: энергия внутренних связей системы равна или немногим выше энергии внешних воздействий со стороны среды. В силу этого суммативные системы легко распадаются.

Некое промежуточное положение между интегративной и сумативной системой занимает, например, спортивная команда, единая по духу. Хотя и бывает разлад.

Системы могут быть шире целого и в том, что существуют чисто абстрактные системы: понятия, гипотезы, теории, научные знания о системах, лингвистические (языковые), формализованные, логические системы и др. 5

Так или иначе, но система и целое не составляют иерархию.

Тот же системный подход достаточно универсален и определяет принципы исследования структур или строения целого.

Из системного мышления выросла синергетика – учение о процессах самоорганизации сложных систем. А вот холизм в философии, основанный на идее целостности бытия, так и не вышел за рамки её аморфного понимания и потому не смог внести серьезного вклада в развитие онтологии, эпистемологии и методологии познания .

Система подчеркивает организованный характер множества элементов. Целое лишь указывает на связь составляющих его частей (компонентов).

В узком представлении система больше напоминает схему, алгоритм, каркас и т.п. Причём подобных систем у одного целого может быть несколько: кровеносная система, нервная система, скелет, двигательный аппарат и т.п.

В определённой мере система сравнима с инструментарием, основанным на систематике – учении о принципах и методах образования систем в виде их упорядочения, систематизации (сведения групп), классификации и т.д.

Масло масленое. Другой феномен связан с объединяющей связью в диаде «целое – система», приводящей к новым словосочетаниям.

Часто с целью большей убедительности для системы добавляется прилагательное "целостная", "комплексная" и т.п. Целостность, в свою очередь, может приобрести характерный статус "системной целостности".

Так формируются (синтезируются) целостные системы <обучения>, <подготовки воина>, <стратегического планирования>, < диагностики>...

Благодаря В. Афанасьеву они получили вид на жительство в научной практике:

3 Философский сл. – http://www.edudic.ru/fil/170/. Энциклопедический сл. – http://www.edudic.ru/bes/69790/.

4 Исследование систем управления. – http://informatique.org.ru/isu/logic.php.
]

Системы обладают рядом свойств, которые необходимо учитывать в процессе управления. Особенно их роль возрастает, когда рассматриваются организационные или социальные системы, то есть куда входит человек как наиболее сложный элемент системы.

Рассмотрим некоторые из этих свойств.

Целостность. Свойство целостности означает, что организационная система существует как образование, в котором каждый элемент выполняет определенные функции. Целостность конкретизируется и осуществляется через связи.

Обособленность – одно из свойств, которое характеризует относительную изолированность, автономность тех или иных организационных систем. Определяет границы изучения системы.

Адаптивность – свойство, означающее способность приспосабливаться к изменению внутренних и внешних условий таким образом, чтобы эффективность и стабильность (устойчивость) системы не ухудшались.

Синергетичность – свойство появления новых, дополнительных качеств и свойств в системе при возрастании упорядоченности (самоорганизации) между элементами системы (подсистемы). Синергия (синергетичность) – однонаправленность действий в системе, которая приводит к усилению (умножению) конечного результата. Состоит из двух слов: «син» – «объединяющий» и «эргос» – «усилие» (эргономика). Аналогично слову «синхронизация» – «син» (объединяющий) и «хронос» – время, – «объединяющий во времени».

Эмерджентность свойство, означающее, что целевые функции отдельных подсистем не совпадают с целевой функцией самой системы. Например, цель хозяина – прибыль, цель работника – зарплата.

Неаддитивность отношений. По определению, свойства системы не есть простая сумма свойств, входящих в нее элементов. Такие отношения в математике называют неаддитивными:

N > или N = + d n ,

где d n – величина, отражающая степень неаддитивности.

Физическая природа неаддитивности связана с декомпозицией организационной системы. При декомпозиции происходит неизбежный разрыв не только горизонтальных, но и перекрестных связей, характеризующих целостность системы.

Одним из свойств и важнейших характеристик системы является понятие «энтропии», представляющей собой количественную характеристику «беспорядка», «хаоса», «разложения» в системе.

Энтропия характеризует соотношение организованности и дезорганизованности в системе.

Если система развивается, прогрессирует – то энтропия уменьшается. Если в системе преобладают процесса разрушения, деструкции, неупрярядоченности, неопределенности – то энтропия увеличивается.


Одна из трактовок фразы: «Рука дающего – на оскудеет», как раз и предполагает формирование и проявление этих усилий вначале для создания чего-либо, а затем и дальнейшего восстановления и развития системы, используя ресурсы из внешней среды. В этом смысл развития.

Иначе – « …Там царь Кащей над златом чахнет…»

Учет особенностей этих свойств, применительно к социальным системам (аспекты: психологический, нравственный, ценностный) делает их определяющими в процессе управления в целом и при принятии управленческих решений, в частности.

ШП. Свойства организационных систем управления

Организационное управление обладает важнейшими свойствами, которые необходимо учитывать при выработке управленческих решений и организации управления.

К свойствам, влияющим на организацию управления, относят: целостность; обособленность; централизованность; адаптивность;совместимость;эмерджетность;синергетичность;неаддитивность отношений; обратная связь; неопределнность данных; многокритериальность; мультипликативность; стохастичность; порог сложности, редкая повторяемость проблемных ситуаций; фактор времени.

Раскроем сущность названных свойств.

· Целостность. Свойство целостности означает, что организационная система существует как образование, в котором каждый элемент выполняет определенные функции.

Целостность системы может быть определена как свойство, характеризующее устойчивость функционирования организационной системы при ее минимальной структурной сложности и минимально необходимых ресурсах.

Целостность означает отсутствие необходимости добавления или устранения ее отдельных структурных элементов для повышения устойчивости и эффективности функционирования.

Проблема состоит в том, что системы могут функционировать при существенном (и часто неоправданном) усложнении или упрощении управленческой структуры, однако она при этом теряет темп развития и устойчивость .

· Обособленность – одно из свойств, которое характеризует относительную изолированность, автономность тех или иных организационных систем. Это свойство проявляется при разделении полномочий, определении границ хозяйственной самостоятельности предприятий, регионов, отраслей.

· Централизованность сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте ; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами решения строго обязательны для нижних уровней. Сосредоточение чего-либо в одном месте, в одних руках, в одном центре; условие, при котором право принимать решения остается за высшими уровнями управления.

В организационных системах функции централизованных систем несет руководитель, лидер, менеджер; на фирме – администрация; в стране – государственный аппарат. Социально-экономические проблемы, требующие централизованных усилий: ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, социальная защита, экологическая проблематика, образование, наука, пропорции отраслевого и регионального развития.

· Адаптивность – свойство, означающее способность приспосабливаться к изменению внутренних и внешних условий, таким образом, чтобы эффективность и стабильность (устойчивость) системы не ухудшалось. Адаптивность тесно связана со свойствами саморегулирования. В случае, когда организационная система хорошо структурирована, отлажена, обладает высоким уровнем организации и хорошим ресурсным обеспечением, имеет квалифицированные кадры, адаптивные свойства такой системы резко возрастают.

· Совместимость – означает, что все элементы системы должны обладать свойствами «сродства», взаимоприспособляемости, взаимоадаптивности.

Проблемы совместимости должны решаться в следующих направлениях:

Создание эффективных централизованных механизмов, преодолевающих силы отталкивания (которые возникают в организационных системах);

Поиск и формирование эффективных механизмов адаптации, позволяющих не только преодолевать силы отталкивания, но и превращать их в силы сближения, путем формирования новых элементов хозяйственного механизма в условиях его функционирования.

· Эмерджентность (непредсказуемое и не выводимое из наличного) свойство, означающее, что целевые функции отдельных подсистем, не совпадают с целевой функцией самой системы.

Так, например, целевая функция всего народного хозяйства, может на совпадать с целевой функцией отдельной отрасли; целевая функция отдельного работника, может не совпадать с интересами предприятия, государства и т.д. Использование свойств эмерждентности позволяет правильно относиться к противоречивости целевых функций участников производства в любой системе. Разрешение этих противоречий и образует сам процесс развития и является основным содержанием управления.

· Синергетичность – свойство появления новых, дополнительных качеств и свойств в системе при возрастании упорядоченности (самоорганизации) между элементами системы (подсистемы).

Синергия (синергетичность) - однонаправленность действий в системе, которая приводит к усилению (умножению) конечного результата.

Наука синергетика изучает связи между элементами подсистемы благодаря активному обмену потами энергии, вещества и информации в самом объекте и с окружающей средой. При согласованном поведении подсистем возрастает степень упорядоченности, самоогранизации больших систем.

В управлении организационной системой синергетичность означает сознательную однонаправленную деятельность всех членов коллектива как большой системы(цели и задачи отдельных служб не могут и не должны противоречить целям и задачам организационной системы).

Поиску источников и способов усиления положительной синергии и предотвращению отрицательной (негативной) синергии большинство зарубежных фирм уделяют значительное внимание, затрачивая на них 10-20% средств, идущих на организацию управления.

(прим.А.К. По другим источникам до 30%. Разделяют «Т»- функции» – 70% - собственно деятельность организации и «Ф»-функции» – 30%, затрачиваемые на организацию деятельности («Т»). Необходимо отметить, что снижение затрат на «Ф», ведет к снижению эффективность «Т». Найти оптимальное сочетание для каждой конкретной организации (системы управления: размеры, иерархия, вид производства, культура управления и т.д.)) – задача менеджера.)

Положительная синергия усиливается по мере роста организационной целостности больших систем, негативная синергия усиливается с дезорганизацией больших систем.

Наибольшее влияние на развитие положительной синергии в социально-экономических системах оказывают (5): высокий уровень общей и профессиональной культуры , хорошие знания психологии, этики, физиологии, высокий уровень морально-этических качеств всех членов организации и грамотное использование рычагов и стимулов управления.

При исследовании синергетичности многие вопросы пока остаются неясными. Так, добавление некоторых элементов в организационных системах, наряду с повышением роста эффективности систем, способно подчас резко понижать устойчивость ) большой системы, приводить к нестабильности и даже разрушению. По-видимому, в системах могут быть весьма полезны некоторые подсистемы – «антагонисты», которые хотя и несколько уменьшают эффект целевой функции большой системы, однако в значительно большей степени повышают ее устойчивость и способность темпов развития.

В социально-экономических системах это могут быть, например, органы правопорядка, здравоохранения, окружающей среды и другие.

«Новые системы плодят новые проблемы». Следствие: «Не следует без необходимости плодить новые системы».

«Система не может быть лучше, чем составляющие ее руководители» С.Янг.

«Система не может обучаться и адаптироваться, если этого не может ее руководство». Р.Акофф.

· Неаддитивность отношений. По определению, свойства системы не есть простая сумма свойств, входящих в нее элементов.

Такие отношений в математике называют неаддитивными.

N > E ni или N = E ni + dn

dn – величина, отражающая степень неаддитивности.

Рассказать друзьям