Настасья Филипповна: психоанализ. «Трагичная любовь князя Мышкина Почему настасья филипповна так себя вела

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Страница 1

Еще одна героиня Достоевского – Настасья Филипповна – роковая, гордая, инфернальная женщина в романе «Идиот». Образ этой героини взят с первой жены Достоевского Марьи Дмитриевны, он как будто «списал» её на бумагу, отобразив все её черты характера, поведения, внешность. История любви Достоевского с Марьей Дмитриевной похожа на историю Рогожина и Настасьи Филипповны, такая же тяжелая, неравная, любовь со страданиями и мучениями.

«Он в нее влюбился без памяти – ее сострадание, участие и легкую игру от скуки и безнадежности принял за взаимное чувство. Достоевский овеял ее всеми чарами неудовлетворенных желаний, эротических фантазий и романтических иллюзий, накопленных за годы вынужденного воздержания. Кроме того, она страдала, а чувствительность к чужому горю всегда подогревала его страсть. Очень скоро их связь переросла в сильную привязанность. Тут бы и пожениться, но экзальтированная Марья Дмитриевна начала испытывать чувства «на прочность». Она писала Достоевскому то истерически ненавидящие письма, то страстно любовные. Его эта игра убивала, ведь он любил со всей силой и страстью запоздалой первой настоящей любви. Достоевский был на грани безумия. Мучился он, мучилась она» (В. Кожинов).

История очень похожа на историю героев романа.

Настасья Филипповна – это весьма сложная и непростая натура. Она несчастна, много страдала, никогда никого не любила, очень любила себя, сильная, ей роковая красота и поразительный ум, и хитрость – это «яд» для мужчин знавших её, да и для женщин тоже. В её присутствии в обществе ни одна женщина не сияла так же ярко, ни была так величественна, ни одна не могла заставить молчать, только взглянув своим испепеляющим взглядом.

«Ею движет «бесовская гордость», не дающая принять сострадание Мышкина. Поэтому и не может состояться гуманистическое «воскресение» Настасьи Филипповны, ее «возвращение» к «образу чистой красоты» (каковым она, по-видимому, никогда и не являлась)». (из статьи Л.Н. Смирновой «Мир красотой спасётся»). В одной из последних сцен романа, перед несостоявшимся венчанием героини с князем, собравшуюся дома толпу поражает ее «инфернальная», демоническая красота: она вышла «бледная, как платок; но большие черные глаза ее сверкали…, как раскаленные угли» . При завязке романного действия, глядя на портрет Настасьи Филипповны и дивуясь ее ослепительной красоте, князь Мышкин восклицает: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!» . Ведь «сладостная мечта», о которой говорил Пушкин в своем «Рыцаре бедном», в представлении героев романа, той же Аглаи, – это «восстановить и воскресить человека».

Именно с такой целью Мышкин предлагает свою руку Настасье Филипповне в первый же день знакомства. Гуманистическая «истина», соединяясь с прекрасной внешностью и добром, воссоздаст в бывшей куртизанке «образ чистой красоты».

Красота телесная в сочетании с красотой нравственной «спасет мир», потому что, как писал Достоевский еще в статье 1861 года, она «присуща всему здоровому», является «необходимой потребностью организма человеческого» . Но все складывается не так, как первоначально задумывал автор «Идиота». В романе появляется «гениальная фигура» Лебедева, мелкого дельца мошенника, интригана и в то же время глубочайшего философа парадоксалиста, толкователя Апокалипсиса. Именно он высказывает ключевые для дальнейшего понимания главных образов «Идиота» мысли: «…закон саморазрушения и закон самосохранения одинаково сильны в человечестве» , «дьявол… владычествует человечеством до предела времен, еще нам неизвестного» , «ослабели,… помутились источники жизни» в «наш век пароходов и железных дорог» .

О том, кто такая Настасья Филипповна Барашкова, знает каждый, кто читал " Идиота" . Это героиня, вокруг которой и завязаны главные сюжетные узлы. Монолог Настасьи Филипповны можно считать кульминацией романа Достоевского. В словах, которые она адресует то ли себе, то ли князю Мышкину, сквозит невероятное отчаяние, неверие в счастливый исход собственной жизни. В чём же трагедия Настасьи Филипповны? Есть ли прототипы у этого персонажа?

Князь Мышкин

Однажды в вагоне поезда, направляющегося из Швейцарии в Россию, Парфён Рогожин знакомится с молодым человеком, довольно странным, но вызывающим безграничную симпатию и доверие, - с князем Мышкиным. Дальний родственник генеральши Епанчиной очень болен , много лет провел за границей, но лечение не избавило его полностью от недуга. Именно от Рогожина Мышкин и слышит впервые о женщине по имени Настасья Филипповна.

Знаменитейший герой Достоевского свободен от страстей, которые губят человеческую душу. Он подобен ребенку . Его взгляд на окружающих незамутненный. А потому его и называют идиотом. Он единственный, кто видит в Настасье Филипповне не падшую роковую красавицу, а всего лишь несчастную женщину — женщину , лишенную любви и понимания. Он жалеет ее , возможно, любит по-настоящему. Однако интриги, которые порождает миллионное наследство, свалившееся как снег на голову, вынести он не в состоянии.

Автор наделил князя Мышкина автобиографическими чертами. Герой страдает эпилепсией, так же как и его создатель. И именно Мышкин поведал читателям о психологическом состоянии человека перед смертной казнью - о том, что было известно Достоевскому на собственном опыте. Вернемся же к образу Настасьи Филипповны. Какую роль история " падшей женщины" сыграла в судьбе несчастного князя Мышкина?

Характеристика

Настасья Филипповна — героиня довольно противоречивая. Действующие лица романа характеризуют ее по-разному. Какой эту женщину видит Мышкин? Впервые взглянув на ее портрет, он поражен . Однако поражен не красотой, а скорее страшным сочетанием гордости и презрения, которое можно прочитать в ее взгляде. Бледное лицо, чуть впалые щеки , странный огонь в глазах - всё это видит князь на портрете 25-летней женщины. В этот момент он словно угадывает прежнюю и дальнейшую судьбу Настасьи Филипповны. Затем, став миллионером, пытается спасти ее . Но тщетно. Это женщина испытывает презрение не только к окружающим, но и к самой себе.

Детство Настасьи Филипповны

Достоевский создал этот женский образ под тяжестью собственных любовных переживаний. Но о том, кто послужил прототипом Настасьи Филипповны, расскажем позже. Прежде стоит изложить биографию этой неординарной женщины.

Настасья Филипповна родилась в семье дворянина, отставного офицера. Когда девочке было семь лет, погибла ее мать. Отец после смерти жены сошёл с ума, и вскоре умер в горячке. Настасья осталась одна на белом свете. В ее судьбе активное участие принимал соседский помещик Афанасий Тоцкий. Сирота росла в доме его управляющего.

Девочка подросла. Тоцкий увидел в ней будущую красавицу. Нанял гувернеров , которые обучали Настасью французскому языку, музыке и правилам поведения в светском обществе. Когда же ей исполнилось 16 лет, сделал ее своей содержанкой.

Ганя Иволгин

Страдающую, ранимую душу в Настасье Филипповне смог увидеть лишь князь Мышкин. Для других же она была предметом торга. Узнав о том, что Тоцкий собирается жениться на одной из дочерей генерала Епанчина , Настасья приезжает в Петербург. И теперь уже помещик видит: перед ним не трогательное, беззащитное существо, которое он погубил, а женщина, готовая мстить. Она обладает страшным, инфернальным обаянием, что привлекает новых поклонников. Среди них и Ганя Иволгин .

Этот молодой дворянин богат, имеет приличную наружность, недурно образован. Он неглуп, но в то же время не имеет ни таланта, ни способностей, у него нет ни одной собственные идеи. Ганя Иволгин " решительно как и все" . Он служит секретарем у генерала Епанчина , и именно у него в одной из первых глав князь Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, который его так поражает.

Парфён Рогожин

После первой же встречи с Настасьей Барашковой сын богатого купца охвачен роковой страстью. Он дарит ей бриллиантовые подвески стоимостью в десять тысяч. Встреча с этой женщиной выбивает Рогожина из привычной колеи. Он совершает ряд безумных поступков - всё ради того, чтобы завоевать Настасью Филипповну. Когда Парфен становится наследником миллионного состояния, так же как и Тоцкий, он пытается купить ее . Однако он неглуп и понимает, что ответного чувства никогда не дождется . Настасья Филипповна давно не дорожит собой. Связь с Рогожиным для неё - форма самоубийства.

Любовный треугольник

В одной из сцен князь Мышкин делает Настасье Филипповне предложение. Она отвечает ему отказом и произносит длинную речь, полную горечи и страдания. Когда-то, будучи содержанкой Тоцкого, она мечтала о таком, как Мышкин - добром, честном, " глупеньком" . Но потом общество навязало ей шаблон, которому пришлось следовать.

Настасья Филипповна понимает, как страшно на судьбе Мышкина может отразиться женитьба на " падшей женщине" . А потому выходит замуж за Парфена Рогожина, который уважает князя, но неизменно видит в нём соперника. Настасья Филипповна губит и себя, и тех, кто любит ее . Рогожин в припадке ревности убивает ее , затем сходит с ума. Не менее печальна и участь князя Мышкина.

Образ героини в других произведениях

Характерные черты Настасьи Филипповны можно видеть и в других персонажах Достоевского. Например, в Аграфене Светловой из " Братьев Карамазовых" , Полине из " Игрока" . Героиня романа " Идиот" стала одним из ярчайших литературных образов. История молодой женщины с поломанной судьбой встречается и в произведениях более поздних прозаиков. В романе Пастернака " Доктор Живаго" показана судьба девушки из бедной семьи, любовнице богатого и циничного адвоката. Речь идет о Ларисе, ставшей жертвой негодяя-Комаровского. Нам неизвестно, находился или Пастернак, создавая этот женский образ, под влиянием романа Фёдора Достоевского. Но героини этих двух русских писателей, бесспорно, имеют общие черты.

В 2016 году в свет вышла книга Натальи Мироновой " Синдром Настасьи Филипповны" . В психиатрии такого термина нет. Писательница сама создала его. Героиня Мироновой стала жертвой насилия, после чего на протяжении нескольких лет испытывала серьезные психологические проблемы. Выражались они в нелогичной ненависти по отношению к представителям сильного пола, стремлении быть желанной, но недоступной и недосягаемой.

Аполлинария Суслова

Так звали женщину, которую на протяжении многих лет любил Достоевский. Аполлинария родилась в семье богатого купца, получила неплохое образование. Ее старшая сестра — Надежда — стала первой русской женщиной-врачом. А это говорит о том, что дочери Суслова воспитывались в довольно благоприятной среде.

Аполлинария была моложе Достоевского на 20 лет. Между ними завязался роман. Полина (именно так ее называли знакомые и родственники) требовала от писателя развестись с женой. Кроме того, писала повести и рассказы, которые не имели литературной ценности, и требовала содействия в публикации. Одно из ее произведений однажды все-таки появилось на страницах журнала Достоевского. После смерти жены писатель сделал Полине предложение. Однако девушка ответила ему отказом. Их отношения всегда были мучительными, нервными, неясными.

Многие литературоведы, изучающие жизненный и творческий путь Фёдора Достоевского, полагают, что именно Аполлинария Суслова является прототипом Настасьи Филипповны.

Актрисы, сыгравшие знаменитую героиню

Роман Достоевского экранизирован множество раз. В 1910 году на экраны вышла картина Петра Чардынина . Настасью Филипповну сыграла Любовь Варягина . В 1958 году снял фильм, который признан одной из лучших экранизаций романа Достоевского . Главную женскую роль исполнила В 2003 году на экраны вышел телевизионный многосерийный фильм Владимира Бортко . На этот раз Настасью Филипповну сыграла Лидия Вележева .

В образе знаменитой героини в разное время на экране появлялись такие актрисы, как Аста Нильсен , Эдвиж Фёйер , Людмила Максакова, Жанна Балибар . Правда, не раз зарубежные кинематографисты наделяли знаменитый персонаж другим именем.

За душу Настасьи Филипповны.

Здесь тоже мы должны различать два плана. В эмпирическом (внешнем, описательном) плане Настасья Филипповна – «гордая красавица» и «оскорбленное сердце». В ее образе скрещиваются две линии женских характеров, из которых одна («гордая красавица») восходит к «Неточке Незвановой » (княжна Катя), а другая («оскорбленное сердце») к «Бедным людям » (Варенька). Ей наиболее близки Дуня в «Преступлении и наказании » и Полина в «Игроке ». Семи лет героиня осиротела и воспитывалась в деревне богатого помещика Тоцкого; когда ей исполнилось шестнадцать лет, он сделал ее своей любовницей. Через четыре года она переселяется в Петербург. Робкая и задумчивая девочка превращается в ослепительную красавицу, в «необыкновенное и неожиданное существо», одержимое гордостью, мстительностью и презрительной ненавистью к своему «благодетелю». Тоцкий, намереваясь жениться на дочери генерала Епанчина, Александре, хочет выдать свою бывшую любовницу за Ганю Иволгина. Настасья Филипповна узнает, что тот продает себя за 75 тысяч, и с негодованием его отвергает. В эту минуту в жизнь ее входят Рогожин и Мышкин. Один хочет купить ее любовь за 100 тысяч, другой предлагает ей свою руку. Настасья Филипповна мечется между ними, как затравленный зверь. Она жаждет спасения, но не сомневается в своей гибели. Ей ли, наложнице Тоцкого, мечтать о счастьи с князем? Ей ли, «рогожинской», быть княгиней? Она упивается позором и сжигает себя гордостью; из церкви, в подвенечном платье, убегает от Мышкина и покорно подставляет себя под нож Рогожина. Эту мелодраматическую историю невинной грешницы и кающейся камелии, написанную в духе модной французской идеи о «rehabilitation de la chair» (Сен-Симон , Жорж Занд), Достоевский сделал оболочкой религиозного мифа.

Парфён Рогожин и Настасья Филипповна

В метафизическом (философском) плане героиня его есть «образ чистой красоты», плененной «князем мира сего» и в темнице своей ждущей избавителя. Душа мира – прекрасная Психея , пребывавшая в лоне божества, на грани времени, отпала от Бога. Возгордившись своим богоподобием, она употребила свободу во зло и самоутвердилась в «самости». И вместе с ней весь мир подпал закону греха и смерти; «всякая плоть томится и стенает». От своего прежнего вневременного существования Психея сохранила воспоминание о «звуках небес» и чувство роковой неизбывной вины. Злой дух, пленивший ее, разжигает в изгнаннице гордость и сознание виновности и этим толкает на гибель.

И вот приходит к ней человек с вестью о небесной ее родине. Он тоже был под «кущами райских садов», он видел ее там в «образе чистой красоты» и, несмотря на ее земное унижение, узнает свою нездешнюю подругу. Достоевский искусной градацией подготовляет встречу героев. Сначала князь слышит о Настасье Филипповне, потом три раза рассматривает ее портрет. «Так это Настасья Филипповна? – промолвил он, внимательно и любопытно поглядев на портрет: – удивительно хороша!» – прибавил он тотчас же с жаром. На портрете была изображена действительно «необыкновенной красоты женщина». При первом взгляде князь узнает только красоту Психеи, при втором он замечает ее муку в этом мире. «Удивительное лицо, – говорит он, – лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами, в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое... ».При третьем – «он приближает портрет к губам и целует его».

Наконец, наступает встреча. Князь потрясен: к его восторгу примешивается мистический ужас. Это она, Психея! «А как вы узнали, что это я? – допрашивает его Настасья Филипповна. – Где вы меня видели прежде? Что это, в самом деле, я как будто его где-то видела? И позвольте спросить, почему вы давеча остолбенели на месте? Что во мне такого остолбеняющего?» Князь смущенно отвечает, что узнал ее по портрету, что именно такою ее воображал... «Я вас тоже будто видел где-то». – «Где, где?». – «Я ваши глаза точно где-то видел... да этого быть не может!.. Это я так... Я здесь никогда и не был. Может быть, во сне...».

Так происходит мистическая встреча двух изгнанников из рая . Смутно помнят они о небесной родине... как «во сне».

Настасья Филипповна готова погубить себя: она покидает Тоцкого, рвет с Ганей и хочет уйти с Рогожиным. Князь бросается ее спасать – он предлагает ей свою руку и уверяет, что «она ни в чем не виновата». «Вы горды, Настасья Филипповна, – говорит он ей, – но, может быть, вы уже до того несчастны, что и действительно виновною себя считаете... Я давеча ваш портрет увидал и точно знакомое лицо узнал. Мне тотчас показалось, что вы как будто уже звали меня... ».Таинственные слова: князь узнал Психею, услышал ее призыв, отгадал ее тоску по освобождению. Он мучительно хочет ее спасти, но не знает как. Он думает, что магическими словами «вы не виновата» он разобьет оковы опутавшего ее зла. Но она знает свое падение, и напоминания князя об утраченной чистоте только терзают ее. Она жаждет искупления греха, а он ей, падшей, говорит о безгрешности. И Настасья Филипповна уезжает с Рогожиным. – «А теперь я гулять хочу, я ведь уличная».

Князь любит говорить «красота спасет мир». И вот он нашел эту красоту. Судьба ее на земле трагична: она осквернена, унижена, одержима демонизмом, возбуждает нечистые и злые чувства: тщеславие (у Гани), сладострастие (у Тоцкого и Епанчина), чувственную страсть (у Рогожина), Среди взметаемых ею вихрей, лик ее темнеет и искажается. Небесная невеста становится земной женщиной и на сострадательную, братскую любовь князя отвечает земной, эротической любовью. Рогожину приходится объяснять своему невинному сопернику: «Да неужто уж ты и впрямь, князь, до сих пор не спохватился в чем тут все дело?.. Другого она любит – вот что пойми. Точно так, как я ее люблю теперь ,точно так же она другого теперь любит. А другой тот, знаешь ты кто? Это ты! Что не знал, что ли?».

Любовь князя не спасает, а губит; полюбив его, Настасья Филипповна казнит себя, «уличную», и сознательно идет на смерть. Князь знает, что она гибнет из-за него ,но старается убедить себя, что это не так, что, «может, Бог и устроит их вместе». Он жалеет ее, как «несчастную помешанную», но любит другую – Аглаю . Однако, когда соперница оскорбляет Настасью Филипповну, князь не может вынести ее «отчаянного безумного лица» и с мольбой говорит Аглае: «Разве это возможно! Ведь она... такая несчастная!».

Теперь Настасья Филипповна не может больше заблуждаться: жалость князя – не любовь и любовью никогда не была. Из-под венца с ним, она убегает с Рогожиным, и тот ее убивает. Вот почему убийца приводит князя к ее смертному ложу: вдвоем бодрствуют они над телом убитой: они – сообщники: они оба убили ее своею «любовью».

Психея ждала избавителя: князь обманул ее: его бессильную жалость она приняла за спасающую любовь. Тот же миф творится автором в «Бесах » и в «Братьях Карамазовых ». В первом романе мотив самозванства избавителя резко подчеркивается: плененная невеста (Марья Тимофеевна) ждет своего суженого. Ставрогин ее обманывает, но она догадывается, что он не Иван Царевич, а самозванец, и кричит ему: «Гришка Отрепьев, анафема!». Таинственная вина ее символизируется физическим недостатком («хромоножка»). В «Братьях Карамазовых» Грушенька занимает место Настасьи Филипповны, Митя – Рогожина, Алеша – князя Мышкина, Лиза Хохлакова – Аглаи. Сострадательная любовь Алеши помогает, страсть Мити не губит. Но это иной духовный план, другой мистический опыт. Символ его не «детский рай» князя Мышкина, а монастырская келья старца Зосимы . Мечтательному христианству светского праведника противопоставляется «православная» вера монаха и подвижника.

Среди произведений Достоевского, созданных в шестидесятые годы, важное место занимает роман «Идиот». Достоевский работал над ним заграницей (в Швейцарии и Италии), откуда с волнением следил за происходящим в России. Писатель предугадывал трагедию современного человека и полагал, что она в полной мере раскроется в России, стране крайностей и противоречий.

Атмосферу всеобщего кризиса и распада Достоевский передал через историю «случайного семейства» и князя Мышкина, того самого идиота, в честь которого и был назван роман. Достоевский писал: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете и особенно теперь…»

Признавая, что «на свете есть только одно положительно прекрасное лицо – Христос», Достоевский попытался воплотить его черты в земном человеке. Таким в романе «Идиот» должен был стать князь Лев Николаевич Мышкин, в образе которого писатель намеревался воссоздать своё представление об идеальном человеке. Этот человек должен быть в чём-то сродни Христу, то есть не только богом, но и совершенной во всех отношениях личностью. Человек добрый, наивный и непосредственный, Мышкин с любовью и состраданием относится ко всем несчастным и обиженным независимо от того, кто они и каково их социальное происхождение. Он убеждён, что «сострадание есть главнейший и может быть единственный закон бытия всего человечества». В своём герое писатель подчеркивает прежде всего его веру в то, что каждый человек носит в душе светлое начало. Мышкин преисполнен любви к окружающим и стремится найти путь к гармонии.

Финал романа «Идиот» - размышление писателя о Добре и Красоте в страшном мире наживы, безбожия, разгула эгоистических страстей. В центре внимания – судьба Настасьи Филипповны и Мышкина. Героиней, которая объединяет эти два образа, становится Аглая. Сравнивая портреты Аглаи и Настасьи Филипповны, сделанные художником И.С.Глазуновым, можно заметить разницу в трактовке героинь. Образ Аглаи кажется более земным, а портрет Настасьи Филипповны – это образ-символ.

Чем близка Мышкину Аглая? Как это пытается угадать Настасья Филипповна? В письмах Настасьи Филипповны к Аглае она признаётся в любви. Но оговаривается, что «вы и он (Мышкин) для меня одно». Она пишет: «Вы невинны. И в вашей невинности всё совершенство ваше». Настасья Филипповна называет Аглаю «светлым духом», ангелом: «Ангел не может ненавидеть. Не может и не любить». Вот почему образ Аглаи и князя Мышкина сливаются для Настасьи Филипповны в единое целое: их объединяет невинность. Но Настасья Филипповна предчувствует, что может произойти, если она ошибется в Аглае: «Вы одни можете любить без эгоизма. Вы одни можете любить не для себя одной, а для того, кого вы любите. О, как горько было бы узнать, что вы чувствуете из-за меня стыд и гнев! Тут ваша гибель: вы разом являетесь со мной…»

Идиллия во время свидания разрушается, когда Аглая говорит Мышкину о Настасье Филипповне с ненавистью: «Князь выскочил и в испуге смотрел на внезапную ярость Аглаи; и вдруг как бы туман упал перед ним. Вы можете так чувствовать… это неправда, - бормотал он. Это правда! Правда! – вскричала Аглая, почти не помня себя». С этого времени князь Мышкин, предчувствуя трагическую развязку, всё больше стремится уйти от действительности и всё чаще напоминает беспочвенного мечтателя.

Мышкин обращается к высшему свету. Напоминая всем об ответственности за Россию, он призывает любить жизнь, уверяет, что она прекрасна. Известно, что Достоевский наделил главного героя романа своей болезнью, которую называл «священной», и предавал ей особое значение. Важно, как описывает её сам Достоевский в романе «Идиот». За несколько секунд до припадка ум, сердце озарялись необыкновенным светом, все сомнения, все беспокойства как бы умиротворялись разом, разрешались в какое-то высшее спокойствие, полное ясной горманичной радости и надежды, полное разума и окончательной причины. И хотя последствием этих высочайших минут были страшные страдания, а затем – отупение, душевный мрак, идиотизм, этот момент сам по себе стоил всей жизни. Припадок Мышкина символизирует высокую цену, которую нужно заплатить за приобщение к высшей гармонии. Дважды с Мышкиным случается припадок, и каждый раз припадок - предвестник грядущей катастрофы.

За вторым приступом героя последует встреча двух героинь: Настасьи Филипповны и Аглаи, в которых воплотилась Красота униженная и Красота невинная. В соперничестве героинь торжествует гордыня, и любовь превращается в ненависть. Аглая ненавидит князя за то, что тот не может вынести «отчайного безумного лица» Настасьи Филипповны. Но и Настасья Филипповна понимает: жалость князя – не любовь и любовью никогда не была. Героиня убегает с Рогожиным, идя навстречу смерти. Сбываются пророчества её и Мышкина: в итоге Рогожин убивает Настасью Филлиповну.

Символический смысл финальной сцены заключается в том, что Мышкин и Рогожин вновь встречаются. Рогожин подводит князя к смертному ложу Настасьи Филипповны. Над телом убитой эти герои подобны сообщникам: оба убили её своей любовью. Божественное и человеческое в Мышкине гаснет, он становится настоящим идиотом.

Можно сказать, что в финале торжествует безумие эгоистического мира. Темное, демоническое начало вытесняет свет из жизни. Мышкин, «Князь Христос», Добро и Красота гибнут в этом страшном мире. Таково апокалипсическое видение мира Достоевского.

Финал романа нельзя назвать пессимистичным. Князь Мышкин заронил в сердца людей семена добра, его духовная смерть пробудила их к жизни. Достоевский даёт современникам веру в идеал, который, как бы далеко он не отставал от действительности, необходим человеку. Если не будет стремления к идеалу, мир погибнет.


Сочинение

Трагична любовь князя Мышкина к Настасье Филипповне. Последняя, наделенная необыкновенным умом и красотой, стремится к нравственному возрождению, чувству в князе высший, христианский идеал. Однако князь - не тот человек, который может навязать другому свою волю. Он, как и Христос, способен только убеждать, а не принуждать. Настасью Филипповну же привлекает еще и сильная личность, купец Парфен Семенович Рогожин. Ее раздвоенность ведет к трагедии. Настасья Филипповна гибнет от рук обезумевшего от ревности Рогожина. Князь Мышкин в результате действительно сходит с ума. Христу невозможно нормально существовать в современном обществе - таков неутешительный вывод Достоевского.

Князь Мышкин - в чем-то образ фантастический, не от мира сего. Однако писатель отнюдь не считал это обстоятельство недостатком. «Неужели фантастичный мой Идиот не есть действительность, да еще самая обыденная! Да именно теперь-то и должны быть такие характеры в наших оторванных от земли слоях общества, - слоях, которые в действительности становятся фантастичными... Я не за роман, а за идею мою стою», - восклицал Достоевский в одном из писем.

Главный герой романа не только олицетворял для автора христианский идеал, но и был носителем важнейшей идеи Федора Михайловича - о необходимости возвращения образованных классов общества на почву христианской нравственности, в наибольшей мере присущей, по его мнению, тесно связанным с землей и с природой в целом крестьянам. Князь доказывает, что европейское общество давно уже потеряло нравственную связь с религией и потому не может служить образцом для России. Сам же герой, по точному определению М.Е. Салтыкова-Щедрина, представляет собой «тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия». Князь Мышкин в страстном монологе выражает мысли Достоевского об особенностях русского пути к Богу и русской веры вообще: «...У нас коль в католичество перейдет, то уж непременно иезуитом станет, да еще из самых подземных; коль атеистом станет, то непременно начнет требовать искоренения веры в Бога

насилием, то есть, стало быть, и мечом! Отчего это, отчего разом такое исступление? Неужто не знаете? Оттого, что он отечество нашел, которое здесь просмотрел, и обрадовался; берег, землю нашел и бросился ее целовать! Не из одного ведь тщеславия, не все ведь от одних скверных тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а из боли духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и не знали! Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче, чем всем остальным во всем мире! И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак и не замечая, что уверовали в нуль. Такова наша жажда! «Кто почвы под собой не имеет, тот и Бога не имеет». Это не мое выражение. Это выражение одного купца из старообрядцев, с которым я встретился когда ездил. Он, правда, не так выразился, он сказал:

«Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался». Ведь подумать только, что у нас образованнейшие люди в хлыстовщину даже пускались... Да и чем, впрочем, в таком случае хлыстовщина хуже, чем нигилизм, иезуитизм, атеизм? Даже, может, и поглубже еще! Но вот до чего доходила тоска!.. откройте русскому человеку русский «Свет», дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле! Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским Богом и Христом, и увидите, какой исполин, могучий и правдивый, мудрый и кротки и вырастет пред изумленным миром, изумленным и испуганным, потому что они ждут от нас одного лишь меча, меча и насилия, потому что они представить себе нас не могут, судя по себе, без варварства».

Главный герой «Идиота» несет нам мысль автора о «русском Боге», который сможет духовно оздоровить весь мир. Этот Бог, новый Христос, обернет человечество к земле, к родной почве, к традиционным нравственным ценностям всеединства. Князь Мышкин - это не сегодняшний несовершенный человек, а олицетворение грядущего русского Христа.

Впервые Мышкин появляется в поезде на Петербург. Принадлежа к дворянскому сословию, Мышкин тем не менее сознает, что ему не хватает формы и чувства меры "Я не имею жеста", - говорит он. Он доверчив, лишен себялюбия, необидчив, бескорыстен кроток и целомудренен. Скорее трогательный, нежели комичный в своей неловкости, он наивен и предельно искренен.

При этом Мышкин мудр и глубоко понимает человеческую природу с ее неодолимыми противоречиями. Благодаря своей болезни он постиг минуты высшей гармонии, полноты и блаженства. Он верит в возможность рая на земле? в то, что все люди способны прозреть и преобразиться. Прообраз этого рая князю удалось создать в швейцарской деревеньке, объединив вокруг себя местную детвору, и он верит, что подобное возможно и в мире взрослых. В нем самом много детского. Детское, чистое, простодушное и доверчивое обнаруживает он и в окружающих его людях.

Князь не стремится к самоутверждению, не судит и не обличает, он отзывчиво и бескорыстно, по-братски относится к другим людям. Главные его качества - смирение, способность понять другого и способность к состраданию. Про Настасью Филипповну он говорит, что она чиста и заслуживает не только сострадания, но и уважения. Мышкин особенно чуток к красоте и считает, что она "спасает мир". Красота двух женщин покорила его. Он любит Аглаю Епанчину, но он любит и Настасью Филипповну - любовью-жалостью. Мышкин мечется между ними. Он разрывается между простым человеческим чувством мужчины к женщине и бесконечным состраданием. Настасья Филипповна любит его, но, стыдясь своего позора и нечистоты; бежит от князя к Рогожину. Аглая, ревнуя к Настасье Филипповне, отступается от него. Чем дальше, тем больше душа Мышкина погружается в смуту. Ему тяжело с людьми.

Пространствовав по России, князь возвращается в столицу под сильным впечатлением, становится почти народником и славянофилом, верит в русского Христа, который должен, по его убеждению, противостоять западным веяниям - как атеизму и социализму, так и Антихристу, проповедуемому, по его мнению, католичеством. Правда, его антикатолический пафос противоречит его же внутренней открытое и способности к все пониманию, выдавая здесь голос самого автора. Князь проповедует нравственное самосовершенствование и истинное, не показное благородство высокопоставленным гостям, собравшихся у Епанчиных в Павловске. Не только словами, но всей своей личностью Мышкин обличает фальшь и корысть.

Однако его "неотмирность" и чистота не способны преобразить мир, а часто, наоборот, становятся катализатором разлада. Вокруг него кипят страсти и завязываются интриги, которым Мышкин не в силах противостоять. Он привлекает, к себе людей своим внутренним светом и всепрощением, но он же провоцирует и зло. Ему исповедуются, но его сострадание мучительно и вызывает у многих протест. В финале романа, князь, погруженный во тьму, становится полным идиотом.

Другие сочинения по этому произведению

Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»). В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»? Идеальные герои Ф. М. Достоевского Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Князь Мышкин - новый Христос (роман Ф.М. Достоевского "Идиот") Настасья Филипповна - "гордая красавица" и "оскорбленное сердце" Образ князя Мышкина Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского "Идиот" Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Отзыв о романе Ф. Достоевского "Идиот" Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и Ф. М. Достоевского «Идиот») Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Ф.М. Достоевский. "Идиот". (1868) Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Трагический итог жизни князя Мышкина Настасья Филипповна и Аглая - особенность женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Описание действующих лиц в романе «Идиот» Сцена чтения пушкинского стихотворения Настасья Филипповна и Аглая - особенность женских характеров В романе «Идиот» (1868) два главных лица князь Мышкин и Настасья Образы Мышкина и Рогожина в романе «Идиот» Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)
Рассказать друзьям