Египетские мифы читать. Мифы и легенды Древнего Египта. Египетские мифы: герои и их описание. Роль Осириса в мифологии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мифы древнего Египта представляют собой исключительный интерес не только для истории египетской религии. Они являются необходимым источником и для изучения всей культуры Египта. Привлечение мифологического материала неизбежно и при исследовании отдельных вопросов истории Египта, в особенности древнейших ее периодов, и для понимания ряда проблем египетского искусства, ибо мифология - это «природа и общественные формы, уже переработанные бессознательно - художественным образом народной фантазией».

Однако значение египетских мифов этим не ограничивается: они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений различных времен и народов вообще, и для истории возникновения и развития христианства в частности. Происхождение многих элементов христианской догматики, мифологии, иконографии и ритуала, в том числе пасхальной и рождественской обрядности, иконографии страшного суда, богоматери и ряда святых, - все это осталось бы непонятным без привлечения соответствующего материала из области египетской религии.

Исследование египетской мифологии в значительной степени затрудняется отрывочностью и неполнотой сохранившегося материала. Совершенно несомненно, что все известные нам до сих пор сказания составляют крайне незначительное число по сравнению с тем количеством мифов, которые некогда слагались в долине Нила. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев мы не имеем полных записей и тех немногих сказаний, которые до нас дошли. Достаточно сказать, что у нас нет полного текста даже такого важнейшего сказания как миф об Осирисе. Равным образом до нас не дошли полные записи ряда космогонических и солнечных сказаний, не говоря уже о многочисленных легендах, слагавшихся вокруг различных местных культов богов, отдельных святилищ и некрополей.

Трудности изучения египетских мифов, вызываемые неполнотой материала, увеличиваются с другой стороны его крайним многообразием. Кроме непосредственных записей самих мифов, главнейшими источниками для изучения египетской мифологии являются различные религиозные тексты. Наиболее значительны из них так называемые Тексты Пирамид - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах пирамид фараонов V и VI династий (XXVII–XXVI вв. до н. э.), затем Тексты Саркофагов, представляющие собой дальнейшее развитие Текстов Пирамид и сохранившиеся на саркофагах XX, XIX и XVIII веков до н. э. и, наконец, Книга Мертвых, - сборник религиозных текстов, образовавшийся из прежних заупокойных ритуалов с добавлением новых глав и песнопений.

В ряде случаев очень существенный материал дают религиозные гимны, в которых иногда встречаются изложенные в поэтической форме целые отрывки различных мифов. Не меньшее значение имеют и заговоры, заклятия и другие магические тексты, так как в основе их обычно лежат эпизоды из сказаний о богах, при помощи употребления которых надеялись обеспечить благополучные исходы болезней или предохранить себя от несчастий. Крайне важны и ритуалы храмовые и заупокойные, содержащие множество ценных сведений.

Однако исследователь египетской мифологии не может ограничиваться изучением одних религиозных текстов; более того, он не может вообще ограничиваться одними письменными источниками, так как важнейшие факты для уточнения и дополнения многих неясных моментов египетской мифологии дает изучение памятников материальной культуры - храмов, гробниц, культовых статуй мумий почитавшихся священными животных, предметов ритуала, рельефов, стенных росписей, рисунков на папирусах и черепках, словом, всего того обилия памятников, которое открыто и продолжает открываться в результате археологических изысканий.

Наконец, очень существенны сведения, сообщаемые греческими и римскими авторами.

Сложность разработки всех этих разнообразных источников увеличивается тем огромным временным протяжением, от которого они сохранились. Тысячелетнее развитие египетской культуры, естественно, обусловило большую пестроту не только в различном оформлении восприятий одних и тех же явлений в зависимости от времени, места и среды их возникновения, но и вызвало на протяжении веков всевозможные переработки и изменения этих уже мифологически оформленных восприятий в силу различных условий бытования и использования сказаний.

В настоящей работе даны переводы всех основных египетских мифов, дошедших до нас в более или менее полных литературных записях. Автору казалось, однако, нецелесообразным приводить такие сказания, тексты которых перегружены массой магических формул или богословских рассуждений и которые представляют собой интерес только для узкого круга специалистов. Так, в переводах не включен текст сказания о Горе Бехудетском, содержание которого к тому же изложено в II главе первой части. В силу этих же соображений те сказания или отдельные эпизоды мифов, которые сохранились в текстах гимнов или заговоров, приведены с опущением таких строк гимнов или магических заклинаний, которые к данному мифу непосредственно не относятся и могли бы только затруднить его понимание. Что же касается сказаний, из которых, как уже указывалось выше, известны до сих пор только отдельные упоминания или отрывочные сведения, то по отношению к ним пришлось ограничиться изложением их содержания в первой части работы; однако, и в этих случаях по возможности даны переводы тех немногих текстов, которые из них известны.

Глава 1. Сказания о сотворении мира

Дошедшие до нас египетские сказания о сотворении мира на первый взгляд могут поразить читателя своим противоречивым многообразием. Творцами богов, людей и вселенной выступают в этих легендах то животные, то птицы, то боги, то богини; по одному преданию солнце рождается от небесной коровы, по другому - оно выходит из лотоса, а по третьему - из гусиного яйца. Различны и способы творения, и сами творцы, и общим для всех сказаний является, пожалуй, только представление о первобытном хаосе, из которого постепенно возникали те или иные боги и по-разному творили мир.

К сожалению, почти ни одно из этих сказаний не сохранилось до нас целиком, и слишком часто мы не только не имеем связного изложения всего сказания, но нам не удается полностью восстановить даже сюжета той или иной легенды. Отсутствие записей большинства рассказов о происхождении мира приходится заполнять с помощью других источников, и в целом ряде случаев мы принуждены восстанавливать сказание по отдельным отрывочным данным, на основании различных памятников как письменных, так и вещественных.

Тем не менее, несмотря на неполноту материала, при ближайшем рассмотрении всего многообразия дошедших до нас легенд, таких различных и казалось бы никак взаимно не связанных, все же оказывается возможным установить ряд черт, позволяющих с одной стороны произвести некоторые группировки сказаний, а с другой выявить те общественные условия, которые отразились в том или ином мифологическом оформлении.

Во многих легендах в роли божества, рождающего солнце и творящего мир, выступает животное или птица.

Так, сохранились следы предания, по которому считалось, что солнце было рождено в виде золотого теленка небом, которое представлялось огромной коровой с рассыпанными по всему телу звездами. Об этом свидетельствуют и Тексты Пирамид, говорящие о «Ра, теленке золотом, рожденном небом», и позднейшие изображения, показывающие эту небесную корову с плывущими по ее телу светилами (рис. 1). Аналогичные представления о великой корове, создательнице мира и праматери всего живого, широко распространены в фольклоре Африки. У ряда африканских племен находим мы космогонические сказания, в которых, как и в Древнем Египте, божественная корова занимает главное место в процессе мироздания. И если в сказании племени шиллуков великая белая корова, появляющаяся из воды, приносит тыкву, из которой выходят все звери и прародители людей, а в легенде племени шона такая же корова, так же выходящая из воды, производит на свет первого вождя племени, то в космогонии Древнего Египта небесная корова, появляющаяся из первоначального хаоса, рождает солнечное божество, которое затем творит всю вселенную.

Древний Египет - великая цивилизация ушедших эпох, зародившаяся на берегах реки Нил. Эта страна до сих пор будоражит умы многих исследователей древности своими загадками и тайнами, многие из которых остаются не раскрытыми.

Мифология Древнего Египта

Мифология древних египтян создавалась под влиянием религии. Поклонение богам являлось основой возникновения мифов, а загробному миру была отведена ключевая роль. Граждане древней страны уделяли жизни после смерти даже большее внимание, чем земному существованию. Все это отразилось в грандиозной - известных пирамидах, которые были не просто усыпальницами царей, а несли в себе более глубокий религиозный и сакральный смысл.
Ученым удалось расшифровать древнеегипетские письмена, записанные на папирусе, храмовых камнях и стенах гробниц. Благодаря этому получилось воссоздать верования, легенды и мифы Древнего Египта, в которых описываются деяния злых и добрых божеств.

Боги Древнего Египта: мифы

Некоторые божества вызывали у древних египтян страх, так как были злы и жестоки к людям. Другие же добрые божества, напротив, даровали защиту и помощь. Боги изображались египтянами как животные или люди, имеющие голову либо другую часть тела от животного. Например, Анубиса-бога загробного мира, рисовали как человека с головой шакала или собаки.
Особенность мифологических верований Древнего Египта состоит в том, что в разных культовых центрах страны верховными божествами признавались различные фигуры. В частности, в храмах Гелиополя главным — бога восходящего солнца, у него были еще две ипостаси, а именно Атум - бог заходящего солнца и Хепри - созидатель в виде скарабея. От Ра произошли бог ветра Шу и богиня влаги Тефнут, от которых родились божества земли и неба - Геб и Нут. Земным властителем стал Осирис - сын Ра и Нут, у него была жена - богиня любви и семьи. Главным соперником Осириса выступал злобный бог пустынь Сет.
В храмах Мемфиса верили, что главным создателем этого мира являлся бог Пта. У него была супруга Сехмет - богиня войны и целительства, ее изображали как женщину с головой львицы. Солнечным богом - покровителем и защитником фараонов считался Гор с головой сокола. Лунный бог Тот олицетворял мудрость и письменность, он был судьей в конфликтах между божествами.

Гробница ТТ2 Долина царей. Египет

Легенды — мифы Древнего Египта

Миф о сотворении мира
Когда-то очень давно не было ничего, кроме громадного океана Хаоса - Нун. Но свершилось чудо и из воды явился первый бог Атум. Он делает холм, и садится на него, раздумывая о сотворении мира. Атум создает бога ветра - Шу и богиню дождя и воды - Тефнут, что смогла бы управлять океаном. Но в темноте, которая тогда властвовала во Вселенной, он теряет своих детей. В надежде отыскать пропажу Атум вырывает свой глаз и отправляет его в глубины Нуна. Не дождавшись возвращения своего ока, бог делает себе другое.

Через время глаз Атума возвращается с пропавшими детьми, но,увидев, что произошло, он разгневался на своего хозяина и превратился в кобру, желая отомстить. Но Атум просто взял ядовитую змею и расположил у себя во лбу, чтобы она созерцала красоту созданного им мира. С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. Потом из воды появился белый лотос, из цветка вышел Ра. осветил темный мир, а когда увидел Атума, Шу и Тефнут, у него покатились слезы радости. После падения на землю слезинки превратились в людей.


Гробницы Древнего Египта. Культ Нут

Царствование Осириса и заговор Сета
Нут за пять дней, выигранных Тотом у Луны, рожает пять детей. Самым первым был Осирис-главный властитель, а вслед за ним рождается его брат Гор. Третьим же раньше положенного срока из бока богини неба появляется злобный Сет — бог войн, природных катастроф и пустыни. У него была звериная голова и страшные красноватые глаза и волосы. Четвертой Нут родила Исиду - богиню любви и семьи, полюбившую своего супруга и брата еще до рождения. Последней у матери родилась Нефтида - покровительница душ загробного мира, ставшая женой Сета.
На земном престоле воссел Осирис. В то время жители Египта были варварами, но Осирис вместе с Тотом обучили людей письменности, языкам, строительству, искусству и различным ремеслам. При правлении мудрого бога наступил Золотой век. И тогда Осирис пошел просвещать население других земель, оставив вместо себя на троне . Богиня при помощи Тота дала людям магию, медицину и целительство, передав женщинам знания о семейной заботе и ведении хозяйства.
Позже Осирис вернулся, за это время Сет тайно полюбил его супругу Исиду и желал убить брата, чтобы восседать на престоле. Бог пустынь организует заговор против Осириса, и берет себе в помощники 72 демона, проявляющих неприязнь к царю. Они устраивают пир, на котором обманным путем запирают Осириса в специально изготовленный ящик и бросают его в быстрые воды реки.


Как появился Анубис
До убийства своего брата злобным Сетом, Нефтида воспылала любовью к Осирису. Она, желая разделить ложе с могущественным богом, пришла к нему ночью в виде супруги Исиды. Позже от данной пары на свет появляется бог Анубис- защитник душ умерших.
Изменив Сету, Нефтида опасается его мести и убийства маленького

Древний Египет – уникальная цивилизация, зародившаяся на берегах Нила. Интерес к нему не пропадает и сейчас, так как историков и исследователей продолжают манить многочисленные тайны и загадки, большинство из которых по-прежнему не раскрыто. Проблема кроется в сложности расшифровки. Чтобы лучше понять культуру древней цивилизации, ученым приходилось изучать и расшифровывать тысячи старинных рукописей, а также надписей на гробницах и саркофагах.

Мифы и легенды Древнего Египта: как всё зарождалось?

Достоверно известно, что мифология Древнего Египта формировалась под воздействием религии. Люди пытались найти ответы на извечные вопросы: как зарождается жизнь и что становится с человеком после смерти? Поклонение божествам стало фундаментом для появления мифов. Примечательно, что загробному миру отводилась важнейшая роль, а сами египтяне уделяли ему больше внимания, чем жизни. Это сказалось и на местной архитектуре – легендарных пирамидах, которые не только выступали в качестве усыпальниц правителей, но и несли серьезный сакральный и религиозный смысл.

В течение нескольких столетий историки исследовали и расшифровывали древнеегипетские письмена на папирусе, стенках гробниц и храмовых плитах.

Это помогло узнать и понять мифы Древнего Египта, где описывались деяния добрых и злых божеств.

Боги Древнего Египта: в кого верили люди?

Египтяне верили, что боги создали землю, небо, воду и людей, наделив их чувствами. Именно вера в сверхъестественные силы помогала им творить невероятные архитектурные шедевры. Что касается самих мифов и легенд, то их записывали на свитках папируса и высекали на стенах внутри ритуальных сооружений. Понять, расшифровать и прочитать египетские иероглифы удалось лишь в 1822 году французскому исследователю Жану-Франсуа Шампольону .

Боги относились к людям по-разному. Одни отличались жестокостью и внушали страх, другие – защищали и помогали простым смертным. Всего насчитывалось около 700 божеств, каждое из которых имело несколько имен (до пяти названий). Их изображали как животных или людей с головой или другой частью тела от животного. К примеру, правителя загробного мира Анубиса рисовали как человека с собачьей головой.

Боги сотворили мир и всячески его поддерживали, но делали это при условии, что люди им будут поклоняться. Древние египтяне ощущали себя уязвимыми и беззащитными перед Творцами. Поэтому старались показать свою покорность и преданность, строя храмы и другие архитектурные шедевры в честь покровителей.

Сотворение мира – версия древних египтян

Миллионы лет назад, когда нашего мира еще не существовало, был только бескрайний океан Хаоса, в котором и появилось первое божество – . Он создал холм, водрузился на него и решил создать новый мир. Первый Бог понимает, что управлять всем в одиночку ему не удастся, поэтому создает бога ветра Шу и богиню воды Тефнут.

Всё это время во Вселенной властвует тьма. Атум, несмотря на свое могущество, теряет детей. Пытаясь отыскать их, он вырывает собственное око и бросает его в глубины Хаоса.

Не дожидаясь возвращения глаза, Бог создает новое.

Спустя время око вернулось с детьми. Оно понимает, что случилось, гневается на хозяина и в надежде отомстить превращается в кобру. Атум тут же хватает ядовитого гада и вешает себе на голову, чтобы тот видел всю прелесть сотворенного мира. Отметим, что отсюда и пошла традиция у египетских фараонов носить змеев-уреев на короне.

Атум любовался своим творением, пока не заметил лотос, появившийся из воды. Из цветка выбрался Ра – бог солнца. Он осветил мрачный мир, заметил Атума и его детей и расплакался от счастья. Каждая слезинка, упавшая на землю, превратилась в человека.

Мифы Древнего Египта об Осирисе

Легенды об Осирисе – погибающем и воскресающем божестве считаются важнейшими в египетской мифологии. Речь идет о боге, который занимал трон правителя Египта. Люди уважали его и поклонялись, ведь он давал им знания, обучал ремеслам, прививал любовь к культуре и музыке.

Осирис беспокоился не только о жителях Египта, он путешествовал по всему миру, образовывая и помогая простым смертным. Когда правитель отсутствовал, страной управляла его сестра и жена Исида. Она продолжала дело супруга, обучая людей земледелию и виноградарству.

Сет – злобный, хитрый и эгоистичный брат Осириса, ненавидевший и желавший тому смерти.

Он не понимал, почему Осирис любит и заботится о людях, втайне завидуя его славе. Сет долгие годы скрывал неприязнь и злобу, пока не придумал план мести. Вместе с помощниками он устроил пир, куда, разумеется, позвал наивного брата.

В разгар торжества Сет скомандовал принести роскошный сундук-саркофаг, изготовленный из сикиморы, отделанный серебром и алмазами. Он сообщил, что подарит его тому, для кого сундук окажется впору по размеру. Осирис, не догадываясь о злом умысле брата, полез в саркофаг, который оказался идеальным по его росту и комплекции. Правитель Египта не знал, что Сет заранее сговорился со слугой, тайком снявшим мерки с Осириса.

Заговорщики моментально захлопнули сундук, забили его гвоздями, запаяли раскаленным металлом и скинули в море. Супруга Осириса, узнав о предательстве, в ту же секунду помчалась на поиски. Ей удалось отыскать сундук вдалеке от Египта – там, куда его принесли морские волны. Но Сет вновь оказался быстрее и хитрее. До прибытия Исиды он выкрал тело Осириса, разрубил брата на 42 части и раскидал их по всему Египту.

Исиде потребовались годы, чтобы собрать их воедино. Боги Тот и Анубис забальзамировали тело, подготовив его для похоронных ритуалов. На время Исида оживила Осириса и зачала от него ребенка – Гора. Все мифы древнего Египта о богах гласят, что Гор воплощается во всех фараонах, правящих страной. Что касается самого Осириса, то он отправился в загробный мир, став его владыкой.

Противостояние Гора и Сета – битва добра и зла

Египтяне верили, что Гор является одним из представителей солнечных богов. На рисунках его представляли как человека с головой сокола, а его символом считалось солнце с распахнутыми крыльями. Несмотря на доброе сердце, Гор с малых лет поклялся жестоко отомстить за отца. Когда он возмужал и подготовился к борьбе с Сетом за трон, к нему из загробного мира прибыл Осирис и задал два вопроса.

– Какой поступок ты считаешь достойным? – спросил Осирис.
– Помощь родителям, – не раздумывая выпалил Гор.

Тогда Осирис поинтересовался, от кого больше пользы – от лошади или боевого льва. Гор посчитал, что от лошади, аргументируя тем, что лев подходит для обороны, а на лошади можно преследовать противника. Осирису понравились ответы, поэтому он благословил сына на сражение с Сетом.

Отметим, что в Древнем Египте Сета называли покровителем чужеземных захватчиков и преступников, богом грозы и пустыни, выжигающей всё живое. Его представляли в виде человека с ослиной головой.

Существуют разные мифы и легенды Древнего Египта , посвященные тому, чем все-таки завершилось противостояние Сета и Гора. По одной из версий враждующие стороны примирились, чему поспособствовал мудрый бог Геб. Он разделил власть: назначил Гора правителем Нижнего Египта, а Сета – Верхнего.

Египтяне изображали своих богов в виде животных, птиц или людей с головами птиц или животных. Мифы о них возникли еще в те незапамятные времена, когда на месте пирамид была одна пустыня, а на месте Сфинкса - скала желтоватого песчаника. Лишь вера в богов могла подвигнуть многие поколения людей на строительство грандиозных храмов и усыпальниц. Мифы о богах и их деяниях - добрых и злых - египтяне записывали на свитках папируса, вырезали на камнях храмов, изображали на стенах подземных усыпальниц. Всего 200 лет назад французский ученый Ж. Ф. Шампольон сумел расшифровать древнеегипетские иероглифы и вернуть из забытья мифы, легенды, сказания древней цивилизации.
Многих богов египтяне страшились, потому что они, как и все силы природы, были жестоки к людям. А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили.
Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила.
Здесь мы предлагаем ознакомиться с переведенными мифами Древнего Египта.

Взлетев на небо, Ра продолжал творить мир, поскольку создано было ещё не всё. Он сказал: — Да упокоится Поле Великое! И произошли Поля Покоя — Загробное Царство. — И будут для. меня тростники и травы там! — воскликнул солнечный бог, и произошли Поля Тростников.

— Создам я в них вещи всевозможные! — сказал Ра, и произошли сумерки.

Когда бог Солнца взлетел на недосягаемую высоту, Нут задрожала от страха. Ра сказал Шу:

— Сын мой Шу, встань под дочерью моей Нут. Возьми её на голову свою, да поддержишь ты её.

При жизни Осириса его свиту возглавлял добрый демон Имахуэманх — человек с головой сокола, вооружённый двумя огромными, остро отточенными ножами. Ему подчинялся Другой демон — Джесертеп, защитник Осириса. Упуаут и Анубис были верными друзьями Имахуэманха и Джесертепа. После гибели Осириса вся четвёрка вступила в непримиримую борьбу с Сетом.

Однажды Джесертеп следил за главой сообщников Сета — демоном Демибом, который рыскал по болотам Дельты в поисках мумии Осириса: он хотел уничтожить её по приказу своего хозяина Сета. Но, почуяв слежку, Демиб бежал. Тогда четвёрка во главе с Имахуэманхом пустилась в погоню. Демиб был схвачен, и Имахуэманх отрубил ему голову своим острым ножом — так, что Демиб омылся [собственной] кровью.

Девятка переправилась на западный берег Хапи, чтобы продолжать суд в горах. Ра-Хорахте вынужден был признать полное поражение Сета. Поэтому вместе с Атумом он сказал Девятке богов:

— До каких же пор вы будете заседать без толку? Так вы заставите этих юношей кончить дни свои в суде. Возложите <…> корону на голову Хора, сына Исады, и возведите его на место отца его Осириса.

— Нет, этого не будет! — воскликнул Сет и опять обрушился на богов с угрозами. Но те спокойно ответили ему:

— Уйми свой гнев. Разве не должно поступать согласно тому, что сказал Атум, Владыка Обеих Земель в Гелиополе, и Ра-Хорахте?

Тот (Джхути) — один из древнейших египетских богов. В Додинастическую эпоху он, как божество Луны, идентифицировался с левым глазом Хора-сокола. Позднее Тот стал изображаться в облике человека с головой ибиса, своей священной птицы; реже — в облике павиана (кииокефала) и совсем редко — в облике человека в сложном головном уборе, состоящем из бычьих рогов, солнечного диска с уреем в виде головы ибиса, клафта (немеса) — полосатого платка с двумя фалдами, лежащими па плечах и короны «атеф».

Дочь Ра и жена Птаха, львиноголовая богиня Сохмет — «Могучая» — почиталась как воплощение Ока Уаджет: она олицетворяла силы, заключенные в змее-урее. Грозная, не знающая жалости и сострадания богиня защищает своего великого отца, Владыку Всего Сущего Ра от злых демонов и карает людей за их грехи. Страшен гнев Сохмет: он приносит засуху, эпидемии, мор, войны.

Когда Ра воцарился на престоле, извечный враг Солнца, гигантский змей Апоп — злое чудовище в 450 локтей длиной, напал на солнечного бога, дабы свергнуть его и уничтожить. Ра вступил в бой со змеем. Кровавая сеча продолжалась целый день, от зари до зари, и, наконец, Владыка Всего Сущего одержал победу, поверг врага. Но злой Апоп не был убит: тяжело раненный, он нырнул в Реку и уплыл в Дуат. С тех пор Апоп живёт под землёй и каждую ночь нападает на Ладью Вечности во время её плавания через Дуат с запада на восток.

Враги бога Солнца очень часто принимают обличье гиппопотамов и крокодилов. Богу богов то и дело приходится отражать их полчища, чтобы защитить миропорядок и закон. В этом ему помогают другие боги: Шу, Онурис, бог-воин Монту, Хор Бехдетский — сын Ра и Нут, солнечная богиня-гепард Мафдет. Вместе с Ра они убили гигантского крокодила Магу, пронзив его копьями.

После того, как мудрый бог Солнца спас египтян от расправы беспощадной львицы Сохмет, богиня справедливости Маат вновь установила мир на земле. Однако Ра, который сделался уже совсем дряхлым и устал править государством, решил вовсе отказаться от власти. Созвав богов на совет, он пожаловался им:

— Живу я, но сердце мое весьма устало пребывать с людьми, — сказал он. — Поражал я их напрасно, ибо не было истребление полным.

— Не спеши уставать! — от имени всех богов возразил Нун. — Ибо ты одолеваешь во всём, чего ты ни пожелаешь.

На сердце покойного клали амулет с изображением скарабея — это обеспечивало воскресение. Многочисленные амулеты заматывали в пелены мумии, раскладывали в гробу и устанавливали в гробнице, в погребальной камере. Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, где нет воздуха, в гроб также клали деревянные фигурки Шу.

В воскрешении умершего принимали участие все земные боги, связанные с деторождением: Исида, Хатхор, Рененут, Бэс, Таурт, Мешент, Хекет и другие; кроме того, второму рождению способствовали амулеты Ока Уаджет.

Наиболее подробные сведения о Загробном Мире и подземном путешествии Ра в Ладье Вечности содержатся — наряду с «Книгой Дня и Ночи» и «Книге Врат», тексты которых положены в основу пересказа в предыдущем разделе — также в книге «Амдуат» — «(Книге) о том, что в Дуате». Здесь Ра тоже представлен плывущим в Ладье. Её форма, однако, меняется в зависимости от этапов пути, на которых мы встречаем в течение двенадцатичасового ночного плавания. В этой «Книге» нет изображений Врат, хотя они упоминаются в тексте. Через всю композицию проходят символы связанные с рождением нового Солнца, изображенного, как Хепри, в виде скарабея. Он помещен между двумя изображениями Осириса, в Ладье, впереди которой — три змеи, символизирующие рождение Солнца в самых отдалённых областях Загробного Царства. В сценах, сопровождающих описание первого часа пребывания Солнца в этом Царстве, присутствуют также павианы, содействующие появлению Светила. Бог Солнца обращается к богам:

Египетская мифология - одна из самых древних. Она начала формироваться около 5 тысяч лет до нашей эры, задолго до возникновения развитой цивилизации. В каждой области складывался свой собственный пантеон богинь и богов, свои мифы.

В египетской мифологии огромную роль играл культ мертвых и потустороннего мира. О загробном мире повествует "Книга мертвых", которая писалась, начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта.

Характерная черта египетской мифологии - обожествление животных. Многие богини и боги предстают либо в виде животного, либо в виде человеческого существа с головой зверя или птицы. Эта черта свидетельствует о глубокой архаичности мифологии древнего Египта, так как восходит к первобытному тотемизму - вере в то, что человек (или разные племена) произошли от определенных животных или птиц.

Египетская мифология: бог Ра плывет по подземному миру, Египетская мифология изменялась с течением времени. Большую роль в изменениях играли династии, правившие страной. Они выводили на первые роли божество, покровительствовавшее их роду. Фараоны V династии Древнего царства вывели на первое место Ра - бога солнца, поскольку происходили из Гелиополя ("солнечного города").

В эпоху Среднего царства главным почитался бог Амон из города Фивы. С конца III тысячелетия до н.э. особую роль играет Осирис - бог мертвых.

Мифы древнего Египта



Египетская мифология: богиня Исида согласно древнеегипетской мифологии, мир с самого начала представлял собой бездонную водную пучину под названием Нун. Из первозданного хаоса появились боги, которые создали землю, небо, людей, растения и животных. Из цветка лотоса родился бог солнца Ра и осветил своим светом землю.

Первые девять богов стали правителями Египта - фараонами. Летнюю жару и засуху люди понимали, как гнев солнечного божества, которое наказывает людей за отступление от традиций.

Борьба света и тьмы в египетской мифологии

Большой цикл мифов древнего Египта посвящен борьбе Солнца с силами тьмы. Самым страшным противником богов представляется чудовищный змей Апоп, который царствует в подземном мире. Бог солнца Ра отправляется в подземный мир по водам "подземного Нила" и побеждает змея.

Сын бога Ра, Гор, в образе сокола побеждает не только всех врагов, принимающих вид крокодилов и бегемотов, но и предводителя злых сил - демона Сета.

Мифы об Осирисе



Египетская мифология: Осирис один из самых известных богов древнеегипетской мифологии - Осирис. Осирис считался богом земледелия, вина, винограда, а также всех жизнь рождающих сил природы.

Осирис принадлежал к числу "умирающих и воскресающих" богов, которые олицетворяют смену времен года, а также зерна, которые, прорастая, дают жизнь колосьям и новому урожаю.

Сначала Осирис повелевал всем Египтом, и времена его царствования были обильными и благодатными. Но его коварный младший брат, Сет, задумал убить его и отобрать у него власть.

Сестра (и одновременно жена) Осириса Исида долго ищет тело убитого мужа, после чего рождает его сына - Гора. Когда Гор вырастает, он побеждает Сета и возвращает к жизни отца. Однако Осирис после возвращения в мир людей не желает в нем оставаться. Вместо этого он выбирает загробный мир, в котором становится владыкой и судьей, взвешивающим на весах грехи, которые люди совершали при жизни.

Египтяне верили, что если строго соблюсти погребальный ритуал, то впоследствии они, подобно Осирису, смогут возродиться для вечной жизни.

Нил - жемчужина Египта



Египетская мифология: бог ГорЕгипет невозможно себе представить без мифов о Ниле, ведь эта река дала начало одной из древнейших человеческих цивилизаций. Именно благодаря Нилу египтянам удалось построить развитое земледельческое общество.

Нил в древнеегипетской мифологии протекал не только через Землю - мир людей - но также через Небо и подземный мир. "Земной" Нил египтяне представляли себе в виде бога Хапи, который своими разливами насыщал почву благодатным илом и кормил людей.

Река была населена добрыми и злыми духами, принимавшими вид животных: крокодилов, бегемотов, лягушек, змей, скорпионов.

Мифы Египта в соседних странах

Мифы древнего Египта широко проникали в соседние страны, в том числе в древний Рим, где особенно почиталась Исида. В Исиде многие римляне видели Великую богиню - мать всего сущего. Вместе с тем этот образ вызывал противоречивые чувства - власти Рима пытались бороться с засильем "пришлых" божеств, культы которых начинали вытеснять собственно древнеримские божества.

В наше время египетская мифология, наряду с греко-римской, служит богатым источником для литературы и живописи. К ней неоднократно обращались кинематографисты. На образах древнеегипетской мифологии основан фильм известного режиссера Роланда Эммериха "Звездные врата" и одноименный фантастический телесериал, выходивший в течение
десяти лет.

Новость отредактировал Дезмонд Майлс - 9-04-2011, 00:01

Рассказать друзьям