План эссе русскому языку егэ. Материал по русскому языку (10 класс) на тему: план написания сочинения в формате ЕГЭ. Введение и постановка проблемы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Русский язык - в числе обязательных предметов при сдаче ЕГЭ. План сочинения из задания № 25 и особенности его написания предлагаются в данной статье. Более 150 слов текста позволят набрать максимально возможные 23 балла или 30 % общей суммарной оценки за экзамен.

Суть задания

Учащимся предлагается авторский текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение. Максимальный объём неограничен, но практика показывает, что раскрыть содержание возможно с помощью 250-300 слов. Этим следует ограничиться, чтобы избежать риска грамматических ошибок.

В самом задании чётко изложен план сочинения. ЕГЭ по русскому требует знания литературного материала, на который предстоит ссылаться. Поэтому 6 из 12 критериев оценки работы касаются её содержательной части.

В статье предлагается план, сформулированный экзаменаторами, и даются рекомендации по написанию каждой из её частей.

  • Формулировка проблемы.
  • Её комментарий.
  • Позиция автора.
  • Собственная позиция.
  • Первый аргумент (пример из литературы).
  • Второй аргумент (пример из опыта).
  • Заключение.

С чего начать план написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ)?

Введение

Проверяющими отдельно оценивается композиционная целостность работы, поэтому очень важно введение, где формулируется проблема текстового фрагмента. Это может быть понятие (трусость, предательство, доброта), явление жизни (голод, война), характер человека.

Во вступлении происходит плавное вхождение в текст сочинения: возникновение заинтересованности читателя, знакомство со стилем изложения. Его объём не должен превышать пяти предложений. Вводную часть по содержанию и эмоциональности необходимо привести в соответствие с авторским фрагментом.

План написания сочинения (ЕГЭ) предусматривает следующие варианты начала творческой работы :

  • Риторические вопросы по проблеме текста. Пример: «Что такое истинное мужество и в чём оно проявляется? Над этой проблемой размышляет (ФИО автора)».
  • Общие рассуждения или сведения по теме: «Человечество с незапамятных времён искало ответ… »
  • Использование цитаты или пословицы. После её написания можно продолжить словами: «Эта мысль пришла на ум во время прочтения текста (ФИО автора)».

Комментарий

Часто учащиеся ошибочно полагают, что комментарий требует краткого пересказа текста. За этот пункт проверяющие выставляют до 2 баллов (за вступление - 1) по результатам ЕГЭ. План сочинения предусматривает не подробное цитирование, а проникновение в авторскую логику раскрытия обозначенной проблемы. Предлагаем два варианта комментирования:


В первом случае предстоит ответить на вопросы:

  • С помощью каких приёмов автор привлекает внимание читателя к проблеме?
  • На каком материале её раскрывает?
  • Какие поступки герой отрывка совершает и что это говорит о нём?
  • Какие эмоции по данному поводу переживает сам автор?

Во втором варианте первый вопрос остаётся неизменным, но дальнейшая логика несколько иная:

  • Каков характер проблемы (философская, экологическая, психологическая, социальная или нравственная)?
  • Насколько она сегодня актуальна?
  • Кто и в каких ситуациях сталкивается с ней?
  • Если проблема нова, то что способствовало её появлению?

План написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ) не должен исключать переходов, чтобы сохранить смысловую цельность работы. Этому помогают вводные слова и обороты, которыми не следует злоупотреблять: «Анализируя данную проблему, автор вспоминает случай из своей жизни …».

Авторская и собственная позиция

Третий пункт плана предусматривает введение цитаты со ссылкой на авторское мнение, которую необходимо взять в кавычки. Удобнее сделать это с помощью следующих клише:

  • «Писатель считает, что...»
  • «По мнению автора…»
  • «Свою позицию писатель выразил в словах…»

Четвёртый пункт плана предусматривает переход к обозначению собственной позиции экзаменуемого. Она может выражать согласие или несогласие, которое должно быть корректным и развёрнутым. План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) требует пропорциональности частей. Каждый пункт следует начинать с красной строки, он состоит из одного-двух абзацев. Переходными могут стать следующие фразы:

  • «Действительно, нельзя не поддержать автора в том, что…»
  • «Мне понятно и близко мнение автора о том, что…»
  • «Я согласен с автором, что…»

При иной точке зрения, допустимы обороты:

  • «Мнение автора интересно, но…»
  • «Думаю, что утверждение автора нельзя считать применимым к…»
  • «Нельзя не согласиться с писателем, что <…>, однако…»

Аргументация позиции

Требование о наличии двух аргументов по обоснованию собственной позиции изложено в задании ЕГЭ. План сочинения предусматривает для каждого довода отдельный абзац. В первом случае необходимо показать хорошее знание литературы, во втором - эрудицию, ибо примеры лучше приводить из жизни известных людей. Уместны следующие обороты:

  • «В доказательство своего мнения приведу пример из повести Н. В. Гоголя <…>»
  • «В поддержку сказанного можно вспомнить роман…»
  • «Об этом говорил в своей поэме…»
  • «Пример революционеров-народников доказывает, что …»
  • «Аналогичный случай был описан в автобиографии В. В. Маяковского…»
  • «Хочу напомнить случай из жизни А. С. Пушкина о том, как…»

Ссылаясь на пример, следует кратко изложить ситуацию в подтверждение выдвинутого тезиса. Пятый и шестой пункты максимально оцениваются в 3 балла, поэтому следует обратить внимание как на убедительность аргументов, так и на точность изложения фактов. Недопустимы ошибки в имени автора или названии произведения.

Заключение

План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) завершается выводами, которые решают следующие задачи:

  • Обобщают информацию по проблеме: «Ещё раз хочется подчеркнуть, что…»
  • Дают оценку сказанному: «Это позволяет сделать вывод…»
  • Выражают прогноз: «Хочется надеяться, что читатели по-настоящему задумаются над…»
  • Призывают к активности: «Осуществляя тот или иной морально-нравственный выбор, каждому из нас необходимо помнить о…»

Финальный абзац должен перекликаться со вступлением, ибо творческая работа должна быть цельной, что оценивается в 2 балла. За точность формулировок и выразительность речи проверяющие добавят ещё два, поэтому нельзя уходить от главной мысли, не повторяя при этом используемые обороты. На что ещё следует обратить внимание при подготовке к ЕГЭ?

План сочинения нельзя произвольно менять. Он отвечает требованиям сочинения-рассуждения и является частью экзаменационного задания.

Завершается сочинением. Если правильно выполнить это несложное задание , можно не волноваться о том, что вы набрали мало баллов за экзамен. Но для того, чтобы безупречно справиться с этим испытанием, необходимо знать и соблюдать несколько правил. Из статьи вы узнаете, как писать сочинение ЕГЭ так, чтобы итоговый балл был высоким .

Вконтакте

Какими бывают сочинения

Наиболее распространенные виды сочинений по литературе – это , которое отличается от эссе строгой структурой, и сочинение-описание. Более удачно будет выглядеть работы, в которых объединены элементы описания и рассуждения.

Например, рассуждение следует применить в раскрытии проблемы, комментарии, аргументации и заключении. А описание можно применить в аргументации для того, чтобы более точно описать схожесть ситуаций в данном и приведенном текстах. Все виды сочинений по разному подходят к освещению темы.

Пишем эссе

Как написать сочинение в этом жанре, знают далеко не все выпускники. Эссе – это сочинение в свободной форме , как правило, небольшого объема.

Структура сочинения в жанре эссе нестрогая – вы сами решаете, с чего будет начинаться ваше сочинение, что будет его кульминацией и как оно завершится. Как составить композицию сочинения, завист от индивидуальности автора.

Чтобы эссе было полноценным, нужно придерживаться простого плана:

  • Тезисное изложение мыслей.
  • Тезисы должны быть подкреплены аргументами, фактами и доказательствами.

Сочиняем, рассуждая

Для того чтобы грамотно написать сочинение рассуждение, следует придерживаться правил:

  • Тезис. Сформулируйте проблему, мысль , которую хотите доказать.
  • Аргументация. Используйте различные ситуации из литературы, кино, истории, жизни для того, чтобы подтвердить свои слова.
  • Вывод. Этот пункт является следствием из вашего тезиса, но в более широком понятии. Здесь можно описать рекомендации, прогнозы, последствия .

Все пойдет по плану

План сочинения ЕГЭ поможет правильно расставить смысловые акценты в тексте и выстроить четкую структуру. Придерживайтесь следующей схемы:

  • Введение (раскрытие проблемы, ваше понимание проблемы, актуальность, ваше согласие или несогласие с автором, комментарий к проблеме).
  • Аргументация (всего в сочинении должно быть не менее двух аргументов . В идеале оба примера должны быть из русских классических литературных произведений, но допускается взять один пример из жизни, кино, истории и т.д.).
  • Заключение (в этом пункте необходимо подвести итог, сделать вывод в подтверждение своих аргументов , выразить свое согласие или не согласие с автором).

Внимание! Вы можете взять в аргументацию более двух примеров из зарубежной литературы, но ни в коем случае не используйте в качестве источников народные сказки.

Готовые шаблоны

Для того чтобы написать введение, можно взять за основу шаблон:

  • Я думаю, автор хочет рассказать читателям о проблеме…
  • Мне кажется, главная мысль этого текста заключается в…
  • По моему мнению, писатель нам демонстрирует проблему…

Для написания аргументации:

  • В качестве примера можно привести произведение (название, автор).
  • Для того чтобы подтвердить мои слова, обратимся к примерам из литературы. Наиболее ярко эту проблему иллюстрирует произведение (автор, название).
  • Эта проблема всегда была актуальной, она волновала умы многих писателей, например, (автор) в своем произведении (название) полностью раскрывает эту проблему.

Для заключения можно использовать такие речевые клише:

  • В заключение я хочу сказать, что…
  • Невозможно не согласиться с автором данного текста, ведь…
  • Я считаю, что эта тема была, есть и будет актуальна, так как…

Комментарий к проблеме

Перед тем как писать комментарий к проблеме, следует определить ваше собственное отношение к затрагиваемой теме (эта проблема актуальна, жизненна, распространена и т.д.).

Например: Я считаю, что проблема жертвенной любви очень актуальна и трагична.

Следует выразить ваше согласие или несогласие с автором (Я считаю, что автор прав, ошибается и т.д.). Например: невозможно не согласиться с автором в том, что следует помогать более слабым, нуждающимся людям, если у нас есть возможность.

Также можно написать, с помощью каких средств автор сумел так точно и детально описать и раскрыть проблему.

Важно! Для того чтобы избежать чрезмерного цитирования в комментарии, можно написать лишь номера , где более четко описана проблема.

Пишем вывод

Структура сочинения подразумевает в конце наличие вывода, в котором подводится логический итог повествованию. В написании вывода важно учесть вашу позицию по данной проблеме . Также стоит объединить вышесказанное (комментарий на основе данного текста и вашу аргументацию), чтобы сделать обобщение на этой основе.

В выводе вы должны дать ответы на вопросы:

  • Зачем автор текста заостряет внимание на данной теме?
  • Какие последствия могут возникнуть, если не прекратить развитие проблемы?
  • Что можно сделать, чтобы предотвратить развитие проблемы?
  • Призыв к действию или, наоборот, противодействию.

Раскрываем проблему

Для сочинений ЕГЭ по русскому языку, как правило, подбираются проблемы, которые связаны с общественной жизнью. Наиболее часто встречаются темы, связанные с исторической памятью , любовью и верностью Родине, спором поколений, личными качествами человека (верность, сопереживание, доброта, честность и т.д.). Нередки и глобальные проблемы : война, голод, экологическая обстановка и т.д.

Внимание! Если вы столкнулись с термином, определение которого не можете четко сформулировать, то постарайтесь ответить на два вопроса: что это и какое оно? (подобрать , которое наиболее точно описывает его). Например: любовь — это (какое?) глубокое (что?) чувство привязанности; верность – это (что?) постоянство (в чем?) в своих убеждениях, взглядах.

Чтобы раскрыть проблему, необходимо дать определение термину , который является его основой, и подумать, для чего автор рассказывает об этом читателям.

Учимся на примерах

Удачные примеры сочинений найти несложно, их изучение поможет понять принцип построения логичного и аргументированного текста.

Мы видим здесь слабую пожилую женщину, которая нуждается в помощи. Б.П. Екимов так точно и реалистично описывает состояние тётки Вари, что нам становится её жалко.

И как же радуется душа, когда мы видим, что есть еще на свете неравнодушные люди, которые готовы помочь просто так, бескорыстно.»

«Я думаю, что проблема, затронутая автором этого текста, всегда была, есть и будет актуальной. И невозможно не согласится с писателем в том, что совершая добрые поступки, человек расцветает в душе, он духовно обогащается и ему становится легче жить. Ведь так радостно видеть счастливые и благодарные глаза тех, кому ты оказал помощь.»

«Многие писатели освещали тему безразличия в своих произведениях. Одной из ярких иллюстраций этой проблемы является « . Тут перед читателем всплывают образы зажиточной старушки-процентщицы и Родиона Раскольникова, бедного студента, который нуждается в деньгах. Пожилой даме было безразлично тяжелое материальное положение студента, загнала его в безвыходную ситуацию, за что она и поплатилась, толкнув юношу на преступление.»

«Но внимание писателей привлекали не только безразличие и равнодушие, но и обратная сторона этого явлений – взаимопонимание и отзывчивость. Многие произведения, раскрывающие эту тематику, посвящены военным событиям. К примеру, «Василий Тёркин» Твардовского. Здесь читатели видят образ солдата по имени Василий Тёркин. Он старается всячески подбодрить своих товарищей, морально поддержать их. Именно главный герой вселяет надежду в душе однополчан, ведь в тяжелые военные годы так важно верить в победу.»

«В заключение я хочу сказать, что нужно обращать внимание не только на себя и собственное благополучие. Если бы каждый из нас был чуточку внимательнее и добрее к окружающим, если бы мы помогали друг другу, то мир бы стал намного лучше. И совсем неважно, в чем заключается помощь: в моральной поддержке, или же в куске хлеба, в добром слове или же в чем-то другом… Главное – всегда и везде оставаться людьми

Как писать сочинение ЕГЭ? Структура

Написание сочинения в ЕГЭ по русскому языку: советы и трудности

Заключение

Для того, чтобы написать хорошее эссе, следует придерживаться правил . План сочинения ЕГЭ должен быть простым и помогать в раскрытии темы . Также стоит позаботиться об аргументации: продумайте, какие произведения вы возьмете. Например «Тихий Дон» Шолохова можно использовать в таких темах: дом, семья, любовь, спор поколений, патриотизм, измена себе, семье, Родине, любимому человеку.

Схема по написанию сочинения по заданию С1 ЕГЭ по русскому языку.

1. Вступление (два-три предложения, которые должны подводить к теме данного текста).
2. Проблема, которую поднял автор текста
3. Комментарий
4. Позиция автора текста
5. Ваша позиция по проблеме, поднятой в тексте. Выражение согласия, несогласия, частичного несогласия с авторской позицией, противоречивая или двойственная оценка.
6. Аргументы, приведенные в поддержку авторской позиции или в ее опровержение (необходимо привести не менее двух четких аргументов, опираясь на читательский и (или) жизненный опыт).
7. Заключение (одно-два предложения для придания сочинению завершенного вида).

С чего лучше начать сочинение C1

Есть несколько удачных вариантов:

Например:
К. Г. Паустовский является одним из истинных мастеров художественного слова. Его душевные рассказы учат нас видеть окружающем мире прекрасное, трепетно относиться к природе. Так и в прочитанном мной тексте автор размышляет о неразрывной связи человека с природой.

2) с однородных членов предложения (обычно используют отвлеченные понятия, имеющие отношение к теме текста)

Например:
Верность, взаимопомощь, милосердие, дружба (и т.д.) – без этих нравственных понятий нельзя представить себе духовную жизнь человека. В своей статье известный публицист размышляет о том, что…

3) с нескольких риторических вопросов, которые должны подвести к главной мысли или теме прочитанного текста (в этих вопросах можно использовать антонимы)

Например:
Каким образом в столь противоречивое время, наполненное социальными потрясениями, не разучиться отличать ложь от истины? Как узнать, что влияет на душу благотворно, а что – пагубно? В чем отличие культуры от «псевдокультуры»? Над этими непростыми вопросами в своей статье размышляет…

4) с собственных размышлений по проблеме, поднятой автором текста

Например:
Я много раз задумывался о том, как сложно бывает объяснить словами самые важные понятия в человеческой жизни. Счастье, вера, любовь – мы не можем прожить без этих нравственных категорий, но дать им «определение» - совсем не просто. В данном тексте автор размышляет о роли…

Комментарии

В данной статье автор поднимает несколько важных нравственных проблем: ...
- В тексте повествуется (говорится, автор, рассуждает, размышляет и т.п.) о...
- В данном тексте автор говорит не только о..., но и о....
- Прочитав данный текст, я пришел к заключению (я пришел к выводу, я понял позицию автора).
- Содержание статьи оказалось значительно более широким, чем ее тема. Рассказывая о..., автор подразумевает...

Хорошим дополнением к комментарию будет частичное цитирование

Например:
а) С.Соловейчик говорит читателю, что вера- это «важнейшая функция души». Автор, не будучи навязчивым, доказывает, что без веры, «передаточного механизма» между сердцем и умом, «высохнет душа» человека.

Речевые образцы, выражающие мнение ученика о прочитанном

Ключевые фразы к тексту на злободневную тему:

Несмотря на то, что и раньше я много размышлял на тему..., мысль автора о… показалась мне очень неожиданной и интересной.
Я не раз думал о том, что… и поэтому тема текста оказалась для меня близкой и понятной.
Проблема… волнует многих моих современников. В своей статье известный публицист высказывает свои мысли о…

Ключевые фразы к тексту научно-популярного стиля:

Сначала текст показался мне сложным, но, после второго прочтения, я понял…
Признаться, я раньше никогда не читал о..., поэтому текст...меня очень заинтересовал, из него я узнал много нового о…
Автор очень доступно освещает сложные научные понятия, используя для этого общенаучные термины.

Ключевые фразы к тексту на тему, которая является далекой от интересов ученика:

Я никогда раньше не задумывался над этой непростой проблемой, поэтому боюсь, что моя позиция может показаться несколько расплывчатой.
Очень неожиданной и интересной мне показалась мысль автора о...
Я не обладаю достаточным жизненным опытом, чтобы иметь четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что...

Как удачно закончить сочинение

Закончить сочинение нужно фразой, подводящей общий итог вышесказанному, а также логически связывающей сочинение с прочитанным текстом.

План написания С1 по русскому языку

1 . Вступление

Приглашение к разговору;

Определение темы (проблемы) текста;
- представление автора;
- переход к основной части, связь с ней.

Во вступлении недопустим пересказ содержания текста. Объем вступления – 3-4 предложения.

2. Проблема, затронутая в тексте. Достаточно одной. Даже если вы укажете десять проблем, максимальный балл по этой позиции – 1. Постарайтесь не спутать понятия “тема” (о чем текст) и “проблема” (конфликт или вопрос). К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.

3. Комментарий к той проблеме, которую вы сформулировали. По сути – краткий пересказ данного текста, но обязательно своими словами. (2 балла) В комментарии экзаменуемый должен показать, насколько глубоко он понял сформулированную им проблему текста, выделить ее аспекты. Проще говоря, это раскрытие указанной проблемы, авторской позиции. При комментировании старайтесь избегать обильного цитирования и пересказа авторского текста, так как за это вы можете вместо заслуженных 2 баллов за комментарий к сформулированной проблеме исходного текста получить “0″. Также избегайте фактических ошибок: не старайтесь приписать автору то, чего он не говорил.

4. Авторская позиция . Следующий этап – отражение позиции автора текста на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему? (1 балл)

5. Ваша точка зрения . Она может совпадать с авторской, может отличаться от нее. Заявить “Я согласен/не согласен с автором” мало. Требуется привести 2 аргумента (по 1 баллу за каждый, но не больше 2 баллов всего). Если вы приводите в качестве доказательства тот же аргумент, что и сам автор, он не засчитывается. Где искать аргументацию?
А) личный жизненный опыт (ну придумайте что-нибудь, что происходило с вами/друзьями/родственникамми/соседями, подтверждающее вашу мысль.
Б) знания (вы в школе учили историю/биологию/физику/обществознание и т.д. – вот и вспоминайте научние факты, способные подтвердить вашу точку зрения).
В) читательский опыт (литература вообще, и русская в частности, богата на самые разнообразные жизненные ситуации и характеры)

Будьте осторожны в выборе аргументов: они должны работать на главный тезис, а не противоречить ему. Экспертами оцениваются два аргумента, так что советуем ограничиться только двумя. Чем больше вы напишите, тем больше вероятности того, что допустите ошибку. Больше всего баллов (2б.) вам принесет аргумент, взятый из публицистической, научной или художественной литературы. Читательский аргумент равен двум аргументам из жизненного опыта, за который можно получить 1 балл. При аргументации можно также опираться на произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т.д.). За аргумент такого типа также начисляют 1 балл. Максимальный балл по этому критерию – 3. Таким образом, если вы приведете 2 аргумента из читательского опыта или 1 аргумент из читательского опыта + 1 аргумент из жизненного опыта, то получите 3 балла. Если 2 из жизненного опыта, то получите 2 балла и т.д.

Можно провестианализ языковых средств выразительности (эти средства можно рассматривать как форму авторской аргументации, способ воздействия на читателя):
а) проверьте, представлен в вашей работе только перечень средств выразительности или дан их анализ;
б) приведены ли примеры (допустимо в скобках, но обязательно в кавычках);
в) достаточно ли корректны приемы введения в сочинение языкового анализа (нежелательно писать “автор использует, употребляет” то-то и то-то, избегайте общих слов: “для большей выразительности, чтобы придать эмоциональность” и т. п.).

Перечитайте черновик, проверьте логику работы: нет ли смысловых несоответствий, правильно ли поделили текст на абзацы. (2 балла)
За богатый словарь, разнообразие грамматических конструкций, точность при выражении мысли можете получить еще 2 балла.
Больше всего баллов можно получить за грамотность (максимально – 8): отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок высоко оценивается, но редко встречается.
2 балла почти дарятся: 1 за соблюдение этических норм (то есть отсутствие хамства, нецензурной и вульгарной лексики) и 1 за фактологическую точность.
Не уходите в красивые рассуждения ни о чем: пишите только о том, что требуется. Объем в 150 слов – вполне достаточно для того, чтобы выполнить задание. Конечно, напишете больше – хуже не будет. А вот меньше – баллы снизят, и если уж совсем мало (меньше 70 слов) то вообще не оценят.

Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Схематично твое сочинение должно быть похоже на форму круга, т.е. должно быть замкнутым. С чего начал писать тем надо и закончить, подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема). Можно и так: в первой части сочинения задаем вопросы, а в третьей даем ответы.

В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:
- завершенность работы;
- связь заключения с текстом, с его проблематикой.

Объем заключения – 2-3 предложения.

Еще один план сочинения

В данном тексте поднимается (какая?) проблема…

Текст заставляет каждого из нас задуматься над (какой?) проблемой…

Проблема может быть: общественно значимая, социальная, философская, политическая, идеологическая, нравственная, морально-этическая, злободневная, актуальная, серьезная, насущная, острая, глубокая, неразрешимая.

В комментарии можно ответить на любой из следующих вопросов с подтверждающим аргументом из текста: к какой категории относится проблема? насколько и почему актуальна? традиционна или нова проблема? какие точки зрения по этой проблеме существуют? способы привлечения внимания читателя автором (из задания В8: эмоционально воздействует на читателя с помощью / передает глубину проблемы, используя / убеждает читателя в правоте своей позиции через / делает свою мысль более точной, яркой, убедительной с помощью)?

Мне сразу вспоминается один из героев рассказа…

В жизни эта проблема коснулась и меня лично.

Мы часто можем встретить людей, которые…

Резюмирование (повторение в обобщенной форме основной идеи текста)

Другой план сочинения

1 абзац. Вступление. 2-3 предложения, касаются темы текста, но безотносительно к данному тексту. Переходная фраза, в которой Вы представляете текст:

  • Как раз об этом и пишет (рассказывает, размышляет, повествует) автор текста, Ф.И.;
  • Именно этой теме и посвящен текст Ф.И.;
2. абзац. Проблемы, которые поднимает автор, комментарий одной проблемы.
  • В статье (тексте, очерке, рассказе, отрывке из… и т.д.) рассказывается (разрабатывается, трактуется и т.д.) тема…;
  • Тема … относится к числу вечных (общих, особенно любимых публицистами, писателями и т.д.);
  • В статье (рассказе и т.д.) автор поднимает (формулирует, решает) (сложную, серьезную, злободневную, острую, неразрешимую) проблему…;
  • Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного читателя. К таким проблемам относится и вопрос о …;
  • На первый взгляд, проблема кажется странной (банальной, узкой, частной, избитой, незначительной), но автор сумел в ней увидеть (рассмотреть, показать)…;
  • В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста;
  • Почему мы не всегда обращаем внимание на …?;
  • Актуальность статьи благодаря затронутой теме (поднятой проблеме) не вызывает сомнения;
3 абзац. Позиция автора. Желательно употребить само слово «позиция».
  • Позиция автора такова …;
  • Позиция автора четко сформулирована во фразе …;
  • Автор высказывает (формулирует, выражает) (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую и т.д.) мысль …;
  • По мнению автора …;
  • Автор (писатель, публицист и т.д.) убежден, что …
4 абзац. Согласие/несогласие с автором. Желательно соглашаться.
  • Я согласен с позицией автора;
  • Мне близка и понятна позиция автора;
  • Безусловно, автор прав в своем убеждении;
5 абзац. 2 (или более) аргумента (каждый новый аргумент с нового абзаца). Доказательства из художественной литературы (название произведения, герои, конкретный эпизод), личного опыта и т. д. 6 абзац. Заключение (перефразированное вступление). Вывод.
  • Действительно, автор затронул актуальную тему…

План написания сочинения в формате ЕГЭ

  1. Постановка проблемы (с привязкой к тексту)

Проблема может быть сформулирована

В виде предложения: Добро – это важнейшее качество человека ;

В виде вопроса: Что такое добро?

В вопросно – ответной форме: Что такое добро? Это важнейшее качество человека.

  1. Комментарий (пересказ с элементами оценивания) : автор рассказывает, говорит, утверждает, приводит, убежден и т.п.
  2. Позиция автора текста с доказательством : позиция автора выражена в…абзаце (в …предложении), где он убеждает читателя в том, что…
  3. Ваше мнение с доказательством (согласен / не согласен): я полностью разделяю точку зрения автора. Дейсвительно, … // Не могу согласиться с …, поскольку…
  4. Аргумент 1(из жизненного опыта или из художественной литературы): соглашаясь с Петровым П.П., хочется обратиться к собственному опыту…
  5. Аргумент 2 (из жизненного опыта или из художественной литературы) Также в качестве примера можно привести произведение «…» А.С.Пушкина
  6. Вывод (заключение) : в заключение хочется еще раз отметить…

Таким образом,…

Подводя итоги,…

В заключении возвращаемся к мысли из 1 абзаца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные пути в подготовке учащихся к написанию сочинения (в формате ЕГЭ)

Различные пути в подготовке учащихся к написанию сочинения(в формате ЕГЭ) Часть 2 –написание сочинения...

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

Конспект урока русского языка в 11 классе. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Анализ публицистической философской статьи, выявление основной проблемы и позиции автора, инсценирование эпизода статьи, закрепление понятие о мифе, сказке, притче. Роль выразительных средств языка в...

Авторские тексты для написания сочинений в формате ЕГЭ

Проработав много лет филологом, считаю, что сочинение будет удачным, если проблема волнует ученика или наталкивает на размышление. Поэтому мои авторские тексты посвящены именно этим проблемам....

Рассказать друзьям