Михайло-архангельский монастырь. Михайло-архангельский монастырь юрьев-польский Михайло архангельский монастырь юрьев польский

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Было это в начале XIII века. Разлилась река Сухона, и берега ее стали так далеко друг от друга, что жители Устюга, привыкшие ходить на службу в Троицкий Гледенский монастырь, не смогли этого делать более. И был в Гледенском монастыре молодой инок, именем Киприан. Семье его принадлежали многие земли по Двине и вокруг Устюга, но самого его не интересовали дела земные, а посвятил он свою жизнь спасению своей души. И попросили его устюжане переселиться в сам Устюг, да основать здесь монастырь, чтобы им было где Богу молиться. И вот, в 1212 году, инок Киприан с устюжанами начал строить обитель во имя Введения во храм Богородицы и Архистратига Михаила. В окрестностях монастыря было несколько озер, а сам он находился за пределами острога и древнего городского вала. Сам Киприан пожертвовал все состояние своей семьи на это дело, а горожане носили все необходимое для устройства храма. Довольно быстро в монастыре появилась братия, и единым порывом они избрали себе игуменом уже известного нам инока. Часто приходил сюда на беседу с Киприаном и праведный Прокопий Устюжский, юродивый. По своей скромности и смирению, игумен Киприан так никогда и не принял священнического сана, считая себя недостойным рабом Божиим. Даже спал преподобный на камне, от которого потом устюжане отцарапывали кусочки и выпивая их с водой, получали исцеление. Прожив более 80 лет в монастыре, преподобный Киприан скончался 29 сентября 1294 года по старому стилю и был похоронен при воротах монастыря. Позже его мощи перенесли, и сейчас над его могилой находится миниатюрный храм Преполовения Пятидесятницы. Прошли годы и монастырь расширился. Произошло это отчасти от особо большого количества чудес и видений, явленных устюжанам и насельникам монастыря. Жил в обители некий холоп Иван, карымец- бурят по происхождению, отставший от своего купца. Монахи приютили его в монастыре и он принял православие и остался тут жить, подрабатывая ночным сторожем. И вдруг видит он - посреди ночи в часовне, над могилой Киприана огненный свет. Иван со всех ног побежал к монастырскому уставщику Нифонту, но когда они вернулись, свет уже угас. Нифонт не поверил, да заругал бурята. Спустя две недели чудесный свет пришел снова. На это раз сторож решил проверить все сам, и набравшись смелости заглянул в часовню. Он увидел там сияющую перед образом Спасителя на хоругви свечу. А на гробнице сидит старец. В одной руке держа посох, а в другой - пылающие свечи. Старец одет в золотые облачения, а пол часовни - не пол больше, а прекрасная зеленая трава. И старец сказал - «Сильно сыро мне лежать». На следующий день собравшись братия отслужили панихиду по преподобному Кирипиану и отсыпали песком под часовней и вокруг нее. Много раз еще видели преподобного Киприана в монастыре, то исцеляющего зависимого от пьянства, то тесающим камень на строительстве Введенской церкви, то молящегося в храме, и однажды попросившего перенести его мощи от ворот на новое место. Так и жил монастырь, в котором было два настоятеля - один обычный, земной и второй - чудесный. С момента своего создания Михайло-Архангельский монастырь входил в систему обороны Устюга и служил форпостом на его северной окраине. В XV в. на восточной стороне ограды монастыря были поставлены ворота, а над ними возведена башня с бойницами. Пруд, названный позже Архангельским, озера и ручей защищали монастырь от незваных гостей, и долгое время монастырь оставался надежной крепостью. В 1653 году здесь началось большое строительство - местный купец Никифор Ревякин пожертвовал большие деньги на строительство каменной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и пятиглавого холодного храма в честь Собора Архангела Михаила с колокольней. За ближайшие сто лет будут построены еще два храма, настоятельский, братский корпуса, новая каменная ограда длиной 800 метров. В 1750 году на колокольне Михайло-Архангельского собора установили большие часы с немецким механизмом и боем. С начала XVII века на территории монастыря действовало Великоустюжское духовное училище, а с 1737 года - Великоустюжская духовная семинария, но после пожара в ее здании в конце XVIII века, она так и не была восстановлена. В 1788 году была упразднена Великоустюжская и Тотемская епархия, территории которой вошли в Вологодскую и Великоустюжскую епархию. Последний Великоустюжский епископ, преосвященный Иоанн, был уволен на покой и провел остаток своих дней здесь, в Михайло-Архангельском монастыре. В 1918 году монастырь был закрыт, использовался в качестве отделения Великоустюгского исправительного дома. В братском корпусе было 7 общих камер на 30 человек каждая, в которых под стражей содержали священников, студентов, купцов, профессора и несколько крестьян. В одной сидел и Питирим Сорокин, известный русский и американский социолог, философ, культуролог и личный секретарь председателя временного правительства Александра КЕренского, сдавшийся чекистам в Устюге в октябре 1918 года. Он писал: «Нар не было, заключенные лежали в своих лохмотьях на полу, в камере огромное количество насекомых. Многие из заключенных не знают, за что арестованы, а рабочие и крестьяне просто не понимают, за что их арестовало свое правительство. Среди заключенных существовала взаимовыручка: еда делилась поровну, тоже наблюдалось в отношении курева и т.д. Еда отвратительная, поэтому заключенные ощущали постоянное чувство голода. Обед:1,4 фунта хлеба и миска горячей воды с картофелиной, тоже на ужин и завтрак, то есть еда - 1 раз в сутки. В камере вместе со здоровыми заключенными находились и 4 человека, болеющих сыпным тифом. Отбой в 20.00, а в 22.00 партиями заключенных уводили на расстрел. Начальником расстрел команды из 11 человек был Карл Андреевич Петерсон, в г. Великий Устюг находился с 1918 года, должность-комиссар дивизии латышских стрелков, занимался карательными операциями в прифронтовой полосе. Иногда расстреливали людей прямо в камерах, и так каждую ночь, от 1 до 9 человек». Уже в наше время монастырь открывает свои сокровища и загадки. Паперть Архангельского собора хранит четыре росписи разных времен. Уникальная стенопись XVII-XVIII вв., «Притчи старческие» назидает монахов в их духовном делании. Есть здесь и редкие орнаментальные росписи, и портрет архиепископа Иосифа, погребенного в соборе, и эпитафия монастырского архимандрита Варсонофия. Западный портал ранее украшали двери с позолоченными и посеребренными медными пластинами с гравировкой библейских событий. Западное крыльцо собора ведет на галерею, где находятся обрамленные колоннами, три портала. Собор первоначально был расписан, но сейчас фрески заштукатурены и забелены. С начала XX века монастырь практически не изменился. Здесь было училище, музей, и сейчас он все еще принадлежит музею, хотя экспозиций и выставок там нет. 16 июля 2014 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий издал указ об образовании Православной религиозной организации Архиерейское подворье «Михайло-Архангельский монастырь». Сколько бы ни прошло времени, «Свято место пусто не бывает» - говорят в русском народе. Придет время, и преподобный Киприан, как в древних видениях, благословит первого монаха, который вновь поселится в обители Архангела Михаила на Устюзе.

Было это в начале XIII века. Разлилась река Сухона, и берега ее стали так далеко друг от друга, что жители Устюга, привыкшие ходить на службу в Троицкий Гледенский монастырь, не смогли этого делать более. И был в Гледенском монастыре молодой инок, именем Киприан. Семье его принадлежали многие земли по Двине и вокруг Устюга, но самого его не интересовали дела земные, а посвятил он свою жизнь спасению своей души. И попросили его устюжане переселиться в сам Устюг, да основать здесь монастырь, чтобы им было где Богу молиться. И вот, в 1212 году, инок Киприан с устюжанами начал строить обитель во имя Введения во храм Богородицы и Архистратига Михаила. В окрестностях монастыря было несколько озер, а сам он находился за пределами острога и древнего городского вала. Сам Киприан пожертвовал все состояние своей семьи на это дело, а горожане носили все необходимое для устройства храма. Довольно быстро в монастыре появилась братия, и единым порывом они избрали себе игуменом уже известного нам инока. Часто приходил сюда на беседу с Киприаном и праведный Прокопий Устюжский, юродивый. По своей скромности и смирению, игумен Киприан так никогда и не принял священнического сана, считая себя недостойным рабом Божиим. Даже спал преподобный на камне, от которого потом устюжане отцарапывали кусочки и выпивая их с водой, получали исцеление. Прожив более 80 лет в монастыре, преподобный Киприан скончался 29 сентября 1294 года по старому стилю и был похоронен при воротах монастыря. Позже его мощи перенесли, и сейчас над его могилой находится миниатюрный храм Преполовения Пятидесятницы. Прошли годы и монастырь расширился. Произошло это отчасти от особо большого количества чудес и видений, явленных устюжанам и насельникам монастыря. Жил в обители некий холоп Иван, карымец- бурят по происхождению, отставший от своего купца. Монахи приютили его в монастыре и он принял православие и остался тут жить, подрабатывая ночным сторожем. И вдруг видит он - посреди ночи в часовне, над могилой Киприана огненный свет. Иван со всех ног побежал к монастырскому уставщику Нифонту, но когда они вернулись, свет уже угас. Нифонт не поверил, да заругал бурята. Спустя две недели чудесный свет пришел снова. На это раз сторож решил проверить все сам, и набравшись смелости заглянул в часовню. Он увидел там сияющую перед образом Спасителя на хоругви свечу. А на гробнице сидит старец. В одной руке держа посох, а в другой - пылающие свечи. Старец одет в золотые облачения, а пол часовни - не пол больше, а прекрасная зеленая трава. И старец сказал - «Сильно сыро мне лежать». На следующий день собравшись братия отслужили панихиду по преподобному Кирипиану и отсыпали песком под часовней и вокруг нее. Много раз еще видели преподобного Киприана в монастыре, то исцеляющего зависимого от пьянства, то тесающим камень на строительстве Введенской церкви, то молящегося в храме, и однажды попросившего перенести его мощи от ворот на новое место. Так и жил монастырь, в котором было два настоятеля - один обычный, земной и второй - чудесный. С момента своего создания Михайло-Архангельский монастырь входил в систему обороны Устюга и служил форпостом на его северной окраине. В XV в. на восточной стороне ограды монастыря были поставлены ворота, а над ними возведена башня с бойницами. Пруд, названный позже Архангельским, озера и ручей защищали монастырь от незваных гостей, и долгое время монастырь оставался надежной крепостью. В 1653 году здесь началось большое строительство - местный купец Никифор Ревякин пожертвовал большие деньги на строительство каменной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и пятиглавого холодного храма в честь Собора Архангела Михаила с колокольней. За ближайшие сто лет будут построены еще два храма, настоятельский, братский корпуса, новая каменная ограда длиной 800 метров. В 1750 году на колокольне Михайло-Архангельского собора установили большие часы с немецким механизмом и боем. С начала XVII века на территории монастыря действовало Великоустюжское духовное училище, а с 1737 года - Великоустюжская духовная семинария, но после пожара в ее здании в конце XVIII века, она так и не была восстановлена. В 1788 году была упразднена Великоустюжская и Тотемская епархия, территории которой вошли в Вологодскую и Великоустюжскую епархию. Последний Великоустюжский епископ, преосвященный Иоанн, был уволен на покой и провел остаток своих дней здесь, в Михайло-Архангельском монастыре. В 1918 году монастырь был закрыт, использовался в качестве отделения Великоустюгского исправительного дома. В братском корпусе было 7 общих камер на 30 человек каждая, в которых под стражей содержали священников, студентов, купцов, профессора и несколько крестьян. В одной сидел и Питирим Сорокин, известный русский и американский социолог, философ, культуролог и личный секретарь председателя временного правительства Александра КЕренского, сдавшийся чекистам в Устюге в октябре 1918 года. Он писал: «Нар не было, заключенные лежали в своих лохмотьях на полу, в камере огромное количество насекомых. Многие из заключенных не знают, за что арестованы, а рабочие и крестьяне просто не понимают, за что их арестовало свое правительство. Среди заключенных существовала взаимовыручка: еда делилась поровну, тоже наблюдалось в отношении курева и т.д. Еда отвратительная, поэтому заключенные ощущали постоянное чувство голода. Обед:1,4 фунта хлеба и миска горячей воды с картофелиной, тоже на ужин и завтрак, то есть еда - 1 раз в сутки. В камере вместе со здоровыми заключенными находились и 4 человека, болеющих сыпным тифом. Отбой в 20.00, а в 22.00 партиями заключенных уводили на расстрел. Начальником расстрел команды из 11 человек был Карл Андреевич Петерсон, в г. Великий Устюг находился с 1918 года, должность-комиссар дивизии латышских стрелков, занимался карательными операциями в прифронтовой полосе. Иногда расстреливали людей прямо в камерах, и так каждую ночь, от 1 до 9 человек». Уже в наше время монастырь открывает свои сокровища и загадки. Паперть Архангельского собора хранит четыре росписи разных времен. Уникальная стенопись XVII-XVIII вв., «Притчи старческие» назидает монахов в их духовном делании. Есть здесь и редкие орнаментальные росписи, и портрет архиепископа Иосифа, погребенного в соборе, и эпитафия монастырского архимандрита Варсонофия. Западный портал ранее украшали двери с позолоченными и посеребренными медными пластинами с гравировкой библейских событий. Западное крыльцо собора ведет на галерею, где находятся обрамленные колоннами, три портала. Собор первоначально был расписан, но сейчас фрески заштукатурены и забелены. С начала XX века монастырь практически не изменился. Здесь было училище, музей, и сейчас он все еще принадлежит музею, хотя экспозиций и выставок там нет. 16 июля 2014 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий издал указ об образовании Православной религиозной организации Архиерейское подворье «Михайло-Архангельский монастырь». Сколько бы ни прошло времени, «Свято место пусто не бывает» - говорят в русском народе. Придет время, и преподобный Киприан, как в древних видениях, благословит первого монаха, который вновь поселится в обители Архангела Михаила на Устюзе.

Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. Такая грамота действительно была выдана. В монастыре было немало подарков от князя Д.М.Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина - село Лучинское.

Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен. В 1535 году здесь значится деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича. В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. .

В советское время внутреннее убранство собора было уничтожено, в здании были размещены выставочные залы музея, находящиеся там и по сей день. Но несколько лет назад по договоренности с Владимирской епархией в храме снова стали проводиться богослужения.

Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в 1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году.


Подлинное украшение монастыря - надвратная церковь Иоанна Богослова - была построена в 1670 году. Она очень гармонично перекликается с более поздним собором Михаила Архангела (не исключено, что собор строили с учетом облика этой красивой и изящной церкви). Тесно посаженные главы на тонких барабанах придают храму дополнительную устремленность ввысь. Святые ворота, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году.

Стоящая рядом с собором отдельная колокольня была построена в 1685-1688 годах. Это красивое массивное восьмигранное сооружение, грани которого испещрены украшениями. Завершает колокольню высокий шатер с тремя рядами «слухов». На ярусе звона было девять колоколов, среди которых были очень интересные старинные экземпляры. К сожалению, ни одного колокола не сохранилось в советское время.

Стены и башни монастырской ограды были перестроены в камне в XVII-XVIII веках, до того они были деревянными. Но ограда была каменной уже в XVI веке, а позднее только перестраивалась. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году. Сохранились в перестроенном виде и три древних башни, на которых можно увидеть сохранившиеся бойницы всех видов оборонительного боя, какие делали в те времена.

Во дворе монастыря стоит два памятника деревянного зодчества. Один из них - маленькая и скромная надкладезная часовня, имеющая, однако, богатую историю. По преданию, источник появился в те времена, когда по очень строгому уставу монахи не имели права выходить за пределы монастырских стен, и после общей молитвы родник вдруг забил прямо в монастыре. Сейчас источник снова освящен и из него можно брать воду.

Деревянная Георгиевская церковь из села Егорье (1718г.) была перенесена в монастырь в 1967-1968 годах Л.В. и В.М. Анисимовыми. Эта церковь - все, что осталось от древнего Георгиевского монастыря, первое упоминание о котором относится к 1565 году. Церковь небольшая, но стройная и изящная, и она прекрасно вписалась в общий монастырский ансамбль.


В советское время монастырь был закрыт, и архимандритский корпус отдали под музей, В остальных зданиях расположились различные учреждения, так, например, в соборе устроили мельницу. Постепенно все же музей занял весь комплекс монастыря, и в наши дни продолжает оставаться там. В его экспозициях отражена вся история Юрьевского ополья, собрано множество икон и картин, предметов искусства и быта.

Юрьев-Польский. Михайло-Архангельс кий монастырь

Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. Такая грамота действительно была выдана. В монастыре было немало подарков от князя Д.М.Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина – село Лучинское.



Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен. В 1535 году здесь значится деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича. В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 году прибывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор. Несмотря на время постройки, храм сохраняет черты архитектуры середины XVIII века, а кое-какие – даже века XVII-го. Высокое стройное бесстолпное здание с пятью главами богато украшено рустовкой, сочетающейся с резными карнизами и фризами. В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь. В Михайло-Архангельском соборе были погребены многие настоятели монастыря, в том числе здесь находится гробница сына основателя монастыря, схимонаха князя Дмитрия Святославича, который скончался в 1269 году. В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы, почитающиеся чудотворными. В советское время внутреннее убранство собора было уничтожено, в здании были размещены выставочные залы музея, находящиеся там и по сей день. Но несколько лет назад по договоренности с Владимирской епархией в храме снова стали проводиться богослужения.

Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в
1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами , которые были выстроены в 1763 году.


Подлинное украшение монастыря – надвратная церковь Иоанна Богослова – была построена в 1670 году. Она очень гармонично перекликается с более поздним собором Михаила Архангела (не исключено, что собор строили с учетом облика этой красивой и изящной церкви). Тесно посаженные главы на тонких барабанах придают храму дополнительную устремленность ввысь. Святые ворота, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году.

Стоящая рядом с собором отдельная колокольня была построена в 1685-1688 годах. Это красивое массивное восьмигранное сооружение, грани которого испещрены украшениями. Завершает колокольню высокий шатер с тремя рядами «слухов». На ярусе звона было девять колоколов, среди которых были очень интересные старинные экземпляры. Так, например, два колокола были отлиты в XVII веке, один – на вклад вдовы Анфисы Початовой, которая таким образом обеспечила своему мужу вечное поминовение. Самый большой колокол, весов в 320 пудов (около 5250 кг), был подарен монастырю в 1804 году юрьевским купцом 1-й гильдии, Петром Петровичем Карцевым. Этот колокол разбился в 1807 году и был перелит заново во Владимире. К сожалению, ни одного колокола не сохранилось в советское время.



Стены и башни монастырской ограды были перестроены в камне в XVII-XVIII веках, до того они были деревянными. Но ограда была каменной уже в XVI веке, а позднее только перестраивалась. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году. Сохранились в перестроенном виде и три древних башни, на которых можно увидеть сохранившиеся бойницы всех видов оборонительного боя, какие делали в те времена.



Во дворе монастыря стоит два памятника деревянного зодчества. Один из них – маленькая и скромная надкладезная часовня , имеющая, однако, богатую историю. По преданию, источник появился в те времена, когда по очень строгому уставу монахи не имели права выходить за пределы монастырских стен, и после общей молитвы родник вдруг забил прямо в монастыре. Сейчас источник снова освящен и из него можно брать воду.

Деревянная Георгиевская церковь из села Егорье (1718г.) была перенесена в монастырь в 1967-1968 годах Л.В. и В.М. Анисимовыми. Эта церковь – все, что осталось от древнего Георгиевского монастыря, первое упоминание о котором относится к 1565 году. Церковь небольшая, но стройная и изящная, и она прекрасно вписалась в общий монастырский ансамбль.
В советское время монастырь был закрыт, и архимандритский корпус отдали под музей, но не сразу, а только при содействии известного архитектора и реставратора П.Д.Барановского. В остальных зданиях расположились различные учреждения, так, например, в соборе устроили мельницу. Постепенно все же музей занял весь комплекс монастыря, и в наши дни продолжает оставаться там. В его экспозициях отражена вся история Юрьевского ополья, собрано множество икон и картин, предметов искусства и быта. Можно также подняться и на колокольню, чтобы взглянуть на весь монастырь с высоты и еще раз насладиться его видами.

Михайло-Архангельский монастырь

Михайло-Архангельский монастырь

18.05.2016

Архангельский во имя архангела Михаила мужской монастырь в г. Архангельске имел огромное значение для Русского Севера, являясь центром духовного просвещения языческих народов Двинской земли. Источником сведений об основании А. м. является не датированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна: "Благослови архиепископ новгородский Иоанн владыка у святого Михаила вседневную службу и благослови игуменом Луку к св. Михаилу, и буди милость Божия и святыя Софии и святого Михаила на посадниках двинских, и на двинских боярах, и на боярах новгородских и заволочских, на владычне наместнике, на купецком старосте и на всех купцах новгороцких и заволочских, и на игуменах и на попех, и на всем причте церковном, и на соцком и на всех крестьянах, от Емцы и до моря, что есть потребовали милости Важней св. Михаилу вседневную службу. И вы, дети мои, почтитеся о милостыне к св. Михаилу и к игумену, и ко всему стаду. А ты, игумен, с собором и стадом св. Михаила, Бога моли за всех крестьян, и буди милость Божия, св. Софии и св. Михаила на всех крестьянах и владычне благословение Иоанново"
На основании грамоты архиепископа Иоанна возникло два предположения о дате основания монастыря: XII век, либо 2-я половина XIV века.
В списке архиереев, занимавших новгородскую кафедру с X по XVII века, трижды упоминается имя Иоанн. Первый - Иоанн Попин (на кафедре 1110-1129 г.г.) не был архиепископом, второй - святитель Иоанн (1165-1186) будучи епископом, до пострижения в схиму носил имя Илии, третий - архиепископ Иоанн, занимал кафедру в 1389-1415 г.г. Наиболее вероятно, что грамота относиться ко времени третьего Иоанна и говорит об основании Архангельского монастыря в XIV в. Дата косвенно подтверждается описанием сословий и гражданского устройства Заволочья, характерного для XIV в. Однако, в грамоте архиепископа Иоанна нет слов о строительстве монастырских храмов, а церковь св. Михаила упоминается как уже существующая. Архиепископ Иоанн благословляет игумену "с собором и стадом св. Михаила" отправлять вседневную службу, что предполагает существование значительного штата священнослужителей.
По второй версии Архангельский ммонастырь основан в XII в. Этого мнения придерживались историки В.В. Крестинин и Н.М. Карамзин. Самым древним источником, указывающим на XII в. как дату основания монастыря является сохранившаяся рукописная копия челобитной игумена Архангельского монастыря Иеремии (1690-1700) от 1695 г. к царям Петру I и Иоанну. Ходатайствуя о льготах для монастыря, он приводит агрумент: "а тому, государи, богомолию (т.е. А. м.) больши 500 лет". Возможно, что в основании Архангельского монастыря принимали участие наместники Новгородского великие князя в Заволочье.
Большинство историков (митрополит Макарий, А.А. Шахматов, В.В. Зверинский и В.Ф. Андреев) утверждают, что Аархангельский монастырь был основан в XIV в.
Самое раннее достоверное историческое свидетельство об Архангельском монастыре содержится в "Двинской летописи" и относится к 1419 г.: "Пришедше мурманы (т. е. норвежцы - Автор) войною 500 человек с моря в бусах и в шняках, и повоеваша в Варзуге погост Карельский, и в земли Заволоческой погост в Неноксе, и Карельский монастырь святого Николая, и Онежский погост, Яковлю Курью, Андреяновский берег, Кечь остров, Княж остров, Архистратига Михаила монастырь, Цигломено, Хичемино, три церкви сожгли, а христиан и чернцов всех посекли".
Вскоре после разорения монастырь был восстановлен на прежнем месте, но когда и как проходило восстановление летопись не говорит. Не сохранилось и никаких монастырских документов того времени.
Первые точные указания о численности монастырской братии находятся в грамоте царя Иоанна IV Грозного от 1543 г. на имя игумена Феодосия (1534-1547) и связаны с постигшим Архангельский монастырь голодным временем. Согласно грамоте, двинским властям предписывалось содержать игумена и 35 старцев Архангельского монастыря, испытывавших голод от частых неурожаев передавая в монастырь по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса из царских житниц. Грамотой Иоанна IV Грозного от 1544 г. Архангельский монастырь освобождался от постойной повинности. Однако эти меры были мало ощутимы. Двинские власти не могли выдавать монастырю хлеба, положенного царским указом. По свидетельству "Двинской летописи", в кон. 40-х гг. XVI в. в результате неурожая "хлеб был дорог на Двине: четверть купили на Холмогорах по осьми гривен, и людей с голоду мерло много", в одну могилу зарывали по 200-300 тел умерших. К 1551 г. число братии сократилось до 12 человек, к 1587 г., после окончания голодного времени - увеличилось до 42 человек.
Согласно писцовым книгам И. П. Заболоцкого и Д. И. Темирова, к 1550 г. в Архангельском монастыре "Двинского уезда нижней половины" были построены шатровый холодный храм во имя арх. Михаила и теплая церковь во имя пророка Илии. По сведениям писцовых книг В.А. Звенигородского к 1587 г. существовал "в двинском уезде, в нижней половине, в новом колмогорском городе, монастырь архангельской, а на монастыре церковь Архистратига Михаила деревяна вверх, да на полатех предел мученика Христова Мины, да церковь теплая покров пречистыя Богородицы, а в церквах образцы и свечи и книги и колокола на колокольницах и все церковное строение монастырское; на монастыре в кельи игумен Евфимий, да тринадцать келей, а в них братии сорок два старца". Таким образом, в Архангельском монастыре во второй половине XVI в. существовало 2 церкви - в честь Архистратига Михаила деревянная шатровая, видимо холодная, другая теплая в честь Покрова Пресвятой Богородицы (по писцовым книгам Заболоцкого - в честь прор. Илии).
Место основания Архангельского монастыря - мыс Пур-Наволок в 30 верстах от впадения Северной Двины в Белое море, где имелась удобная гавань для морских судов, - отвечало градостроительным требованиям XVI в. В 1584 г. по указу царя Иоанна Грозного в обитель прибыли воеводы Петр Афанасьевич Нащокин и "Залешанин Никифор сын Волохов" с ратными людьми и "круг Архангельского монастыря... город древянный одним годом поставили". Новый город, названный Новохолмогоры, в 1613 г. получил название Архангельского города. Грамотой царя Феодора Иоанновича от 12 февр. 1587 г. при Новохолмогорах был открыт порт для иностранных судов вместо пристани, существовавшей у Корельского святителя Николая Чудотворца монастыря, в городе началась оживленная торговая деятельность.
Находившийся в центре строившегося города Архангельский монастырь терпел большие неудобства. Настоятели монастыря жаловались царю на творившийся произвол: случаи грабежей, насилия, посягательств на монастырское имущество со стороны рабочих и стрельцов; приказчики выгоняли монахов из келий и селились в них со своими женами; в монастыре устраивались питейные заведения.
Ходатайство игумена Ефимия (1585-1589) о перенесении монастыря за городскую черту осталось безответным. Скудные сведения о жизни Архангельского монастыря не позволяют описать деятельность его настоятелей. Царские жалованные грамоты сохранили до нас только одни имена игуменов и строителей, ходатайствовавших перед Московскими государями о предоставлении различных льгот для монастыря. При игумене Феодосии (1534-1547) обители дарована несудимая грамота и ежегодное пособие хлебом из житниц царских. Много заботился о благосостоянии монастыря игумен Лаврентий (1589-1596).
Среди игуменов особое место должно отвести Евфимию (1585-1589), в управление которого около Архангельского монастыря возник г. Архангельск. Имя этого игумена стоит в ряду преподобных отцев в земле Архангельской просиявших - св. Евфимия наряду с Архистратигом Михаилом считают небесным покровителем г. Архангельска. В каноне святому говорится: "Жизнь свою сотворил еси в молитвах и пощении, законно препроводил еси, отче, в безстрастие облечеся, плоти мудрование смирив крепостию Божественного Духа".
Известно, что он родился в с. Вознесенье, а в 1585-1589 г.г. был игуменом Архангельского монастыря.
Обретение мощей прп. Евфимия произошло 7 июля 1647 г. Холмогорский кузнец Евстафий Трофимов при земельных работах во дворе архангельского воеводы Ю.П. Буйносова-Ростовского обнаружил гроб неизвестного человека. Усмешка над обретенными останками стоила кузнецу вразумления: в один миг он "ослабел весь, стало его трясти, руки отнялись". Только после того как над обретенными мощами совершилась панихида, Евстафий исцелился. В рукописном "Сказании о явлении мощей прп. Евфимия" описано 25 чудес, совершенных по молитвам к новоявленному святому. Но имя угодника Божия оставалось неизвестным около двух лет, пока преподобный не открыл себя послушнику Архангельского монастыря Косьме Игнатову. В видении он велел болящему Косьме с молитвой обратиться за помощью у лежащему во гробе и назвал себя Евфимием из Вознесенья. Исцелившись, послушник Косьма сообщил о чуде игумену Архангельского монастыря Антонию (1649-1653) и точно назвал имя явившегося преподобного, что ранее никто сделать не мог. О том, как выглядел прп. Евфимий, также известно из рассказов исцеленных им людей, по этим описаниям работали иконописцы.
В 1650 г. по повелению Новгородского митрополита Никона (будущего Патриарха) игумен Антониево-Сийского монастыря Феодосий произвел освидетельствование явленных останков, признав их мощами игумена Архангельского монастыря Евфимия. Тогда же была составлена служба преподобному. Вероятно в то же время мощи были перенесены в Градскую Михаило-Архангельскую церковь. Очевидно, что канонизация прп. Евфимия как местночтимого святого была осуществима митр. Никоном. Однако, в 1683 г. архиепискомом Холмогорским и Важским Афанасием (Любимовым) (1682-1702) было прекращено церковное почитание прп. Евфимия. Истинные причины запрета неизвестны. Возможно, они связаны с активной борьбой со старообрядческим расколом, проводившейся архиепископом Афанасием. При описании мощей обратили внимание на десницу преподобного, сложенную в двуперстное крестное знамение. Мощи св. Евфимия были погребены. В 1684 г. в Холмогорском Архиерейском доме находилась "решетка железная, что была у Архангельского города в церкви Архангела Михаила у гроба Евфимиева". На основании этого можно предположить, что мощи святого когда-то были перенесены с места погребения у церкви Происхождения Креста в придельную к ней церковь Архангела Михаила. Упразднение церковного чествования этого подвижника привело к тому, что в "Архангельском Патерике" архимандрит Никон (Кононов) ошибочно отождествил прп. Евфимия Архангелогородского с прп. Евфимием Карельским.
15 июля 1636 г., по сообщению Двинской летописи, "был у Архангельскаго города пожар: сгорел Архангельский монастырь, церковь и кельи и воеводский двор и полгорода от Двины реки". В челобитной черного попа Матфея царю Михаилу Федоровичу описана тяжесть события и отмечается, что "братья (49 человек) скитаются от хлебной скудости по миру". Царской грамотой от 6 февраля 1637 г. повелевалось отстроить монастырь на новом месте (на горе Кузнечихе). Челобитной от 15 марта 1637 г. у митрополита Аффония Новгородского (1635-1649) монастырем было испрошено благословение на строительство в отведенном месте церкви Покрова Пресвятой Богородицы с трапезой и второй - Собора Архангела Михаила с приделом св. муч. Мины. Но Архангельский монастырь не был построен на Кузнечихе. Хотя игумен с братиею на отведенном месте "трижды молебны пели и жребей метали,..и лес расчищали", стройка не началась из-за оказанного противодействия волостных крестьян, "которые искони вечно на тех местах дрова на продажу немецким и всяким людем ставили…"
Поэтому место строительства мон-ря было перенесено на окраину города по берегу Северной Двины - в Нячеры (район бывшей ул. Архиерейской, ныне ул. Урицкого). В 1641 г. при игумене Павле (1635-1642), несмотря на скудные денежные средства, постройка Архангельского монастыря началась. К 1642 г. закончено строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы, однако средства обители оставались ограниченными. Архангельский монастырь был единственным на севере, платившим торговую пошлину с соляных промыслов, т.к. доход от соляных продаж был для монастыря основным. Грамотой царя Михаила Феодоровича "ради монастырского строения" Архангельский монастырь освобождался от пошлины на перевозку 7 000 пудов соли для продажи. Благодаря этому в 1644 г. был отстроен соборный храм Архангела Михаила. По другим данным А. м. был восстановлен уже в 1638 г. в Нячерах и обложен деревянной рубленой оградой со св. воротами. Версия строительства 1642 г. более убедительна, поскольку в 1642 г. в монастырь было препровождено от царя для трапезы разных припасов, пива и меду на сумму 240 р. и хлеба 200 четвертей. Кроме того, в 1642 г. монастырь получил в оброк сенные покосы и рыбные тони в Березовском устье и на летней стороне Поморского берега.
На месте сгоревшего монастыря был отстроен храм Происхождения Честнаго и Животворящего Креста с приделом арх. Михаила.
К 1683 г. братия Архангельского монатыря составляла 83 чел. Территория монастыря была "в длину сто семнадцать сажен да поперек 56 сажен, а от того монастыря до конюшенного двора 20 сажен, а под конюшенным двором земли с пашенным полком в длину мерою 43 сажени да поперек 40 сажен, а от конюшенного двора позади монастыря коровьему двору пашенной земли мерою в длину 60 сажен, а поперек 53 сажени да от монастыря берегом… и коровьего двора пустого мокрого места мерою 230 сажен, а под коровьим двором земли и с пашенным полком в длину мерою 152 сажени, а поперек 80 сажен, а от коровьего двора от пашенной земли берегом до отсыпки пустое место".
К кон. XVII в. А. м. стал крупным землевладельцем. В его ведении были монастырские дворы "для скотины и пашни" в Соломбале и многочисленные дворы в левобережных деревнях, где жили наемные трудники. Доходную статью для монастыря составили также дворовые места и лавки около крепости в Архангельске. Монастырь имел подворья в Холмогорах, Великом Устюге, Вологде, Москве.
В первой половине XVIII в. из-за уменьшения числа братии А. м. насельниками назначались вдовые священнослужители и даже белое духовенство. В монастыре в зимнее время нередко проживали настоятели других монастырей, вносившие расстройство в исполнение устава обители. На протяжении всего XVIII. в. Архангельский монастырь был местом несения епитимий для духовенства епархии.
Ансамбль Архангельского монастыря формировался на протяжении нескольких столетий. Первоначально весь монстырь был деревянным. О количестве его построек мы можем судить по сохранившейся описи 1683 г. (там же) Соборная Михаило-Архангельская ц. имела северный придел во имя святых Бориса и Глеба и южный придел во имя мч. Мины. К югу от собора незадолго до 1684 г. была срублена теплая Покровская церковь с трапезной и келарской. Между ними находилась колокольня, в ограде: 2 игуменских кельи, 8 братских, хлебная келья, поварня, кузница со всей снастью, амбары для соли, амбары для "палтуса, трески", погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница ветряная, келья служебная, дворы конюшенный и коровий, а также пашни, на которых высевалось до 14 мер ржи и ячменя. Около монастыря имелась пристань для судов и рыболовные тони.
В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора подмастерьем каменных дел М. А. Лохоцким был сооружен каменный Михаило-Архангельский собор (освящен 17 сент. 1699 г. Архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием при игумене Иеремии). Собор возвели на пожертвования, которые собирались не только в Архангельске, но и в Москве, и на средства вкладчиков, в числе которых были цари Петр и Иоанн Алексеевичи. В этом первом каменном храме Архангельска соединились черты общерусских и местной школ каменного зодчества XVII в.
Краткое описание монастыря 1711 г. отражает изменившуюся планировочную структуру ансамбля. Очевидно, в период каменного строительства была перестроена ограда монастыря. "На оградной стене на вратах" была построена новая деревянная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери. На прежнем месте стояли обветшавшая церковь Покрова Богородицы и колокольня. Все 3 храма имели "окончины слюдяные под железом".
В 1712 г. по благословенной грамоте архиепископа Холмогорского Варнавы (Волатковского) в первом этаже собора была устроена Покровская ц. с приделом мч. Мины. В 1744 г. над западним нижним крыльцом вместо ветхой деревянной выстроена каменная шатровая колокольня. В 1753 г. с южной стороны собора был устроен придел во имя арх. Гавриила.
Внутренние интерьеры храмов монастыря в XVIII в. не отличались благолепием. Ситуация стала меняться с назначением на Архангельскую кафедру епископа Варсонофия I (1740-1759). Обновленные отремонтированные храмы были освящены в сентябре 1761 г. В 1777 г. в главном алтаре собора Архистратига Михаила над св. престолом построена четырехстолпная резная сень.
К нач. XIX в. собор сильно обветшал, и в 1817-1819 гг. под руководством губернского архитектора Ф. М. Шилина был проведен его ремонт: разобрана колокольня, заделаны трещины западной стены и др. На протяжении следующего столетия собор неоднократно подвергался перестройкам и ремонту. В 1863 г. в соборном храме поставлен одноярусный резной иконостас выполненный в Вятке. Вызолоченный червонным золотом, он хорошо сохранился к XX в. О монастырском комплексе кон. XVIII в. свидетельствует серия акварельных рисунков и панорамы Архангельска, выполненная в 1797 г. для Атласа Архангельской губ.
Административное положение Архангельского монатыря неоднократно менялось. Со времени своего основания до учреждения в 1682 г. Холмогорской и Важской епархии монастырь был подчинен Новгородскому архиепископу. В 1571 г., во время опалы Иоанна IV Грозного на Новгород и новгородского архиепископа Леонида (1571-1575), Архангельский монастырь вместе с Двинской областью, Вагой, Холмогорами и Каргополем входил в состав Пермской и Вологодской епархии. По смерти Иоанна IV мон-рь возвращен в Новгородскую епархию. Права Новгородского архиепископа над монастырем изложены в жалованной грамоте Иоанна Грознаго от февраля 1542 года. В ней говорится: "и митрополита новгородскаго десятильники и подъещики, оприч духовных дел, к ним в монастырь не въезжают и пошлин на них митрополиту и воеводе и десятин и иных некоторых пошлин у них не емлют и не судят их не в чем, а в духовном деле игумена судит митрополит новгородский, а что с них имеется взяти пошлин митрополиту и его десятильником и всем пошлинником, и те пошлины все емлют с них на двине поповский староста, да те пошлины все отдает митрополита новгородскаго десятильником".
До первой четверти XVI в. Архангельский монастырь не имел общежительного устава и этим отличался от других северных обителей. Собор Михаила архангела был приходским храмом. В 1528 г. архиепископом Макарием I (1526-1542) была проведена реформа монастырского устройства в новгородской епархии - все обители, включая Архангельский монастырь, становились общежительными.
С 1764 г. Архангельский монастырь зачислен в 3-й класс штатных монастырей. Лишившись прежних средств содержания, он постепенно приходил в запустение.
Дважды в монастыре учреждалась архимандрия: в 1707-1764 г.г., и с 1797 г. (по именному указу Павла I). С конца XVIII в. по 1869 г. Архангельским монатырём управляли ректоры Архангельской духовной семинарии.
В 1817 г. Преосвященным Парфением II (на каф. 1809-1819) настоятель Николаевского Корельского монастыря игумен Вениамин назначен архимандритом Архангельского монастыря с правом ношения при богослужении камлотовой мантии с зелеными бархатными скрижалями. Архимандрит Вениамин (Смирнов) известен как миссионер, проповедник евангельской истины среди мезенских самоедов. С 1805 г. преподавал в Архангельской семинарии, в 1813 г. назначен игуменом Николаевского Корельского монастыря, в 1820 г. - архимандритом Антониева Сийского монастыря. В 1825 г. под руководством архимандрита Вениамина в Мезени открыта духовная миссия для христианского просвещения язычников-самоедов. В Мезени архимандрит Вениамин составил грамматику и словарь самоедского языка, выполнил перевод книг Нового Завета, катехизиса и различных молитв, подготовил исследование "Самоеды мезенские". За пять лет миссии крещено более 3 000 местных жителей, открыто 3 прихода. Миссионерские труды архимандрита Вениамина в Мезени завершились в 1830 г., его приемником стал настоятель Архангельского монастыря архимандрит Платон (1829-1839).
В 1869-1893 г.г. Архангельским монастырем вновь управляли архимандриты. С 23 августа 1893 г. Архангельский монатырь подчинялся Архангельскому епархиальному архиерею - Преосвященному Никанору (Каменскому, на кафедре 1893-1896 г.г.). При нем началось возрождение обители: были собраны значительные средства для реставрации соборного храма Архангела Михаила, а в 1894 г. выполнено золочение главного купола и крестов. Поднятие поновленного креста на центральный купол проходило в присутствии св. прав. Иоанна Кронштадтского, находившегося в это время в Архангельске. Вечером 23 июля 1894 г. в куполе собора вспыхнул пожар, погубивший всю проведенную реставрационную работу. Преосвященный Никанор много скорбел о случившемся, но не впал в уныние - сбор средств на реставрацию соборного храма Архангельского монастыря проходил еще активнее, чем год назад. Вскоре собор был восстановлен, а главный купол позолочен, угловые купола выкрашены в синий цвет с наложением золоченых звезд, крыша выкрашена медянкой. С 1897 г. по ходатайству Преосвященного Иоанникия I (на каф. 1896-1901) монастырём вновь управляли архимандриты.
С 1771 по 1812 г. в Архангельском монастыре располагалась Архангельская Духовная семинария. Пять ее деревянных одноэтажных корпусов находились в северо-восточном углу монастырской ограды. Учебными аудиториями служили жилые комнаты семинаристов, в которых одновременно проживали до 30 человек. Учебный процесс семинарии в 1785 г. включал в себя преподавание поэзии, риторики, философии, богословия, немецкого и французского языков, арифметике, географии, истории, а с 1802 г. - еврейского языка и народной медицины. Для горожан регулярно устраивались просветительские диспуты. В 1811 г. семинария имела 7 учебных аудиторий, в которых обучалось около 200 человек.
26 сентября 1812 г. семинария переезжает из монастыря в новое каменное здание (ныне здание Поморского университета им. М.В. Ломоносова). В 1893 г. на верхнем этаже братского корпуса Архангельского монастыря открыта псаломническо-учительская школа.
С 1891 г. по 1923 г. в А. м. размещались фонды знаменитого древлехранилища - собрание древних рукописей, книг, предметов церковной древности. Оно создавалось по благословению еп. Нафанаила II (Соборова), трудами членов епархиальной комиссии по собиранию и охране памятников древностей Архангельской губернии (с 1890 г. - Архангельский Епархиальный Церковно-археологический Комитет). Много усилий для его организации приложил И.М. Сибирцев - преподаватель Архангельской духовной семинарии (член.-кор. АН с 1928 г.). Собрание древлехранилища осуществлялось в течение 1887-1917 г., к 1912 г. в нем насчитывалось более 500 рукописей XV-XVIII в.в., более 25 000 документов, огромная коллекция предметов церковного быта, утвари, икон и др. Экспозиция размещалась в нескольких залах специального здания, отстроенного при еп. Иоанникии I (1896-1901). В 1922 г. из монастыря собрание рукописей древлехранилища перевезено в Краевую научную библиотеку, в 1927 г. - в Археографическую комиссию г. Ленинграда, в 1931-1932 г.г. - в Рукописный отдел БАН СССР. Другие вещи древлехранилища были свалены в пакгаузах Архангельской таможни, остаток коллекции перевезен в Краеведческий музей Архангельска.
Главной святыней монастыря в начале XX в. считали золотой крест с частицей Животворящего Креста Господня. Эта святыня была пожертвована в ноябре 1894 г. Иерусалимским Патриархом Герасимом епископу Никанору (1893-1896) в утешение скорби о пожаре в соборном храме, случившемся 23 июля 1894 г. С крестом была прислана удостоверяющая сопроводительная грамота. Пожертвованная святыня была вложена в нижнюю часть старинного напрестольного креста, в котором также помещались частицы различных палестинских святынь.
К святыням А. м. следует отнести древнюю Владимирскую икону Божией Матери. Икона принадлежала уроженцу с. Покшеньги Пинежского уезда архиепископу Воронежскому и Задонскому Игнатию (Семенову). Эта икона была духовно значима для Преосвященного Игнатия. В 1810 г., когда будущий архипастырь жил в Архангельском монастыре и учился в Духовной семинарии, он сильно заболел. И в сновидении Владыка увидел эту икону и молящихся перед ней людей. Один из молящихся укорил юношу: "А ты что не молишься, когда все молятся?" Проснувшись исцеленным, он тотчас стал искать явленный образ Божией Матери среди своих икон. Найденная Владимирская икона, по словам архиерея, впоследствии хранила его всю жизнь. В 1811 г. по молитвам пред образом Пречистой Девы Владыка вновь был исцелен от тяжелой болезни. По духовному завещанию архиепископа Игнатия Владимирская икона попала в Архангельский монастырь.
Как святыни почитали древний список Владимирской иконы Божией Матери простого греческого письма в серебряной ризе, а также икону Божией Матери "Скоропослушница", которая в описи имущества монастыря 1924 г. значилась как чудотворная.
На территории Архангельского монатыря располагалось братское кладбище, окружавшее с 3-х сторон собор Михаила Архангельска. Захоронения здесь начались с XVIII в. Среди братских могил захоронены воевода кн. Г.Д. Черкасский (1706 г.), архангельский губернатор А. Перфильев (ум. 1823 г.), некоторые купцы.
История А.м. в XX в. описывает время постепенного оскудения обители и ее разорения. После начала в 1914 г. Первой Мировой войны в Архангельском монастыре был развернут Епархиальный лазарет. Содержание лазарета осуществлялось за счет пожертвований от епархиальных монастырей и храмов, а также частных жертвователей.
В 1916 г. в монасатыре проживали архимандрит, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. Последним настоятелем Архангельского монастыря, очевидно, был игумен Десидерий. Судьба последних монахов неизвестна.
20 июня 1920 г. собор бывшего Архангельского монастыря Административным отделом Архангельского Губисполкома передан коллективу верующих Перво-Михайло-Архангельского церковного прихода. Настоятелем стал протоиерей Василий Аристов.
В 1922 г. настоятелем прихода стал священник Димитрий Федосихин, духовный сын св. прав. Иоанна Кронштадтского, служивший с 1904 по 1921 г. при храме подворья Сурского Иоанно-Богословского монастыря.
Кампания по изъятию церковных ценностей не обошла и приход бывшего Архангельского монастыря. Согласно описи, было изъято более 2 пудов серебра и др. ценности. Губернские органы советской власти не могли смириться с тем, что в бывшем Михайло-Архангельском монастыре, памятнике московской архитектуры XVII в., действует религиозная община. Нужно было непременно найти повод для закрытия прихода. И повод был найден. В рапорте комиссии, созданной Архангельским Губисполкомом, от 23 апреля 1924 г. указывалось на факты нарушения условий договора с общиной верующих: хаотичность хранения предметов истории монастыря, неучтенные описью предметы церковного быта, а также указано на возможные факты расхищения имущества прихожанами. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию предлагалось расторгнуть договор с коллективом верующих, привлечь их к уголовной ответственности, а здание Михаило-Архангельской церкви "передать другому коллективу". Договор был расторгнут 20 июля 1924 г., - община признана ликвидированной.
В 1924-1925 г.г. храм принадлежал обновленцам, а затем областному институту социального перевоспитания. Однако здания бывшей обители стали использоваться для хозяйственных целей, обворовываться и разрушаться. Без каких-либо согласований были взорваны для переплавки монастырские колокола.
В феврале 1930 г. зав. Главнаукой сев. КрайОНО г-н Вольтер указывал на то, что "здание собора бывшего Архангельского монастыря является наиболее древним сооружением города и заслуживает охраны. Не следует ставить вопрос о его ремонте в направлении реставрации, а вполне допустимо применение здания для практических целей. Указанием от 7 марта 1930 г. г-н Вольтер не препятствовал разборке монастырских зданий. В 1930 г. монастырь был снесен: Собор, колокольня и часть ограды с башнями были разобраны, кирпич передан стройконторе.
Так трагически завершилась история некогда славного на весь Русский Север Михайло-Архангельского монастыря.

По материалам сайта «hingled.ucoz.ru».


Рассказать друзьям