Ведение бухгалтерского учёта. Правила ведения бухгалтерского учета Приказ минфина положение по ведению бухгалтерского учета

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Стоимость ведения бухгалтерского учета выступает в качестве одной из причин передать часть непрофильных функций сторонней организации. Выбор в пользу такого решения сделать просто, когда вы знаете, что цена на ведение бухгалтерского учета в несколько раз меньше, чем затраты на самостоятельное содержание отдела бухгалтерии.

Какой же будет стоимость ведения бухгалтерского учета ООО или ИП в Москве? Наша компания готова раскрыть информацию о том, как формируется цена на ведение бухгалтерии и сколько нужно будет заплатить при заключении договора на бухгалтерское обслуживание.

Как устанавливается цена на ведение бухгалтерского учета

В первую очередь существует разница в стоимости ведения бухгалтерского учета ООО или индивидуального предпринимателя. Отличия будут и между компаниями, работающими в разных отраслях, ведь строительство, торговля, производство и внешнеэкономическая деятельность связаны со специфическими требованиями, поэтому и стоимость ведения бухгалтерии в этих фирмах будет выше.

При планировании перевода бухгалтерии в стороннюю организацию нужно учесть и режим налогообложения - особенности различных режимов (ОСНО, ЕНВД, УСН и др.) предполагают разные подходы к ведению учета и подготовке отчетности, следовательно, будет различаться и стоимость ведения бухгалтерии.

Цена на ведение бухгалтерии формируется на основании такой информации о бизнесе клиента, как масштабы деятельности и объем документооборота, размер коллектива и количество обособленных подразделений. Дополнительно повлияет на расчет тарифа наличие у потенциального клиента лизинговых сделок, заключенных договоров факторинга или франчайзинга.

Конечная стоимость ведения бухгалтерского учета определяется индивидуально с учетом всех этих факторов и потребностей вашей компании. Мы сделаем все, чтобы у вас был полный порядок на счетах и с документами.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2

ПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2

I. Общие положения 2

II. Основные правила ведения бухгалтерского учета 4

Требования к ведению бухгалтерского учета 4

Документирование хозяйственных операций 4

Регистры бухгалтерского учета 5

Оценка имущества и обязательств 5

Инвентаризация имущества и обязательств 6

III. Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности 6

Основные требования 6

Правила оценки статей бухгалтерской отчетности 7

Незавершенные капитальные вложения 7

Финансовые вложения 8

Основные средства 8

Нематериальные активы 10

Сырье, материалы, готовая продукция и товары 11

Незавершенное производство и расходы будущих периодов 11

Капитал и резервы 12

Расчеты с дебиторами и кредиторами 12

Прибыль (убыток) организации 13

IV. Порядок представления бухгалтерской отчетности 13

V. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности 14

VI. Хранение документов бухгалтерского учета 15

Министерство финансов российской федерации

От 29 июля 1998 г. N 34н

Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской федерации

(Российская газета ("Ведомственное приложение"), N 208, 31.10.1998)

от 24.03.2000 N 31н)

(с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ

от 23.08.2000 N ГКПИ 00-645)

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 382-р приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170 "О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации";

пункт 3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N 8 "О квартальной бухгалтерской отчетности организации".

М.М.ЗАДОРНОВ

Утверждено

Приказом Министерства финансов

Российской Федерации

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской федерации

(в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н,

от 24.03.2000 N 31н)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете".

2. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно - правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

3. Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" и настоящего Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

4. В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете":

а) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций;

б) объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности;

в) основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российский Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

5. Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

6. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

7. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Случаи, предусмотренные в подпунктах "б", "в" и "г" настоящего пункта, рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства.

8. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Согласно п.70 Положения по ведению бухучета резерв по сомнительным долгам создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности. В п.3 ст.266 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в соответствующем порядке. Как формировать и отражать в бухучете резерв по сомнительным долгам?

Исходя из п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организация может создавать резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Резерв по сомнительным долгам по дебиторской задолженности, не погашенной в сроки по договору и не обеспеченной соответствующими гарантиями, создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности.
Согласно п.3.54 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, инвентаризация резерва по сомнительным долгам, созданного у организации, применяющей метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.
Учитывая п.15 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, резерв по сомнительным долгам у организации создается в установленном порядке не только в конце отчетного года, но и в конце отчетного квартала.
Порядок создания резервов по сомнительным долгам установлен согласно ст.266 НК РФ, в которой указано следующее:
- сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией;
- налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст.266 НК РФ;
- суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода;
- сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности;
- хотя исчисление суммы резерва по сомнительным долгам производится в порядке согласно п.4 ст.266 НК РФ, сумма этого резерва не должна превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ;
- резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков по безнадежным долгам, признанных таковыми согласно ст.266 НК РФ.
В соответствии с п.2 ст.266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации;
- сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде;
- если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, он списывает долги, признаваемые безнадежными в соответствии со ст.266 НК РФ, за счет суммы созданного резерва, а если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, включает разницу (убыток) в состав внереализационных расходов.
Следовательно, гл.25 НК РФ налогоплательщику предоставлено право формировать показатель резерва по сомнительным долгам за отчетный (налоговый) период.
На сумму создаваемых резервов по сомнительным долгам производится запись в бухгалтерском учете по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 63 "Резервы по сомнительным долгам". При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" в корреспонденции со счетами учета расчетов с дебиторами (62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"). Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы".
А.В.Владимирова
Подписано в печать
14.11.2002
"Налоговый вестник", 2002, N 12

Ни одна хозяйствующая организация не может обойтись без надлежащего оформления хозяйственных операций. Центральным, конечно же, является ведение бухгалтерского учета и в Москве, и в другой географической точке.

Бухгалтерский учет - стройная система сбора, регистрации и хранения информации об активах, пассивах предприятия, и их изменении, осуществляемая с помощью тотального и непрерывного документирования всех моментов жизни предприятия.

Ведение бухучета - фиксация фактов совершения хозяйственных операций компании путем формирования первичных бухгалтерских документов; внесение данной информации в специализированную программу; систематизация, хранение и архивирование.

Вся жизнедеятельности бизнеса отражаются на специальных счетах по определенным правилам.

Приоритетная задача учёта - представление в полном объеме достоверной информации о функционировании компании, а также имущественном положении.

Пользователи информации:

  • внутренние: собственники и учредители бизнеса, руководители;
  • внешние: государство, инвесторы, кредиторы

Совсем непросто организовать и постоянно поддерживать на высоком уровне ведение бухучета в ООО и компаниях различных организационно - правовых форм. Этот процесс требует предельного внимания, большого объема профессиональных знаний и времени. Он должен осуществляться в строгом соответствии с регламентами законодательства и требованиями государственных надзорных органов и фондов. При выполнении этого условия бизнесмен может быть уверен, что проверки контрольных организаций не приведут к штрафам и наказаниями. Также ведение бухгалтерии помогает собственнику или управляющему контролировать бизнес - процессы организации и ее расходы.

Ведение бухгалтерского учета, согласно закону, осуществляется следующими лицами:

  • главным бухгалтером, работающим в компании по трудовому договору;
  • руководителем фирмы при отсутствии профессионального специалиста;
  • сотрудником бухгалтерии, не являющимся главным;
  • специализированной сторонней организацией.

Как правило, компании формируют штат сотрудников бухгалтерии. Но все большее число предпринимателей приходят к тому, чтобы отдать ведение бухгалтерии в Москве на аутсорсинг, в “руки” профессиональной компании по ведению бухгалтерского учета. Бизнесмены понимают преимущества и выгоды подобного сотрудничества, ведь делегирование дает экономию времени, сил, финансов и других ресурсов при гарантии высочайшего результата.

Ведение бухгалтерского учета в Москве

Профессиональная команда компании “Азбука учета” готова взять на себя все обязательства . Наша организация предлагает широкий ряд услуг для юридических лиц разнообразных форм собственности, индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций и работающих в России представительств и филиалов иностранных компаний.

Компания “Азбука учета” специализируется на следующих видах работ:

  • построение учетной политики;
  • занесение данных в программу бухгалтерии, также их систематизация;
  • формирование стабильной системы документации;
  • ведение журнала хозяйственных операций и формирование бухгалтерских регистров на основе первичных документов, переданных компанией - клиентом;
  • расчет зарплаты сотрудников клиента и отчислений по ним;
  • ведение книг покупок и продаж для тех, кто платит НДС;
  • расчет налогов организации;
  • составление бухгалтерской и налоговой отчетности, предоставление сведений в соответствующие контролирующие органы;
  • проведение сверка с внебюджетными фондами и налоговыми органами;
  • единоразовое консультирование по вопросам законодательства о бухгалтерском учете и налогообложению.

Взаимоотношения с нами строятся на точном исполнении условий подписываемого договора. Наш клиент не несет материальной ответственности за нарушения в ведении бухучета. В случае возникновения вопросов от контролирующих организаций, выставления штрафных санкций, пеней или других неприятностей сотрудники компании “Азбука учета” самостоятельно их разрешают.

Еще одна очевидная выгода сотрудничества с компанией по ведению бухгалтерского учета в Москве “Азбука учета” - сокращение расходов клиента на организацию рабочих мест и создание условий труда штатным сотрудникам. Вы освобождаетесь от необходимости приобретать оборудование, мебель, программное обеспечение, арендовать дополнительные площади. Вам не надо закупать специальную литературу, вкладываться в повышение квалификации бухгалтеров на курсах. Также вы защищены от необходимости платить страховые выплаты, больничные, отпускные. Вы застрахованы от непредвиденных ситуаций, связанных с возможным отсутствием штатного бухгалтера на месте по случаю болезни, отпуска или других мероприятий.

Основные схемы ведения учета компанией “Азбука учета”

Укрупненно удаленное ведение бухгалтерии компанией “Азбука учета” можно описать следующими схемами.

  1. Штатные специалисты фирмы - клиента сами оформляют первичную документацию и передают ее нам. С нашей стороны с вами работает персональный профбухгалтер, который далее осуществляет бухучет, опираясь на предоставленные данные, формирует бухгалтерскую и налоговую отчетности и передает в надзорные органы.
  2. Более объемная схема, по которой мы ведем учет в организации с нуля, принимая на себя и составление документов первичной бухгалтерии. Такой вариант работы подходит тем бизнесменам, которые хотят с самого начала деятельности фирмы отдать ведение бухгалтерии в Москве в квалифицированные руки, полностью избавив себя от любой головной боли по этому поводу.
  3. Схема, по которой “Азбука учета” берет на себя отдельные сферы учета, например, только участок зарплаты или налогов. Это выгодно для клиента в плане затрат на аутсорсинг, но требует дополнительных расходов внутри организации на содержание штатных бухгалтеров, которые будут работать по остальным направлениям учета.

Отличия ведения бухучета ООО, АО и ИП

Тонкости в ведении бухучета возникают вследствие особенностей организационно - правовых форм ведения бизнеса и предъявляемых к ним разных схем налогообложения.

Разберем подробнее.

Индивидуальный предприниматель.

  • Отвечает по обязательствам всем своим имуществом, штрафы и неустойки выплачивает из своего кармана.
  • Может быть освобожден от необходимости ведения бухучета, если формирует книгу доходов и расходов.
  • Обязан оформлять кассовые операции, если они имеются.
  • Если ИП не осуществляет хозяйственную деятельность, то он все равно обязан делать налоговые, пенсионные и страховые отчисления.
  • В случае окончания деятельности ИП погашает все обязательства.

При ведении бухучета в ООО необходимо учесть следующие моменты:

  • ООО несет ответственность по своим обязательствам исключительно в размере долей его учредителей;
  • Если хозяйственная деятельность не ведется, то отчисления во внебюджетные фонды не производятся;
  • Ведение бухучета обязательное, вне зависимости от выбранной схемы налогообложения;
  • В случае ликвидации организации прекращаются все обязательства собственников.

Ведение бухгалтерии публичных компаний (акционерных обществ) такое же, как и в ООО, но уставный капитал АО значительно крупнее, плюс добавляется обслуживание резервного фонда, имея в виду, что продажа акций должна выполнятся свободно.

Стоимость услуг компании “Азбука учета”

Мы подходим индивидуально к каждому клиенту и готовы разработать и рассчитать индивидуальный тариф обслуживания.

Для вашего удобства нами были разработаны несколько тарифов, на которые вы можете ориентироваться.

Тариф Базовый

  • Для компаний с численностью сотрудников до 10 человек.
  • Предусматривает совершение до 75 операций в месяц, удаленный доступ к 1С, доставку документов и профессиональную консультационную поддержку наших специалистов.
  • Ежемесячная стоимость - 9 900 рублей.

Тариф Стандартный

  • Для компаний с численностью сотрудников до 30 человек.
  • Предусматривает проведение до 100 операций с документами в месяц, профессиональную консультационную поддержку, удаленный доступ к 1С и доставку документов.
  • Ежемесячная стоимость - 14 900 рублей.

Тариф Бизнес

  • Для компаний с численностью сотрудников до 100 человек.
  • Предусматривает совершение до 150 операций в месяц, профессиональную консультационную поддержку, доставку документов и удаленный доступ к 1С.
  • Ежемесячная стоимость - 19 900 рублей.

Тариф Экстра

  • Для организаций и ИП, у которых не велась деятельность в отчетном периоде.
  • Поквартальная стоимость сдачи нулевой отчетности (раз в квартал) зависит от типа налогообложения:

УСН - 1 900 рублей;

ОСНО - 2 900 рублей.

Профессиональная команда наших специалистов с радостью поддержит вашу компанию, наладив грамотный и оптимальный бухгалтерский учет, освободив вам время для основной деятельности!

Вы зарегистрировали ООО и составили список первоочередных дел. Какое место в нем занимает бухгалтерия? Если вы решили отложить организацию бухучета до прихода первого клиента или даже до первой отчетности — это большая ошибка!

Начало учета. Кто должен вести бухучёт?

Обязанность вести бухгалтерский учёт диктует федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» . Он гласит, что бухгалтерский учёт должны вести все юридические лица, коммерческие и некоммерческие организации, и ни форма собственности, ни система налогообложения не снимают эту обязанность.

До 2013 года компании, применяющие УСН, могли не вести бухгалтерский учет, но в 2013 году у них это право у них отняли. Однако специально для небольших организаций есть послабления. Например, федеральный закон № 209-ФЗ разрешает субъектам малого бизнеса вести бухгалтерский учёт в упрощённой форме.

Единственное исключение — индивидуальные предприниматели: они пока еще вести бухучет не обязаны. Отсутствие бухгалтерского учета или грубые нарушения правил ведения бухучёта караются штрафами.

Какие документы регламентируют бухгалтерский учет в организации?

Как уже говорилось, основной документ, регламентирующий бухучет в масштабах страны, — федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Другие базовые документы — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые описывают, как вести бухучет на практике. Среди предлагаемых в ПБУ вариантов вам нужно выбрать те, которые будут наиболее выгодны для бизнеса в финансовом плане и снимут лишние вопросы представителей контролирующих органов и инвесторов.

И, наконец, еще один основополагающий документ — план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина от 31.10.2000 г № 94н (последняя редакция утверждена Приказом Мнфина от 08.11.2010 № 142н). План счетов организации составляется и утверждается на основании этого плана счетов.

С чего начать бухгалтерский учет в организации?

Бухгалтерская отчётность сдается раз в год, однако вести бухгалтерский учет нужно регулярно и систематично, чтобы после окончания отчетного периода не пришлось искать по контрагентам первичные документы и в спешке разносить бухгалтерские проводки по счетам. Более того, бухгалтерский учет в организации начинается раньше, чем происходит первая сделка. Как только получены правоустанавливающие документы на фирму, можно оформлять локальные нормативные акты, регулирующие бухучет в организации.

В первую очередь бухгалтер должен:

  • Подготовить формы первичных документов
  • Утвердить план счетов

Как написать учетную политику организации?

Учетная политика — это внутренний документ компании, который определяет принципы и варианты ведения бухучета. Учетную политику нужно оформить и утвердить в течение 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.

В небольших фирмах, в которых учет не богат особенностями, учетная политика часто принимается один раз на всю жизнь предприятия. Однако при необходимости в ученую политику вносятся изменения, например: из-за появления нового направления деятельности организации или изменений в законодательстве.

Если к вам придет проверка, будьте готовы предъявить учетную политику: ее запросят прежде всего. Чтобы у проверяющих не было возможности толковать неясности законодательства не в вашу пользу, опишите в в учетной политике особенности учета в вашем бизнесе.

Что писать в учетной политике?

Учетная политика регламентирует ведение как бухгалтерского, так и налогового учета, поэтому её удобно разбить на две части.

В части бухгалтерского учета учетная политика должна содержать:

  • Рабочий план счетов организации
  • Форму пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
  • Классификацию доходов и расходов организации на доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие доходы и расходы (с учетом специфики деятельности организации)
  • Уровень существенности ошибки для статей бухгалтерской отчетности
  • Порядок переоценки основных средств или информацию о том, что основные средства не переоцениваются, способы определения срока полезного использования и начисления амортизации основных средств и НМА
  • Порядок оценки материально-производственных запасов (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости или методом ФИФО — по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов)
  • Информацию о том, кто будет вести бухучет: руководитель, бухгалтер или обслуживающая бухгалтерия.

Кроме того, субъекты малого предпринимательства указывают, будут ли они применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Правила ведения налогового учета должны содержать

  • Регистры налогового учета, разработанные компанией в соответствии с требованиями Налогового Кодекса
  • Принцип разграничения расходов на прямые и косвенные в целях исчисления налога на прибыль
  • Метод оценки незавершённого производства
  • Порядок оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство и другом выбытии, при реализации покупных товаров (по стоимости единицы запасов, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретения — ФИФО)

Метод оценки ЛИФО (по стоимости последних по времени приобретения запасов) с 01.01.2015 применять нельзя. Налогоплательщики, которые использовали для оценки запасов этот метод, должны внести изменения в учетную политику.

  • Порядок формирования себестоимости продукции и покупных товаров для целей налогообложения
  • Порядок отнесения стоимости имущества на материальные расходы: единовременно при вводе в эксплуатацию или (с 01.01.2015 г.) в течение нескольких отчетных периодов
  • Способы начисления амортизации имущества (линейный или нелинейный)
  • Правила создания и использования резервов
  • Нормы признания нормируемых расходов в составе расходов по налогу на прибыль: представительские расходы, расходы на добровольное медицинское страхование и т. п.

Организации, работающие в сфере информационных технологий, указывают: относят ли они вычислительную технику к амортизируемому имуществу или считают затраты на ее приобретение материальными расходами.

Перечень пунктов открытый, каждая организация составляет его самостоятельно с учетом своей специфики.

Первичные документы и план счетов

Факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов. С 2013 года организации могут разрабатывать формы первичных документов самостоятельно. Главное — внести в формы все обязательные реквизиты и утвердить их в учетной политике.

Однако если в хозяйственной жизни организации нет нестандартных операций, лучше не создавать индивидуальные формы документов. Чтобы не усложнять документооборот, лучше применять формы, рекомендованные Госкомстатом.

При необходимости перечень документов можно дополнять.

Помимо форм первичных документов, в учетной политике нужно утвердить план счетов организации и регистры бухгалтерского учета. Из плана счетов, утвержденного Минфином, выберите те, которые будете использовать. А для более точной классификации можно ввести субсчета.

Если фирма небольшая и ее хозяйственная жизнь не предполагает нестандартных операций, руководителю можно не погружаться во все эти тонкости. В онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия уже зашита учетная политика, подходящая для большинства фирм, осталось прочитать ее и вывести на печать подготовленный в сервисе приказ.

С чего начать бухучет? - Смотри на видео

Попробуйте поработать в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для ведения бухучета и отправки отчетности через интернет.

Рассказать друзьям