Реформа почты. Реформа почты по Чубайсу? «КД»: Как вы добились расположения больших компаний

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Долгожданная реформа "Почты России", похоже, скоро случится. Госучреждение, ставшее в последние годы популярным героем анекдотического жанра, могут переформировать в 2013 году. И меры будут радикальными. Минкомсвязи предлагает разделить "Почту России" на сеть обслуживания населения и логистическую инфраструктуру, с привлечением частных инвесторов.


Почта России, EMS - пусть весь мир подождет!

Надо заметить, что судьба "Почты России" волнует чиновников и российских граждан уже давно. Госучреждение очевидно требует серьезного передела, поскольку его организация устарела и, кажется, даже начала утрачивать дееспособность. Поэтому реформу, представленную Минкосвязи накануне, можно назвать долгожданной.

"На сегодня однозначно понятно, что почту надо реформировать,- заметила в разговоре с корреспондентом "Правды.Ру" Ольга Тимофеева, член комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи . — Когда мы говорим о копеечных зарплатах, которые получают почтальоны, о состоянии самих почтовых отделений и о больших проблемах с доставкой, мы все (и обычные жители, и депутаты, и государство) понимаем, что должна проводиться серьезная реформа госучреждения".

Разумеется, в представленную реформу вкладывают большие надежды. Ожидается, что выручка ФГУП от отправлений вырастет с 51 миллиарда рублей до 210 миллиардов в 2023 году. Также за этот период должно вырасти количество отправленных бандеролей и писем на 103 процента, а рост электронной торговли должен составить семь процентов от всего оборота розничной торговли в стране. Ожидается, что через десять лет "Почта России" (та самая, которой сегодня на доставку заказного письма по Москве требуется около недели) будет доставлять два миллиарда писем в год, что на 38 процентов больше показателей 2012 года. Все эти радостные для ФГУП перспективы подробно расписаны в проекте о финансово-экономической модели развития "Почты России" на предстоящие 11 лет. По данным "Коммерсанта", с таким докладом накануне выступил замминистра Минкомсвязи Денис Свердлов.

Однако для улучшения всех показателей, подробно расписанных составителями реформы, придется не только немало потрудиться, но и расщедриться. Так, поддержка из госбюджета может достигнуть 622 миллиарда рублей до 2023 года. Названная сумма необходима для перераспределения 129 тысяч сотрудников почты и 42 тысяч отделений в федеральное бюджетное государственное учреждение (ФБГУ), направлением деятельности которого будет развитие услуг почтовой связи. Готов ли к таким тратам госбюджет, пока остается только догадываться.

При этом столь животрепещущие вопросы логистики планируется поручить новому ОАО, которое будет ответственно за два автоматизированных сортировочных центра, 50 магистралей сортировочных центров, а также за 7896 почтампов и 17 автомагистралей. И именно для развития логистики потребуется привлечение частных инвесторов. Впрочем, согласно докладу Минкомсвязи, эта часть реформы должна быть наиболее приятна государству, ведь из прибыли ОАО в казну может поступить 103,9 миллиарда рублей, которые, в свою очередь, будут направлены на развитие почтовых услуг. То есть, как полагают составители реформы, государство сможет хотя бы частично вернуть свои затраты на ФБГУ.

Но есть и другая сторона медали. Эксперты беспокоятся, что вовлечение в логистику "Почты России" частных инвесторов может крайне отрицательно отразиться на жизни значительной части россиян. "Есть два опасения, связанные с применением модели акционирования и вмешательства в деятельность "Почты России" частного инвестора, — рассказывает Ольга Тимофеева. — Во-первых, давайте не забывать, что "Почта России" на сегодня в регионах, в сельских районах, где очень большие территории, выполняет социальную функцию. То есть она существует там, где нет банков, где относительно небольшое население. Она является центром социальной жизни села. Если сегодня мы говорим о прямом акционировании, о дивидендах, о вложениях, то понятно, что частный инвестор посчитает каждую копеечку. И в случае, если будет предложена модель акционирования, есть опасения, что конечно, неэффективные, убыточные почтовые отделения, которые существуют сегодня, будут закрыты. Есть еще следующий момент — каким профилем сегодня занимается почта? Сегодня, заходя в почтовое отделение, мы видим не только процесс доставки почтовой корреспонденции, но здесь же осуществляется продажа электрики, продажа моющих средств и т. д. То есть, сейчас мы должны понять, какая основная функция будет возложена на почту".

Директор "Почты России " Николай Подгузов заявил, что предприятие неконкурентоспособно в вопросе экспресс-доставки, что существующая организационно-правовая форма сдерживает его развитие. Проект реформы "Почты России" обсуждается в Госдуме, он предполагает акционирование ФГУПа. Однако планы по превращению стратегического актива в ОАО вызывают справедливые опасения. Своим экспертным мнением об этом с поделился депутат Госдумы Александр Ющенко :

Что мы подразумеваем под названием "почта"? Почта во всем мире изначально - это государственная служба, которая обеспечивает социально-политическое обязательство по доставке корреспонденции, пенсий куда угодно, даже в самые крайние деревни, это и является краеугольным камнем государства, связывающим фактором. Почта должна оказывать эти услуги в любое время, даже если экономически это невыгодно. Это, в первую очередь, лицо государства.

Сегодня, по самым малым подсчетам, для нормального функционирования "Почте России" не хватает порядка 400 млрд руб. в год и порядка 450 тыс. рабочих в этом ведомстве, а автомобилей должно быть не менее 60 тыс. Выручка ФГУПа составляет порядка 165 млрд руб., автомобилей имеется порядка 17 тыс., работает 280 тыс. человек, причем при очень низкой зарплате. Понятно, что делать что-то нужно. Для сравнения, в маленькой Германии на почте работает 500 тыс. человек, она имеет 92 тыс. единицы транспорта.

Нам говорят про акционирование ФГУПа и рыночную экономику. Но почта сама внутри себя может решить проблемы, там работает "Почта Банк", через обслуживание крупных юридических лиц можно дотировать работу с физическими лицами в самых дальних деревнях. В свое время "Аэрофлот" летал в самые дальние деревни. Зарабатывали они на популярных рейсах между крупными городами и заграничными рейсами, а дотировали перелеты в малые города. То же самое и здесь.

В связи с этим сразу стоит вопрос - к чему приведет акционирование? Если это будет коммерческая структура, то она должна зарабатывать. Во всем мире почта дотационная - она что-то зарабатывает, но в остальном находится на дотациях. Поэтому есть переживания - а что в действительности толкает на реформу почты ? Очень много в почте собственности, которая является привлекательной. Она неинтересна в каком-нибудь дальнем районе Башкирии, но интересна в Уфе, в центральном районе, или в Москве и в Московской области. Для примера - в Барвихе и Жуковке Одинцовского района - одних из самых дорогостоящих мест по земле - почтового отделения не осталось. Наверное, оно когда-то было, но в данный момент его нет. Другой пример - в торговом доме "Москва" была почта - и ее давно нет. И таких примеров масса.

Я задавал вопросы министрам напрямую по поводу акционирования, и, конечно, четкого ответа я не получил. Но есть опасения, что все делается ради того, чтобы завладеть определенными ресурсами.

Национального почтового оператора “Почта России” в ближайшее время ждут серьезные перемены. Премьер-министр страны Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Государственную Думу соответствующего законопроекта..

Источник изображения: russianpost.ru

Основная новация законопроекта - разрешение на акционирование российского почтового монополиста. В настоящее время “Почта России” функционирует в формате Федерального государственного унитарного предприятия. По мнению инициаторов реформы, именно в этом кроется причина некачественной работы системы. Чтобы перейти на новый уровень сервиса, почту необходимо преобразовать в открытое акционерное общество. “Существующая организационно-правовая форма (является фактором, сдерживающим развитие предприятия в условиях конкуренции. Участие частных и институциональных инвесторов в развитии ФГУП "Почта России" в значительной степени ограничивается текущей организационно-правовой формой”, - говорится в сообщении кабинета министров.

На самом деле звучит смешно: получается, что это организационно-правовая форма повинна в месяцах доставки писем и посылок из Москвы в соседние регионы и многочасовых очередях в отделениях. По мнению законодателей, реорганизация позволит создать оптимальные условия для эффективной деятельности "Почты России", осуществить модернизацию объектов почтовой связи и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, повысить ее конкурентоспособность и усилить инвестиционную привлекательность. Учитывая новую форму ОАО, логично задаться вопросом, а кто же будет акционером будущего предприятия. Ранее заместитель министра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев заверил депутатов, что после реорганизации почты в акционерное общество 100 процентов его акций будут принадлежать государству. В чем тогда разница, с точки зрения механизма управления? С другой стороны, в релизе, распространенном кабмином, о том, что почта остается в руках государства, ничего не сказано.

Что касается цены вопроса, то расчет был произведен еще на начальном этапе подготовки законопроекта. Министерство связи оценило масштабное реформирование почты в 145 миллиардов рублей. 75 миллиардов планируется потратить на реструктуризацию сети: на эти деньги почти во всех отделениях будет проведен капитальный ремонт и подключен интернет. Еще 25 миллиардов вложат в обновление компьютерной техники. 12 миллиардов пойдут на повышение эффективности логистического сегмента, в том числе на запуск 8 хабов автоматизированного типа в США, КНР, ФРГ, Италии, Турции и Великобритании. Отдельно ведомство заявило, что готово выделить “Почте России” 100 миллиардов рублей на увеличение довольствия сотрудников, чтобы средняя заработная плата составляла не менее 37 тысяч рублей.

Стоит отметить, что грядущая реформа “Почты России”, может быть и наиболее масштабная за последнее время, однако далеко не первая. Но, несмотря на все потуги в оживлении, воз и ныне там. В "Почте России" пробовался не один менеджер, каждый из которых обещал преобразить монополиста и вывести его на безубыточный уровень. С момента создания ФГУП почтой руководил прежний начальник "Международного почтамта" Игорь Сырцов. Он проработал в этой должности до 8 октября 2007. На его место был назначен экс-глава "Сбербанка" Андрей Казьмин, который руководил компанией, до февраля 2009 года и за это время успел вывести организацию на безубыточный уровень. Сменил его генеральный директор "Связьинвеста" Александр Киселев, который сорвался в 2012 году, когда предприятие показало рост чистого убытка в 13 раз - до 2,012 миллиарда рублей. Итого: в апреле 2013 года главой "Почты России" назначен Дмитрий Страшнов, ранее занимавший пост президента Tele2 Russia. Что называется, нареформировались.

12 февраля глава Минкомсвязи Николай Никифоров посетил редакцию «МК». Разговор вышел достаточно жестким; от острых вопросов министр не уклонялся. Власть постепенно прислушивается к аргументам Общественной палаты по реформе почты. Ведь за ними стоят интересы не только медиасообщества, но и простых людей: пенсионеров, подписчиков, плательщиков. Сохранение гарантий предоставления государственных услуг требует, чтобы почтовые отделения оставались бюджетными учреждениями. Но логистику выведут в конкурентную часть.

Главным камнем преткновения законопроекта «О почтовой связи» является механизм предоставления услуг. Старшее поколение помнит времена, когда свежие газеты лежали в почтовых ящиках у подписчиков ежедневно не позже 7 утра, а письма и посылки в любую точку огромной страны доставлялись за 10 дней. При этом зарплата сотрудников почты была хотя и невысокой, но достойной. По крайней мере, желающие занять должность почтальона находились всегда.

Сейчас ничего этого нет и в помине. «Работа почты вызывает законные нарекания населения, — констатировал глава Минкомсвязи Николай Никифоров, — к сожалению, мы в последние годы сами загнали предприятие в ловушку. Ситуация критическая, и реформы нужны радикальные».

От словосочетания «радикальные реформы» у многих до сих пор мороз по коже. Потому что можно сломать то, что с трудом, но функционирует. Например, разрешили почте зарабатывать деньги — на пути между читателями и печатными СМИ тут же возникли посредники: 10 подписных агентств подмяли под себя и монополизировали рынок.

В результате в 2012 году было доставлено подписчикам 1,5 млрд изданий по цене в среднем 12 руб. Из них почта получила 3,5 руб., сами издания — 5 руб., а 3,5 руб. ушло посредникам. Причем главным оказался МАП. «Эта структура, созданная работниками почты для отмывания денег. У них счет был на Сейшельских островах; только после вмешательства Общественной палаты закрыли», — возмущался на встрече с министром связи главный редактор «МК» Павел Гусев. Министр безобразиями заинтересовался и обещал подробно разобраться.

Но главное не в том, чтобы наказать «стрелочников» (на месте каждого наказанного тут же возникнут два новых посредника), а в том, чтобы аварий не было. Механизм работы почты, который и определяется законопроектом, должен быть бесперебойным. «170 млрд руб. в год составляют затраты «Почты России». При этом около 70 млрд почта зарабатывает. Значит, 100 млрд в год — это чистые убытки», — вскрыл подоплеку проблемы Николай Никифоров.

И поставил вопрос ребром: «Если мы гарантируем населению государственную услугу доставки пенсий, корреспонденции и СМИ, то мы должны эти $3 млрд вложить. Сама почта их не заработает. У нас уже очередная версия законопроекта сейчас обсуждается. И я все больше склоняюсь к тому, чтобы сами почтовые отделения оставались бюджетными учреждениями. Но при этом, чтобы что-то требовать от предприятия, нужно ему что-то дать для обеспечения возможности улучшить работу. Поэтому сейчас мы прорабатываем обоснование целевых инвестиций в «Почту России». Я подчеркиваю: не субсидий, как это делалось до сих пор, а именно инвестиций — с определенными целями, сроками их реализации, сроками и порядком возврата инвестиций и так далее. До 15 февраля мы представим премьер-министру Дмитрию Медведеву расчеты по необходимым инвестициям в почту. До этого звучали разные оценки их размера ― до 100 млрд рублей. Эти оценки не были достаточно обоснованы, теперь мы это хотим сделать с учетом эффективности и возврата инвестиций. Мы хотим, чтобы инвестиции позволили «Почте России» за счет расширения перечня и объема услуг увеличить выручку минимум вдвое. Для этих целей в том числе в новом законе снят запрет на акционирование почты».

В российских условиях это верно. Приватизация осуществляется с условием сохранения профиля предприятия. Но через год-два профиль меняется — и тогда на месте аптеки возникает банк. С отделениями «Почты России» этого быть не должно. Но там, где почта конкурентоспособна — например в логистике, — она будет пущена в рыночное плавание.

Кроме того, на встрече была затронута проблема национального и международного роуминга. Министр признал, что «внутри-национальный роуминг—это несправедливый пережиток прошлого». Он сообщил, что этот «налог на перемещение» должен быть устранен. «Чтобы гражданин России, приехав в другой город своей страны, мог общаться по местным тарифам, делая звонки в пределах данного региона. А входящие звонки при этом должны оплачиваться по междугороднему тарифу, так как задействованы каналы дальней связи операторов и трафик направляется через них. »,--пояснил Николай Никифоров.

В конце встречи министр связи рассказал о перспективах. В планах Минсвязи и ФМС начало введения (примерно с 2015 года) электронных паспортов для граждан. Постепенно пластиковый паспорт может заменить бумажный. У граждан автоматически возникнет электронная подпись (ЭЦП), являющаяся юридически достоверным идентификатором личности. Сейчас ЭЦП стоит довольно дорого (от 12 тыс. руб.). Она весьма удобна, поскольку позволяет проводить практически любые действия без личного присутствия. Например, платить налоги и штрафы; совершать крупные покупки; выяснять у органов власти любые вопросы без похода в конторы и стояния там в очередях. Будем надеяться, что планы Минсвязи сбудутся.

Об этом заявил министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров во время визита в редакцию «МК»

12 февраля глава Минкомсвязи Николай Никифоров посетил редакцию «МК». Разговор вышел достаточно жестким; от острых вопросов министр не уклонялся. Власть постепенно прислушивается к аргументам Общественной палаты по реформе почты. Ведь за ними стоят интересы не только медиасообщества, но и простых людей: пенсионеров, подписчиков, плательщиков. Сохранение гарантий предоставления государственных услуг требует, чтобы почтовые отделения оставались бюджетными учреждениями. Но логистику выведут в конкурентную часть.

Николай Никифоров расписывается на стене почетных гостей в редакции.

Главным камнем преткновения законопроекта «О почтовой связи» является механизм предоставления услуг. Старшее поколение помнит времена, когда свежие газеты лежали в почтовых ящиках у подписчиков ежедневно не позже 7 утра, а письма и посылки в любую точку огромной страны доставлялись за 10 дней. При этом зарплата сотрудников почты была хотя и невысокой, но достойной. По крайней мере, желающие занять должность почтальона находились всегда.

Сейчас ничего этого нет и в помине. «Работа почты вызывает законные нарекания населения, — констатировал глава Минкомсвязи Николай Никифоров, — к сожалению, мы в последние годы сами загнали предприятие в ловушку. Ситуация критическая, и реформы нужны радикальные».

От словосочетания «радикальные реформы» у многих до сих пор мороз по коже. Потому что можно сломать то, что с трудом, но функционирует. Например, разрешили почте зарабатывать деньги — на пути между читателями и печатными СМИ тут же возникли посредники: 10 подписных агентств подмяли под себя и монополизировали рынок.

В результате в 2012 году было доставлено подписчикам 1,5 млрд изданий по цене в среднем 12 руб. Из них почта получила 3,5 руб., сами издания — 5 руб., а 3,5 руб. ушло посредникам. Причем главным оказался МАП. «Эта структура, созданная работниками почты для отмывания денег. У них счет был на Сейшельских островах; только после вмешательства Общественной палаты закрыли», — возмущался на встрече с министром связи главный редактор «МК» Павел Гусев. Министр безобразиями заинтересовался и обещал подробно разобраться.

Но главное не в том, чтобы наказать «стрелочников» (на месте каждого наказанного тут же возникнут два новых посредника), а в том, чтобы аварий не было. Механизм работы почты, который и определяется законопроектом, должен быть бесперебойным. «170 млрд руб. в год составляют затраты «Почты России». При этом около 70 млрд почта зарабатывает. Значит, 100 млрд в год — это чистые убытки», — вскрыл подоплеку проблемы Николай Никифоров.

И поставил вопрос ребром: «Если мы гарантируем населению государственную услугу доставки пенсий, корреспонденции и СМИ, то мы должны эти $3 млрд вложить. Сама почта их не заработает. У нас уже очередная версия законопроекта сейчас обсуждается. И я все больше склоняюсь к тому, чтобы сами почтовые отделения оставались бюджетными учреждениями. Но при этом, чтобы что-то требовать от предприятия, нужно ему что-то дать для обеспечения возможности улучшить работу. Поэтому сейчас мы прорабатываем обоснование целевых инвестиций в «Почту России». Я подчеркиваю: не субсидий, как это делалось до сих пор, а именно инвестиций — с определенными целями, сроками их реализации, сроками и порядком возврата инвестиций и так далее. До 15 февраля мы представим премьер-министру Дмитрию Медведеву расчеты по необходимым инвестициям в почту. До этого звучали разные оценки их размера ― до 100 млрд рублей. Эти оценки не были достаточно обоснованы, теперь мы это хотим сделать с учетом эффективности и возврата инвестиций. Мы хотим, чтобы инвестиции позволили «Почте России» за счет расширения перечня и объема услуг увеличить выручку минимум вдвое. Для этих целей в том числе в новом законе снят запрет на акционирование почты».

В российских условиях это верно. Приватизация осуществляется с условием сохранения профиля предприятия. Но через год-два профиль меняется — и тогда на месте аптеки возникает банк. С отделениями «Почты России» этого быть не должно. Но там, где почта конкурентоспособна — например в логистике, — она будет пущена в рыночное плавание.

Кроме того, на встрече была затронута проблема национального и международного роуминга. Министр признал, что «внутри-национальный роуминг—это несправедливый пережиток прошлого». Он сообщил, что этот «налог на перемещение» должен быть устранен. «Чтобы гражданин России, приехав в другой город своей страны, мог общаться по местным тарифам, делая звонки в пределах данного региона. А входящие звонки при этом должны оплачиваться по междугороднему тарифу, так как задействованы каналы дальней связи операторов и трафик направляется через них. »,--пояснил Николай Никифоров.

В конце встречи министр связи рассказал о перспективах. В планах Минсвязи и ФМС начало введения (примерно с 2015 года) электронных паспортов для граждан. Постепенно пластиковый паспорт может заменить бумажный. У граждан автоматически возникнет электронная подпись (ЭЦП), являющаяся юридически достоверным идентификатором личности. Сейчас ЭЦП стоит довольно дорого (от 12 тыс. руб.). Она весьма удобна, поскольку позволяет проводить практически любые действия без личного присутствия. Например, платить налоги и штрафы; совершать крупные покупки; выяснять у органов власти любые вопросы без похода в конторы и стояния там в очередях. Будем надеяться, что планы Минсвязи сбудутся.

Рассказать друзьям